Как разобрать чугунную батарею отопления по секциям и заново ее собрать: полезные советы и видео
От автора: здравствуйте, уважаемые читатели! Когда рынок наводнился радиаторами отопления, сделанными из различных современных материалов, чугунные батареи начали терять позиции. Что, в общем-то, неудивительно, ведь они раньше выполнялись в одном дизайне (если это вообще можно так назвать), были громоздкими и некрасивыми.
Тем не менее, чугун не сдался, и теперь все большее количество людей начинают приобретать такие радиаторы. Сам по себе, этот материал обладает отменными характеристиками, а современные технологии позволяют получить красивое и функциональное изделие. Например, теперь эти радиаторы можно наращивать. Но для этого необходимо знать, как разобрать чугунную батарею отопления по секциям, а затем снова ее собрать.
Впрочем, эта информация пригодится вам не только в том случае, если вы захотите усилить отопительную систему, но и для ремонтных процедур, от которых не застрахован ни один радиатор.
Работа с новым радиатором
Содержание статьи:
Проще всего разбирать, конечно, оборудование, недавно выпущенное фабрикой. Места соединений еще не превратились в единое целое, все прекрасно раскручивается и закручивается. Если это ваш случай, то вам несказанно повезло.
Для того чтобы разобрать радиатор, вам понадобится разводной ключ, а также специальный радиаторный инструмент. С первым проблем не возникнет, а вот второй — изделие уникальное и самодельное, в магазинах его обычно нет.
Чтобы добыть сантехнический радиальный ключ, вам нужно обратиться в какую-нибудь мастерскую соответствующей направленности и попросить инструмент в аренду. Или же попытайте счастья у кого-нибудь из знакомых сантехников.
Итак, необходимо выполнить несколько простых действий.
- Первым делом нужно перекрыть и слить воду в системе отопления. Если вы живете в частном доме, то можете сделать это самостоятельно. Если же во многоквартирном, то придется предварительно обратиться с заявлением в управляющую компанию. Оттуда придет специалист, который сможет отключить стояк. Стоит отметить, что проводить данную процедуру возможно только вне отопительного сезона, поскольку отключение подачи теплоносителя затронет не только вашу квартиру, но и соседские.
- После того как стояк перекрыт, отсоедините радиатор от подведенных к нему труб (для этого вам понадобится разводной ключ) и снимите его с крепежных элементов, с помощью которых он удерживался на стене.
- Затем нужно открыть специальную заглушку на боковой стороне батареи, наклонить радиатор и слить из него остатки воды. Конечно, делать это нужно над какой-либо емкостью. Прежде чем браться за эту работу, вспомните о немалом весе чугуна и пригласите помощника.
- С помощью сантехнического радиального ключа открутите втулки, с помощью которых соединены секции радиатора. Сделать это не так-то просто. Сначала попытайтесь определить направление резьбы. Впрочем, у современных радиаторов сделать это несложно, поскольку на втулках обычно присутствует соответствующая маркировка. Если вам необходимо отсоединить один из крайних участков, то просто нащупайте ее инструментом. Если же речь идет о среднем сегменте, то сделайте на ключе пометку, показывающую прохождение нужного расстояния. Затем вводите инструмент в батарею до нужного уровня и начинайте откручивание. Делать это необходимо со всей аккуратностью, медленно — помните, что чугун, несмотря на внушительный внешний вид, является довольно хрупким материалом. Работать нужно поочередно с обеими гайками, верхней и нижней. Сначала откручиваете на пол-оборота одну из них, затем так же вторую, потом снова возвращаетесь к первой, и так далее. Это поможет избежать перекоса радиатора.
- После того как гайки полностью откручены, секцию можно снять.
Разборка старого радиатора
Вообще, процесс разборки старого чугунного радиатора отопления осуществляется точно так же, как и нового. Но проблема в том, что все соединения со временем покрываются накипью и практически спаиваются друг с другом. Вследствие этого обойтись одним лишь сантехническим радиальным ключом становится просто невозможно.
Кроме того, в работе появляется дополнительный пункт — промывка. Старый радиатор, в любом случае, забит изнутри всякой грязью. Поэтому, если уж вы взялись его усовершенствовать. то необходимо позаботиться об очистке оборудования, это позволит ему работать гораздо дольше и качественнее.
