Знакомый аргонщик показал, как паять алюминий без аргона в домашних условиях за несколько минут | Генератор идей
Сегодня будет весьма полезный материал для каждого, кто хоть раз сталкивался с такой проблемой, как пайка алюминия.
Да простят меня сварщики-аргонщики, которые работают в автосервисах и оказывают услуги по пайке алюминиевых радиаторов. Сначала маленькое вступление, а потом, очень интересные фото и видео.
У моего знакомого, весьма дорогой автомобиль, но любой автомобиль ломается, не важно, сколько он стоит.
У него начал подтекать масляный радиатор охлаждения коробки передач. В небольшой алюминиевой трубке образовалась маленькая щель, ее даже не видно визуально, но если завести машину, то оттуда начинает капать масло.
Согласитесь, менять радиатор на новый, который стоит 17.000 руб, как-то не целесообразно. Ехать к аргонщикам, тоже весьма дорогое удовольствие.
Можно конечно запаять, но это будет очень сложно, из-за оксидной пленки. Еще, можно залепить холодной сваркой) кто-то так делает.
Но времена меняются и на рынках появился вот такой припой, под названием HTS-2000 или Castolin 192.
Это цинковая трубка с наполнением из порошкового флюса. Как раз, данный флюс и растворяет оксидную пленку алюминия.
Сам процесс пайки очень простой, для этого, нам понадобится обычная газовая горелка.
Но, нужно понимать, что обычная газовая горелка не в силах справится с большими заготовками.
Изделие, нужно прогревать до 400-500 градусов, иначе, ничего не получится.
Для примера, я возьму алюминиевую банку. Сделал два отверстия, сейчас, попробуем их запаять.
Зажимаем в тиски и начинаем нагревать с помощью газовой горелки.
Но, тут я перестарался и перегрел банку((( а как вы хотели, нужно будет немного научиться ей пользоваться. Да и сами понимаете, какая толщина стенок у банки)
Но мы не останавливаемся, давайте попробуем на другом примере.
Зачистил два провода.
Нагреваем, буквально 30 секунд.
Легким движением, припой начинает растекаться в необходимую для нас область.
В итоге получаем даже не пайку, а наверное сварку, которую невозможно разорвать руками.
Найти такой припой можно на строительных рынках или на авито, только ценник там будет весьма внушительный. Лучше всего, брать на али, тут вы точно купите то, что будет работать и по хорошей цене. Ссылка тут. Внимание, там есть трубки дешевле, но они без припоя !
Оцените, пожалуйста, материал и подписывайтесь на наш канал) Еще, мы тут: YouTube; ВКонтакте; Одноклассники
Ремонт радиатора охлаждения двигателя своими руками
Радиатор охлаждения — важная часть автомобиля. Если он неисправен, то транспортное средство не может перемещаться своим ходом без риска перегрева двигателя. Замена бачка — предприятие дорогостоящее: стоимость запчасти, плюс услуги автослесаря. Ремонт радиатора охлаждения своими руками – выход для тех, кто не обременен лишними деньгами, но имеет немного свободного времени и терпения.
Как устроен радиатор
Конструкция радиатора автомобиля
Конструкция радиатора автомобиля проста. Это система, состоящая из проводников для охлаждающей жидкости, имеющих высокий коэффициент теплоотдачи. При прохождении через такой теплообменник лишнее тепло выходит в окружающую среду за счет большой поверхности соприкосновения с воздухом.
Роль теплообменника выполняют трубки из алюминия, латуни или меди. Они расположены параллельно друг относительно друга и также параллельно подключены к подаче и обратке системы охлаждения двигателя автомобиля. Для усиления эффекта теплоотдачи трубки пропущены сквозь множество тонких пластин (впаяны внутри).
Для подключения бачка к системе охлаждения автомобиля в верхней, нижней части корпуса предусмотрены отводы под резиновые патрубки. Также внизу есть специальный болт, закрывающий спускное отверстие. Через это отверстие можно сливать тосол из системы во время ремонта автомобильных радиаторов.
Какие бывают неисправности радиатора
Существует несколько основных неисправностей, которые могут нарушить работу радиатора:
Неисправности системы охлаждения двигателя
- Засорение каналов прохождения тосола;
- Засорение пространства между металлическими пластинами снаружи;
- Нарушение герметичности системы после появления трещин на корпусе.
Первая проблема возникает, если владелец автомобиля не следит за заменой антифриза в системе. Жидкость постепенно загрязняется, частицы грязи могут попросту забить каналы трубок. Второй вариант — когда в целях экономии автовладелец пользуется обычной водой вместо тосола. Под воздействием воды любой металл окисляется. Продукты окисления также могут засорить трубки.
Вторая проблема, когда во время езды пыль и части насекомых попадают между пластинами – нарушается нормальный теплообмен радиатора автомобиля с окружающим воздухом. Последний не может свободно проходить между металлом и охлаждать его.
Третья проблема однозначно возникает при аварии, когда агрегат физически повреждается. Также в старом радиаторе автомобиля от времени и вибрации могут образоваться микротрещины в местах пайки, металл может прогнить от окисления.
Восстановление радиатора изнутри химическим методом
Профилактика системы охлаждения
Микротрещины и незначительные протечки в радиаторе автомобиля можно ремонтировать с помощью специальных химических препаратов, выпускаемых в форме порошкового герметика или жидкости. Частицы такого вещества способны разбухать и, попадая в трещины, закупоривать их. Такой метод восстановления носит временный характер и поможет в дороге, когда необходимо своим ходом добраться до места, где можно основательно заняться ремонтом.
Применяют герметик, внося его через горловину радиатора. Важно использовать только проверенные, качественные химпрепараты и строго придерживаться разработанных производителем инструкций. В противном случае такой ремонт радиатора охлаждения своими руками может вылиться в более серьезную проблему – засорение всей системы охлаждения автомобиля.
Восстановление радиатора с внешней стороны
Для устранения течи в радиаторе автомобиля также есть средства наружного применения. К ним относится всем известная «холодная сварка». Используя ее необходимо сделать следующее:
Холодная сварка радиатора
- Удалить охлаждающую жидкость;
- Место повреждения очистить от загрязнений и обработать обезжиривающим средством;
- Нанести холодную сварку, подождать пока она отвердеет.
