Допустимые виды проветривания в доу: СП для дошкольных образовательных учреждений, включая допустимые виды проветривания ДОУ, а также как часто должны очищаться ковры? – Нормы проветривания в детском саду

Содержание

Вентиляция дошкольных учреждений

Вопросам содержания подрастающего поколения в детских садах и яслях уделяется особое внимание. Основные требования по всем вопросам работы детских садов содержит СанПиН 2.4.1.3049-13. Значительную часть этого документа составляют требования по освещению, отоплению и вентиляции различных помещений.

Чистый воздух в помещениях и здоровый сон позволяют поддерживать самочувствие детей на должном уровне. Если естественная и обеспечиваемая вентиляторами приточно-вытяжная вентиляция отвечают за чистый воздух, то за здоровый сон отвечают правильно подобранные кроватки и качественные матрасы. Как ни странно, нормативы регламентируют количество столов и стульев, а также их размеры, а вот о кроватках в них сказано очень мало: они должны соответствовать росту ребёнка и иметь жесткое ложе.

Несмотря на то, что здания дошкольных общеобразовательных учреждений оборудуются системами отопления и вентиляции по нормам, предъявляемым к зданиям и сооружениям общественного назначения, существуют и определённые особенности.

Требования к вентиляции в детских садах

Основные исходные данные, необходимые для расчета системы вентиляции детских садов и яслей, содержит таблица 19 СНиП 2.08.02-89. Практически для всех помещений в ней указан температурный режим и требования по кратности приточного и вытяжного воздухообмена.

Во всех рекомендациях и нормативах содержится требование регулярного проветривания помещений, когда дети в них отсутствуют. Рекомендуемые способы – сквозняк  и угловое проветривание. Длительность освежения воздуха может варьироваться, как правило, она зависит  от силы ветра и его направления, температуры уличного воздуха, а также режима работы системы отопления. Не реже, чем раз в 1,5 часа нужно в течение минимум 10 минут проветривать помещение сквозняком.

Максимально допустимое понижение температуры при проведении проветривания – 4 градуса. Когда на улице тепло, допустимо в присутствии детей открывать окна, но только с одной стороны комнаты. Категорически запрещено проветривание через туалеты.

Перед укладыванием детей должно быть проветрено спальное помещение. Когда на улице холодно, окна нужно закрыть за 10 минут перед приходом детей. После засыпания детей окна можно открывать, но только с одной стороны. За полчаса до подъёма их снова следует закрыть. В тёплое время года сон должен проходить при открытых окнах, но нельзя допускать сквозняков.

Проветривание является эффективным способом естественной вентиляции, но далеко не единственным возможным. Широко применяется и принудительная приточно-вытяжная вентиляция помещений детских дошкольных учреждений. Её обустройство в детских садах тоже имеет свои особенности:

  1. Недопустима прокладка воздуховодов, идущих из пищеблока, через игровые и спальные помещения;
  2. Медпункт должен иметь полностью автономную систему вентиляции;
  3. При отсутствии окон в туалетных комнатах в идущих от них вытяжных каналах следует установить осевые вентиляторы, что позволит интенсифицировать воздухообмен;
  4. Категорически запрещено использование асбоцементных воздуховодов для дошкольных учреждений;
  5. Максимальная скорость движения воздуха в помещениях яслей и детских садов не должна превышать 0,1м/с;
  6. Подогрев наружного воздуха до требуемой температуры должен осуществляться в приточных шкафах, но допускается использование подоконных приточных устройств;
  7. Дважды в год нужно проводить очистку шахт вытяжной вентиляции.

Тест для педагогов ДОУ на знание СанПиН

Тест на знание СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций

, предназначенный для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

1. Режим проветривания и влажной уборки в спальне проводиться:

1. влажная уборка не менее чем за 30 минут до сна, при постоянном проветривании не менее 30 минут.

