Кондиционеры » Как прозвонить компрессор кондиционера.
В данной статье мы рассмотрим поиск неисправностей электрической части компрессоров. Очень часто при ремонте кондиционера грешат на компрессор, но в итоге дело может оказаться вовсе не в нём. Так как же правильно продиагностировать компрессор?
Как узнать сопротивление обмоток рассказано в этой статье.
Прозвонка компрессоров кондиционеров
Самый распространённый тип компрессоров в кондиционерах — однофазные компрессоры с пусковой обмоткой.
Чтобы получить доступ к контактам компрессора необходимо разобрать кондиционер так, чтобы был доступ к компрессору. Обычно контакты защищены крышкой, которая закручена винтом, найти её вы можете по проводам, которые подходят к компрессору. После снятия крышки вы увидите три контактных вывода на которые надеты клеммы с проводами.
Необходимо снять провода и мультиметром измерить сопротивление между выводами. Ставим переключатель прибора на функцию измерения сопротивления (обозначается буквой Ω). Если мультиметр показывает бесконечно большое сопротивление между выводом С и остальными, то это означает обрыв, в случае встроенной защиты нужно убедиться что компрессор не перегрет и не сработала защита, в противном случае, и если защита внешняя-компрессор неисправен. Если сопротивление стремится к нулю это означает короткое замыкание и компрессор также неисправен.
Точное значение сопротивлений зависит от мощности компресссора, точности вашего прибора и может колебаться в пределах, примерно, 1-20 Ом.
Как видно из схемы, сопротивление между выводами М и S должно равняться сумме сопротивлений между клеммами S и С и между М и C.
Как правило, рабочая обмотка (M-C) более мощная, поэтому её сопротивление меньше чем у пусковой (S-C).
В каждом компрессоре существует тепловая защита, но она может быть встроенная как на схеме, или находиться под крышкой, рядом с выводами компрессора.
Если она не встроенная, так называемая «таблетка», то её можно прозвонить отдельно и заменить в случае неисправности (она должна быть замкнута в нормальном состоянии, размыкается при достижении определённой температуры 90-120 °С ).
Измерение сопротивления изоляции мегомметром.
Обычным тестером проверить пробой изоляции не получится-он измеряет сопротивление используя низкое напряжение 3—9 В. Мегомметр позволяет измерять сопротивление более высоким напряжением 200-1000 В. Но всё равно предварительно необходимо «прозвонить» обмотки мультиметром, так как нельзя измерять сопротивление мегомметром при коротком замыкании обмотки на корпус.
На приборе можно выбрать напряжение которым будет измеряться сопротивление и время в течение которого будут тестироваться обмотки.
Измерять сопротивление необходимо между одним из трёх выводов на компрессоре и, например, медной трубкой выходящей из компрессора напряжением 250-500 В. Сопротивление должно находиться в пределах 7-10 МОм. Если нет, то также компрессор под замену.
Перед измерением внимательно изучите инструкцию к вашему прибору, используется высокое напряжение, поэтому при неправильном использовании можно получить удар электрическим током или вывести прибор из строя.
Прозвонка компрессора холодильника
В бытовых холодильниках применяются маломощные компрессоры, в которых пусковая обмотка подключается на несколько секунд через пусковое реле с помощью позистора или электромагнитного реле.
Схема с электромагнитным реле:
В этом случае, ток проходит последовательно через катушку реле и рабочую обмотку компрессора. Пусковой ток всегда больше рабочего, используя этот принцип, реле рассчитано так, что пусковой ток замыкает контакты реле и подключает пусковую обмотку компрессора, который запускается. При этом ток, текущий по рабочей обмотке и обмотке реле снижается, контакты размыкаются, отключая стартовую обмотку.
В составе реле также установлено термореле, которое отключает питание компрессора при его перегреве.
Схема с позистором:
На схеме позистор обозначен значком температуры t0 , а термореле цифрой 6.
