Заменители фреона R12 | Ритейл ТехСервис
Заменители фреона R12
Уже несколько лет существует запрет на производство фреона R12 – ввиду наличия в нем хлора и вредного воздействия этого хладагента на озоновый слой. Однако техника, работающая на фреоне R12, осталась. И сейчас для владельцев такого холодильного оборудования остро стоит вопрос о его замене на разрешенные аналоги. Да, пока еще этот хладон разрешен к использованию, но поскольку он больше производится – его запасы тают с каждым днем и растут в цене.
По каким критериям выбирать заменитель R12?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала вспомнить о важных для эксплуатации свойствах запрещенного фреона.
- Азеотропность – другими словами, это однородный газ, он не разделяется на жидкую и газообразную составляющие, и при утечках состав оставшегося в системе фреона не меняется. Таким образом, при дозаправке можно не думать о том, какие пропорции имеет остаток смеси.
- Растворимость в минеральном масле – это еще одно важное свойство хладона R12, обусловленное наличием в его составе примеси хлора. Но дело в том, что именно хлор и стал поводом к запрету производства этого хладагента.
- Таким образом, заменитель R12 должен обладать двумя важными свойствами – азеотропным составом и растворимостью в минеральном масле. Относительно последнего нужно отметить, что не только содержание хлора дает это свойство, но и содержание горючих газов. Некоторые пошли этим путем, выбирая заменители, имеющие в своем составе горючие газы, однако здесь появляется другая проблема – высокая взрывоопасность таких смесей. Именно потому небезопасно использовать вместо фреона R12 – пропан. Да, заправленное им холодильное оборудование будет работать, но если емкость ресивера превышает 1 кг – ошибки или небрежность при заправке грозят весьма сильным взрывом.
Если же поискать заменители среди составов, содержащих примеси хлора – выбор будет еще более скудным: среди них к производству разрешен только фреон R22. Но и он вряд ли поможет, поскольку не удовлетворяет второму условию – имеет плохую растворимость в минеральном масле.
Смеси, как оптимальный заменитель R12
Выход из казалось бы тупиковой ситуации был найден в приготовлении смесей на основе R22 с добавлением компонентов, призванных повысить его растворимость в минеральном масле и разрешить другие проблемы (например, высокое давление этого фреона). На сегодня существуют десятки таких смесей, например – R21, R152a, R142B, R124 и др.
Правда, нельзя сказать, что это решение стало идеальным. Большинство смесей не соответствуют критерию азеотропности, т.е. при нагревании распадаются на жидкость и газ. А поскольку любая система, так или иначе, имеет точки протекания – газовый компонент испарится в первую очередь. При дозаправке же сложно будет определить, какой процентный состав имеет оставшаяся в системе смесь. Немного лучше обстоят дела со смесями, состоящими только из газовых компонентов, однако и они в большинстве своем не азеотропны.
В поисках вариантов решения как отечественные, так и зарубежные специалисты продолжают испытывать различные добавки. Так, к примеру, определенной популярностью пользуется смесь R22 и R142B в разных соотношениях – от 3:2 до 4:1 (ПЖ, КР и др.). Разные пропорции обусловлены типом холодильного оборудования – так для заправки крупных полупромышленных и промышленных холодильников требуется более высокое содержание R22, поскольку он быстрее испаряется.
Кроме того, хорошими заменителями запрещенного фреона R12 могут стать R406a, R22/R142b, R401 и R409, хотя последние два отличаются довольно высокой стоимостью.
Как заменить R12 на R134a, какие проблемы возникают ?
Небольшие аспекты связанные с заменой (ретрофитом) фреона, для информации.
Что бы вам не говорили в кондиционерных фирмах. Послушайте практика.
Если кому-то очень надо, для снижения уровня дремучести, предлагаю прочитать книжечку Бабакин Б.С. «Альтернативные хладагенты и сервис холодильных систем на их основе». В простой и доступной форме описан процесс ретрофита R12 на R134а, что для этого необходимо и с чем придется столкнуться.