Наряду с «холодной сваркой» у автовладельцев популярно применение эпоксидного клея. Он эффективно устраняет механические повреждения. Смолу смешивают с отвердителем и наносят на заранее подготовленный участок, требующий восстановления. Порядок проведения работ схож с описанным выше.
В случае загрязнения сот радиатора автомобиля, его снимают и хорошо прочищают струей воды под давлением.
Применение пайки и сварки радиатора охлаждения при ремонте
Лучший способ ремонта микротрещин и заделки отверстий — пайка (или сварка). Более эффективен такой ремонт радиатора охлаждения своими руками за счет плотного прилегания припоя к металлу основы при пайке. Вариант сварки вообще предполагает заполнение отверстия однородным металлом.
Пайка радиатора автомобиля своими руками
Как запаять латунный радиатор
Понадобится:
- Электропаяльник большой мощности;
- Кислота для пайки;
- Припой на основе олова;
- Инструменты для механической очистки рабочей поверхности.
Все поврежденные места очищаются до состояния появления металлического блеска. Далее следует обработка участков флюсом (кислотой). Хорошо залуженным паяльником прогревается место пайки и равномерно наносится припой, заполняя все щели – так происходит ремонт.
Как ремонтировать радиатор из алюминия
Пайка алюминиевого радиатора
Алюминий невозможно запаять в домашних условиях, как и применить аргонную сварку при ремонте. Поэтому в случаях повреждения на помощь приходят либо «холодная сварка», либо эпоксидная смола.
Еще один эффективный способ провести ремонт и устранить течь, если повреждение незначительно – аккуратно перекусить часть алюминиевых трубок в месте нарушения и завернуть их края с обеих сторон по принципу передавливания шланга. Так можно поступать только в том случае, если масштаб нарушений не превышает 10% от общего объема трубок в системе.
Видео по теме: Ремонт трубок охлаждения автомобильного радиатора
ПАЙКА РАДИАТОРОВ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ своими руками [инструкция]
[Пайку радиаторов автомобиля можно выполнить самостоятельно], тем самым сэкономив на обращении за помощью к профессиональным мастерам.
Как известно, радиатор охлаждения двигателя является важным элементом системы охлаждения любого автомобиля, а поэтому всегда должен находиться в исправном состоянии.
Когда этот элемент охлаждения двигателя или кондиционера автомобиля дает течь, многие водители стремятся сразу заменить его на новый агрегат, однако, не всегда это по карману, тем более провести необходимый ремонт можно и своими руками.
Проблема течи радиаторов больше всего касается тех автомобилей, которые имеют устройство с циркулирующей жидкостью охлаждения.
Между тем, если вовремя не ликвидировать эту проблему, в любой момент могут произойти более серьезные поломки, вплоть до полного заклинивания всей поршневой системы, а такая поломка уже требует капитального ремонта двигателя, а значит и существенных финансовых затрат.
Пайка системы охлаждения выполняется своими руками достаточно просто, при этом нет необходимости обладать какими-то профессиональными познаниями в механике.
В данном случае устранить течь радиатора своими руками можно как снаружи, так и изнутри агрегата.
Устройство агрегата
Стоит отметить то, что использование охлаждающих радиаторов практикуется не только в автомобилях. Эти важные устройства используются также и в самых разных приборах.
Та же система отопления в машине тоже имеет свой радиатор. Есть радиатор и для кондиционера.
Все они выполняют похожие функции и, несмотря на некоторые конструктивные сходства, имеют множество различий, как по своей работе, так и по исполнению.
В автомобиле такой агрегат в обязательном порядке состоит из набора алюминиевых трубок, к которым особым образом прикреплены в большом количестве тоненькие пластинки, которые способствуют увеличению коэффициента теплоотдачи трубок.
Основное предназначение алюминиевых трубок в этом случае — это обеспечение протекания охлаждающей жидкости, нагретой до определенной температуры.
Протекая таким образом по трубкам, жидкость избавляется от излишнего тепла, которое уходит в атмосферу. Для более эффективного охлаждения радиатор постоянно обдувается специальным вентилятором.
Несмотря на то, что это охлаждающее устройство устроено достаточно просто и состоит из небольшого набора элементов, важность его в работе двигателя переоценить трудно.
Как и любой другой агрегат, автомобильный радиатор имеет свойство периодически выходить из строя и причин тому может быть множество.
Достаточно часто устройство начинает плохо функционировать ввиду того, что произошло внутреннее засорение медных патрубков или сердцевины.
Также причиной неисправности может стать его внешнее засорение.
Кроме этого, очень часто радиатор ломается вследствие самых разных механических неисправностей, к которым можно отнести появление микротрещин в поверхности патрубков, а также в местах их крепления к основанию.
Это может стать результатом плохой пайки, а может носить и другой характер. В случае если причиной неисправности агрегата стало засорение, то справиться с проблемой поможет промывка.
При возникновении неисправностей механического характера, решать проблему придется путем проведения определенных ремонтных работ.
Механические неисправности можно ликвидировать при помощи специального клея, некоторых химических составов, однако чаще всего это делают при помощи пайки.
Пайка универсальных радиаторов автомобиля или кондиционера проводится своими руками достаточно просто, при этом потребуется минимум материалов и инструмента.
На видео ниже показано, как выполнить пайку радиатора кондиционера самостоятельно.
Видео:
Подготовительные работы
Так как от радиатора главным образом зависит эффективность охлаждения двигателя или кондиционера, то за его техническим состоянием необходимо внимательно следить.
Прежде всего, следует регулярно проводить технический осмотр на предмет работоспособности, а кроме этого, контролировать уровень охлаждающей жидкости, которая циркулирует в нем по замкнутому циклу.
Появление течи является одной из наиболее часто встречающихся причин выхода из строя этого охлаждающего агрегата, причем как у автомобиля, так и у кондиционера.
Появиться она может по разным причинам. В первую очередь, это может случиться из-за каких-либо повреждений механического характера.
Кроме этого, вызвать течь могут и всевозможная вибрация, идущая от работающего двигателя или кондиционера во время движения автомобиля. В некоторых отдельных случаях жидкость может начать протекать не только в патрубках, но и в местах их соединения с основанием.
При появлении течи радиатора устранить проблему поможет пайка, которую можно выполнить своими руками. Пайка выполняется в стационарных условиях и для этого оптимально подойдет гаражное помещение.
При обнаружении течи необходимо, в первую очередь, слить с агрегата всю охлаждающую жидкость, после чего аккуратно демонтировать его со штатного места в автомобиле.
