Постоянно работает вентилятор охлаждения двигателя. 5 причин почему всегда крутится вентилятор радиатора
Ситуация, когда постоянно работает вентилятор охлаждения может быть вызвана несколькими причинами: выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости либо его проводки, поломкой реле запуска вентилятора, повреждением проводов приводного моторчика, «глюки» электронного блока управления двигателем (ЭБУ) и некоторыми другими.
Чтобы понять как правильно должен работать вентилятор охлаждения, необходимо знать, какая температура запрограммирована в блоке управления для его включения. Или же посмотреть данные на датчике включения вентилятора расположенного в радиаторе. Обычно она находится в пределах +87…+95 °C.
В статье подробно рассмотрим все основные причины, по которым вентилятор охлаждения радиатора двигателя работает не только когда температура ОЖ доходит до 100 градусов, а всегда при выключенном зажигании.
Причины включения вентилятора | Условия для включения |
---|---|
Выход из строя ДТОЖ или повреждение его проводки | Запущенный двигатель в аварийном режиме |
Замыкание проводов на “массу” | Запущенный двигатель, при появлении / пропадании контакта вентилятор может отключаться |
Замыкание проводов на “массу” при двух ДТОЖ | Запущенный двигатель (первый датчик) либо включенной зажигание (второй датчик) |
Неисправное реле включения вентилятора | Запущенный двигатель в аварийном режиме |
“Глюки” ЭБУ | Разные режимы, зависит от конкретного ЭБУ |
Нарушена теплоотдача радиатора (загрязнение) | При запущенном двигателе, при длительной поездке |
Неисправный датчик давления фреона | При включенном кондиционере |
Низкая эффективность работы системы охлаждения | При запущенном двигателе |
Почему постоянно работает вентилятор охлаждения
Если вентилятор двигателя работает постоянно, то на это может быть 7 причин.
Датчик температуры ОЖ
- Отказ датчика температуры охлаждающей жидкости либо повреждение его проводки. Если от датчика до ЭБУ идет некорректная информация (завышенный или заниженный сигнал, его отсутствие, короткое замыкание), то в ЭБУ формируются ошибки, в результате чего блок управления переводит двигатель в аварийный режим, в котором вентилятор «молотит» постоянно, дабы не было перегрева двигателя. Понять, что неисправность именно в этом, можно будет по трудному запуску двигателя когда он еще не прогрет.
- Замыкание проводов на «массу». Нередко вентилятор постоянно работает в случае, если у него перетирается минусовой провод. В зависимости от конструкции двигателя это может быть в разных местах. Если конструкцией мотора предусмотрены два ДТОЖ, то при обрыве «минуса» первого датчика вентилятор будет «молотить» при включенном зажигании. В случае повреждения изоляции проводов второго ДТОЖ вентилятор работает постоянно при запущенном двигателе.
- Неисправное реле включения вентилятора. У большинства автомобилей питание вентилятора состоит из «плюса» от реле и «минуса» от ЭБУ по температуре от ДТОЖ. «Плюс» подается постоянно, а «минус» при достижении рабочей температуры антифриза.
- «Глюки» электронного блока управления. В свою очередь некорректная работа ЭБУ может быть вызвана сбоем в его программном обеспечении (например, после перепрошивки) либо при попадании внутрь его корпуса влаги. В качестве влаги может быть банальный антифриз, который попал в ЭБУ (актуально для автомобилей «Шевроле Круз», когда антифриз попадает в ЭБУ через порванную трубку подогрева дроссельной заслонки, она находится возле ЭБУ).
- Грязный радиатор. Это касается как основного радиатора, так и радиатора кондиционера. При этом зачастую вентилятор работает постоянно при включенном кондиционере.
- Датчик давления фреона в кондиционере. При выходе его из строя и при утечке хладагента система «видит», что радиатор перегревается, и пытается охладить его с помощью постоянно включенного вентилятора. У некоторых автолюбителей при включении кондиционера постоянно работает вентилятор охлаждения. На самом деле так быть не должно, поскольку это указывает либо на забитый (загрязненный) радиатор, либо на проблемы с датчиком давления фреона (утечка фреона).
- Низкая эффективность системы охлаждения. Поломки могут быть связаны с низким уровнем ОЖ, его утечкой, неисправным термостатом, выходом из строя помпы, разгерметизацией крышки радиатора либо расширительного бачка. При такой проблеме вентилятор может работать не постоянно, а в течение длительного времени или часто включаться.
