Как часто нужно проветривать кабинет информатики: общие правила, нормы СанПин и безопасность работы – Требования САНПИН к кабинету информатику

Паспорт готовности кабинета «Информатика»

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Лаишевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР ГБСКОУ «Лаишевская школа-интернат»

____________ /Гостева Е.Ю./

«____»_______2017г

«Утверждено»

Директор

ГБСКОУ «Лаишевская школа-интернат»

___________/Давлиева В.А./

«____»_______2017г

ПАСПОРТ

КАБИНЕТА

ИНФОРМАТИКИ

ответственный за кабинет

Журавлева И.В.

г. Лаишево

2017-2018 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.

  2. Назначение кабинета информатики.

  3. Требования к оснащению учебного кабинета информатики .

  4. Требования к помещению кабинета информатики.

  5. Требования к размещению рабочих мест и оборудованию.

  6. Организация работы в кабинете информатики.

  7. Система средств обучения курсу информатики.

  8. Инструкции.

  1. Введение

В целях выполнения Государственной Программы информатизации системы среднего образования, формирования системно-информационной картины мира у учащихся, оптимальных взаимоотношений человека и информационной среды, навыков использования информационных технологий, повышается роль изучения предмета информатики в образовательных учреждениях.

Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать знания.

Реализация идей информатизации образования возможна в условиях использования в сфере образования перспективных моделей ПК, во-первых, обеспечивающих знакомство учащихся с современными программными средствами, системами искусственного интеллекта, средствами технологии мультимедиа, требующими работы с большими объемами информации, в том числе и аудиовизуальной, как постоянно хранимой, так и сменной, во-вторых, обеспечивающих работу со специальным периферийным оборудованием.

Кабинет информатики создается как психологически, гигиенически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся и приобретению ими прочных знаний, умений и навыков.

В связи с вышесказанным, особое значение приобретает роль кабинета, в котором должны проводиться занятия по курсу информатики.

II. НАЗНАЧЕНИЕ КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ

Кабинет информатики организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессионально-технической школы, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных и внеклассных занятий по курсу «ИНФОРМАТИКА» как базовому, так и профильным. Кроме того, кабинет информатики может быть использован в преподавании различных учебных предметов, трудового обучения, в организации общественно-полезного и производственного труда учащихся, для эффективного управления учебно-воспитательным процессом.

Кабинет информатики создается как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда. Кабинет организован так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по информатике и основам наук, при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

Занятия в кабинете информатики должны способствовать:

  • -формированию активной жизненной позиции учащихся средствами учебной дисциплины;

  • формированию знаний, умений и навыков по предмету;

  • комплексному использованию оборудования, учебных материалов;

  • эффективному проведению занятий, индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися;

  • формированию знаний об устройстве и функционировании современной компьютерной техники, умений и навыков решения задач с помощью ПК, по использованию программного обеспечения и работы с информационными ресурсами;

  • ознакомлению учащихся с применением компьютерной техники на производстве, в проектно-конструкторских организациях, научных учреждениях, учебном процессе и управлении;

  • совершенствованию методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в школе.

В кабинете информатики проводятся:

  • занятия по предмету с использованием современных технических и наглядных средств обучения, учебных пособий;

  • внеклассные и факультативные занятия по предмету;

  • экспериментальные уроки и практические занятия.

Число рабочих мест для учащихся должно быть зависить от наполняемости классов. Для проведения практических занятий на ПК рекомендуется организовывать индивидуальную, коллективную и групповую работы. В зависимости от методических задач на одном рабочем месте может быть организованна работа одного-двух учащихся.

III. ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ

В состав кабинета информатики, предназначенного для преподавания курса информатики и других отдельных общеобразовательных предметов входит:

Наименование

Количество

Парты

6

Стулья

12

Шкафы встроенные

3

Столы, в том числе демонстрационный

1

Доска

1

Доска интерактивная (комплект)

1

Столы компьютерные

7

Стулья мягкие

1

Шкаф

1

Психрометр

1

Барометр

1

Компьютер ученика

7

водонагреватель

1

стеллаж

4

Принтер брайлевский

2

Брайлевская строка

3

Огнетушитель порошковый

1

Огнетушитель углекислотный

3

Огнетушитель углекислотный

1

Тифлопринтер

1

ПО

8

Колонки

1

Принтер

1

Сканер

8

Дивидиплеер

1

2

Методическая

литература

  1. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. — Воронеж: ВГПУ, 2005. — 271 с. 

  2. .Малева А.А., Малев В.В. Практикум по методике преподавания информатики. — Воронеж: ВГПУ, 2006. — 148 с. М.П.Лапчик, И.Г. Семакин, Методика преподавания информатики

  3. М.П.Лапчик, И.Г. Семакин, Методика преподавания информатики: Учебное пособие. – М: Просвещение,2010.-520с.

3

Дидактическая

литература

  1. Семакин И.Г., сборник заданий по информатике. — М.:Просвещение 2010.

  2. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Задания для итогового контроля учащихся по информатике в 9-11 классах общеобразовательных учреждениях. — М.:Просвещение 2011.

  3. Бурова, В. А. Дика Ю.И. Практикум по информатике в средней школе М.: Просвещения 2005.

4

Карточки

  1. Разноуровневые самостоятельные работы по информатике 5-11 класс

5

Книги для дополнительног о чтения

  1. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по информатике в средней школе М.: Просвещение 1990.

  2. Ланина И.Я. 1000 заданий по информатике.- М.:Просвещение 1995

1

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ

Параметры кабинета информатики:

Длина-10м

Ширина- 6м

Высота-3м

Площадь-60 кв.м

Учитывая широкий контингент возможных пользователей, включая детей, уровень безопасности всего оборудования КУВТ должен быть не хуже, чем для бытовой радиоэлектронной аппаратуры – ГОСТ 12.2006-83.

Конструкция всех элементов КУВТ должна исключать возможность прикосновения человека к частям и элементам под напряжением свыше 36В при любых, в т.ч. ошибочных, действиях пользователя, не связанных со вскрытием корпуса. Система электропитания КУВТ должна:

обеспечивать гальваническую развязку от потенциала «земли» с сопротивлением не менее 1 МОм;

быть оборудована устройством защитного отключения, обеспечивающим отключение питания от рабочих мест при возникновении утечки на «землю» свыше 10 мА;

обеспечивать защитное отключение при перегрузках и коротких замыканиях в цепях нагрузки, а также аварийное ручное отключение.

Конструкция соединителей и разъемов должна исключать возможность ошибочного подсоединения к линиям с неверным напряжением, кабели электропитания должны иметь достаточную механическую прочность.