Производить промывку желательно на улице, так вы убережете ванну от повреждений. Процедура осуществляется с помощью обычной проточной воды, ничего сложного в этом нет. А вот дальнейший процесс может весьма озадачить. Если вы обнаружили, что гайки крепко сроднились с радиатором и не желают с ним разлучаться, то можете применить три разных способа для того, чтобы разбить этот союз:
- прикипевшее соединение можно разделить с помощью нагрева. Для этого вам понадобится или паяльная лампа, или строительный фен. Первый вариант гораздо эффективнее в работе, но и второй может дать необходимый результат. С помощью этого вспомогательного оборудования прогрейте необходимое вам место соединения по периметру, а затем сразу попробуйте удалить гайку, не дожидаясь остывания. Если сразу не помогло, повторите ту же процедуру еще несколько раз, после каждого захода снова пытаясь разобраться с проблемой. При этом учтите, что работа с раскаленным металлом очень опасна. не забудьте обезопасить себя с помощью защитной одежды — рукавиц и фартука — и специальных очков;
- если предыдущая процедура не помогла, то придется пытаться решить задачку более радикальным методом — распилом. В качестве инструмента для этого вам понадобится ножовка по металлу или болгарская пила. Болгарка прекрасно справляется с распиливанием металла, но тут снова следует учесть хрупкость чугунной батареи — если пилить одно и то же место слишком долго, то материал может просто растрескаться, и придется выбрасывать весь радиатор. Чтобы подобного не произошло, следует делать пропилы поэтапно, давая батарее немного отдохнуть после каждого захода. А вообще. если у вас есть возможность потратить значительное количество времени и сил, то лучше воспользоваться для распила ножовкой по металлу. Конечно, это гораздо более муторный и долгий процесс, чем в случае с болгаркой. Но зато отсутствует риск повредить радиатор в тех местах, где это вовсе не требуется;
- третий вариант еще более брутален. Если нагрев не помог решить проблему, а распил по каким-то причинам невозможен, то выход один — просто разбить нужную секцию. Это делается с помощью кувалды. Естественно, лупить со всего размаха не стоит, поскольку в этом случае вы останетесь без батареи. Действовать нужно аккуратно и не торопясь, начиная с середины секции и постепенно доходя до места ее соединения с соседней. Как и в случае с паяльной лампой, не забудьте надеть защитные очки — даже при аккуратном разбивании есть риск того, что какой-нибудь из осколков резко отскочит.
Дорогие читатели, теперь вы знаете, как правильно разобрать чугунную батарею, даже если она втрое старше вас и яростно желает сохранить свою целостность. Сборка осуществляется, в общем-то, точно так же, но в обратном порядке.
Даже если радиатор совсем новый, все места соединений перед сборкой необходимо тщательно зачистить с помощью наждачки. А уж в случае со старой батареей это вообще обязательная процедура. Кроме того, желательно заменить все прокладки. Если до этого стояли резиновые, то замените их на более современные, сделанные из силикона или паронита. Эти материалы гораздо меньше подвержены деформации и обладают очень большим сроком эксплуатации.
Как вы уже поняли, самое важное в процессе разборки чугунного радиатора отопления — это аккуратность. Хрупкость материала требует исключительно неспешного подхода.
Как разобрать и промыть чугунные батареи отопления в домашних условиях
Содержание
- 1 Чистка чугунной батареи
- 2 Промывание кальцинированной содой и сывороткой
- 3 Чистка средствами для очистки автомобильных радиаторов
- 4 Инструменты для разбора чугунного устройства
- 5 Как разбирают чугунный радиатор
Чугунный радиатор со временем может терять свою тепловую мощность из-за грязи, приплывшей вместе с теплоносителем и оставшейся внутри секций. В нем могут разрушаться прокладки. Это оборачивается разрушением слоя краски и протеканием отопительного устройства.
В первом случае достаточно снять радиатор и очистить или промыть его. В другом, кроме очистки, его еще нужно разбирать. Если батарея отопления является относительно новой, то сложностей с ее разборкой не должно возникнуть. Если в доме стоит устройство с «возрастом» 40 и более лет, то его разборка будет сопровождаться проблемами. Ведь за долгое время:
- Стыки секций «срастаются».