Прежде чем орать «R12 запрещен! !», поглядите, есть ли он в продаже в сервисных центрах, может просто заправить то что нужно? Не мешайте кондиционеру работать.
- Так как: 134-й более текуч, потому что у него молекула значительно меньше, вспомним о наших «новых» прокладках в разъемах шлангов. Обычные течеискатели не катят, нужны с реакцией на фтор и чувствительность должна быть намного выше обычных.
- Давление в системе на нагнетании будет больше. см п.1
- R134a надо меньше от объема R12 , если фукнуть столько же, можно отгрести гидроудар компрессора. Заправка должна осуществляться поэтапно.
- Холодопроизводительность системы будет меньше, т.е. кондей хуже холодит, потому что R134а менее калорийный. Для устранения проблемы необходимо подбирать расширительную трубку от Э2 как минимум, если подойдет и использовать испаритель от Э2.
- Проблема текучести 134-го через любые шланги так и не решена до конца, по этому в Э2 используют спец.шланги, а на 92-94 годах этого не было в помине, просто не было необходимости.
- Необходима обязательная замена масла в компрессоре, т.к. для R12 оно минеральное или алкилбензольное, а для R134а обязательно полиэфирное. Полиэфирное масло очень любит растворять медь, это в качестве страшилки, если в системе есть медные прокладки или детали, попрощаемся, медь будет плавно растворена и перемещена на другие детали. Остаток масла для R12 должен быть не быть не более 5%, значит промывка, многоступенчатая.
- Менять фильтр осушитель от Э2, с адсорбентом-молекулярным ситом, расчитаный на структуру молекул 134-го фреона, т.к гигроскопичность 134-го в 3 раза выше 12-го.
- Обезвоженный R12 нейтрален к любым металлам, невзрывоопасен, R134а тоже нейтрален, но его масло любит медь, к тому же при попадании в систему с R134а воздуха и сжатии, образуется горючая смесь, но у нас система маленькая, по емкости, так что это не сильно страшно
и т.д.
В общем, чтоб сделать правильную замену фреона нужно сильно потратиться. Чтоб потом не говорить, блин, куда девается фреон, почему клинит компрессор, почему не холодит кондей, да и вообще кондей это плохо, т.
Не вздумайте 134-й в 12-й добавлять, будет нехорошо.
Не слушайте разводилово, по секрету, от спеца, что недавно от бороны отлучился. «Спецам» пофиг ресурс вашего кондея. Чем чаще проблемы, тем больше рубица бабла.
Есть рекомендации производителей кондиционеров. Там не совсем дураки работали. Без обид, просто кондиционирование это сложно, местами совсем сложно.
Дополнение 1:
Фреоны этих двух типов несовместимы, заправка автомобильных кондиционеров фреоном R134 вместо фреона R12 (и наоборот) почти неминуемо выводит кондиционер из строя из-за образования твердых продуктов реакции разных фреонов (и разных масел)
Как аргумент полной смены 12-го на 134-й:
R12 хлоросодержащий фреон. Сие особенно актуально для курящих, ибо при утечке R12 он будет разлагаться от сигареты прямо под вашим носом, образуя в т.ч. фосген. определенная доза которого приводит к параличу сердечной мышцы и остановке сердца.
134-й в этом плане менее опасен. он просто взрывается если что но чтобы получить такую концентрацию его в воздухе — надо опорожнить целый баллон в салоне.
Дополнение 2, медицинское:
12-й начинает разлагаться при t>330гр, с образованием хлорида водорода, фтористого водорода и следов фосгена.
134-й, разлагаясь, выделяет фтороводород, синоним — плавиковая кислота. В общем тоже весело… При высоких концентрациях — раздражение глаз и слизистой носа, слезотечение, блефароспазм, слюнотечение; могут развиться медленно заживающие изъязвления конъюнктивы глаз, слизистых носа, полости рта, гортани и бронхов, гнойный бронхит, носовые кровотечения. Иногда рвота, колики, симптомы действия на центральную нервную систему, ощущение удушья, приступы тетании. Сердечно-сосудистые повреждения: изменение проводимости, острая дилатация сердца, нарушение коронарного кровообращения, падение кровяного давления, выраженная недостаточность кровообращения. Функциональные заболевания печени; возможно развитие токсического гепатита.