В том случае, когда в качестве охлаждающей жидкости выступает тосол, рекомендуется сливать его в специальную чистую емкость, чтобы потом использовать вторично.
Далее от устройства аккуратно отсоединяют все патрубки, стараясь их не повредить. После этого отвинчивают крепления агрегата в штатном месте и вытягивают из подкапотного пространства.
Демонтированный радиатор рекомендуется уложить на ровную устойчивую поверхность, в качестве которой может выступать рабочий стол в гараже.
О том, как правильно выполняется пайка радиатора своими руками, подробно рассказано на видео, размещенном ниже.
Видео:
Выполнение пайки
Для того чтобы пайка была выполнена по всем правилам и в соответствии с технологией, необходимо подготовить для работы весь необходимый материал и инструмент.
В обязательном порядке потребуются припой, флюс, а также мощный ручной паяльник.
Место, где непосредственно и произошла течь, следует тщательно очистить от грязи и пыли, для чего можно использовать различные химические реагенты, после чего его высушивают.
Далее на поверхность неисправного радиатора следует аккуратно нанести небольшое количество специального флюса, который можно заменить на паяльную кислоту или канифоль.
В этом случае следует отметить то, что лучше всего использовать именно паяльную кислоту. Данная универсальная кислота наносится только на предварительно разогретую поверхность радиатора.
Разогреть поверхность можно при помощи паяльника, мощность которого должна составлять порядка ста ватт. Для этих целей подойдет и небольшая газовая горелка.
Когда кислотой будет покрыта вся поверхность поврежденного радиатора, аккуратно наносится олово, которое паяльником равномерно разравнивается по всей площади.
В такой последовательности работу рекомендуется выполнить несколько раз для того, чтобы повысить качество пайки.
Очень часто случается так, что радиатор выходит из строя прямо во время пути, вдали от гаража, где есть необходимые для ремонта материал и инструмент.
В этом случае рекомендуется всегда иметь под рукой специальный двухкомпонентный клей на основе эпоксида, который принято называть холодной сваркой.
Как правило, на упаковке данного средства подробно описывается процедура его нанесения на металлическую поверхность и для того чтобы устранить течь радиатора, достаточно только внимательно ее прочитать.
В некоторых отдельных случаях ликвидировать резко возникшую в радиаторе течь можно с использованием физической силы.
Для этого понадобятся плоскогубцы или какой-либо другой аналогичный инструмент.
Необходимо будет сильно сжать деформированное место и постараться как можно быстрей доехать до автомастерской или гаража.
Видео:
В любом случае, при появлении течи в элементах радиатора в автомобиле, ликвидировать ее нужно как можно быстрей, тем более что всю работу можно выполнить своими руками.
О том, как самостоятельно запаять радиатор, подробно рассказано на видео выше.
Достаточно часто устранить неисправность радиатора охлаждения можно некоторыми внутренними методами, к которым пайка не относится.
В этом случае следует использовать специальные химические составы, которые можно приобрести в специализированных магазинах.
Данный средства достаточно эффективны только в том случае, когда течь имеет небольшие размеры.
Следует отметить и то, что использование химических составов позволяет ликвидировать даже те течи, которые сложно обнаружить невооруженным глазом.
Используя данный метод, важным моментом является правильный подбор состава.
Видео:
О том, как пользоваться химическими реагентами для устранения течи в радиаторе, как правило, подробно излагается на инструкциях, идущих вместе с ними в комплекте.
Основным достоинством использования таких составов является то, что нет необходимости демонтировать агрегат. О том, как самостоятельно выполнить ремонт радиатора, подробно рассказано на видео в нашей статье.
Ремонт радиатора автомобиля своими руками
Ремонт радиатора в автомобиле часто приходится делать при проблемах с системой охлаждения двигателя. Как известно, радиатор — важнейшая часть системы охлаждения любого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Именно в нем от избыточного тепла отламывается антифриз, создавая оптимальный температурный режим работы двигателя.
Одним из основных признаков неисправности радиатора автомобиля является перегрев двигателя.Откладывать решение этой проблемы нельзя, так как перегрев увеличивает износ деталей двигателя и высока вероятность выхода из строя силового агрегата в будущем, что потребует значительных финансовых вложений на его ремонт.
Ниже мы расскажем об основных способах ремонта автомобильных радиаторов своими руками, и что делать при протечке радиатора.
Причины ремонта радиатора
Радиатор охлаждения может нуждаться в ремонте по разным причинам.Неисправности могут быть вызваны естественным износом, а также халатностью со стороны автовладельца. Устранение неисправности радиатора может быть лишь первым шагом в полном ремонте двигателя.
В радиаторах автомобилей есть две основные неисправности, требующие ремонта:
Утечки радиатора опасны по следующим причинам:
- Уменьшение количества охлаждающей жидкости может привести к превышению допустимой температуры двигателя;
- Утечка может быть источником опасности для человека.Хладагент создает в системе высокое давление, и образование течи может вызвать своеобразный горячий «гейзер». При попадании на кожу или в глаза водитель получит серьезные ожоги, так как охлаждающая жидкость имеет высокую теплоемкость;
Закупорка трубок радиатора нарушает циркуляцию жидкости внутри радиатора. В результате сначала охлаждается нижняя часть теплообменника, а затем весь радиатор. Тем временем охлаждающая жидкость быстро нагревается, что создает риск перегрева двигателя.
- Взведение радиатора обычно вызвано образованием накипи. Особенно это характерно для автомобилистов, которые хотя бы раз залили обычную воду в систему охлаждения двигателя. Чтобы этого не произошло, узнайте, что нужно заливать в систему охлаждения двигателя.
- Иногда забивается радиатор смесью масла и антифриза. Это происходит, если моторное масло по каким-то причинам попадает в систему охлаждения. Например, если есть отверстие в блоке цилиндров или прокладке головки блока цилиндров. Утечка масла может быть незаметна, а охлаждающая жидкость со временем превратится в желе, которое забивает внутренние полости теплообменника.
Ниже мы выявили неисправности, давайте разберемся, как отремонтировать ТЭНы своими руками.
Примечание: Перед обслуживанием радиатора самостоятельно убедитесь, что вы следуете оригинальным инструкциям производителя.
Как отремонтировать радиатор своими руками?