- Внутренние выступления ниппеля разъедает теплоноситель.
Ситуацию несколько облегчает то, что раньше для лучшего соединения на ниппель наматывали паклю с краской. Благодаря этому пакля не позволяет секции срастись с ниппелем. На стык, образуемый секциями, всегда ставили резиновую прокладку. Во многих случаях именно ее пересыхание и укрывание трещинами, а также последующее разрушение становится причиной утечки воды, которая ухудшает вид краски.
Чистка чугунной батареи
Этот процесс нужно делать перед разборкой радиатора. Учитывая то, что батарея отопления является весьма тяжелой (если есть 5 секций, то она весит 37,5 кг, это без учета накопленной грязи), чистку и разборку лучше делать с помощником. Промыть отопительный прибор можно в ванной (если ее размеры позволяют) или во дворе.
Чтобы хорошо почистить батарею отопления, стоит воспользоваться специальными средствами:
- Кальцинированной содой.
- Молочной сывороткой.
- Средством для промывки автомобильного радиатора.
- Водяным пневмопистолетом.
Промывание кальцинированной содой и сывороткой
Чистка кальцинированной содой осуществляется так:
- На два отверстия крайней секции ставят заглушки (пробки).
- Кальцинированную соду разводят в горячей воде. Хватит половины стандартной пачки на 6-10 л.
- Поднимают с пола батарею отопления, ставят ее на секцию с заглушками. Секция с двумя свободными отверстиями должна оказаться вверху.
- Через одно отверстие заливают воду с кальцинированной содой. Через другое будет выходить воздух, поэтому его не надо заглушать.
- Заглушают оба отверстия и ставят батарею на пол. Отопительное устройство должно лежать.
- Чтобы кальцинированная сода могла отъесть прилипшую грязь, ржавчину и возможно даже старую краску, которая попала с водой, радиатор нужно встряхнуть. Для этого берутся за верх и поднимают/опускают его несколько раз. Низ не должен отрываться от пола. То же повторяют с другой стороны.
- Отдыхают в течение 1 часа.
- Легко постукивают по всему периметру деревянным молотком. Это делают для того, чтобы грязь окончательно отстала от стенок. В это время может отставать краска. Это означает, что она плохо крепилась к чугуну.
- Ставят батарею отопления на тумбочку так, чтобы одна из заглушек оказалась в воздухе.
- Подставляют под заглушку ведро и откручивают заглушку.
- После спуска воды радиатор нужно промыть. Для этого откручивают заглушку на противоположном конце и вставляют шланг от водопровода. Открывают кран. Вода будет поступать в радиатор под давлением, благодаря чему удастся смыть грязь и до конца прочистить отопительное устройство.
Чтобы прочистить батарею отопления сывороткой, нужно выполнить все вышеописанные действия. Только вместо соды применить сыворотку.
Чистка средствами для очистки автомобильных радиаторов
Перед тем, как прочистить чугунную батарею такими средствами, нужно очень внимательно ознакомиться с инструкцией. Это необходимо для определения правильной дозы средства. Она зависит от объема чугунной конструкции.
Действия являются такими:
- Заглушают два отверстия на одной секции.
- Заливают специальное средство в изделие из чугуна.
- Наливают горячую воду.
- Заглушают другие два отверстия, ставят конструкцию на пол и ждут два часа. При этом во время ожидания через каждые 10 минут поднимают/опускают один край батареи.
- Промывают водой вышеописанным способом.
Инструменты для разбора чугунного устройства
- Радиаторный ключ.
- Зубило.
- Молоток.
- Небольшая кувалда.
- Щетки с металлическим ворсом.
- Паяльная лампа.
- Сантехнический ключ №2,3. Им нужно раскручивать боковые пробки или заглушки.
Нужно подготовить несколько досок. Вместо них могут подойти чурки. На них будет ставиться батарея перед разборкой.
Как разбирают чугунный радиатор
Стыки старой батареи являются достаточно прочными. Во многих случаях они так «срастаются», что одной силы не хватает. Поэтому перед тем, как разобрать батарею, ее следует поставить на доски и подготовить должным образом.