Что делать если постоянно работает вентилятор охлаждения
Когда вентилятор охлаждения двигателя работает постоянно, то стоит искать неисправность сделав несколько несложных диагностических действий. Проверку нужно выполнять последовательно, исходя из наиболее вероятных причин.
Чистка радиатора
- Проверить наличие ошибок в памяти ЭБУ. Например, код ошибки p2185 указывает, что на ДТОЖ отсутствует «минус», а ряд других (от p0115 до p0119) о других неисправностях его электрической цепи.
- Проверить целостность проводов. В зависимости от конструкции мотора отдельные провода, связанные с приводом вентилятора могут повреждаться (обычно перетирается изоляция), из-за чего происходит короткое замыкание. Поэтому нужно просто найти место, где повредился провод. Сделать это можно либо визуально, либо с помощью мультиметра. Как вариант — вставить в контакты фишки две иголки и замкнуть их между собой. Если провода целые — ЭБУ выдаст ошибку перегрева мотора.
- Проверить ДТОЖ. Когда с проводкой и питанием датчика все в порядке, то стоит выполнить проверку датчика температуры ОЖ. Вместе с проверкой самого датчика также нужно проверить контакты на его фишке и качество фиксации фишки (не поломан ли ушко/фиксатор). При необходимости почистить контакты на фишке от окислов.
- Проверка реле и предохранителя. Проверьте приходит ли питание от реле до вентилятора с помощью мультиметра (номер контакта можно узнать из схемы). Бывают случаи что оно «залипает», тогда нужно его менять. Если питания нет — нужно проверить предохранитель.
- Чистка радиаторов и системы охлаждения. Если основной радиатор или радиатор кондиционера покрыты мусором — их нужно почистить. Засор радиатора двигателя также может образовываться и внутри, тогда необходимо прочистить всю систему охлаждения специальными средствами. Либо демонтировать радиатор и мыть его отдельно.
- Проверить работу системы охлаждения. Вентилятор может работать постоянно при низкой эффективности работы системы охлаждения и отдельных ее элементов. Поэтому желательно проверить систему охлаждения, а при выявлении поломок — выполнить ремонт либо замену ее частей.
- Проверка уровня фреона и работы датчика давления хладагента. Для проведения этих процедур и устранения причины лучше посетить сервис.
- Проверка ЭБУ — это крайняя мера, когда уже проверены все другие узлы. В общем случае, блок управления нужно демонтировать и разобрать его корпус. Далее проверить состояние внутренней платы и ее элементов, при необходимости почистить ее спиртом от антифриза и мусора.
Летом ездить с постоянно включенным вентилятором нежелательно, но допустимо. Однако, если вентилятор крутит постоянно зимой, то рекомендуется как можно быстрее диагностировать и устранить поломку.
Заключение
Чаще всего вентилятор охлаждения радиатора крутит постоянно из-за замыкания в пусковом реле либо его проводке. Остальные проблемы менее частые. Соответственно, диагностику нужно начинать с проверки реле, проводки и наличия ошибок в памяти ЭБУ.
Михаил Самсонов
Ремонт ходовой части, замена агрегатов, плотный ремонт систем автокондиционеров.
Задать вопросРемонт плат кондиционеров. Поломки вентилятора
Узнать стоимость и заказать ремонт платы кондиционера можно здесь, ниже рассказано как это сделать самостоятельно.
В этой части рассмотрим платы у которых включение и регулировка скорости вращения вентиляторов осуществляется с помощью твердотельных коммутаторов.
Такие реле имеют небольшой корпус и занимают мало места на плате. Используют их такие производители как Samsung, Panasonic, Mitsubishi. Схематически представляют из себя силовой симистор (триак в англоязычной терминологии) и оптоэлектронную развязку для управления им. Итак рассмотрим неисправности связанные с этими реле.
Вентилятор внутреннего / наружного блока кондиционера постоянно работает
Независимо от того, включён кондиционер с пульта или нет, при подключении кондиционера к питанию вентилятор постоянно вращается. Это вызвано пробоем силового элемента этого реле. Мне попалась плата от малазийского Panasonic CS-A07DKD, её и возьмём за пример. Находим фотореле на плате:
На фото таких две — одна управляет внутренним вентилятором, другая подаёт напряжение на наружный, что легко отследить по проводам.
Находим нужную нам деталь и её выводы с обратной стороны платы.
Символами «+» и «-» обозначена цепь управления,гальванически развязанная от высоковольтной силовой части. Обычно для кондиционеров применяют управляющее напряжение 12 В. А значками волны обозначены силовые выводы для управления переменной нагрузкой.