2. влажная уборка не менее чем за 60 минут до сна, при постоянном проветривании не менее 30 минут

3. влажная уборка не менее чем за 15 минут до сна, при постоянном проветривании не менее 15 минут

2. Допускается ли использовать спальни в период бодрствования детей для организации игровой и образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

1. На усмотрение педагога

2. Не допускается

3. Допускается

3. Какие требования к внутренней отделке помещений содержатся в СанПин:

1. В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, применяются отделочные материалы и краски неярких теплые тонов, на северную сторону –холодных тона. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 50 % всей площади.

2. В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, применяются отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, на северную сторону – теплые тона. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади

3. СанПин не содержит требований к внутренней отделке помещений

4. Столы и стулья должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится

1. с учетом роста детей.

2. с учетом возраста

3. с учетом роста, возраста и веса

5. В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста

1. можно использовать без ограничений.

2. запрещено использовать в ДОУ

3. следует использовать только в качестве дидактических пособий.

6. Размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях

1. не допускается.

2. не рекомендуется

3. не оговаривается в СанПин

7. Туалетную для детей раннего возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф.

1. в требованиях СанПин не упоминается.

2. горшки могут быть использованы для общего пользования.

3. горшки должны быть промаркированы.

8. В туалетных помещениях (рядом с умывальниками или напротив них) устанавливаются вешалки для детских полотенец (отдельно для рук и для ног) по списочному составу детей, хозяйственный шкаф и шкаф для уборочного инвентаря.

1. Не допускается использование одноразовых полотенец для рук в туалетных для детей

2. Допускается использование одноразовых полотенец для рук в туалетных для детей

3. В требованиях СанПин не упоминается.

9. Размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях

1. Запрещается

2. Допускается

3. Не рекомендуется

10. Выберите верное утверждение:

1. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.
Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах обеспечивается естественное сквозное или угловое проветривание. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

2. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.
Проветривание проводится не менее 20 минут через каждые 4 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах обеспечивается естественное сквозное или угловое проветривание. Сквозное проветривание допускается проводить в присутствии детей.

3. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.
Проветривание проводится 3 раз в день не менее 30 минут. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах обеспечивается естественное сквозное или угловое проветривание. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Допускается проветривание через туалетные комнаты.

11. Как организуется проветривание спален во время сна:
1. Проветривание во время сна не допускается.

2. При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 10 минут до подъема. В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 30 минут до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка).

3. При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка).

12. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.

Термометрия во время приема детей проводиться

1. по показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации)

2. ежедневно

3. не проводиться.


13. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей

1. изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

2. в срочном порядке передают родителям (официальным представителям)

3. размещают в спальном помещении до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей

14. Детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными

.

1. после перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней (за исключением выходных и праздничных дней)

2. после перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней

3. после перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней)

15. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет

1. 1,5 – 2 часа

2. 3-4 часа

3. 1-3 часа

16. Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно. Продолжительность дневного сна

1. не менее 3 часов

2. не менее 2 часов

3. не менее 1,5 часов

17. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться

1. не менее 1,5 – 2 часов

2. не менее 2-3 часов.

3. не менее 3-4 часов

18. Выберите верное:

1. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.

2. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 50 и 60 минут соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 5 минут.

3. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 45 и 60 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 1 час 15 минут и 1,5 часа соответственно. При переутомлении детей в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, рекомендуется проводить физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 — 15 минут

19. При каком условии непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию с детьми 3-7 лет следует организовывать на открытом воздухе:

1. Только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний

2.Только при наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

3. Только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

20. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию организовывать на открытом воздухе:

1. допускается

2. рекомендуется

3. в требованиях СанПин не упоминается.

Ключ к тесту:

  1. 1

  2. 3

  3. 2

  4. 1

  5. 3

  6. 1

  7. 3

  8. 2

  9. 3

  10. 1

  11. 3

  12. 2

  13. 1

  14. 3

  15. 2

  16. 1

  17. 3

  18. 1

  19. 3

  20. 2

Карта ответов (c указание пункта и подпункта СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденного от 15 мая 2013 года N 26)

4.11 Режим проветривания и влажной уборки в спальне проводиться: влажная уборка не менее чем за 30 минут до сна, при постоянном проветривании не менее 30 минут.