Наиболее простая подготовка предусматривает прогрев стыка. Для этого используют строительный фен или паяльную лампу. Последняя способна сжечь старую краску.
Более серьезная подготовка предусматривает разогрев металла до такой степени, что он начинает светиться. После этого пытаются открутить ниппель. Это можно делать тогда, когда сплав становится очень горячим, или, когда он остыл. Второй вариант даже лучше, ведь во время охлаждения прокладка покрывается трещинами, и прочность соединения становится слабой.
Чтобы разобрать батарею, сделанную из чугуна, нужно:
- Открутить пробки (заглушки).
- Приложить к устройству радиаторный ключ сверху так, чтобы расплющенный конец приходился на ниппель. На ключе в месте, где завершается батарея, делают отметку, используя мел или изоленту.
- Вставить ключ внутрь нижнего отверстия.
- Покручивая им вдоль оси вправо и влево, вставить его в изделие до нарисованной отметки.
- Определить, в какую сторону закручивается ниппель. Для этого наживляют его правой и левой стороной. Если получилось наживить его правой стороной, то откручивать нужно против часовой стрелки.
- Если удалось сдвинуть ниппель, то делают один оборот. Далее аналогичную процедуру делают с ниппелем на другом конце секции.
- Оба ниппеля-гайки откручивают по очереди. Иначе секция треснет.
- Аналогичным образом надо открутить все секции.
Если разобрать батарею отопления таким способом не удалось, придется распиливать секцию, которая протекает. При этом пилят ее по центру ниппеля. Работу выполняют, взяв в руки болгарку или ножовку по металлу.
Другой вариант заключается в разбивании плохой секции кувалдой. Разбить нужно среднюю часть секции. Ниппель, который остался невредимым, откручивают, используя сантехнический ключ. Также его можно выбить с помощью молотка и зубила. После надо прочистить резьбу в целых секциях.
Чугунные радиаторы: расстаться тяжело
Скотт Гибсон
Я ремонтирую старый дом, в котором установлено несколько чугунных радиаторов. Самый большой из них имеет длину 54 дюйма и высоту 36 дюймов. Я не могу перемещать этих монстров в собранном виде, но я не хочу их разбирать, потому что они красивы, богато украшены и, вероятно, чего-то стоят для правильной группы. Если я могу разобрать их, я могу разделить их на секции. Они скреплены стержнем и чем-то вроде квадратной гайки на конце. Какие инструменты подходят для разборки?
Чугунные радиаторы были изготовлены в виде секций и собраны в богемоты, которые есть в вашем доме, с помощью соединительных деталей, называемых ниппелями. Уменьшение радиатора на управляемые части сводится к ослаблению этих соединений и разъединению литых секций.
Мне никогда не доводилось разбирать радиатор. Но я подозреваю, что это одна из тех вещей, которые могут пройти быстро и легко или превратиться в кошмар в старом доме.
Я говорю это из-за недавнего запроса от человека из Филадельфии, который пытался разобрать старый радиатор, чтобы заменить сломанную секцию. Он перепробовал почти все, чтобы ослабить гайку на одном конце радиатора, включая четырехфутовый прерыватель. Но ничего не сдвинулось с места, и он все еще пытался понять, как эта штука держится вместе. Сантехники, которых он вызвал на помощь, были в тупике.
Так что будьте готовы к одной или двум неудачам.
Лучшее объяснение того, как собираются радиаторы, я нашел у Дэна Холохана, писателя с необычайным интересом к системам парового отопления. Он и его жена поддерживают веб-сайт (www.heatinghelp.com) со всевозможной информацией по этому вопросу, а также со многими другими интересными вещами. Дэн также написал книгу на эту тему.
Дэн говорит, что есть два типа ниппелей, которые соединяют секции радиатора. Один имеет правую резьбу на одном конце и левую резьбу на другом. Когда производитель поворачивал ниппель, он плотно стягивал две секции радиатора.
Несмотря на свою гениальность, эта конструкция имела серьезный недостаток. Через несколько лет использования соски превратились в неподвижный кусок металла, который невозможно разобрать. Далее сменные ниппели такого типа никто не производит. Если бы вам посчастливилось разъединить секции, вы бы никогда не смогли собрать их вместе.