Простой ремонт радиаторов автомобиля, например, устранение небольшой течи, большинство автолюбителей может произвести самостоятельно.
Другое дело пайка радиатора двигателя или сердечника отопителя.Здесь без опыта не обойтись (см. Видео ниже). Как мы уже писали, большинство проблем с радиатором может решить автовладелец своими руками. В одних случаях можно обойтись только потерей драгоценного времени, а в других придется покупать в магазине специальные ремонтные составы и материалы. Все зависит от поломки и вида ремонта.
Снятие радиатора . Практически любой ремонт радиатора требует снятия его с автомобиля.И здесь автомобилиста ждут неприятные сюрпризы.
Отремонтируйте радиатор с помощью стержня или записи
Когда радиатор выходит из строя, это, скорее всего, связано с засорением или проколом сердечника. Это можно исправить двумя способами. Откровенно говоря, хотя это можно сделать самостоятельно, это чрезвычайно привередливая работа, но вот основные процедуры, которым следуют профессионалы.
Многие новые автомобили имеют радиаторы с алюминиевым сердечником и пластиковыми баками.
которые склеены.Это дешевая и эффективная конструкция.
метод, но когда радиатор выходит из строя, его вообще невозможно отремонтировать —
пора покупать новый.
Сердечники нагревателя также можно отремонтировать аналогичным образом, поскольку на самом деле они представляют собой небольшие радиаторы.
Запись радиатора
Сердечники радиатора несколько стандартизированы. В магазине радиаторов можно купить большие куски сердечника радиатора, а затем изменить их размер, чтобы они соответствовали конкретному радиатору. Запись радиатора обычно выглядит так:- Вы проделали дыру в радиаторе или он забился. Вы отнесете свой радиатор в компетентный радиомагазин.
- Мастер по изготовлению радиаторов подбирает размер вашей сердцевины, чтобы найти кусок сердцевины подходящей ширины и высоты.
- Размер слишком широкого куска сердечника можно изменить — трубы и ребра отпаяны с одной стороны, чтобы сердечник имел надлежащую ширину. Теперь у вас новое ядро.
- Верхний и нижний баки сняты со старого радиатора.
- Все тщательно очищено соляной кислотой.
- Баки припаяны к новой сердцевине радиатора и проверены на герметичность.
Этот процесс называется повторным восстановлением. Почему танки используются повторно?
Обычно у вас больше проблем с утечкой или повреждением сердечника.Трубки и ребра несколько оголены и сделаны из довольно тонкого металла, поэтому их легко проткнуть или сломать.
Роддинг радиатора
Часто старый радиатор забивается, но на самом деле не протекает. Если сердечник не имеет проколов и повреждений, его можно использовать повторно. Установка радиатора выглядит так:
- Вы отнесете свой забитый, но неповрежденный радиатор в специализированный магазин радиаторов.
- Верхний и нижний баки сняты со старого радиатора.
- Тонкий стержень пропускается через каждый сердечник, чтобы удалить любой мусор.
- Все тщательно очищено соляной кислотой.
- Баки припаяны к новой сердцевине радиатора и проверены на герметичность.
Если вы решите самостоятельно отремонтировать радиатор
Мы, , не рекомендуем ремонт радиатора , описанный выше, в основном потому, что вероятность того, что вы повредите радиатор или поранитесь, чрезвычайно высока.Но если вы это сделаете:
Проведите много исследований , особенно когда что-то связано с нагревом, огнем или химическими веществами.
Используйте очень слабый нагрев для демонтажа резервуаров. Пропан — это нормально, но газ MAPP и ацетилен, вероятно, довольно быстро прожигут дыру в ваших резервуарах. Хотя основной материал можно довольно легко заменить, резервуары обычно подходят для вашего автомобиля.
Соляная кислота растворяет алюминий. Не допускайте контакта соляной кислоты с алюминиевыми деталями.
Соляная кислота чрезвычайно опасна. Используйте защитные очки, защитную маску и полную защиту тела. Используйте в хорошо проветриваемом помещении, так как там будут горящие токсичные пары.
— Руководство по покупке Thomas
Припой — это материал, который используется для соединения или плавления предметов вместе, таких как труба с фитингом или электрический провод с клеммой или разъемом. В концепции пайки используется металлический сплав, температура плавления которого ниже, чем у соединяемых объектов.Для пайки тепло подается с помощью горелки или других средств, например, к стыку между медной трубой и коленом трубы, и после достаточного нагрева припой может быть помещен в стык, и он расплавится и потечет, чтобы герметизировать стык и обеспечить прочная связь между медной трубой и коленом трубы.
Пайка отличается от других подходов к соединению металлов, таких как пайка или сварка, как по температуре, используемой для создания соединения, так и по конечной прочности соединения. Общепринятое определение пайки, данное Американским сварочным обществом, заключается в том, что пайка происходит при температурах ниже 840 o F (450 o C).Процессы склеивания при более высоких температурах создают более прочные связи, которые не подвержены ползучести, вызванной напряжением.
Основные области применения припоя — в сантехнической промышленности, где припой сантехников используется для обеспечения герметичных соединений в трубах, и в электронной промышленности, где электрический припой используется для соединения компонентов схем с печатными платами (PCB), проводки жгуты и соединители, например.
Часто используются три основных типа припоя, а именно:
- Кислотный припой для сердечников
- Припой для стержней из канифоли
- Припой со сплошным сердечником
Припои также доступны в различных форм-факторах, и припои существуют для конкретных приложений или отраслей.В этом руководстве будет представлена сводная информация о различных типах припоя с учетом типа сердечника, сплава или материала, форм-фактора и области применения.
Типы припоя по стилю сердечника
Припой с кислотным сердечником состоит из припоя, который изготавливается в виде проволоки, но с полым сердечником, заполненным флюсом на кислотной основе, который является более сильной и агрессивной формой очищающего флюса. Использование флюса для припоя помогает удалить и предотвратить образование оксидов металлов, которые могут препятствовать образованию прочного паяного соединения.Эти припои предназначены для обработки стали или других металлов, но требуют, чтобы остатки флюса были очищены после завершения операции пайки, чтобы избежать коррозии. Припои с кислотным сердечником чаще всего используются в сантехнике для соединения металлических труб или листового металла.