4.11 Спальни в период бодрствования детей допускается использовать для организации игровой и образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования

5.3 В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, применяются отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, на северную сторону – теплые тона. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади.

6.2 Шкафы для одежды и обуви оборудуются индивидуальными ячейками – полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется.

6.6 Столы и стулья должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей.

6.10 В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

6.11. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.

6.13. В существующих дошкольных образовательных организациях при отсутствии спален по проекту или недостаточной площади имеющихся спальных помещений допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно-трехуровневых кроватях.

При использовании раскладных кроватей в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья.

Кровати должны соответствовать росту детей. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами.Количество кроватей должно соответствовать количеству детей, находящихся в группе.

6.16.1. Туалетную для детей раннего возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы.

6.19. Унитазы оборудуются детскими сиденьями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфекционными средствами.

6.21. В туалетных помещениях (рядом с умывальниками или напротив них) устанавливаются вешалки для детских полотенец (отдельно для рук и для ног) по списочному составу детей, хозяйственный шкаф и шкаф для уборочного инвентаря. Допускается использование одноразовых полотенец для рук в туалетных для детей.

7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

8.5. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.
Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме IA, IБ, IГ климатических подрайонов обеспечивается естественное сквозное или угловое проветривание. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

8.6. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С.

В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.

В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.

В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка)

11.2. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

11.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

11.7. При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов — организуется однократный прием пищи.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часа, из которых 2-2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часа. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

11.8. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

11.10. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет — не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет — не более 30 минут.

11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут.

11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.

12.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы осуществляют по подгруппам 2-3 раза в неделю. С детьми второго года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни — в групповом помещении или в физкультурном зале.

12.5. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

— в младшей группе — 15 мин.,

— в средней группе — 20 мин.,

— в старшей группе — 25 мин.,

— в подготовительной группе — 30 мин.

Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.

Вентиляция детских садов: требования, нормы, проектирование, монтаж

Вентиляция детского сада Отправьте быструю заявку

Детские сады и ясли требуют качественной системы вентиляции, так как именно от нее в большей степени зависит самочувствие малышей. Чистый воздух и его правильные влажностно-температурные характеристики обеспечат в помещении комфортный микроклимат, а это крайне необходимо для нормального развития детей такого возраста. Также постоянный поток свежего воздуха является лучшей профилактикой инфекционных заболеваний.

ВАЖНО! Не стоит забывать, что плохо продуманная система вентиляции может вызывать сквозняки или некомфортную температуру в помещении, что может приводить к простудам детей, поэтому очень важно отнестись к этому вопросу со всей серьезностью.

Выбор системы вентиляции для детского сада

Согласно с действующими нормами законодательства детские сады должны находиться в отдельно стоящих постройках и оборудоваться приточно-вытяжной вентиляцией с естественным побуждением. Это определено в СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» и СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

Инженеры еще до этапа проектирования собирают информацию об особенностях климата, где будет располагаться детский сад, о средних показателях температуры, влажности, воздухообмена и параметрах помещения. Это позволит учесть все нюансы во время работы над проектом системы вентиляции детского сада. Также все показатели будущей системы вентиляции должны соответствовать данным, приведенным в таблице.

Таблица расчетных параметров воздуха

№ п/п

Помещение

Расчетная температура в холодный период

Кратность воздухообмена или количество удаляемого воздуха

Приток

Вытяжка

 

Игровая, приемная младшей ясельной группы

23

1,5

 

Групповая, раздевальная комната:

 

 

группы раннего возраста

22

1,5

 

2 младшей группы

21

1,5

 

средней и старшей группы

20

1,5

 

Спальни ясельных групп

21

1,5

 

Спальни дошкольных групп

19

1,5

 

Туалетные ясельных групп

22

1,5

 

Туалетные дошкольных групп

20

 

1,5

 