Измеряем сопротивление между ними, в нормальном состоянии оно очень велико, десятки МОм, при любой полярности измерения, а вот если симистор внутри пробит, то его значение стремится к нулю, у меня, к примеру, было 30 Ом. Выпаиваем фотореле с платы (как именно-в части 1) и впаиваем новое. Не забываем о условиях пайки указанных в документации к приборам — не более 10 секунд при пайке температурой 350 0С.
Самые распространённые фототриаки, которые используют в платах кондиционеров для управления двигателями вентиляторов, это фирмы Omron G3MC-202PL и компании NAIS AQG22212B02. Они способны коммутировать нагрузку переменного тока до 2 А, при напряжении до 240 В.
При этом, это полные аналоги, по характеристикам и распиновке (расположению выводов на корпусе).
К сожалению, у меня в наличии не оказалось ни тех не других, пришлось использовать донора, коих у меня собралось прилично. Нашёл плату с фотосимсторами OMRON G3MB. Посмотрел по характеристикам — такие же самые, только G3MB это устаревшая модель, на смену которой пришла G3MC. Единственное отличие — у G3MB необходимо на входе управления ставить токоограничительный резистор, а в G3MC он уже встроен внутри. Поэтому я впаял G3MB, а цепь управления разорвал и в разрыве поставил резистор. Его номинал я взял из предыдущей платы — там он был 1 кОм, такой же я поставил и на ремонтируемой плате.
После пайки нового компонента я проверил плату с помощью лампы накаливания. Размеры вилки очень хорошо подошли к контактам разъёма вентилятора.
Изменяя пультом управления скорость вращения вентилятора, должно быть видно изменение яркости лампы.
При подборе аналогов, учтите что нам нужно реле без перехода через ноль (non cross-zero). У G3MC такие детали маркируют индексом PL в конце.
В итоге статьи, публикую все данные на детали
Скачать даташит:
G3MС-202-PL.pdf
G3MB-202-Pl.pdf
AGQ22212B02.pdf
аналоги AQG22212B02.pdf
Вентилятор внутреннего блока не работает
В этом случае произошёл уже не пробой, а полный выход из строя твердотельного коммутатора.
Мне попалась плата от кондиционера LG Neo Plasma (S12LHP), там узел управления вентилятора выполнен на отдельных компонентах — оптопаре TLP560J и симсторе SM1L43. Это, в принципе, то же самое что и в примере выше, только не в одном корпусе, а выполненные, на отдельных элементах.
Симистор полностью разрушился даже выгорел участок платы под ним:
В этом случае даже не потребовалась проверка детали, на корпусе видны явные следы разрушения.
Если таких явных признаков неисправности детали не видно, то замеряем напряжение на входе — при выключеном с пульта кондиционере на входе нет напряжения, при включении оно появляется, точное значение зависит от применяемого для измерения прибора и драйверной микросхемы, применяемой для управления. На данной плате значение напряжения было около 3 В.
Посмотрев параметры симистора SM1L43, видно, что его максимальный рабочий ток 1 А. У кондиционера с которого была снята эта плата, была забита крыльчатка, видимо нагрузка возросла и симистор не справился с ней.
Я решил поставить более мощный симистор SM2LZ47, его максимальный ток 2 А, а ток переключения те же самые 10 mA. Корпус идёт уже TO-220, большего размера, и соответственно рассеивает больше тепла.
В принципе, можно поставить вместо него упомянутые выше G3MC или AQG22212, но их цена выше симистора в 5 раз.
К примеру, на этой плате я просто навесным монтажом припаял то, что было G3MB:
У кого проблемы с комплектующими — можно сделать и наоборот, твердотельное реле заменить отдельными компонентами — оптопарой+симистор (как говорят рл — «рассыпухой»)
Если напряжение появляется, а на разъём вентилятора не подаётся — меняем симистор, если нет, идём дальше.
Дальше у нас идёт буферная микросхема, усиливающая сигналы от микропроцессора. На данной плате установлена корейская KID65004AF. На платах японских и китайских производителей используют ULN2003APG, ULN2004APG производства Toshiba. Это полные аналоги и по параметрам и по назначению выводов (распиновке), только у японской микросхемы немного выше ток. Sanyo применяет в своих кондиционерах lb1234, lb1233. Хотя выходят из строя они очень редко.
И в конце статьи видео, как выпаять деталь с несколькими ножками, например микросхему, из платы, не повредив её.