Ниппель другого типа не имеет резьбы. Это конические соединения, которые образуют герметичное уплотнение при приложении усилия с помощью резьбового стержня и гайки. Вполне логично, что они называются нажимными ниппелями, и, поскольку ваши радиаторы скреплены стержнем и гайкой, вы имеете дело именно с ними.
Теоретически вы сможете ослабить большую гайку на конце, а затем разъединить секции с помощью монтировки или деревянных клиньев. Применение тепла или проникающая смазка для резьбы, вероятно, помогут, и вам действительно может понадобиться ломающий стержень, чтобы ослабить гайку.
Я восхищаюсь вашей заинтересованностью в спасении этих реликвий. Для оценки их стоимости попробуйте отправить несколько фотографий компаниям, специализирующимся на восстановлении и перепродаже старых радиаторов. Это может послужить стимулом для того, чтобы разлучить их, или хорошей причиной, чтобы вывести их из дома любым доступным способом.
Исходники
Внутренняя паутина старого дома
чугунные, алюминиевые и биметаллические
В демонтаже относительно нового чугунного радиатора нет ничего необычного, технология достаточно проста и требует только умения используйте ключ правильно. Совсем другое дело, если нужно разобрать чугунную батарею, стоящую в системе десять лет. Работа тяжелая, требующая выдержки и аккуратности. В этом случае одной лишь физической силой и ключом не справиться, если не знать саму процедуру разборки чугунной батареи своими руками.
Для разборки необходим надежный инструмент
Конструкция радиатора отопления
Стандартная батарея собирается из отдельных литых секций, без использования внешних креплений или зажимов. Таким образом, можно собрать радиатор практически неограниченной длины.
Чтобы правильно разобрать чугунную батарею, необходимо знать некоторые ее конструктивные особенности:
- Отдельные секции собираются в один корпус с помощью втулок или ниппелей с внутренней резьбой. Чтобы разобрать чугунный радиатор, нужно уметь откручивать торцевые крышки и внутренние вставки;
- Каждый ниппель представляет собой цилиндрический стакан, на котором нарезаны два участка резьбой двух видов — с левым и правым направлением витков.
Заглушки также изготавливаются с двумя видами резьбы, как правило, глухие изготавливаются с левой резьбой, а гайка-муфта для соединения с трубой — с правой.
Важно! Для разборки секций потребуется правильно подобрать направление вращения, иначе можно быстро сломать чугунный корпус батареи.
Для крепления отдельного регистра к общему чугунному корпусу используется пара ниппелей, которые одновременно ввинчиваются между двумя секциями длинным ключом с квадратной головкой. Для того, чтобы разобрать и не расколоть чугунный корпус, вам также потребуется аккуратно открутить ниппели, сделав на каждом всего по 1-2 оборота.
Демонтаж биметаллических и алюминиевых секционных изделий
Для отключения радиатора от системы и снятия его с места монтажа выполните следующие действия:
- Остановить циркуляцию воды и сбросить давление.
- Если радиатор горячий, нужно подождать, пока он остынет, а затем отключить от системы. Для этого открутите впускной и выпускной патрубки.
- Отодвиньте муфту от радиатора вдоль патрубка и снимите устройство с кронштейнов.
- Слейте оставшуюся воду и поместите изделие лицевой стороной вверх в зону разборки.
- Выньте и немедленно промойте фильтр, чтобы на нем не засыхала грязь.
Демонтаж биметаллических и алюминиевых секционных изделий
На следующем этапе происходит разборка радиатора на отдельные секции. Чтобы избежать повреждений при работе, нужно разобраться, в какую сторону нужно крутить ниппель-гайку. Этот элемент представляет собой кольцевую гайку с наружной резьбой и канавками внутри с обеих сторон. При этом одна гайка имеет и правую, и левую резьбу. Если его открутить, то соседние секции батареи будут раздвигаться равномерно, а при скручивании стягиваться.
Как правило, производители делают отметки на лицевой стороне заглушек и стыков, чтобы указать направление резьбы. O означает правую резьбу, «S» — левую. Для точного определения направления движения рекомендуется взять незатянутую ниппель-гайку и попробовать надеть ее на резьбу в радиаторе. Определившись, в какую сторону крутить, станет понятно, куда поворачивать ключ, чтобы разделить секции.