Залы для музыкальных и гимнастических занятий

19

1,5

 

Буфетные

16

1,5

 

Помещение бассейна для обучения плаванию

30

по расчету, не менее 50 куб.м. в час на ребенка

 

Медицинские помещения

22

1

 

Кабинеты массажа и физиотерапии

28

1,5

 

Служебно-бытовые помещения

18

1

 

Кухня

15

по расчету

 

Стиральная

18

5

 

 

Гладильная

16

 

 

Требования СанПиНов для детского сада

Действующие санитарные нормы регламентируют скорость обновления воздуха в каждом помещении и порядок проведения этой процедуры.

Согласно «СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» установлена следующая кратность для комнат дошкольных учреждений:

  • служебные и подсобные помещения — 1;
  • зал для музыкальных и физкультурных занятий — 2;
  • спальня детей ясельного возраста — 1,5;
  • класс для занятий детей — 1,5;
  • раздевалка — 1,5;
  • игровая — 1,5;
  • туалет и умывальник — 1,5-2;
  • медицинский пункт — 2;
  • кухня — 3;
  • комнаты для специальных дезинфицирующих и моющих средств — 5.

Бассейны должны иметь температуру воды и воздуха не менее + 30 °C. Воздухообмен в таких комнатах делается из расчёта по 50 м³ на человека в час.

Игровая зона

Запрещается использовать для строительства канальной системы асбестоцементные и пластиковые канализационные трубы. Противопоказано выводить в общий воздуховод вытяжки из санузлов, кухонь, сушилок и комнат, где играют и отдыхают дети. В помещениях с повышенной влажностью должно быть установлено вытяжное оборудование для постоянной откачки испарений, запахов и летучих соединений.

Основные решения по вентиляции и кондиционированию

Вентиляция детского сада проектируется с учётом климатических условий и господствующей погоды. В соответствии с действующими нормами дошкольные учреждения оборудуются приточно-вытяжными вентиляционными системами с естественным побуждением.

Вентшахты детсада

Существуют следующие варианты обустройства таких систем:

  1. Традиционный (аэрация). Функционирует за счёт использования в строительстве законов физики. Приток осуществляется через приоткрытые окна, специальные отверстия и проёмы. Выходит отработанный материал через каналы, ведущие на крышу здания. Воздухообмен происходит из-за перепада давления и разницы в температуре внутри и снаружи строения.
  2. Современный. Предполагает использование приборов и механизмов, которые закачивают, очищают, нагревают, увлажняют или осушают воздух. Мощные вытяжные вентиляторы откачивают его после того, как он насытился влагой и углекислым газом. Контрольная аппаратура регулирует интенсивность и параметры поступления и удаления воздуха, поддерживая комфортный микроклимат в помещениях.

Механическая вентиляция требует финансовых вложений, но они окупаются за счёт того, что дети перестают болеть из-за переохлаждения и пребывания на сквозняках.

Традиционный подход

В традиционных вариантах, вытяжка обеспечивается за счёт естественной конвекции через специальные вентиляционные шахты, подводимые к смежным помещениям. Для пищеблоков, медицинских пунктов, прачечных и санитарных комнат должны быть предусмотрены отдельные вытяжные каналы.

Производительность вытяжки определяется с учётом климатического района, в котором находится проектируемый детсад. При этом необходимая кратность берётся не из готовых таблиц, а рассчитывается как производная от температурного режима помещения.

Вентшахты детсада

В таблице справа перечислены основные типы помещений, встречаемые в проектах детских садов, а также указаны базовые уровни температуры воздуха, соблюдение которых должна обеспечивать разрабатываемая система.

Обратите внимание, что по официальным нормативам отдельный приток положен только тем детсадам, которые расположены в I климатическом районе.

Во всех остальных случаях, приток обеспечивается за счёт естественной инфильтрации, подачи через фрамуги и форточки, а также в ходе проветриваний.

В некоторых случаях допускается механическое побуждение воздухообмена через вытяжку (в пищеблоках, душевых, санитарных комнатах.)