Автор
Что произойдет, если вы добавите R134A в систему R12?
Лука Кушич
Обновлено 3 апреля 2022 г.Поскольку R12 официально снят с производства в 2021 году, старые автомобили остаются без пригодного для использования хладагента для систем кондиционирования воздуха. R134A широко признан лучшим хладагентом для замены, но можете ли вы просто добавить его непосредственно в систему R12?
Смешивание хладагентов R12 и R-134a является незаконным, и даже если вы ранее прокачивали R12, система должна быть настроена на использование R-134a, иначе это приведет к утечкам, коррозии меди и отсутствию смазки, необходимой для оптимальная работа.
Прежде чем мы перейдем к различным способам настройки вашей системы кондиционирования воздуха для работы с R134A, давайте обсудим, что означают эти коды и почему использование R12 было прекращено.
Описание хладагентов R12 и R134A
R12 — это кодовое название хладагента, который существует с 1920-х годов и широко используется с 1950-х годов в бытовой технике и транспортных средствах. В бытовой технике от него отказались в пользу R22, но R12 по-прежнему оставался основным хладагентом для автомобильных кондиционеров.
Агентство по охране окружающей среды объявило R12 непригодным для дальнейшего использования из-за большого количества хлора в нем – вещества, особенно вредного для озонового слоя. С 1996 года автомобили начали использовать R134A вместо этого, но R12 остался, чтобы предоставить возможность людям, застигнутым в середине изменений. Тем не менее, 2021 год знаменует собой официальное окончание производства и распространения R12, из-за чего его становится все труднее найти и он становится чрезвычайно дорогим.
Что произойдет, если смешать R12 и R134A?
R134A — экологически чистый раствор, изготовленный на основе HFC (гидрофторуглерода), который не влияет на озоновый слой и не оказывает парникового эффекта. Поскольку его химический состав отличается от R12, использование R134A в качестве прямой замены нецелесообразно. На самом деле, смешивание этих двух вещей даже противоречит закону.
Смешивание этих двух компонентов не приведет к огромному взрыву, как утверждают некоторые, но, тем не менее, это не очень хорошая идея. Эти два химических соединения совершенно разные и вызывают так называемую черную смерть — черный налет на внутренней части всей системы кондиционирования воздуха из-за химической реакции, вызванной теплом.
Можно ли добавить R134A в систему R12?
Даже если остатки R12 были удалены из системы профессионалом, чтобы не выбрасывать токсичный газ в атмосферу, R134A все равно не будет полностью совместимой заменой. Причина в том, что химическая разница между ними повлияет на систему кондиционирования воздуха. R134A использует различные смазочные масла, вызывает коррозию меди и, как правило, вызывает утечки хладагента в немодернизированной системе.
Как добавить хладагент R134A в систему кондиционирования воздуха R12
Чтобы добавить хладагент R134A в систему кондиционирования воздуха R13, техник должен стравить остаток R12. Модернизация системы довольно проста, но заправка системы новой охлаждающей жидкостью сопряжена с риском. Пока вы этим занимаетесь, вы также можете заменить осушитель ресивера, так как это не дорого, и лучше заменить его сейчас, чем прокачивать систему, чтобы сделать это позже.
Необходимое оборудование:
Варианты, представленные в таблице выше, являются универсальными, но вам нужно будет проверить официальное руководство по модернизации вашего автомобиля, чтобы узнать точные детали и количество масла PAG, необходимого для системы. Затем вы можете использовать приведенные выше ссылки для более легкого отслеживания конкретных компонентов.
Шаги по переоснащению системы R12 на R134A:
- Найдите ресивер-осушитель и проверьте, полностью ли удален воздух из R12.