Общие требования пожарной безопасности должны соответствовать нормам на учебное и бытовое электрооборудование. В случае возгорания не должно выделяться ядовитых газов и дымов. После снятия электропитания должно быть допустимо применение любых средств пожаротушения.

Факторы, оказывающие вредные воздействия на здоровье со стороны всех элементов КУВТ, не должны превышать действующие нормы, относящиеся к детям, а в случае отсутствия их – соответствующие нормы для взрослых операторов, постоянно работающих с такой аппаратурой Оптимальная температура в кабинете – 19-21 С0; допускается температура 18-22 С0. Ультрафиолетовое излучение в диапазоне 200-315 мм не должно превышать 10 ВТ/м2. Уровень шума не должен превышать 50 децибел.

  1. Требования к правильной посадке учащихся при работе на ПК.

При работе на ПК необходимо соблюдать правильную посадку. Край стула должен заходить на 3-5 см за край стола, обращенного к учащемуся. Спина в области нижних углов лопаток должна иметь опору. Предплечья должны опираться на поверхность стола (перед клавиатурой) для снятия статического мышечного напряжения с плечевого пояса и рук. Уровень глаз при вертикальном расположении экрана должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана.

Оптимальное расстояние глаз учащихся до экрана ПК должно быть в пределах 0,6–0,7 м, допустимое – не менее 0,5 м.

2.Требования к освещению.

Основной поток естественного света должен быть слева. Не допускается направление основного потока справа, сзади и спереди работающего. Солнечные лучи и блески не должны попадать в поле зрения учащихся.

Помещения кабинета информатики должны иметь естественное или искусственное освещение с ориентацией окон – на север или северо-восток. Светильники не должны отражаться на экране ПК.

Нельзя окрашивать стены, расположенные напротив экранов мониторов краской темных тонов. Поверхности рабочих столов должны быть цвета натурального дерева, голубого, светло-зеленого, светло-серого цвета, поверхность столов должна быть матовой. На окна монтируются жалюзи, по цвету гармонирующие с окраской стен.

Виды освещения, допускаемые в кабинете информатики:

Общее люминесцентное освещение и зашторенные окна – когда мониторы располагаются по периметру помещения и при центральной расстановке в 2 ряда;

Совмещенное освещение (естественное + искусственное) только при 1-3 рядном расположении рабочих мест, когда экран и поверхность рабочего стола находятся перпендикулярно светонесущим лучам;

Естественное освещение – при расположении рабочих мест в один ряд по длине на расстоянии 0,8 – 1 м от стены с оконными проемами, когда экран находится перпендикулярно этой стене.

Нормирование уровней освещенности:

Характер

работы

Рабочая поверхность

Плоскость

Освещенность ЛК, не менее

Работа на ПК (учебные занятия, практика)

Экран

В

200-300

Клавиатура

Г

400-500

Стол

Г

400-700

Классная доска

В

400-500

3.Требования к режимам учебных занятий с использованием ПК.

Длительность работы за видеотерминалами определяется характеристиками видеотерминала, возрастом учащихся, временем начала работы, длительностью перемен, организацией рабочего места, событием правильной посадки и не должна превышать (для видеотерминалов с размером светящейся точки в центре экрана не менее 0,4мм):

для учащихся 5 классов — 15 мин;

для учащихся 6-7 классов — 20 мин;

для учащихся 8-9 классов — 25 мин;

для учащихся 10-11 классов при двух уроках подряд на первом из них – 30 мин, на втором – 20 мин.

Длительность работы (для видеотерминалов с размером светящейся точки в центре экрана до 0,5мм) уменьшается на 30%:

для учащихся 5 классов — 10 мин;

для учащихся 6-7 классов — 15 мин;

для учащихся 8-9 классов — 18 мин;

для учащихся 10-11 классов при двух уроках подряд на первом из них – 20 мин, на втором – 15 мин.

Число занятий с использованием ПК должно быть не более двух в день для учащихся 10-11 классов и не более одного – для учащихся 5-9 классов.

Во время производственной практики ежедневная длительность работы за ПК — 3 часа – для видеотерминалов со светящейся точкой не менее 0,4мм, 2 часа — для видеотерминалов со светящейся точкой до 0,5мм.

Факультативная и кружковая работа с использованием ПК для учащихся старших классов должна быть не более двух академических часов в неделю.

При работе за ПК учащимся необходимо выполнять комплекс упражнений для глаз через каждые 20-25 мин. Для снятия утомления у учащихся 10-11 классов между уроками информатики необходимо проводить физкультурную паузу. Комплекс упражнений для глаз и физкультуры рекомендуется менять не реже 1 раза в месяц.

  1. Правила пользования кабинетом.

Учебный кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий.

Учащиеся находятся в кабинете только в сменной обуви.

Учащиеся должны находиться в кабинете только в присутствии преподавателя.

Кабинет должны проветривать каждую перемену.

В кабинете необходимо дважды в день проводить влажную уборку.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ И ОБОРУДОВАНИЮ

Кабинет информатики должен быть изолирован от помещений, имеющих повышенные уровни шума (машинные зал, гимнастический зал, мастерские).

При входе в кабинет информатики необходимо предусмотреть шкафы для портфелей и сумок учащихся. Площадь кабинета информатики на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) должна приниматься из расчета не менее 4,5 м2 на одно рабочее место.

При кабинетах информатики, в которых наличие ПК не менее 10, должна быть лаборантская не менее 18 м2, высота помещения — не менее 3 м.

В лаборантской должны быть:

шкаф и стеллаж для хранения инструментов, оборудования и комплектующих изделий.

К столам с ПЭВМ подводится электропитание и кабель локальной сети с обеспечением электробезопасности.

Рабочее место ученика.

Рабочие места учащихся должны состоять из одноместного или двухместного стола, оснащенные стульями с меняющимися по высоте сиденьем и осуществляющие повороты в пределах 180.

Размер крышки стола должен быть 130х70 см, чтобы разместить ПК, иметь место для работы с книгой. Ширина – должна обеспечивать место перед клавиатурой 30 см для расположения тетради и опоры предплечий рук для снятия статического напряжения с мышц плечевого пояса. Поверхность стола для установки монитора должна быть горизонтальной, а поверхность, на которой находится клавиатура, наклонной (угол наклона 12 – 150). Высота края стола, обращенного к работающему за видеомонитором, и стула над полом должна приниматься в соответствии с ростом учащегося.

Таблица соответствия мебели росту учащегося

Поверхность пола должна быть ровная, без выбоин, нескользкая и удобная для очистки, обладающая антистатическими свойствами.