Канифольный припой с сердечником также изготавливается с полым сердечником внутри припоя, но используемый флюс представляет собой более мягкую разновидность канифоли, которая представляет собой твердую форму смолы, полученной из хвойных пород, таких как сосна. Остатки флюса, связанные с канифольным припоем сердечника, не вызывают коррозии и поэтому используются для создания паяных соединений в электрических устройствах, где может быть трудно удалить остатки флюса после завершения операции пайки.
Припои с кислотным сердечником и канифольным сердечником характеризуются как припой с флюсовым наполнением или самофлюсующийся припой.
Припои с твердым сердечником, в отличие от разновидностей кислотного сердечника или канифольного сердечника, не имеют полого сердечника, заполненного флюсовым материалом. Вместо этого эти припои состоят из сплошной проволоки, состоящей из припоя или материала. Флюс необходимо наносить отдельно в случае использования припоя с твердым сердечником.
Типы припоя по сплаву или материалу
Существует множество сплавов или материалов, используемых для производства припоев для различных целей.Как правило, пропорция элементов, используемых в припоях, будет определять температуру плавления припоя, которая затем согласуется с возможными применениями этого припоя.
Одно из основных различий заключается в том, содержит ли припой в качестве элемента свинец. Свинец, который ценится при пайке из-за его низкой температуры плавления, представляет опасность для здоровья людей, особенно детей младшего возраста. По этой причине использование бессвинцового припоя в приложениях, где существует потенциальный риск воздействия или выщелачивания в источники воды (например, при использовании для соединения медных труб в линиях подачи питьевой воды), в основном было принято.
Примеры бессвинцового припоя:
Большинство припоев представляют собой сплавы одного или нескольких элементов. Например, бессвинцовый сплав, такой как серебряный припой, может иметь состав 94% олова и 6% серебра. Другие примеры припоев из сплавов без свинца:
- олово-сурьма (95/5)
- олово-медь (97/3)
- олово-серебро (95/4)
Припои на основе свинца используют систему нумерации, которая определяет процентное содержание свинца, а также смешанный металл в сплаве, называемую соотношением свинцовых сплавов (где первое число — это процент олова, второе — процент свинца).Распространенные сплавы, являющиеся оловянными припоями, включают:
- 63/37
- 60/40
- 50/50
- 30/70
- 10/90
Типы припоев по форм-фактору
Хотя наиболее распространенным форм-фактором для припоя является припой, поставляемый на катушках, припой также можно приобрести в виде прутков припоя, таблеток припоя, колец припоя, ленточного припоя, стержней припоя, слитков припоя, фольги припоя и полос припоя, в зависимости от в приложении. Существуют также шайбы для пайки с предварительно нанесенным покрытием, которые используются для автоматизации операций пайки сквозных компонентов в электронике.Сферы припоя, продаваемые на держателях лент и катушек, также могут использоваться в автоматизированных паяльных операциях.
Типы припоев по применению
Хотя область применения припоя наиболее широко используется в сантехнике и электронике, существуют и другие области применения этого материала. Припой для самолетов должен соответствовать требованиям условий окружающей среды, которые включают вибрацию и термоциклирование. При ремонте радиаторов автомобильный припой используется для устранения утечек, которые возникают в теплообменниках охлаждающей жидкости автомобилей и других транспортных средств.Также припой используют для домашнего ремонта и в таких хобби, как создание витражей.
Существуют специальные составы припоев для соединения металлов, которые труднее паять. Примеры таких припоев включают алюминиевый припой и припой для чугуна.
Сводка
В этой статье представлен краткий обзор распространенных типов используемых припоев с разбивкой по типу сердечника, сплаву / материалу, форм-фактору и применению. Для получения информации по дополнительным темам обратитесь к другим нашим руководствам или посетите платформу Thomas Supplier Discovery Platform, чтобы найти потенциальные источники поставок или просмотреть подробную информацию о конкретных продуктах.
Источники:
- https://www.hunker.com/13417672/what-is-acid-core-solder-used-for
- https://www.harrisproductsgroup.com/en/Expert-Advice/tech-tips/rosin-and-acid-core-solders.aspx
- https://www.machinedesign.com/fasteners/whats-difference-between-soldering-brazing-and-welding
- https://www.hooverandstrong.com/platinum-solder
- https://chestofbooks.com/home-improvement/workshop/Handy-Man/Gold-Solders.html
- https: // app.aws.org/
- https://superiorflux. com/techniques-for-soldering-aluminium/
- https://www.indium.com/solders/wire/indium-wire/
- http://armyordnance.tpub.com/OD0017/Fluxes-141.htm
Прочие «виды» изделий
Больше от Machinery, Tools & Supplies
Флюсы для пайки радиаторов | Superior Flux & Mfg. Co.
Пожалуйста, обратитесь к следующей видеосвязи для № 520B Flux:
Безцинковая пайка латунного соединения с использованием флюса Superior 520B с высокой температурой нагрева горелки (не непосредственно на паяном соединении) вместо флюса на основе хлорида цинка.Благодаря использованию флюса Superior 520B на бромидной основе больше не возникает «зеленой» коррозии и устраняется высокое содержание цинка в сточных водах из-за хлорида цинка. http://www.youtube.com/watch?v=0gjssY-oKFM
Superior № 520B радиаторный флюс — это не содержащий цинка флюс на основе аминной соли на основе бромида, специально разработанный для пайки медно-латунных радиаторных узлов. Высокая концентрация No. 520B позволяет производить большое разбавление, что дает огромную экономию на производственных операциях. Этот радиаторный флюс также можно использовать для пайки латунных отводов коллектора к концу сердечника радиатора погружением или каким-либо другим методом припайки латунных трубок к латунному коллектору.
Superior № 530 Флюс для радиаторов для трубных мельниц разработан для покрытия припоем латунных труб при непрерывном лужении. № 530 обеспечивает высокую степень флюсования и отличное маслопоглощение — оба эти свойства необходимы для пайки латунных трубных мельниц. № 530 практически не оставляет следов в трубках замкового шва. При выпечке сердечника собранный сердечник радиатора при пропускании через печь плавится флюсом, чтобы припаять латунные трубки к медным ребрам.
Superior No.Флюс для радиатора 592 содержит цинк, что придает ему прочность, позволяющую выдерживать нагрев горелки во время сборки бака резака и латунных деталей. № 592 может также использоваться для пайки латунных заглушек коллектора к концу сердечника радиатора погружением или каким-либо другим методом припайки латунных трубок к латунному коллектору. Гибридная химия № 592 ограничивает латунь, зеленеющую после пайки. № 592 является высококонцентрированным для разбавления.