Из ключевых требований, учитываемых при расчете проекта вентиляции по традиционной схеме, следует отметить следующие:

  • запрещено использовать воздуховоды из асбестоцементных труб;
  • площадь форточек должна составлять не менее 1/50 от площади пола.

Монтаж отдельных противодымных или противопожарных воздуховодов в детских садах, как правило, не производится.

Современный вариант вентиляции

Несмотря на то, что несовершенство традиционной методики проектирования кажется очевидным, современные схемы вентиляции в детских садах применяются достаточно редко.

Отчасти это обусловлено тем, что полностью автономные приточно-вытяжные системы в несколько раз дороже традиционных вариантов, как в плане проектирования, так и по стоимости обслуживания. Немаловажно в данном случае и то, что для каждой вспомогательной подсистемы надо будет построить отдельную сеть воздуховодов.

Вторая причина – неизбежные потоки более холодного наружного воздуха, создаваемые приточными диффузорами в системах вентиляции постоянного действия (такой эффект наблюдается даже в тех случаях, когда приток подается через калорифер или рекуператор).

Тем не менее, в тех детсадах, которые не зависят от муниципального бюджета, сегодня устанавливают механизированные приточно-вытяжные системы вентиляции, позволяющие не только точно контролировать температуру в помещениях, но и сразу выполнять коррекцию влажности воздуха.

Но надо учитывать, что такая система должна обеспечивать условия для полного обеззараживания воздушных потоков, а также допускать проведение регулярной чистки воздуховодов и замены фильтров.

Модернизация традиционного воздухообмена

К сожалению, для большинства муниципальных детских садиков рассмотренный в предыдущем пункте подход неприменим в виду высокой стоимости автономных систем и отсутствия чётких нормативов для проектирования приточных каналов (то есть, всегда есть формальный повод забраковать такую систему вентиляции).

Вентшахты детсада

Но с учётом того, что основным «неправильным» фактором в традиционных системах вентиляции является низкая относительная влажность воздуха во время отопительного периода, было разработано частичное решение проблемы – установка локальных увлажнителей.

Чаще всего такие агрегаты производят в многофункциональном варианте, когда в одной установке находится увлажнитель и система для влажной очистки воздуха.

Использование подобных систем не требует никаких дополнительных согласований, и решение об его установке принимается, как правило, на родительском собрании.

Отметим, что комнатные увлажнители воздуха могут использовать разные способы распыления воды и её обеззараживания (испарение или ультразвуковое дробление). В детских садах рекомендуется устанавливать системы с ультразвуковыми распылителями, обеспечивающие бесшумную и безопасную аэрацию.

Способы улучшения вентиляции и воздуха

Существующие способы улучшения вентиляции воздуха в помещении детской комнаты негласно разделяют на малый, средний и высокий бюджетные варианты.

При скромном бюджете, или его отсутствии, от родителей требуются элементарные действия:

  • проверка и чистка вытяжки;
  • санитарная обработка вентиляционной решетки, либо ее замена;
  • увеличение количества ежедневных проветриваний и времени, выделяемого для них;
  • регулярная влажная уборка в помещении.

Если предпринятые меры не соответствуют вашим ожиданиям, придется прибегнуть к вложению средств.

Средний бюджет, выделяемый на качественное улучшение вентиляции, предполагает монтаж вентиляторов  в вентиляционные каналы. При этом необходимо помнить, что бесперебойная и удовлетворительная работа данного оборудования имеет прямопропорциональную зависимость от направления и скорости ветра, а также перепада температур между помещением и улицей. Наиболее приемлемое решение при данных бюджетных особенностях – автоматическое включение приточного или вытяжного вентилятора. Также его можно связать с датчиком углекислого газа.

Вентшахты детсада

Монтаж приточного клапана допускается  в подоконники или зазоры, имеющиеся между профилем и стеклопакетом. Но такие меры не спасут от духоты ни вас, ни вашего ребенка. Они приемлемы только для холодных времен года.