Важно! Если гайку-ниппель повернуть не в ту сторону, можно легко сорвать резьбу на ней и на радиаторе
Определившись с направлением резьбы, вставьте ниппельный ключ в радиатор и наденьте его на нужную гайку. Выемки на инструменте помогут это сделать. Когда он окажется в канавках, вставьте рычаг в отверстие с другой стороны от него. Для перемещения гайки требуется усилие. Вызовите помощника, чтобы зафиксировать радиатор в одном месте.
Ремонт биметаллических радиаторов
Когда гайка продвинется на пол-оборота, перейдите на другую сторону, чтобы открутить другую, и выполните ту же процедуру. Убедившись, что обе гайки вращаются без приложения большой физической силы, постепенно откручивайте то одну, то другую сторону, продвигаясь на 5-7 мм.
Прокладка между секциями радиатора
После отсоединения снимите металлические прокладки, которые были между секциями. Если они в хорошем состоянии, то их можно установить обратно при сборке, если в плохом состоянии, то использовать как образец для покупки новых. Силиконовые прокладки подлежат замене.
Подготовительные работы
Для того, чтобы разобрать чугунный корпус, его необходимо сначала демонтировать с настенного крепления. Крюки, на которых подвешена батарея, снимаются, затем нужно разобрать краны или муфтовые приводы, которыми радиатор соединяется с трубами отопления.
Вес одной сборки из 8-10 секций легко может превышать сотню килограммов, поэтому батарея поднимается до конца и мелкими «шагами» переворачивается к месту, где планируется ремонт радиатора или просто его разборка .
Если чугунная батарея относительно новая, то достаточно будет площадки с ударопрочным покрытием, например, на пол можно постелить лист ДСП. Для разборки старой чугунной каменки потребуется место для работы с горелкой и тяжелый лом.
Необходимые инструменты
Разобрать чугунный корпус голыми руками не получится; без инструмента аккумулятор можно сломать кувалдой или расколоть при неосторожном обращении и падении на пол. Для работы вам потребуется не менее четырех видов оборудования:
- Специальный ключ с квадратной головкой для откручивания ниппелей;
- Накидной ключ для откручивания пробок;
- Шлифовальный станок с отрезными кругами;
- Газовая горелка с редуктором и цилиндром.
Ключи для ниппелей
Кроме того, вам понадобится тяжелый слесарный молоток, долото, пакля, керосин или тормозная жидкость. Все это понадобится для того, чтобы попытаться разобрать секции с минимальными повреждениями. При обратной сборке старых аккумуляторов пробки и ниппели все же нужно заменить, поэтому иногда их проще вырезать, чем пытаться выкрутить.
Как паять алюминиевый радиатор автомобиля своими руками
Перейдем к процессу пайки. Сначала проблемный участок тщательно зачищается напильником и наждачной бумагой. Перед тем, как приступить к замене ремня ГРМ Пежо 307 своими руками, необходимо подготовить инструменты, которые нам потребуются для этой операции на двигателе nfu. Если на нем есть рейки, их нужно аккуратно удалить пассатижами. Алюминиевый радиатор своими руками, автомобиль который уже нравится. Далее место ремонта обезжиривается ацетоном.
Когда подготовка к пайке завершена, можно наносить флюс. После этого начинаем прогревать место соединения. Если вы используете газовую горелку или паяльную лампу, будьте осторожны, чтобы не сжечь флюс раньше времени. Его легче наносить паяльником. Достаточно окунуть его рабочий элемент в смесь и перенести на обрабатываемую поверхность.
Теперь пришло время нанести припой. Как отремонтировать радиатор тойота Лучше, если он будет в виде прутка или проволоки. Припой наносится на место соединения и тщательно прогревается паяльником (горелкой). Когда он растечется равномерно, необходимо дать ему остыть, после чего целесообразно нанести второй (страховочный) слой. По окончании работы образовавшиеся наплывы можно удалить наждачной бумагой.
Как разобрать новый чугунный радиатор отопления
Самый простой и быстрый способ разобрать относительно новую батарею. Если корпус еще не устанавливался в систему отопления или использовался максимум один сезон, то шансы разобрать чугунную секцию радиатора без применения хитрых приемов и инструментов достаточно высоки.