Superior № 5700SFM — это концентрированный очиститель для удаления поверхностного окисления с медных и латунных поверхностей.№ 5700SFM удаляет оксиды из латуни и меди без образования хелатов металлов, которые впоследствии могут помешать очистке сточных вод. № 5700SFM — это концентрат, разбавляемый до двух частей воды на одну часть концентрата очистителя для латуни и до шести частей воды на одну часть концентрата очистителя для очистителя меди.
Как найти и исправить протекающие радиаторы на грузовиках
Ремонт утечки радиатора грузовика может быть очень сложной задачей. Многие водители, которые обнаруживают медленную утечку охлаждающей жидкости в радиаторе, часто решают просто добавить немного жидкости и оставить ее, чтобы исправить это позже.К сожалению, игнорирование утечки радиатора тяжелого грузовика может стать очень дорогостоящим решением, если слишком долго откладывать или не следить должным образом.
Независимо от того, есть ли у вас радиатор для полуприцепа, радиатор для тяжелого грузовика или просто радиатор для обычного пикапа, для правильной работы вам необходимо обеспечить герметичность системы охлаждения. Даже медленная утечка радиатора может вызвать повышение температуры, образование воздушной ямы и перегрев.
В большинстве случаев утечка из полурадиатора — это утечка из трубки коллектора в одном из углов радиатора.Еще одна частая проблема — течь бака на одном из соединений или негерметичность шва. Хотя утечку из бака можно замедлить, ремонт трубки к коллектору утечки радиатора практически невозможно устранить в дороге, и ее лучше оставить в мастерской по ремонту радиаторов. Ключ к большинству утечек радиаторов заключается в том, что они обычно запускаются медленно и проявляют признаки просачивания задолго до полного отказа. Если вы правильно проводите осмотр грузовика, вы сможете обнаружить утечки охлаждающей жидкости до того, как они полностью остановятся.
Ремонт утечки радиатора должен выполняться в ремонтной мастерской, и мы не рекомендуем пытаться залатать радиатор или устранять утечку радиатора самостоятельно. Мы также понимаем, что бывают случаи, когда у вас не будет выбора, и вам придется попытаться снизить скорость или остановить утечку радиатора. Каждый водитель должен знать симптомы утечки в системе охлаждения, шаги по поиску утечки в системе охлаждения и основы устранения утечки в системе охлаждения.
Обнаружение утечки в системе охлаждения
Признаки утечки в радиаторе легко обнаружить, а иногда даже можно почувствовать запах утечки антифриза.Любой запах утечки антифриза — верный признак проблем, и хотя запах утечки радиатора или шланга может быть легким, поиск самой утечки может занять некоторое время и терпение. Вам нужно будет тщательно проверить всю систему охлаждения, и вы не сможете увидеть все участки, которые могут протекать. У вас может быть внутренняя утечка в двигателе, например, утечка через прокладку головки, или, возможно, у вас протекает сердечник нагревателя или стопорная пробка. В некоторых случаях вам может потребоваться измеритель давления, чтобы найти утечку. Вот несколько шагов, которые помогут вам найти утечку в радиаторе.
- Из соображений безопасности постарайтесь найти утечки после того, как двигатель выключен и успевает остыть. Ваш радиатор становится самым горячим сразу после выключения двигателя. Дайте вашему автомобилю немного остыть, прежде чем прикасаться лицом к радиатору, проверяя на утечки.
- При поиске утечек проверьте, нет ли подтеков на земле, пара, коррозии вокруг трубы или утечки жидкости из системы. Проверьте радиатор, шланги, хомуты, прокладку термостата, водяной насос, шланги обогревателя, перепускной шланг, резервуар резервуара и крышку радиатора. С другой стороны, если у вас есть утечка радиатора грузовика Ford или утечка радиатора грузовика Chevy, когда ваш двигатель холодный, утечка может даже не проявиться. Некоторые утечки проявляются только тогда, когда система горячая или находится под давлением. Если вы не можете найти утечку в холодной системе, попробуйте измеритель давления. Если это не сработает, возможно, вам придется обратиться к сертифицированному механику для проверки устройства в горячем состоянии и под давлением.
- После обнаружения утечки продолжайте проверять остальную часть вашей системы охлаждения, чтобы убедиться, что вы нашли все утечки.Много раз мы обнаруживали более одной утечки на автомобиле. Однажды у нас была утечка радиатора грузовика Dodge, которую мы смогли исправить на автомобиле, и после повторного тестирования всего мы обнаружили утечку водяного насоса, утечку прокладки термостата и негерметичный шланг обогревателя. После ремонта дважды проверьте всю систему охлаждения. Устранение одной утечки и отказ от проверки остальной системы охлаждения может вернуть вас в путь и столкнуться с новыми проблемами.
Устранение утечки
Основные элементы, которые вам понадобятся для устранения полуавтоматической утечки охлаждающей жидкости, можно найти в большинстве магазинов автозапчастей, и их следует включить в комплект для остановки утечки системы охлаждения, который вы можете собрать самостоятельно.Этот аварийный комплект системы охлаждения будет включать; ограничитель утечки радиатора грузовика, изолента, резиновый клей, эпоксидная смола, такая как JB Weld, хомуты, фитинги для сращивания шлангов и основные инструменты. Помните, что любое исправление системы охлаждения на дороге — это временное решение с ограниченным долгосрочным успехом. Уменьшите утечку и приступайте к ремонту.
Перед тем, как приступить к ремонту радиатора своими руками, необходимо полностью высушить место утечки. Вам нужно будет очистить всю грязь, масло, жир, краску или мусор. Вы также должны использовать моющее или обезжиривающее средство для очистки поверхности, а затем придать поверхности шероховатость с помощью напильника или крупной наждачной бумаги, чтобы обеспечить лучший ремонт.
- Эпоксидная смола для холодной сварки; Вы можете использовать эпоксидную смолу для холодной сварки, нанесенную точно в соответствии с инструкциями после того, как все остынет и очистится. JB Weld предотвратил множество утечек, и многие водители всегда держат тюбик JB в своих ящиках для инструментов.
- Если у вас есть инструменты и ноу-хау, вы можете попробовать припаять протекающую часть радиатора из меди и латуни. Пайка радиатора — непростая задача, требующая флюса, кислоты, припоя и очень чистой поверхности с нужным количеством тепла, в нужное время и в нужном месте.Добавление тепла к корродированной трубке радиатора часто вызывает более сильную утечку в уже ослабленную область радиатора.