Еще один вариант – установить проветриватель. Принцип работы данного устройства заключается в принудительном проветривании комнаты за счет притока воздуха. В конструкцию проветривателей входят вентиляторы, фильтры, электроника, иногда – нагреватель. Воздух поступает в сквозное отверстие через стену.

Альтернативой стеновому приточному клапану выступает бризер.  Это схожее с проветривателем устройство,  имеющее режим рециркуляции.

Рециркуляция воздуха с высокой степенью очистки обеспечивается фильтрами НЕРА. С их помощью происходит одновременная замена некачественного воздуха из помещения на свежий, поступающий с улицы. Бризеры могут быть оснащены  функцией климат-контроля и работать независимо от погодных условий. Для спальни ребенка выбирается бризер с пониженным уровнем шума.

Вентшахты детсада

Работа бризера может быть выстроена автоматически. Для этого необходимо задать требуемый уровень углекислого газа. Управление устройством осуществляется дистанционно – с помощью пульта или смартфона.

Существуют также приточно-вытяжные вентиляционные установки с рекуперацией тепла.  Их устанавливают в комнату отдельным блоком. Монтаж такого оборудования, доверяют специалистам. Установки автоматически очищают воздух, подогревают, или охлаждают  его. Являются полностью автономными.

Новое поколение таких агрегатов значительно меньше поглощает электроэнергию, чем его предшественники. Это стало возможным благодаря встроенным теплообменникам с разными функциями – конденсации, испарения и поглощения излишек тепла.

Высокий бюджет, выделяемый владельцами жилья для улучшения качества вентиляции, предполагает существенные финансовые вложения в дорогие автономные системы вентиляции домов и квартир.

Преимущества:

  • автономная работа;
  • дополнительные возможности очистки воздуха от пыли;
  • подогрев воздуха, охлаждение, увлажнение или осушение.

Недостатки:

  • зависимость от электричества;
  • высокая стоимость;
  • необходимость в регулярном сервисном обслуживании.

Ошибки, которые допускают родители:

  • Одной из самый распространенных ошибок родителей, стремящихся повысить комфорт и благоприятность условий пребывания в детской комнате ребенка – это покупка кондиционера. Его основное предназначение – охлаждение или нагрев воздуха в помещении. Речи о циркуляции воздуха и регулировании влажности тут не идет. Однако существуют модели кондиционеров, оснащенные функцией подсоса воздуха с улицы, его обогревом, очисткой, охлаждением и вентиляцией.
  • Необходимость регулярного отслеживания состояния воздуха ставится под угрозу в ночное и зимние время. Проблема возникает для тех, кто выбрал для себя вариант улучшения ситуации в виде проветривания с помощью дверей и окон.

Заявка

Подберем оборудование, удешевим смету, проверим проект, доставим и смонтируем в срок.

Как проветриваются помещения в ДОУ

Выдержка из СанПиН 2.4.1.2660 – 10

Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме IA, IБ, IГ климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-40 С.

В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать.

В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.

В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).

Значения температуры воздуха и кратности обмена воздуха помещений в 1 час должны приниматься в соответствии с приложением 3 настоящих санитарных правил.

Скорость движения воздуха в основных помещениях не более 0,1 м/с.

Концентрация вредных веществ воздуха помещений с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) не должны превышать предельно-допустимые концентрации (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест.

. Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене, на высоте  (0,8-1,0 метра).

Дата публикации — 03.09.2019

Вентиляция детского сада

Детские сады и ясли требуют качественной системы вентиляции, так как именно от нее в большей степени зависит самочувствие малышей. Чистый воздух и его правильные влажностно-температурные характеристики обеспечат в помещении комфортный микроклимат, а это крайне необходимо для нормального развития детей такого возраста. Также постоянный поток свежего воздуха является лучшей профилактикой инфекционных заболеваний.

ВАЖНО! Не стоит забывать, что плохо продуманная система вентиляции может вызывать сквозняки или некомфортную температуру в помещении, что может приводить к простудам детей, поэтому очень важно отнестись к этому вопросу со всей серьезностью.