В первую очередь нужно открутить заглушки, обычно они стоят на левом торце чугунного корпуса аккумулятора. Разобрать пробки можно обычным копчиковым ключом при условии, что длина рукоятки инструмента не менее 70 см.
Важно! Даже новую чугунную батарею, смонтированную на трубах отопления, разбирать не стоит, максимум, что можно сделать, это выкрутить пробки. В противном случае можно легко повредить радиатор, например, расколов ниппель.
Поворачивать можно только рычагом
Для разборки секций заглушку в обязательном порядке придется снимать. Так как пробки всегда имеют левую резьбу, их придется откручивать по часовой стрелке.
Для того, чтобы демонтировать секцию, нужно поставить радиатор на боковой торец. Далее действуем в следующем порядке:
- После снятия заглушек через отверстия будут видны первые ниппели;
- Поверните оба ниппеля против часовой стрелки;
- Верхняя часть поднимается и может быть снята вручную.
Чугунную батарею, отслужившую хотя бы один сезон, разобрать сложнее. За счет того, что чугунные детали прилипают друг к другу. Для новых секций тканевый или хлопковый шнур, пропитанный тормозной жидкостью, наматывают под заглушки и на стыки. Через сутки радиатор можно разобрать без особых усилий.
После завершения разборки жидкость нужно будет смыть моющим средством, иначе при обратной сборке прокладки могут быстро выйти из строя.
После откручивания пробки
Аккумулятор в сборе
В принципе, имея под рукой необходимые инструменты, собрать или разобрать алюминиевый радиатор своими руками сможет даже новичок.
Для установки алюминиевого радиатора отопителя своими руками необходимо:
Разместить батарею на ровной поверхности. Это необходимо для того, чтобы осмотреть устройство перед его установкой и проверить все стыки на наличие возможных трещин или сколов.
Перед соединением элементов отопителя резьба в местах соединений очищается не только от мусора, но и от заводской краски. Делается это с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
Это важно, так как в дальнейшем слой краски может треснуть, что приведет к протечке. Для наглядности производители красят не только секции радиаторов, но и их стыки.
При очистке аккумулятора от краски нужно следить, чтобы наждачная бумага не оставила на нем царапин, которые также могут стать причиной протечек в будущем.
Все прокладки следует мыть в мыльной воде. а если в системе отопления предполагается использовать тосол, то их необходимо обезжирить, так как этот носитель способен проникать в любые, даже самые мелкие неровности.
Перед соединением секций желательно изучить чертеж ключа для сборки алюминиевого радиатора, чтобы знать, как им пользоваться. Этот металл очень мягкий, поэтому слишком большое усилие может повредить резьбу, и тогда вам придется покупать новую секцию.
На гайку ниппеля с обеих сторон надевается паронитовое уплотнение. Ключ находится сверху и легко проворачивается пару раз, то же самое делается и с нижним отверстием. Только после того, как соединения будут прихвачены, вы можете затянуть их сильнее с помощью рычага.
Отверстие, которое не будет использоваться, закрывается заглушкой, а к другому присоединяется кран Маевского и сборка алюминиевого радиатора готова.
После сборки всех секций радиатора его можно подключить к системе отопления и проверить на возможные утечки. Так как алюминиевые батареи достаточно легкие, их можно легко подключить самостоятельно, даже не имея для этого соответствующих навыков.
Как разобрать старый чугунный радиатор
Наибольшее количество проблем возникает при разборке чугунных радиаторов отопления, прослуживших не один десяток лет. Чугун хорошо служит и практически не изнашивается при контакте с теплоносителем, но из-за большого количества ржавчины и грязи, выпадающей на внутреннюю поверхность, эффективность теплоотдачи значительно падает. В идеале такую систему можно разобрать, промыть и установить заново. Один из способов разборки старых чугунных батарей показан на видео:
Снятие батареи
К сожалению, разобрать швабры-муфты, на которых чугунная батарея подключается к системе отопления, с помощью копчиковых ключей или любого другого инструмента в домашних условиях явно не получится.
Теоретически существуют вибрационные электрические машины, способные разобрать застрявшую и заржавевшую сантехнику, но в быту такой аппарат найти сложно. Профессионалы прожигают муфты паяльной лампой или газовой горелкой. Примерно в половине случаев швабры можно отключить и разобрать, в остальных случаях трубы приходится резать болгаркой.