Почему вентилятор моего кондиционера продолжает работать?
Ваш блок HVAC является основой вашего дома. Зимой он защищает ваш дом от низких температур. В летние месяцы ваш кондиционер сделает ваш дом прохладным оазисом в жаркие летние дни.
Будь то лето или зима, домовладельцы привыкли к звукам включения и выключения их системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Но иногда странные звуки привлекают ваше внимание и заставляют задуматься, не случилось ли что-то с вашим кондиционером.
Если вентилятор вашего кондиционера работает и работает без конца, возможно, он пытается сообщить вам, что что-то не так.
При правильной работе вентилятор HVAC включается и выключается автоматически по мере включения и выключения цикла нагрева и охлаждения. Вентилятор кондиционера, который работает постоянно, является красным флагом того, что у вас есть проблема с вашей системой.
Давайте посмотрим, почему ваш вентилятор переменного тока продолжает работать, и что вы можете сделать, чтобы найти основную причину проблемы.
По каким причинам вентилятор вашего кондиционера продолжает работать?
Когда вентилятор вашего кондиционера постоянно работает, пришло время выяснить, что происходит. Если вы никогда не сталкивались с неисправным блоком HVAC, может показаться сложным определить причину.
Вот наиболее распространенные причины, по которым вентилятор вашего кондиционера постоянно дует.
Вентилятор включен
Если ваш вентилятор включен, он будет работать постоянно. Вы должны установить его в положение auto, чтобы он работал только тогда, когда работает блок HVAC. Как только вы зафиксируете эту настройку, вентилятор вашего кондиционера отключится, когда он распознает желаемую температуру в помещении.
Блок переменного тока слишком мал или не соответствует настройкам
Если размер вашего кондиционера слишком мал для вашего дома, он не будет работать оптимально. Слишком маленькая система HVAC часто будет работать, чтобы не отставать от настройки термостата, что приводит к постоянной работе вентилятора и воздуходувки.
Кроме того, если в вашем регионе наблюдаются экстремальные температуры, ваш блок HVAC может не достичь желаемой температуры. Это означает, что вся система, включая вентилятор, будет работать дольше, чем обычно, чтобы достичь заданной температуры.
Неисправность термостата
Если ваш термостат не может распознать внутреннюю температуру вашего дома, вентилятор и система охлаждения будут работать, когда они не должны. Это означает, что вам необходимо заменить термостат.
Короткое замыкание или сломанный релейный переключатель
Если вентилятор — это единственное, что работает, когда кондиционер не работает, возможно, неисправный релейный переключатель запрещает передачу настроек термостата на вентилятор.
Другой причиной может быть проблема с проводкой или короткое замыкание, препятствующее распознаванию системой сигналов включения и выключения.
Устранение неполадок вентилятора переменного тока за три простых шага
Даже самые распространенные проблемы с вашей системой HVAC могут разрастись до серьезных головных болей. Чтобы избежать дорогостоящего ремонта и некомфортного дома, вам нужно вызвать профессионалов, чтобы точно определить причину чрезмерного использования вентилятора.
Перед приездом специалиста по ОВКВ домовладельцы должны провести расследование, чтобы направить техника к потенциальной проблеме.
Выполните следующие четыре шага, чтобы устранить распространенные причины неисправности вентилятора кондиционера.
- Измените настройку вентилятора на «Авто»: Проверьте, включен ли ваш вентилятор. Измените настройку на «авто», чтобы убедиться, что она работает только тогда, когда работает ваш кондиционер.
- Переведите переключатель вентилятора в положение «Выкл.» и обратно в положение «Авто»: Если вентилятор не выключается, это может указывать на необходимость замены термостата. Опытный специалист по ремонту HVAC может заменить ваш термостат.
- Запланируйте техническое обслуживание системы HVAC: Если вы выполнили вышеуказанные шаги и исключили проблемы с вентилятором или термостатом, ваш блок HVAC может не справиться с термостатом. Регулярного технического обслуживания может быть достаточно, чтобы вернуть системе ее наилучшие функциональные возможности.
Специалист по HVAC проверит и решит следующие проблемы:
- Загрязненный воздушный фильтр
- Блокировка потока воздуха
- Низкий уровень хладагента
- Проблемы с электричеством
- Функциональность термостата
- Подумайте о замене: Иногда затраты на ремонт существующего блока HVAC не стоят того. Возможно, пришло время подумать о замене HVAC у лицензированного специалиста по обслуживанию, чтобы убедиться, что ваше устройство подходит для вашего дома и оснащено новейшими энергосберегающими технологиями.