- Снимите фитинг нижней стороны, расположенный на трубе под осушителем, и замените его переходной деталью.
- Установите переходные фитинги на новый ресивер-осушитель.
- Снимите старый осушитель ресивера и уплотнительные кольца.
- Нанесите немного масла PAG на резьбу нового осушителя и установите его вместе с новыми уплотнительными кольцами.
- Следуйте инструкциям по эксплуатации вакуумного насоса и удалите воздух из системы.
- Закройте клапаны насоса и подождите некоторое время, чтобы увидеть, поднимаются ли манометры, что указывает на то, что система не герметизирована должным образом.
- Добавьте в систему хладагент R-134a.
- Используйте масляный инжектор PAG для добавления масла в систему в соответствии с инструкциями производителя.
Для последних двух шагов и более подробного изучения того, как модернизировать систему кондиционирования воздуха, я настоятельно рекомендую посмотреть следующий видеоурок.
Я далеко не эксперт в вопросах систем кондиционирования и не буду притворяться таковым и давать вам ложную информацию. Легко перезарядить кондиционер и повредить очень дорогой компрессор кондиционера, поэтому я отдаю свои автомобили профессионалу.Часто задаваемые вопросы
Для чего используется хладагент R12?
Семьдесят лет назад R12 был основным хладагентом для бытовых приборов и кондиционеров автомобилей. Он был быстро исключен из домашнего приложения, поэтому маловероятно, что вы найдете устройство, работающее на R12. Однако в автомобилях, выпущенных до 1996 года, используется R12, производство которого сейчас прекращено.
Почему хладагент R12 был запрещен?
R12 содержит хлор, разрушающий озоновый слой. Для предотвращения дальнейшего развития парникового эффекта R12 был запрещен, а в качестве замены был выбран R-134a.
R12 холоднее R134a?
В некоторых исследованиях утверждается, что R12 на 6-7 градусов холоднее и на 15% эффективнее, чем R134a. Однако это не имеет большого значения, учитывая, что теперь это незаконно и практически невозможно приобрести.
Как перевести холодильник с R12 на R134a?
Если вы пропустили этот раздел, перейдите наверх и ознакомьтесь с шагами и инструментами, необходимыми для преобразования системы R12 в R134a. Замена компонентов — очень простая задача, но перезарядка хладагента окажется сложной задачей.
Сколько будет стоить замена R12 на R134a?
Механик возьмет с вас около 200 долларов только за переоборудование, но вы можете выполнить работу самостоятельно за ту же сумму и сохранить купленные инструменты. Зарядка самого переменного тока будет стоить от 150 до 500 долларов, но это расходы, которые стоит учитывать, поскольку неправильная зарядка вашего переменного тока может привести к более дорогостоящему повреждению.
Почему мой автомобиль плохо работает на холостом ходу, когда я включаю кондиционер?
Наиболее вероятной причиной того, что ваш автомобиль работает с перебоями на холостом ходу при включенном кондиционере, является проблема с компрессором кондиционера или регулятором дроссельной заслонки.
Резюме
Несмотря на то, что использование хладагента R12 было полностью прекращено, все еще есть способы заставить кондиционер работать на полную мощность. Переход на охлаждающую жидкость R134A не требует больших затрат и может быть выполнен в домашних условиях. Что касается дозаправки охлаждающей жидкости, то я бы не советовал вам делать это самостоятельно, но если вы уверены в себе, приобретите нужные инструменты и сделайте это.
Найдите другие полезные сообщения о кондиционере вашего автомобиля здесь:
Причины, почему ваш автомобиль трясется при включенном кондиционере
Как вручную включить/запустить муфту компрессора кондиционера?
Причины, по которым компрессор кондиционера автомобиля не включается (РЕШЕНИЕ)
Как преобразовать систему R12 в систему R134a
Дастин Торнтон
До 1995 года большинство автомобилей поставлялись с хладагентом R12 в системе кондиционирования воздуха. Если ваш кондиционер больше не охлаждает так, как раньше, то, скорее всего, вам необходимо дозаправить хладагент в системе. Заправка автомобильной системы кондиционирования довольно проста, однако хладагент R12 сложен и дорог — для его покупки необходимо иметь лицензию специалиста. Вместо этого вы можете преобразовать систему R12 в систему R134a с помощью нескольких деталей и некоторых основных инструментов.