Расстановка рабочих мест с ПЭВМ и ВДТ может быть трех вариантов:

Оптимальным вариантом расстановки рабочих мест с ПЭВМ является периметральная. При периметральной расстановке рабочих мест устанавливается следующее расстояние:

а) по ширине кабинета:

  • расстояние между стеной с оконными проемами и столами должно быть не менее 0,8 м.;

  • расстояние между стеной, противоположной оконным проемам, и столами с ПЭВМ — не менее 0,1 м, в ряде случаев зависимость от используемых видеотерминалов столы могут быть установлены непосредственно у стены;

б) по длине кабинета:

  • столы двухместные с ПЭВМ должны быть расставлены без разрыва;

  • одноместные столы должны быть расставлены с разрывом, при этом расстояние между столами определяется площадью кабинета и количеством рабочих мест учащихся.

При небольшом количестве рабочих мест с ПЭВМ предпочтение следует отдавать расстановки их у стены, противоположной оконным проемам. При 1-3 – рядной расстановке одноместных столов с ПК необходимо соблюдать следующие расстояния:

  • по длине кабинета: расстояние в каждом ряду между рабочими столами должно быть 1,0-1,1 м; между последним столом и стеной – не менее 0,8м; при расположении в кабинете информатики двери у последних столов – расстояние между ними и торцовой стеной – не менее 1,2 м.

  • по ширине кабинета: расстояние между стеной с оконными проемами и первым рядом столов с ПК – 0,8 — 1,1 м; между рядами рабочих столов – 0,8 – 1,0 м; между третьим (от оконных проемов) рядом и стеной – 0,8 – 0,9 м.

Расстановка рабочих мест в кабинете информатики должна обеспечивать свободный доступ учащихся и учителя во время урока к рабочему месту.

Передняя стена кабинета информатики оборудуется классной доской, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации и демонстрационным телевизором. Демонстрационный телевизор устанавливается на высоте 2 м от пола слева от классной доски. Под доской устанавливаются ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели для подвешивания таблиц.

Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся в кабинете по разделам программы. Демонстрационные пособия и оборудование для самостоятельных работ – хранятся раздельно. Для хранения учебно-наглядных пособий и оборудования кабинет информатики оснащается шкафом, который может быть установлен в лаборантской.

VI. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

Организационную работу кабинета информатики должен возглавлять заведующий кабинетом из числа преподавателей информатики, который отвечает за оборудование кабинета, организовывает работу учителей и учащихся по применению компьютерной техники в процессе изучения курса информатики и отдельных тем других общеобразовательных предметов.

Заведующий кабинетом ответственен за:

  • сохранность оборудования;

  • содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания вычислительной техники, правильное ее использование, регистрацию отказов машин и организацию их наладки и ремонта;

  • исправность противопожарных средств и средств первой помощи при несчастных случаях;

  • своевременное проведение вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;

  • соблюдение преподавателем и учащимися правил техники безопасности;

  • регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, включение и выключение электропитания.

При знакомстве учащихся с кабинетом информатики преподаватель должен распределить учащихся и закрепить их по рабочим местам с учетом роста, состояния слуха и зрения, ознакомить с правилами техники безопасности и работы. Учащиеся несут ответственность за состояние рабочего места и размещенного на нем оборудования.

Учащиеся должны сдать зачет по технике безопасности и правилам работы в кабинете, что отмечается в «Журнале регистрации вводного и периодического инструктажей по технике безопасности», в котором указываются дата инструктажа и зачета, фамилия и инициалы преподавателя, проводившего инструктаж и принявшего зачет, фамилии и инициалы учащихся сдавших зачет, и содержание инструктажа. Эти данные скрепляются подписью учителя.

График занятости кабинета на 2015-2016 учебный год

11

информатика

2.

7 математика

7 математика

7 математика

6 математика

3.

6 математика

6

математика

11

информатика

6 математика

7

Физика

4.

7

Физика

7 математика

6 математика

9

Физика

5.

10

физика

9

информатика

6

математика

8

Физика

6.

11

физика

8 информатика

VII. СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ

Реализация возможностей современных ПК в области управления различными устройствами и механизмами создает предпосылки для разработки качественно новых средств обучения для поддержки процесса преподавания курса информатики, объединяющих программные средства с техническими устройствами.

Новым направлением учебной деятельности является использование периферийных устройств и оргтехники (принтеров – матричных, струйных, лазерных; сканеров, мультимедийных проекторов).

Новое направление использования компьютера в учебном процессе открывает интеграция возможностей сенсорики и учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПК, использование устройств, обеспечивающих ввод и вывод аналоговых и дискретных сигналов, позволяет визуализировать на экране ПК различные физические закономерности в виде графиков, динамически изменяющихся в зависимости от изменения входных параметров.

Цели использования дополнительного оборудования: изучение возможностей и овладение разнообразными методами использования СНИТ в области обработки информации в реальном времени, осуществление автоматизации процессов обработки информации, в том числе в результате учебного эксперимента.

В состав системы средств обучения по курсу информатики входят:

  • программно-методическое обеспечение процесса преподавания;

  • объектно-ориентированные программные системы для формирования культуры учебной деятельности;

  • учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПК;

  • учебно-наглядные средства обучения для поддержки процесса преподавания;

  • методика применения системы средств обучения.

Такая система средств обучения совместно с учебно-методической литературой (учебники, учебные пособия для учащихся, методические пособия для учителя) составит учебно-методический комплекс (УМК) для изучения курса информатики с использованием СНИТ.

Варьируя состав и комплектность УМК, его необходимо использовать в процессе преподавания не только информатики, но и других предметов и интегрированных курсов.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