Как снимать заглушки
Для демонтажа секций необходимо получить доступ к ниппелям. Для этого аккумулятор относят в безопасное место и прожигают свечи пропановой горелкой.
Нагрев 5-10 минут
Для того, чтобы выкрутить пробку, необходимо нагреть ее корпус, а не секции. Металл должен быть раскален докрасна, только в этом случае герметик и грязь выгорит. Не дожидаясь остывания чугуна, на шестигранное основание вилки надевают ключ и с помощью лома выкручивают его из корпуса секции.
Гаечный ключ
Как открутить ниппель
Самый сложный этап во всей процедуре разборки аккумулятора. Ниппели можно вывернуть через открытые отверстия, либо секцию разрезать на две части, как на видео:
Все зависит от того, сколько лет чугуну, и как давно радиаторы в эксплуатации.
Вырезанные секции
В худшем случае невозможно разобрать корпус ключом. В такой ситуации приходится подрезать стык секций с помощью болгарки. Если нарезать аккуратно и по тонкому кругу, то «щечки» срезов не пострадают. Уплотнитель будет снят, а корпус резьбовой вставки будет срезан.
При этом внутри секций останутся кусочки ниппеля, которые можно спилить ножовкой по металлу и выбить из корпуса с помощью зубила и молотка. Вкладыш жалеть не стоит, это расходный материал и подлежит замене в любом случае.
Основные причины ремонта алюминиевого радиатора
Почему происходят такие казусы? Дело в том, что алюминиевые батареи отопления не совсем подходят для установки и эксплуатации в таких зданиях, ввиду ограничения допустимого рабочего давления изделия. Для алюминиевых радиаторов максимальное (допустимое) рабочее давление находится в пределах 15 атмосфер. Установка алюминиевого радиатора в квартире, с внешним источником теплоснабжения, заставляет изделие работать на пределе, так как рабочее давление системы центрального отопления, как правило, находится в пределах 12-15 атмосфер, а при опрессовке (запуске системы) достигает значительно больше.
Как вы понимаете, авария алюминиевого аккумулятора, в таких условиях эксплуатации, неизбежна и может произойти в любой момент и не обязательно, чтобы вы просыпались, в то же время, быть дома и узнать первым об этом. Итак, исходя из вышеизложенного, внезапная авария алюминиевой конструкции может привести к крупным – серьезным финансовым затратам, которые придется потратить не только на ремонт своего помещения – квартиры, но и на возмещение последствий аварии, соседям …
Но есть и другие причины, вынуждающие к срочному ремонту, вмешательству в целостность конструкции батареи, то есть привлечь квалифицированного специалиста или разобрать и собрать алюминиевый радиатор отопления своими руками. Если вы решили сделать это, в целях экономии или других обстоятельств, самостоятельно (самостоятельно), то вам придется досконально изучить тему и узнать: «Как правильно разобрать и собрать алюминиевый радиатор отопления с своими руками?»
Как показывает практика, есть три основные причины, подразумевающие срочный, профессиональный ремонт (разборка и сборка алюминиевого радиатора отопления своими силами):
- Засорилась батарея отопления. Радиатор еле теплый (не все секции одинаковой температуры), хотя труба источника тепла горячая. Такой дефект предполагает разборку и стирку изделия;
- Течь между секционными батареями. Между стыками секций появляется влага или течет жидкость – это предполагает разборку конструкции и замену уплотняющих элементов;
- Негерметичность секции радиатора. Появление трещины или другого дефекта, непосредственно, в самой секции, провоцирующей выделение или протечку конструкции, предполагает замену или восстановление секционного элемента, либо всей батареи.
Сборка чугунного радиатора отопления
Перед сборкой, прежде всего, необходимо очистить резьбу от следов упаковочного материала и джута на всех участках. Для этого можно использовать металлическую щетку, керосин и ветошь.
Качество резьбы необходимо проверить пробным вкручиванием новых ниппелей и заглушек. Порядок сборки показан на схеме.
Перед сборкой каждое стекло обрабатывается циатимом или графитом, обматывается джутовой паклей и на одну резьбу ввинчивается в корпус регистра.