- Устранение утечки в алюминиевом радиаторе может быть предпринято с использованием продуктов многих компаний с переменным успехом. Алюминиевые палочки для ремонта радиаторов Stic-Tite — один из самых простых способов попробовать, но все зависит от состояния радиатора и подготовки поверхности, которую вы пытаетесь отремонтировать. Вы можете проверить материалы для ремонта алюминия от Northern Factory Sales или Johnson по ссылке ниже.
- Присадка для устранения утечек в радиатор, более известная как утечка для остановки радиатора, не рекомендуется, если не доступен другой вариант. Если у вас есть утечка через прокладку водяного насоса или трудно добраться до утечки радиатора, остановка утечки может быть вашим единственным выбором, а некоторые утечки нельзя замедлить никаким другим способом. Использование остановки утечки может вызвать другие проблемы в вашей системе охлаждения и должно использоваться только в крайнем случае. В экстренной ситуации, на дороге, остановка течи может быть лучшим выбором для вашей ситуации. За прошедшие годы мы обнаружили, что лучшей остановкой утечки для нас была точечная сварка от компании Barbee. Мы назвали эту штуку «человек с радиатором в банке». В правильной ситуации он работает так же хорошо или лучше, чем что-либо еще, и мы даже замедлили утечку головы с помощью этого материала. Щелкните ссылку ниже, чтобы проверить это и оставить в своем магазине.
- Клейкая лента — отличный материал, и если у вас есть утечка из шланга, вы можете использовать клейкую ленту, чтобы замедлить ее и выиграть время. Ознакомьтесь с нашей статьей о протекающих шлангах радиатора для получения дополнительной информации об утечках из шлангов радиаторов грузовых автомобилей.
- Некоторые водители грузовиков замедлили движение или даже остановили утечку, сняв давление в системе.Вы можете сделать это, ослабив крышку радиатора до первой выемки или сняв с крышки резиновое уплотнение. Это позволит сбросить давление и не рекомендуется, за исключением чрезвычайной ситуации. Это действие может помочь замедлить утечку высокого давления в системе охлаждения. Обратите внимание, что вы рискуете вытолкнуть жидкость и, что еще хуже, перегреться без давления на вашу систему. Если вы снимаете или регулируете крышку радиатора, вы должны всегда знать о любых потерях жидкости и температуре вашего автомобиля.
- Всегда следите за указателем температуры и уровнем жидкости сразу после ремонта системы охлаждения, чтобы убедиться, что все работает правильно. Мы рекомендуем дважды проверять вашу систему после ремонта или промывки. Если у вас протечка и перегрев, выключите кондиционер и включите обогреватель. Ваш обогреватель похож на небольшой радиатор и поможет охладить вашу систему даже в жаркий день в пробках.
Помните, любая накладка радиатора своими руками или ремонт системы охлаждения в дороге должен происходить только в аварийной ситуации.Если это случилось с вами, как можно скорее доставьте свой автомобиль в ремонтную мастерскую и проверьте всю систему.
Поставщики товаров для ремонта радиаторов:
http://www.jbweld.com/product/j-b-weld/
http://www. johnsonmfg.com/temp/EPOXY.HTM
http://www.barbeecompany.com/supplies.html
https://www.thermprocesses.com
http://www.nintagefactory.com/SHOP_SUPPLIES/EPOXY/Z12156
Как паять медные трубы.Припой для медных труб
Внимание! Перед тем, как приступить к техническому обслуживанию или ремонту, внимательно прочтите и усвойте всю информацию по технике безопасности. При пайке труб и работе с флюсом надевайте защитные очки и перчатки. Флюс — токсичное вещество. Некоторое оборудование может рассчитывать на подачу холодной воды. Примите соответствующие меры для отключения любого оборудования, на которое может негативно повлиять отключение подачи воды. Такое оборудование включает, помимо прочего, бойлер или другую систему отопления.
Примечание. Поскольку вы работаете с пламенем, часто в замкнутом пространстве, помните о легковоспламеняющихся материалах рядом с местом, где вы работаете. В некоторых случаях может потребоваться установка негорючего теплозащитного экрана между паяным соединением и горючим материалом поблизости. Перед тем, как начать свой проект, узнайте у местных властей применимые нормы о работе, которую вы хотите выполнить, и о необходимости разрешений.
Когда медные трубы соединяются вместе, между двумя частями остается очень маленький зазор.Когда трубы нагреваются и припой соприкасается с ними, припой плавится и втягивается в зазор за счет капиллярного действия. Как только зазор заполнен и тепло удалено, припой образует уплотнение и создает водонепроницаемое соединение. Паять трубы становится легко, если вы освоитесь. Главное — понять, что вы нагреваете трубы, а не припой. Нагретая медь плавит припой. Следуйте инструкциям в этом руководстве, и вы сможете делать водонепроницаемые швы. Рекомендуется несколько раз попрактиковаться с некоторыми запасными частями, пока не почувствуете себя уверенно.
Удалите все заусенцы с внутренней и внешней стороны трубы с помощью инструмента для удаления заусенцев.
Небольшие заусенцы могут привести к множеству проблем в сроке службы системы водоснабжения.
Очистите трубу снаружи. Если медь не чистая, припой может не сцепиться должным образом
Очистите внешнюю поверхность медной трубы до блестящего блеска с помощью щетки для чистки медных труб или просто используйте стальную мочалку или наждачную бумагу.Если медь не чистая, припой может не сцепиться должным образом и соединение может протечь.
Очистите внутреннюю часть фитинга с внутренней резьбой
Очистите внутреннюю часть фитинга с внутренней резьбой так же, как на шаге 1.
Нанесите бескислотный флюс как на внешнюю часть фитинга с наружной резьбой, так и на внутреннюю часть фитинга с внутренней резьбой
Нанесите бескислотный флюс как на внешнюю часть фитинга с наружной резьбой, так и на внутреннюю часть фитинга с внутренней резьбой.Флюс дополнительно очищает медь, а также помогает предотвратить окисление при нагревании трубы. Если труба окислится, соединение может протечь.