Выполнив описанные выше шаги, вы поможете своему специалисту по системам вентиляции и кондиционирования установить основную причину.
Устранение неполадок с вентилятором кондиционера
Попробуйте…. | Если вентилятор не останавливается, это может означать… |
Настройка вентилятора на автоматический режим |
|
Выключение вентилятора |
|
Техническое обслуживание ОВиКВ |
|
Позвольте R & T Services решить ваши проблемы с вентиляторами HVAC
Не ремонтируйте кондиционер своими руками. Trust R & T Services, экспертная компания HVAC с более чем 30-летним опытом, помогающая жителям Биллингса, штат Монтана, с их потребностями в отоплении и охлаждении.
В R & T Services мы гордимся нашими опытными техническими специалистами, инвестируя в непрерывное обучение новейшим технологиям HVAC и методам ремонта. Мы обеспечиваем высочайшее качество выполнения всех работ по установке, ремонту и техническому обслуживанию.
Свяжитесь с нами сегодня для бесплатной оценки и экспертных услуг ОВКВ.
Почему вентилятор моего кондиционера продолжает работать?
Вентилятор кондиционера работает и работает… и все еще работает? Когда он работает правильно, вентилятор HVAC должен включаться и выключаться по мере включения и выключения циклов нагрева и охлаждения. Вентилятор кондиционера, который постоянно работает, является красным флажком, указывающим на наличие проблемы с вашей системой.
Читайте дальше, чтобы узнать, почему вентилятор переменного тока продолжает работать на вашем устройстве.
Узнайте, как устранить неполадки и исправить вентилятор переменного тока, который остается включенным.Что происходит, когда вентилятор переменного тока остается включенным?
Если вам интересно, почему вентилятор моего кондиционера продолжает работать? Знайте, что есть несколько причин, по которым ваш вентилятор переменного тока может оставаться включенным. К наиболее частым проблемам относятся:
- Вентилятор переключается на «вкл», а не на «авто».
Когда вентилятор включен, он будет работать постоянно. Его следует установить в положение «авто», чтобы он работал только при работающем кондиционере. - Кондиционер слишком мал для помещения или не выдерживает экстремальных температур.
Если система HVAC не соответствует размеру, она не будет работать оптимально. Слишком маленькая система HVAC будет работать дольше, чтобы не отставать от настройки термостата. Кроме того, если температура снаружи чрезвычайно высока и кондиционер не может достичь настройки термостата, вся система, а также вентилятор будут работать дольше, чем обычно, пока не достигнут заданной температуры. - Термостат неисправен.
Если вентилятор и система охлаждения работают, когда они не должны, есть вероятность, что термостат может потребовать замены. - Короткое замыкание или поломка реле.
Если работает только вентилятор, а переменный ток выключен, возможно, неисправный релейный переключатель препятствует передаче настроек, которые вы вводите на термостате, вентилятору. Также возможно, что есть другая проблема с проводкой или короткое замыкание, препятствующее передаче команд включения и выключения на ваш вентилятор.
Что делать, если кондиционер остается включенным?
Не знаете, какая из проблем вызывает проблемы с вашим вентилятором переменного тока? Устраните проблему в три шага:
- Установите для вентилятора «автоматический режим».
Если для вентилятора установлено значение «вкл», измените настройку на «авто», чтобы он работал только тогда, когда работает кондиционер. - Установите переключатель вентилятора в положение «выкл. » и обратно в положение «авто».
Если вентилятор не выключается, даже когда вы переводите переключатель в положение «выключено», вашей системе может потребоваться замена термостата. Замена термостата — это работа для опытного специалиста по ремонту HVAC. - Запланируйте техническое обслуживание HVAC или рассмотрите возможность замены.
Если вы определили, что проблема не связана с настройкой вентилятора или термостатом, возможно, ваш кондиционер просто не справляется с настройкой термостата. В этом случае регулярного обслуживания может быть достаточно, чтобы система снова заработала наилучшим образом. Если нет, возможно, пришло время рассмотреть вопрос о замене HVAC у лицензированного специалиста по обслуживанию.
Ваш местный сервисный центр Aire Serv может обеспечить правильную работу вентилятора переменного тока
Если вы предприняли описанные выше шаги по устранению неполадок, но проблема по-прежнему возникает, пришло время обратиться к доверенным специалистам из вашего местного Aire Serv ® .