________________ Т.Н.Камбарова

«____»____________20___г.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
    1.1. К работе в кабинете информатики допускаются учащиеся с 1 класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
    1.2. При работе в кабинете информатики учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
    1.3. При работе в кабинете информатики возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
    — неблагоприятное воздействие на организм человека неонизирующих электромагнитных излучений видеотерминалов;
    — неблагоприятное воздействие на зрение визуальных эргономических параметров видеотерминалов, выходящих за пределы оптимального диапазона;
    — нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
    — нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
     — поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.
    1.4. Кабинет информатики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах или при плохом самочувствии.
    1.5. При работе в кабинете информатики учителю и учащимся необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет информатики должен быть оснащен двумя углекислотными огнетушителями.
    1.6. При неисправности оборудования учащимся необходимо прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
    1.7. В процессе работы с видеотерминалами учащиеся должны соблю¬дать порядок проведения работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
    1.8. Учащимся запрещается приносить острые, режущие, колющие и другие опасные для жизни и безопасности предметы, химические вещества.
    1.9. Учащимся запрещается бегать по кабинету или играть в кабинете в подвижные игры, без разрешения учителя подходить к имеющемуся в кабинете оборудованию и пользоваться им, самостоятельно включать компьютеры или запускать компьютерные программы, трогать разъемы соединительных кабелей.
    1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
    2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
    Учитель должен:
    2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
    2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
    2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5–0,7 м, расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5–0,7 м, расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4–2,7 м, расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.
    2.4. Тщательно проветрить кабинет информатики и убедиться, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 19-21°С, относительная влажность воздуха в пределах 62-55%.
    2.5. Убедиться в наличии защитного заземления оборудования, а так¬же защитных экранов видеотерминалов.
    2.6. Включить видеотерминалы и проверить стабильность и четкость изображения на экранах.
    3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
    3.1. Учителя обязаны учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводить за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводить ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.
    3.2. Учащимся запрещается включать видеотерминалы без разрешения учителя (преподавателя).
    3.3. Недопустимы занятия за одним видеотерминалом двух и более человек.
    3.4. При работающем видеотерминале расстояние от глаз до экрана должно быть 0,6-0,7 м, уровень глаз должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты.
    3.5. Тетрадь для записей располагать на подставке с наклоном 12-15 градусов на расстоянии 55-65 см от глаз, которая должна быть хорошо освещена.
    3.6. Изображение на экранах видеотерминалов должно быть стабильным, ясным и предельно четким, не иметь мерцаний символов и фона, на экранах не должно быть бликов и отражений светильников, окон и окружающих предметов.
    3.7. Длительность работы с видеотерминалами не должна превышать: для учащихся 1-х классов (6 лет) — 10 мин., для учащихся 2-5 классов — 15 мин., для учащихся 6-7 классов — 20 мин., для учащихся 8-9 классов — 25 мин., для учащихся 10-11 классов при двух уроках подряд на первом из них — 30 мин., на втором — 20 мин., после чего сделать перерыв не менее 10 мин. для выполнения специальных упражнений, снимающих зрительное утомление.
    3.8. Во время производственной практики ежедневная длительность работы за видеотерминалами не должна превышать 3 часов для учащихся старше 16 лет и 2 часов для учащихся моложе 16 лет с обязательным проведением гимнастики для глаз через каждые 20-25 мин. работы и физических упражнений через каждые 45 мин. во время перерывов.
    3.9. Занятия в кружках с использованием видеотерминалов должны проводиться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе, не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для уча¬щихся 2-5 классов — не более 60 мин., для учащихся 6-х классов и старше — до 90 мин.
    3.10. Не рекомендуется использовать в кабинете для написания информации меловую доску.
    3.11. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
    3.12. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправными и иметь заземление или зануление.
    3.13. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также должна производиться очистка светильников не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.
    3.14. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
    3.15. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом не вставать на подоконник.
    4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
    Учитель должен:
    4.1. При поражении электрическим током немедленно отключить ви¬деотерминалы, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации гимназии, врачу.
    4.2. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации гимназии и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
    4.3. При прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря-сантехника.
    4.4. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом гимназии, врачу, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
    Ученик должен:
    4.5. В случае появления неисправности в работе видеотерминала следует выключить его и сообщить об этом учителю.
    4.6. При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружения и пр. прекратить работу и сообщить об этом учителю.
    4.7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю.
    4.8. При возникновении нестандартной ситуации сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания учителя.
    5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
    5.1. С разрешения учителя учащиеся должны выключить видеотерминалы и привести в порядок рабочее место.
    5.2. Тщательно проветрить и провести влажную уборку кабинета информатики.
    5.3. Учитель должен закрыть окна, фрамуги, выключить свет.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

________________ Т.Н.Камбарова

«____»____________20___г.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание я ход выполнения.

5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива.

6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.

7. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машин.

8. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.

9. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В).

10. Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения.

11. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания.

12. Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин. Не производите пересоединения в электрических цепях машин до полной остановки якоря или ротора машины.

13. Не прикасайтесь к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам отключенных конденсаторов.

14. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.

15. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

16. Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.

17. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

18. Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.

19. При ремонте электрических приборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.

Кабинет информатики — Санитарные нормы

1. Санитарно-гигиенические требования

1.1. Помещения кабинета ИВТ должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96.

1.2. Основной поток естественного света должен быть слева. Ориентация оконных проемов должна быть на север или на северо-восток. Не допускается направление основного светового потока естественного света сзади и спереди работающего на ПЭВМ. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2м от пола.

1.3. В осветительных установках кабинета ИВТ должна быть использована система общего освещения, выполненная потолочными или подвесными люминесцентными светильниками, равномерно размещенными по потолку рядами в виде сплошных линий с двух сторон о рабочего стола с ПЭВМ или ВДТ. Светильники, а также оконные светопроемы не должны отражаться на экранах ПЭВМ или ВДТ.

1.4. Освещенность поверхности ученических столов при искусственном освещении должна быть в пределах 300-500 лк. Светильники должны иметь светорассеивающую арматуру.

1.5. В качестве источников света рекомендуется использовать люминесцентные лампы мощностью 40Вт, 58Вт или энергоэкономичные мощностью 36Вт типа ЛБ, ЛХБ как наиболее эффективные и приемлемые с точки зрения спектрального состава.

1.6.Для учебных помещений с ПЭВМ и ВДТ следует применять светильники серии ЛП036 с высокочастотными пускорегулируемыми аппаратами (ВЧПРА). Можно допустить применение светильников без ВЧПРА в модификации «кососвет».

1.7. В помещениях с ПЭВМ по причине загрязнения воздуха антропогенными веществами органической природы и диоксидом углерода рекомендуется иметь приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую оптимальный температурно-влажностный режим для всех климатических зон.

Оптимальные параметры

Допустимые параметры

Температура, С

Относительная влажность, %

Температура, С

Относительная влажность, %

19

62

18

39

20

58

22

31

21

55

 

1.8. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции можно организовать кондиционирование воздуха с помощью бытовых кондиционеров.

Расчет кондиционеров должен быть проведен инженером по вентиляции в зависимости от их производительности, количества теплоизбытков от машин, людей, солнечной радиации и источников искусственного освещения.

1.9. Кабинет ИВТ должен быть оборудован умывальником с подводкой горячей и холодной воды.

1.10. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

1.11. Подводка электрического напряжения к столам обучающихся и учителя должна быть стационарной и скрытой.

1.12. Расположение электрощита и Устройства защитного отключения должно давать учителю возможность мгновенного отключения системы электроснабжения. Рекомендуемое размещение — слева или справа от классной доски.