Надежно соедините две части вместе
Надежно соедините две части. Разверните около четырех дюймов припоя и распрямите его. При нанесении припоя вы будете использовать рулон или емкость в качестве ручки. Зажгите факел и приложите пламя к стыку. Переместите пламя, чтобы нагреть трубу на противоположной от вас стороне.
Когда флюс начнет пузыриться и брызгать, прикоснитесь концом припоя к стыку
Когда соединение перестанет принимать припой, оно будет накапливаться за пределами соединения и начнет стекать. На этом этапе следует проявлять осторожность. Нарушение соединения во время его охлаждения может привести к сухому соединению, также известному как утечка. Когда стык затвердеет, его можно протереть. Это та часть, где помогает опыт / практика. Некоторые люди используют сухую тряпку, чтобы шов можно было очистить, но не охлаждать до такой степени, чтобы образовался сухой / негерметичный шов.
Примечания:
1) Всегда проверяйте герметичность после охлаждения трубы.
2) Если вы перегреваете медь, она окисляется, и это препятствует слипанию припоя.
3) Если соединение протекает, вы должны открыть соединение, удалить весь припой и начать все сначала, очистив металл и нанеся флюс. Возможно, будет проще начать с новой фурнитуры.
4) Всегда используйте бессвинцовый припой.
5) Убедитесь, что трубы полностью высохли, иначе это будет мешать склеиванию припоя.
6) Если вы не можете полностью остановить поток воды из трубы, над которой вы работаете, возможно, будет невозможно нагреть трубу до достаточно горячего состояния. Возьмите кусок белого хлеба (без корочки) и набейте им трубку. Это задержит воду на минуту или две. После этого хлеб безвредно растворяется в трубе и легко вымывается.
7) Для специальных деталей могут потребоваться разборки уплотнений или других компонентов. Пожалуйста, прочтите все инструкции от каждого производителя.
8) При запотевании шаровых кранов лучше всего направить пламя в сторону от детали, чтобы шаровой кран запотел как можно быстрее.
Если вы используете газ MAPP вместо пропана, он горит намного сильнее и нагревает медь очень быстро по сравнению с пропаном. Если вы привыкли к пропану, потренируйтесь с MAPP перед началом работы.
Ремонт радиатораСан-Диего | Тихоокеанский автомобильный завод
Ваша машина перегревается? Не ждите, пока из-под капота выйдет пар.Вместо этого позвоните в компанию Pacific Automotive in San Diego . Если вы отложите ремонт радиатора , вы вполне можете оказаться классическим автомобилем у дороги, с поднятым капотом и дымящимся радиатором. Мы находимся недалеко от Pacific Beach и La Jolla.
Более компактные высокопроизводительные двигатели в современных автомобилях делают исправную систему охлаждения еще более важной, чем когда-либо. Если указатель температуры на приборной панели показывает больше, чем обычно, или вы видите или чувствуете запах утечки охлаждающей жидкости, пора действовать.Если вы слишком долго ждете, чтобы заняться ремонтом радиатора, перегрев может повредить ваш двигатель, иногда до такой степени, что он не подлежит ремонту.
Примечание по безопасности: Перегретый радиатор находится под давлением. Никогда. Не пытайтесь снять крышку радиатора, пока все не успеет остыть.
СОВЕТ: Не заправляйте радиатор простой водой. Правильные охлаждающие жидкости содержат соединения, защищающие систему охлаждения и снижающие вероятность выкипания.
Pacific Automotive для вашего радиатора в Сан-Диего
Какой бы ни была проблема с вашей системой охлаждения, посетите нас, прежде чем вы окажетесь в затруднительном положении и не столкнетесь с тем, кто окажется поблизости. Компания Pacific Automotive вот уже более 20 лет имеет сертифицированных специалистов по механике ASE для всех ваших автомобильных потребностей. Мы являемся альтернативой дилерскому центру в Сан-Диего, предлагая плановые и ремонтные услуги, обеспечивающие гарантию вашего производителя и обеспечивающую надежную работу вашего автомобиля еще долгое время.Нашим клиентам нравится наш технический опыт, доступные цены и индивидуальный подход. Мы гарантируем ваше удовлетворение.
Ремонт радиатора в Сан-Диего
Радиатор, пожалуй, самая важная часть системы охлаждения вашего автомобиля, отводящая тепло от двигателя в наружный воздух. «Водяной» насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости (антифриза) от двигателя к радиатору и обратно для передачи тепла от двигателя к радиатору. Таким образом, проблема с охлаждением может быть связана с самим радиатором, утечкой охлаждающей жидкости, водяным насосом, ремнем вентилятора, охлаждающим вентилятором или термостатом.Как и в случае с домашней сантехникой, наиболее частыми проблемами являются протечки и засоры.
Наши опытные и хорошо обученные специалисты по устранению неполадок определят реальную проблему до того, как мы начнем ремонт. В зависимости от конкретной проблемы и общего состояния системы охлаждения вашего автомобиля или грузовика один из нескольких вариантов действий будет наиболее экономичным в долгосрочной перспективе.
Слив и промывка
Перегрев двигателя часто возникает из-за несоблюдения рекомендаций производителя по обслуживанию.Если в двигателе достаточно масла, проблема с охлаждением может быть вызвана скоплением шлама и мусора внутри. Если дело обстоит именно так, служба слива и промывки должна решить проблему. Мы также проведем испытание под давлением на предмет утечек и тщательно проверим шланги, ремни, вентиляторы, водяной насос и термостат, чтобы вам не пришлось возвращаться обратно.
Ремонт радиатора
Иногда ремонт может быть таким простым, как замена крышки радиатора, затягивание ослабленного ремня вентилятора, замена термостата или замена шланга радиатора.В других случаях можно устранить определенные утечки и другие проблемы, но также может оказаться целесообразным принять дополнительные меры.
Восстановление
Для восстановления радиатора необходимо снять его с автомобиля и разобрать. Это позволяет перепаять все металлические каналы и повторно покрыть корпус и резервуар. Повторная сборка и повторная установка также включают установку новых прокладок.
Запись
Если сердечник (основная металлическая часть со всеми этими маленькими ребрами) находится в плохом состоянии, его следует заменить новым сердечником в рамках восстановления.
Замена радиатора
В некоторых случаях может быть более экономичным просто заменить радиатор.
Сопутствующий ремонт
Многие части системы охлаждения, вероятно, потребуют ремонта или замены, всего за 60 км для некоторых транспортных средств, но чаще при приближении к 100 км.