Выбор системы вентиляции для детского сада

Согласно с действующими нормами законодательства детские сады должны находиться в отдельно стоящих постройках и оборудоваться приточно-вытяжной вентиляцией с естественным побуждением. Это определено в СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» и СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

Инженеры еще до этапа проектирования собирают информацию об особенностях климата, где будет располагаться детский сад, о средних показателях температуры, влажности, воздухообмена и параметрах помещения. Это позволит учесть все нюансы во время работы над проектом системы вентиляции детского сада. Также все показатели будущей системы вентиляции должны соответствовать данным, приведенным в таблице.

Таблица расчетных параметров воздуха

 

№ п/п

Помещение

Расчетная температура в холодный период

Кратность воздухообмена или количество удаляемого воздуха

Приток

Вытяжка

 

Игровая, приемная младшей ясельной группы

23

1,5

 

Групповая, раздевальная комната:

 

 

группы раннего возраста

22

1,5

 

2 младшей группы

21

1,5

 

средней и старшей группы

20

1,5

 

Спальни ясельных групп

21

1,5

 

Спальни дошкольных групп

19

1,5

 

Туалетные ясельных групп

22

1,5

 

Туалетные дошкольных групп

20

 

1,5

 

Залы для музыкальных и гимнастических занятий

19

1,5

 

Буфетные

16

1,5

 

Помещение бассейна для обучения плаванию

30

по расчету, не менее 50 куб.м. в час на ребенка

 

Медицинские помещения

22

1

 

Кабинеты массажа и физиотерапии

28

1,5

 

Служебно-бытовые помещения

18

1

 

Кухня

15

по расчету

 

Стиральная

18

5

 

 

Гладильная

16

 

 


Два варианта системы вентиляции детского сада: традиционный и современный.

Традиционный (простой) вариант вентиляции детского сада: Раньше в детских садах использовалась естественная вентиляция – приток воздуха осуществлялся с помощью форточек и естественных неплотностей в окнах, а вытяжка выходила через шахту на крышу с естественным подпором воздуха – то есть теплый воздух поднимается наверх естественным путем.

Конечно, такая система вентиляции имеет скорее больше недостатков, чем преимуществ. Принцип работы:

В тех комнатах, где малыши проводят больше времени (спальни, игровые), нужно предусмотреть угловое и сквозное проветривание. Если детский сад расположен там, где в теплое время года температура достаточно долго держится выше +30°С, то нужно обязательно обеспечить сквозное или угловое проветривание в спальнях, сушилках, туалетах и кухнях. Когда помещение проветривается таким способом, то воздух удаляется через смежные комнаты, например, при проветривании игровой воздух «уходит» через спальню или раздевалку, а при проветривании кухни — через кладовую. Не понадобится такое проветривание в условиях Крайнего Севера.

Когда группа детей освободила спальню, столовую или другую комнату, рекомендовано проветрить помещение. При температуре -20 °С время такого проветривания должно быть не более 5 минут, а в другое, более теплое время года – до 20 минут.

Читай также «Вентиляция офисов»


Современный вариант вентиляции детского сада

Сегодня применяются разные способы принудительной вентиляции (приточно-вытяжная с рекуперацией тепла, переточные клапана, смешанного типа). Вариант с приточно-вытяжной вентиляцией обеспечивает необходимый объем поступаемого и удаляемого воздуха, а также имеет возможность регулировать его температура, что очень важно для комфортных условий работы.

Вы можете бесплатно получить эскизный проект и стоимость вентиляции детского сада

Перейти

Специфические особенности вентиляции в детском саду

Принцип работы приточно-вытяжной системы вентиляции заключается в следующем. В комнатах благодаря приточно-вытяжной установке создается два потока воздуха – чистый и загрязненный. Воздушные массы с улицы, пройдя через фильтр, очищаются от пыли, загрязнений, микроорганизмов, после чего нагреваются до необходимой температуры и поступают в помещение. Загрязненный поток воздуха с помощью вентиляторов попадает в воздуховоды установки и выводится за пределы помещения.