1.13. Для обеспечения пожарной безопасности кабинет МВТ должен быть укомплектован 2-мя углекислотными огнетушителями (типа ОУ-2).

1.14. Для окраски стен и панелей должны быть использованы светлые тона красок (р=0,5-0,6). Состав красок должен исключать возникновение известковой пыли.

1.15. Поверхности ограждающих конструкций кабинета, классной доски, рабочих столов должны быть матовыми.

1.16. Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

1.17. Содержание вредных химических веществ в воздухе помещений с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) не должно превышать среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха.

1.18. Для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ и ВДТ не разрешается применять синтетические материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества и соединения. К ним можно отнести древесно-стружечные плиты, слоистый бумажный пластик, моющиеся обои, рулонные синтетические покрытия и др.

1.19. Уровень шума на рабочем месте во всех учебных помещениях с ВДТ и ПЭВМ не должен превышать 50 дБА. (Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки N 3077-84, п.7.2).

Современные требования к компьютерному классу в образовательной организации

Описание слайда:

Требования к помещениям для работы с ПЭВМ 3.1. Эксплуатация ПЭВМ в помещениях без естественного освещения допускается только при наличии расчетов, обосновывающих соответствие нормам естественного освещения и безопасность их деятельности для здоровья работающих. (п. 3.1 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.04.2007 N 22) 3.2. Естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации. Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. 3.3. Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных и культурно-развлекательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях. 3.4. Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) — 4,5 м2. При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств — принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м2 на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося высшего профессионального образования). 3.5. Для внутренней отделки интерьера помещений, где расположены ПЭВМ, должны использоваться диффузно отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка — 0,7 — 0,8; для стен — 0,5 — 0,6; для пола — 0,3 — 0,5. 3.6. Полимерные материалы используются для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. 3.7. Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации. 3.8. Не следует размещать рабочие места с ПЭВМ вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе ПЭВМ.

Основные санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики

ГАУ КО ПОО «Колледж сервиса и туризма»

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики»

Выполнила студентка группы СТ19-1

Риб Екатерина Андреевна

Преподаватель: Скобликова Е.А.

Калининград, 2019

Цель работы: ознакомиться и изучить основные санитарно-гигиенические требования в кабинете информатики

1. Требования к помещениям кабинета информатики:
 1. Для общеобразовательных или профессиональных школ кабинет информатики должен быть организован как учебно-воспитательное подразделение.

2.  Кабинет информатики должен быть оснащен полным комплектом вычислительной техники: мебелью, оборудованием, учебно-наглядными пособиями, а также приспособлениями для классных, практических или других занятий.

2. Размещение вычислительной техники в цокольных или подвальных помещениях любого учебного заведения строго не допускается.

5. Обязательно должны быть установлены шкафчики для портфелей учеников при входе в кабинет информатики.

7. Допускается установка шкафа на задней стене кабинета для хранения носителей информации и оборудований.

6. На противоположной стене от окон должны располагаться экспозиционные щиты с постоянной или временной информацией.

8. Верхняя часть кабинета информатики на задней стене должна быть отведена под экспонирование пособий для изучения отдельных тем.

4. Площадь для одной вычислительной машины должна составлять минимум 6 м2.

3. Площадь кабинета информатики строго должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

2. Какие действия запрещены в кабинете информатики:

1. Запрещено входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, с громоздкими предметами и едой
2. Запрещено входить в кабинет информатики в грязной обуви без бахил или без сменной обуви
3. Запрещается шуметь, громко разговаривать и отвлекать других учащихся
4. Запрещено бегать и прыгать, самовольно передвигаться по кабинету
5. Перед началом занятий все личные мобильные устройства учащихся (телефон, плеер и т.п.) должны быть выключены
6. Разрешается работать только на том компьютере, который выделен на занятие
7. Перед началом работы учащийся обязан осмотреть рабочее место и свой компьютер на предмет отсутствия видимых повреждений оборудования
8. Запрещается выключать или включать оборудование без разрешения преподавателя
9. Напряжение в сети кабинета включается и выключается только преподавателем

3. Комплекс упражнений для снятия усталости за компьютером:

1. Исходное положение (далее — и.п.) — сидя на стуле. 1 — 2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 — 4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6 — 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3 — 4 — то же правой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.
4. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
— И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3 — 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
— И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 — 2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 — 4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6 — 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
— И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6 — 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
5. ФМ для снятия утомления с туловища:
— И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов — -плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.
— И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — 5 — круговые движения тазом в одну сторону, 4 — 6 — то же в другую сторону, 7 — 8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.
— И.п. — стойка ноги врозь. 1 — 2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 — 4 — и.п., 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.
— ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Вывод: ознакомилась и изучила основные санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики по нормам СанПиН.
С помощью интернет-ресурсов указали:

1. Требования к помещению кабинета информатики;

2. Действия, которые запрещены в кабинете информатики;

3. Комплекс упражнений для снятия усталости за компьютером.

Кабинет информатики — Требования к помещениям кабинета ИВТ

2. Требования к помещениям кабинета ИВТ

2.1. Кабинет информатики и вычислительной техники (МВТ) организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессиональной школы, учебно-производственного комбината, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных занятий по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ) как базовому, так и профильным. Кроме того, КИВТ может использоваться в преподавании различных учебных предметов, трудовой подготовки.

2.2. Площадь помещений кабинета ИВТ определяется в соответствии с требованиями нормативного документа «Учебно-материальная база образовательного учреждения общего среднего образование» ч. I. «Нормы и требования к учебным зданиям и пришкольным участкам», а также СанПиН 2.2.2.542-96.

2.3. Размещение КИВТ во всех учебных заведениях в цокольных и подвальных помещениях не допускается.

2.4. Минимальная площадь, приходящаяся на одну ПЭВМ, должна быть не менее 6 м², а объем — не менее 24,0 м³ при высоте не менее 4 м. При меньшей высоте учебного помещения рекомендуется увеличить площадь на одно рабочее место.

2.5. При кабинете ИВТ должна быть организована лаборантская площадью не менее 18 м² Лаборантское помещение должно иметь два выхода: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.

2.6. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

2.7. Передняя стена КИВТ оборудуется классной доской для фломастеров, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации.

2.8. При входе в кабинет ИВТ должны быть предусмотрены встроенные или пристенные шкафы (полки) для портфелей.

2.9. Слева от доски, в рабочей зоне учителя, на стене должен быть закреплен электрораспределительный щит с пультом управления электроснабжением рабочих мест учителя и учащихся.