Шаг 1
Утилизируйте оставшийся в системе хладагент R12, обратившись к лицензированному специалисту по кондиционированию воздуха. Выброс R12 непосредственно в окружающую среду опасен и преследуется по закону.
Шаг 2
Откройте моторный отсек вашего автомобиля. Найдите сервисные порты на стороне высокого и низкого давления для системы кондиционирования воздуха R12. Наденьте модифицированный фитинг R134a со стороны низкого давления на старый фитинг и затяните его с помощью гаечного ключа. Затяните фитинг с усилием 20 футо-фунтов.
Шаг 3
Наденьте модифицированный фитинг R134a со стороны высокого давления на старый фитинг и затяните его с помощью гаечного ключа. Затяните фитинг с усилием 20 футо-фунтов. Поместите этикетку о модернизации, показывающую, что вы переоборудовали автомобиль для работы с хладагентом R134a, на видном месте в моторном отсеке.
Шаг 4
Убедитесь, что все клапаны на манометрах коллектора закрыты, и подсоедините синий шланг к отверстию на стороне низкого давления, а красный шланг — к отверстию на стороне высокого давления. Подсоедините желтый шланг к вакуумному насосу. Запустите вакуумный насос и откройте клапаны высокого и низкого давления на манометрах коллектора. Дайте насосу поработать не менее одного часа. Закройте все три клапана на манометрах коллектора и выключите вакуумный насос.
Шаг 5
Подсоедините баллончик со смазкой R134a к желтому шлангу, откройте клапан на стороне низкого давления и позвольте вакууму в системе втянуть масло. Прочтите руководство по техническому обслуживанию вашего автомобиля, чтобы узнать, сколько масла нужно добавить в масло. система кондиционирования воздуха. Пропустите этот шаг, если добавляемый хладагент содержит масло.
Шаг 6
Узнайте, сколько хладагента R12 требуется автомобилю для работы с оптимальной эффективностью; вы будете добавлять на 10 процентов меньше хладагента R134a. Обратите внимание, что недостаточное заполнение системы может привести к повреждению компрессора, а переполнение системы может привести к утечке через уплотнения. Закройте все вентили на манометрах коллектора и снимите их.
Шаг 7
Прикрутите Т-образный клапан к верхней части баллона с хладагентом R134a. Запустите двигатель и включите кондиционер на максимальную мощность. Поместите термометр в центральное отверстие для измерения температуры при добавлении хладагента.
Шаг 8
Подсоедините шланг Т-образного клапана к сервисному отверстию на стороне низкого давления. Откройте вентиль и дайте системе выкачать хладагент из баллона — вы почувствуете, что баллон становится холоднее и легче. Дайте ему стечь в течение пяти минут, а затем проверьте температуру воздуха внутри.
Шаг 9
Продолжайте добавлять хладагент до тех пор, пока не будет добавлено на 10 процентов меньше максимальной емкости системы. Периодически проверяйте температуру воздуха внутри, чтобы убедиться, что система удерживает заряд и нет утечек. Когда закончите, отсоедините шланг Т-образного клапана со стороны низкого давления.
Каталожные номера
- First Fives: Эвакуация и заправка кондиционера
- AA1Car: Обновление кондиционера: модернизация хладагента R134A
Вещи, которые вам понадобятся
- Фитинги для модернизации R134a
- Динамометрический ключ
- Этикетка для модернизации
- Манометры коллектора
- Вакуумный насос
- R1 Смазка 34a
- Руководство по обслуживанию автомобиля
- Термометр
- Т-образный клапан и шланг
- Хладагент R134a
Предупреждения
- Свободный выпуск хладагента R12 из вашей системы кондиционирования воздуха является незаконным.