Чтобы минимизировать энергетические затраты, стоит подходить ответственно к выбору оборудования для системы вентиляции. Лучше отдать предпочтение современным установкам, так как они экономично выгодные и способны обеспечить подогрев и увлажнение воздуха до требуемых отметок. На «эту роль идеально подходит» приточно-вытяжная система с рекуператором. Она существенно снизит затраты на подогрев приточного воздуха в зимний период года, при этом обеспечит постоянный приток свежего воздуха установленной температуры. Рекуператор тепло отработанного воздуха передает приточным воздушным массам, поэтому количество потребляемой электроэнергии (иди другого источника энергии) будет, намного меньше.

Схема вентиляции детского сада. ПВУ с рекуператором.

Современные моноблочные системы вентиляции с встроенными рекуператорами позволяют передать до 70 % тепла, что в свою очередь приводит к многократному снижению стоимости эксплуатационных затрат по сравнению с установками без рекуперации тепла. Среди лучших производителей такого оборудования выделяют Dantex, Electrolux, Breezart, Systemair и др. Ниже представлена приточно-вытяжная установка, которая способна обеспечить вентиляцию детского сада.

Обслуживание системы вентиляции детских садов не требует существенных усилий и финансовых вложений. Однако плановое проведение обслуживания необходимо. Как правило, для такого типа объектов как детский сад обслуживание достаточно проводить 2-4 раза в год. Единственное исключение для вентиляции и соответственно для обслуживания заключается в пищеблоке, который по своему принципу работы похож на кухню кафе или ресторана.

 Требования к вентиляционным установкам в детском саду

  1. К системе вентиляции в детском саду предъявляют ряд требований, среди которых:
  2. Согласно нормам, кратность воздуха на одного малыша в час должна составлять не менее 50 куб. м.
  3. При монтаже приточно-вытяжной вентиляции нельзя совмещать приточные и вытяжные воздуховоды из кухни, туалета, сушилки со спальней или игровой комнатой. При этом категорически запрещено использовать в детских садах асбестоцементные воздуховоды.
  4. Вентиляция на пищеблоке в детском саду – по своему устройству пищеблок, а соответственно и требования к его вентиляции ничем не отличаются от кухни любого кафе или ресторана. Подробнее о данных требованиях можно прочитать в соответствующей статье (ссылка)
  5. В сушилке, ванной и туалете должен обеспечиваться постоянный поток вытяжного воздуха, так как в воздухе находится много бактерий, частиц моющих веществ, дыма, пара, поэтому в таких помещениях делают, как правило, собственную маломощную вытяжную систему с помощью канальных вентиляторов, которые встраиваются либо в шахту, либо ставятся под потолком, чтобы обеспечивать постоянный проток воздуха, не давая ему застаиваться.
  6. В сушилках и гладильных комнатах можно применять приточные шкафы, в которых в качестве нагревательных элементов будут использоваться конвекторы, калориферы или радиаторы.
  7. Вентиляция в постирочной детского сада также обязательно должна предусматривать достаточно мощную вытяжку, чтобы в помещении не скапливалась влага, и не появлялся грибок.
  8. Вентиляция в детском саду должна быть сбалансированной и иметь хорошую производительность, иначе в помещении будет создаваться недостаток или избыток свежих воздушных масс, а это, соответственно, негативно скажется на самочувствии детей и персонала.

Получить бесплатную консультацию инженера по вентиляции детского сада

Получить!

«Проветривание в дошкольных образовательных учреждениях»

16.02.2018, 824 просмотра.

Проветривание в дошкольных образовательных учреждениях.

На территории Тюменской области функционирует 499 дошкольных образовательных организаций, в которых получают дошкольное образование более 100 тыс. детей от 1 до 7 лет.

Учитывая особенности холодного времени года, обращаем внимание на необходимость соблюдения требований к микроклимату в основных помещениях пребывания детей и организации прогулок, которые регламентируются СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.

Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа.

Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна. В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.

Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.

Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий; при температуре воздуха ниже минус 15°C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о