2.10. Под доской или отдельно под стендами устанавливают ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели (или планка с держателями) для подвешивания таблиц.

2.11. На стене, противоположной окнам, размещаются экспозиционные щиты с постоянной и временной информацией.

2.12. Вдоль задней стены возможно установка секционного шкафа для хранения учебного оборудования и носителей информации в зависимости от площади кабинета.

2.13. Верхняя часть задней стены кабинета должна быть предназначена для экспонирования пособий, необходимых для изучения отдельных тем программы.

Кабинет информатики общеобразовательной школы. Оборудование кабинета и требования к нему

Кабинет информатики общеобразовательной школы. Оборудование кабинета и требования к нему

Кабинет информатики оснащается материальными средствами согласно «Перечням средств вычислительной техники, учебного оборудования, базового и прикладного программного обеспечения кабинетов информатики в учебных заведениях системы общего среднего образования» (см. приложение).

Кроме того, кабинет информатики оснащается:

* набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов учебных предметов;

* заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений за ПЭВМ;

* комплектом учебно-методической, научно-популярной, справочной литературы;

* журналом вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;

* журналом использования КУВТ на каждом рабочем месте;

* журналом отказа машин и их ремонта;

* стендами для экспонирования демонстрационных таблиц и работ учащихся;

* аптечкой первой помощи;

* средствами пожаротушения;

* инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, планами дооборудования кабинета информатики, утвержденными директором школы.

Рабочее место учителя должно располагаться на подиуме. Оно оборудуется столом, оснащенным аппаратурой в соответствии с <Перечнями средств вычислительной техники, учебного оборудования, базового и прикладного программного обеспечения для кабинетов информатики, Классов с ПЭВМ или ВДТ в учебных заведениях системы общего среднего образования> (см. приложение) и двумя тумбами для принтера и графопроектора.

В процессе занятия подключение электропитания к рабочим местам учащихся и выключение его производит преподаватель и отмечает это в журнале использования кабинета информатики на каждом занятии.

К учительскому столу Должно быть подведено электропитание для подключения ПЭВМ, принтера, графо-проектора.

Помещение кабинета информатики должно удовлетворять следующим требованиям: на каждый компьютер — 6 кв. м. и 6 куб. м. общей площади кабинета. Размещение компьютеров задними стенками к глухим стенкам кабинета, по его периметру (во избежании чрезмерного электромагнитного излучения, находящихся за задней стенкой компьютера). Кабинет должен иметь окна на север или северо-запад (для того, что бы помещение не было на солнечной стороне, что приводит к повышению температуры в помещении), а также систему кондиционирования или возможность проветривания для обмена свежего воздуха. Температура воздуха в кабинете должна находиться в пределах 19…21°С. В кабинете каждый день необходимо проводить влажную уборку.

Компьютерная техника должна размещаться на специальных столах, обеспечивающих:

  • угол наклона и подставку для монитора;

  • подставку для клавиатуры на уровне, комфортном для рук работающих учеников;

  • ширину, достаточную для размещения всех устройств компьютера;

  • достаточное расстояние (не менее 60 см.) от глаз учащихся до поверхности монитора.

Стулья, на которых должны работать учащиеся должны быть следующими:

  • регулируемые по высоте сидения (учитывать рост учащихся),

  • поворачиваться (регуляция положения),

  • регулирующими по высоте спинки (регулируемая по роста опора для снятия нагрузки с поясничного отдела работающего).

Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета информатики и информационных технологий должно удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе техническими средствами обучения, указанным в настоящих требованиях, а также специализированной учебной мебелью.

Основным оборудованием учебного кабинета является компьютерное оборудование, которое может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Mac OS, Linux). Возможна также реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента». Все компьютеры должны быть объединены в единую сеть с выходом в Интернет. Возможно использование участков беспроводной сети. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Могут использоваться как настольные компьютеры, так и компьютеры типа «ноутбук» и карманные. Технические характеристики, приведенные в требованиях в ряде случаев, являются ориентировочными и могут изменяться в ходе технического развития.

Для обеспечения удобства работы с цифровыми ресурсами и работами учащихся, как в кабинете информатики, так и в школе в целом рекомендуется использовать файловый сервер, входящий в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения.

Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики и информационных технологий, а также на других компьютерах, установленных в образовательном учреждении, должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.

Оснащение кабинета должно предполагать его широкое использование не только для проведения уроков информатики, но и при преподавании других предметов. Учебный кабинет должен обеспечивать возможность проведения занятий по различным предметам, направленных, прежде всего, на поиск и обработку информации, подготовку и демонстрации мультимедиа презентаций.

«Обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся при работе в кабинете информатики» — Архив

 

1.  Кабинет информатики в образовательном учреждении

 

Кабинет информатики должен быть выполнен как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний по информатике и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

В кабинете информатики должно быть обеспечено информационное взаимодействие между учащимися и учителем, необходимое для осуществления современного учебно-воспитательного процесса. 

Число рабочих мест для учащихся в кабинете информатики может быть 9, 12, или 15 в зависимости от наполняемости классов. Для проведения практических занятий на компьютерах рекомендуется организовывать индивидуальную, групповую и коллективную работу.

Рабочее место учителя должно располагаться на подиуме. Оно оборудуется столом, оснащенным аппаратурой и двумя тумбами для принтера и графопроектора.

К учительскому столу должно быть подведено электропитание для подключения компьютера, принтера и графопроектора.

 В процессе занятия подключение электропитания к рабочим местам учащихся и его выключение производит преподаватель и отмечает это в журнале использования кабинета информатики на каждом занятии.

Рабочие места учащихся, оснащенные компьютером, и организация их оборудования должны соответствовать гигиеническим требованиям Санитарных правил и норм (СанПиН 2.2.2.542-96 – [5]). Кабинет информатики оборудуется одноместными столами, предназначенными для работы на компьютере со всеми необходимыми периферийными устройствами. К столам подводится электропитание и кабель локальной сети. Столы оборудуются в соответствии с требованиями безопасности и крепятся к полу. Общая электрическая схема питания для кабинета информатики включается в сопроводительную документацию, поставляемую с комплектом электрооборудования для компьютера. Все компьютеры следует заземлять.

Конструкция одноместного стола для работы с компьютером должна предусматривать:

  • Две раздельные поверхности: первая – горизонтальная для размещения компьютера с плавной регулировкой по высоте в пределах 520-760 мм и вторая – для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12-15 градусов), что способствует поддерживанию правильной рабочей позы учащихся без резкого наклона головы вперед;
  • Ширину поверхности для компьютера и клавиатуры не менее 750 мм, а при наличии принтера – 1200 мм;
  • Глубину каждой из указанных поверхностей стола – не менее 550 мм;
  • Опору поверхностей стола на стояк, расположенный в центре; в стояке должны проходить провода электропитания и кабель локальной сети с обеспечением необходимых требований по электробезопасности, а основание стола необходимо оснастить подставкой для ног;
  •  Отсутствие ящиков.

Высота края стола, обращенного к работающему за компьютером, а также стула должна приниматься в соответствии с ростом учащегося в обуви согласно таблице.

Таблица. 1 Высота стола и стула над полом

Рост учащегося, см

Высота над полом, мм

Стол

Пространство для ног, не менее

Стул

116-130

520

460

300

131-145

580

520

340

146-160

640

580

380

161-175

700

640

420

Свыше 175

760

700

460

 

Ширина и глубина пространства для ног под столом определяется конструкцией стола. Допускается ситуация, при которой стол опирается не на стояк, а не ножки, но при строгом соблюдении его соответствия ростовым особенностям учащихся в обуви.

При невозможности укомплектования учебного помещения столами с регулировкой поверхностей по высоте для различных ростовых групп учащихся, высота поверхности стола над уровнем пола для клавиатуры должна составлять 725 мм. При отсутствии стола с опорой на стояк и регулировкой поверхностей по высоте для работы с компьютером можно временно допустить:

  •  расположение клавиатуры на ученическом столе, а монитора – на подставке или подвеску его на кронштейне за ученическим столом;
  • расположение на двух ученических столах, составленных вместе: на одном – монитор, на другом – клавиатура.

Поверхности стола должны иметь цвет натуральной древесины. Допускаются бледно-голубой, бледно-зеленый или бледно-серый цвета. Поверхности стола должны быть матовыми.

Сиденья и спинки стульев должны быть полумягкими, покрытыми воздухопроницаемым, не электризующимся и не скользящим материалом, легко поддающимся очистке от загрязнения. Основные размеры стула в зависимости от ростовых особенностей учащихся представлены в таблице.

Таблица 2 Основные размеры стула

Параметры стула

Рост учащихся в обуви, см

116-130

131-145

146-160

161-175

175

Высота сиденья над полом, мм

300

340

380

420

460

Ширина сиденья, не менее, мм

270

290

320

340

360

Глубина сиденья, мм

290

330

360

380

400

высота нижнего края спинки над сиденьем, мм

130

150

160

170

190

Высота верхнего края спинки над сиденьем, мм

280

310

330

360

400

Высота линии прогиба спинки не менее, мм

170

190

200

210

220

Радиус изгиба переднего края сиденья, мм

20-50

Угол наклона сиденья, градусы

0-4

Угол наклона сиденья, градусы

95-108

Радиус спинки в плане , не менее, мм

300

 

Наличие столов и стульев в соответствии с ростовыми особенностями учащихся способствует обеспечению правильной посадки и предупреждению отклонений со стороны костно-мышечной системы.

Расстановка рабочих мест учащихся в кабинете информатики должна обеспечить электробезопасность и безопасность от электромагнитных излучений, свободный доступ учащихся и педагога во время урока к каждому рабочему месту.

В прямоугольном помещении класса рабочие места учащихся располагаются вдоль продольных стен (у окна и напротив). Расстояние между стеной, противоположной оконным проемам, и столами должно быть в пределах 5-10 см, а между стеной с окнами и столами – не менее 20 см. Столы устанавливаются под прямым углом к поверхности стен таким образом, чтобы расстояние между боковыми поверхностями мониторов было не менее 1,2 м.

В квадратном помещении класса рабочие места учащихся располагаются по периметру, при этом расстояние между двумя соседними столами, расположенными в углах, должно быть не менее 2 м, как и при наличии рядной расстановки рабочих мест.

Работа за компьютером при указанной выше расстановке рабочих мест должна осуществляться при искусственном освещении и зашторенных окнах, что позволяет обеспечить на рабочих местах постоянный уровень освещенности.

Дополнительно кабинет информатики оборудуется двухместными ученическими столами в соответствии с количеством рабочих мест учащихся при работе на компьютере. Ученические столы располагаются в центре и предназначены для проведения теоретических занятий, индивидуальной, групповой работы, не требующей использования компьютера, или для выполнения контрольных работ.

 

2. Гигиенические требования к помещениям с компьютерами

 

Очень важно, чтобы помещения отвечало необходимым гигиеническим требованиям, соблюдение которых способствовало бы сохранению здоровья. Помещение с компьютерами не должно располагаться в подвале и цокольных этажах, но может находиться на любом другом этаже здания.

Площадь на одно рабочее место в помещении должна быть не менее 6 кв.м, объем – 24 куб.м при высоте не менее 4 м. При меньшей высоте помещения, рекомендуется увеличить площадь, приходящуюся на одно рабочее место.

Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин, не скользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антисептическими свойствами.

В учебном помещении при кабинете информатики должна быть лаборантская площадью не менее 18 кв.м с двумя входами: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.

При входе в класс должны быть установлены шкафы с полками для хранения портфелей и сумок. Шкафы могут быть встроенными или пристенными.

Помещение должно иметь естественное и искусственное освещение. Ориентация оконных проемов должна быть на север или северо-восток. Основной поток естественного света должен быть слева, допускается справа. Не допускается направление основного освещения спереди и сзади.

Для окраски стен следует применять краски холодных тонов: светло-зеленого, светло-голубого, светло-серого. Допускается окраска стен светло-бежевым, светло-желтым цветом или цветом слоновой кости. При этом поверхности стен должны быть матовыми.

Для работы с компьютером следует применять систему общего равномерного освещения, выполненную потолочными или подвесными люминесцентными светильниками, размещенными по потолку рядами в виде сплошных линий, с двух сторон от рабочего стола. Светильники не должны отражаться на мониторах, так же как и оконные светопроемы.

В качестве источников света рекомендуется использовать люминесцентные лампы мощность 40 Вт, 58 Вт или энергоэкономичные мощностью 36 Вт типа ЛБ, ЛХБ как наиболее эффективные и приемлемые с точки зрения спектрального состава.

Работа на компьютере приводит к снижению концентрации кислорода, повышению содержания озона, концентрации которого могут превышать предельно допустимые значения. Нарушается ионный состав воздуха, что приводит к ухудшению самочувствия людей, появление головной боли, снижению работоспособности и пр.

При наличии учащихся в классе, воздух загрязняется антропогенными веществами органической природы и углекислым газом. Поэтому в помещениях рекомендуется иметь приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую оптимальный температурно-влажностный режим для всех климатических зон.

 

Таблица 3 Оптимальные и допустимые параметры температуры и влажности

Оптимальные параметры

Допустимые параметры

Температура, ˚С

Относительная влажность, %

Температура, ˚С

Относительная влажность, %

19

62

18

39

20

58

22

31

21

55

 

При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции можно организовать кондиционирование воздуха с помощью бытовых кондиционеров. При этом необходим расчет количества устанавливаемых кондиционеров в зависимости от их производительности, тепловыделения от машин, людей, солнечного света и источников искусственного освещения.

Кондиционеры не должны создавать шум, превышающий нормируемые значения. Устанавливать кондиционеры следует в верхней части окон. Во время работы кондиционеров, двери в помещении должны быть закрыты. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции и кондиционеров, необходимо организовывать проветривание на каждой перемене и в любую погоду. Если позволяют погодные условия, то занятия можно проводить при открытых окнах.

Рабочее или учебное помещение должно быть изолировано от помещений, в которых создаются повышенные уровни шума и вибрации, а также располагаться вдали от уличных магистралей и улиц с большим транспортным движением. Уровень шума при неработающем компьютере не должен превышать 40 дБА, а при работе систем воздушного отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха – 35 дБА.

Гигиенические исследования, проведенные в учебных помещениях, в которых были использованы различные полимерные материала, показали, что из них в воздух могут выделяться вредные химические вещества, такие как фенол, формальдегид, хлористый винил, аммиак, толуол и пр., которые даже в концентрациях, не превышающих предельно допустимые величины, могут оказывать неблагоприятное воздействие на организм, снижая его работоспособность. С увеличением температуры воздуха миграция химических веществ в воздушную среду помещения увеличивается. При наличии в воздухе различных химических веществ, ощущается неприятный запах неодинаковой степени выраженности. Концентрация этих веществ зависит не только от температуры воздушной среды помещения, но и во многом определяется погодными условиями: температурой наружного воздуха, атмосферным давлением, скоростью и направлением ветра по отношению к оконным проемам помещения и др.

По этой причине для внутренней отделки интерьера помещений не разрешается применять синтетические материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества и соединения. К их числу можно отнести древесно-стружечные плиты, слоистый бумажный пластик, моющиеся обои, рулонные синтетические ковровые покрытия и др.

 

3. Гигиенические требования к правильной посадке при работе на компьютере

 

Правильная посадка учащихся за рабочим столом с компьютером способствует нормальному функционированию органов и систем организма, профилактике нарушения осанки и зрения, сохранению здоровья и хорошей работоспособности. Правильная посадка обеспечивается подбором стола и стула в соответствии с ростом в обуви.

При правильной посадке нужно сидеть прямо, напротив монитора, не сутулясь. Спина должна иметь опору в области нижних углов лопаток, предплечья должны находиться под прямым углом по отношению к плечам и опираться на наклонную поверхность стола с клавиатурой; тем самым снимается статическое напряжение с мышц плечевого пояса и рук. Край сиденья стула должен заходить за край стола, обращенный к учащемуся, на 5-7 см. угол, образуемый голенью и бедром, должен составлять примерно 90-120 градусов, стопы должны опираться на пол или подставку для ног. Голова должна быть слегка наклонена вперед (не более, чем на 15 градусов). Линия взора должна быть перпендикулярна центру поверхности экрана и составлять с горизонталью в вертикальной плоскости, мысленно проведенной через середину экрана монитора небольшой угол (не более 10 градусов; оптимальное значение – 5 градусов).

Уровень глаз должен соответствовать середине высоты экрана монитора. Оптимальный обзор в горизонтальной плоскости, проходящей через центр экрана, располагается в пределах ±15 градусов, допустимый — ±30 градусов.

Оптимальное расстояние от глаз учащихся до экрана монитора должно быть в пределах 60-70 см, допустимое – не менее 50 см. при расстоянии глаз до экрана менее 50 см, работать на компьютере не рекомендуется, поскольку это будет приводить к быстрому развитию усталости глаз, их покраснению, рези и т.п., а в дальнейшем это может сказаться на развитии близорукости.

Рациональный режим занятий и работы на компьютере предусматривает соблюдение регламентированной длительности непрерывной работы и перерывов, а также соблюдение профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья.

Перерывы в работе на компьютере должны проводиться через каждые 30-40 минут по 10-15 минут каждый. Для детей перерывы должны проводиться через каждые 10-20 минут, в зависимости от возраста, по 10 минут, а для взрослых через каждый час, по 15 минут.

Не следует пренебрегать выполнением комплексов упражнений для глаз, физкультминутками физкультпаузами, т.к. их проведение улучшает функциональное состояние зрительного анализатора, центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др. систем организма, способствует ликвидации застойных явлений в нижней половине тела и ног, образующихся при работе в положении сидя, улучшает кровоснабжение мозга.

 

4. Организация рабочего места

 

1.                Приступая к работе на компьютере, необходимо осмотреть рабочее место и убедиться в отсутствии видимых повреждений оборудования.

2.                Монитор должен быть установлен прямо перед пользователем, на расстоянии 60-70 см. при работе недопустимы повороты головы или корпуса тела пользователя.

3.                Не рекомендуется располагать монитор около яркого источника света; на мониторе не должно быть бликов, сильного контраста с внешнем освещением.

4.                Рабочий стол и посадочное место должны иметь такую высоту, чтобы уровень глаз пользователя находился на уровне или чуть выше центра монитора.

5.                Высота стула должна быть такой, чтобы при правильной установке монитора относительно уровня глаз, ноги пользователя были на полу; при необходимости следует установить подставку. Сидеть следует свободно, без напряжения, не сутулясь и не облокачиваясь на спинку стула.

6.                Туловище пользователя должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см.

7.                Клавиатура должна быть расположена прямо перед пользователем и на такой высоте, чтобы пальцы рук располагались на ней свободно, без напряжения, а угол между плечом и предплечьем составлял 100-110 градусов.

8.                Во избежание чрезмерных нагрузок на кисть при длительной работе с клавиатурой желательно оборудовать рабочее место креслом с подлокотниками, уровень высоты которых, замеренный от пола, совпадает с уровнем высоты расположения клавиатуры.

9.                При работе с мышью рука не должна находиться на весу. Локоть или запястье должны иметь твердую опору. Провод мыши должен лежать свободно.

10.           Все питающие провода и соединительные кабели должны располагаться с задней стороны компьютера и периферийных устройств. Их размещение в рабочей зоне пользователя недопустимо.

11.           В помещении, где находится компьютер, нельзя находиться в верхней и влажной одежде.

12.           В целях пожарной безопасности нельзя кушать и пить рядом с компьютером.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*