Принцип действия такой: при комнатной температуре позистор имеет низкое сопротивление и напрямую подаёт напряжение на пусковую обмотку S. Через него протекает ток, который разогревает его, при нагревании внутреннее сопротивление позистора увеличивается, фактически отключая пусковую обмотку через несколько секунд после запуска компрессора. Остывает позистор только после отключения питания с компрессора и при последующем цикле включения снова подключает пусковую обмотку.
Проверка пуско-защитных реле холодильника
Выглядят пуско-защитные реле так:
Электромагнитное реле
Реле с позистором
Круглая чёрная «таблетка» с клеммами — это термореле, которое при нормальной температуре замкнуто, а размыкается только при сильном нагревании. Проверяется омметром — сопротивление должно стремиться к нулю, или в режиме «прозвонки» — должен быть звуковой сигнал при прикладывании щупов к клеммам.
То же самое относится и к позистору — в нормальном состоянии он замкнут. Находится он обычно внутри реле, между клеммами S и R компрессора. (На приведённом рисунке — это клеммы на белом основании).
Трёхфазные компрессоры и компрессоры инверторных кондиционеров.
У трёхфазных компрессоров и у инверторов сопротивление между обмотками должно быть одинаковое, так как у них нет пусковой обмотки, а в остальном методика выявления неисправностей такая же, как и для однофазного компрессора.
Диагностика компрессора — AS-EN
Как проверить компрессорРассмотрим поиск неисправностей электрической части компрессоров.
Очень часто при ремонте кондиционера грешат на компрессор, но в итоге дело может оказаться вовсе не в нём. Так как же правильно продиагностировать компрессор?
Однофазные компрессоры с пусковой обмоткой
Чтобы получить доступ к контактам компрессора необходимо разобрать кондиционер так, чтобы был доступ к компрессору. Обычно контакты защищены крышкой, которая закручена винтом, найти её вы можете по проводам, которые подходят к компрессору. После снятия крышки вы увидите три контактных вывода на которые надеты клеммы с проводами.
Необходимо снять провода и мультиметром измерить сопротивление между выводами. Ставим переключатель прибора на функцию измерения сопротивления (обозначается буквой Ω).
- Если мультиметр показывает бесконечно большое сопротивление между выводом С и остальными, то это означает обрыв, в случае встроенной защиты нужно убедиться что компрессор не перегрет и не сработала защита, в противном случае, и если защита внешняя-компрессор неисправен.
- Если сопротивление стремится к нулю это означает короткое замыкание и компрессор также неисправен.
Точное значение сопротивлений зависит от мощности компресссора, точности вашего прибора и может колебаться в пределах, примерно, 1-50 Ом. Сопротивление обмоток одинаковое, поэтому из схемы видно, что сопротивление между выводами М и С должно быть таким же как и между S и С, а между S и М в два раза большее.
В каждом компрессоре существует тепловая защита, но она может быть встроенная как на схеме или находиться под крышкой, рядом с выводами компрессора. Если она не встроенная, так называемая «таблетка», то её можно прозвонить отдельно и заменить в случае неисправности (она должна быть замкнута в нормальном состоянии, размыкается при достижении определённой температуры 90-120 °С ).
Сразу оговоримся, что таким способом мы не сможем определить короткозамкнутые витки, для этого существуют другие приборы (но и они недостаточно стабильно определяют короткозамкнутые витки). Измерение сопротивления изоляции мегомметром. Обычным тестером проверить пробой изоляции не получится-он измеряет сопротивление используя низкое напряжение 3—9 В. Мегомметр позволяет измерять сопротивление более высоким напряжением 200-1000 В.
Но всё равно предварительно необходимо «прозвонить» обмотки мультиметром, так как нельзя измерять сопротивление мегомметром при коротком замыкании обмотки на корпус. На приборе можно выбрать напряжение которым будет измеряться сопротивление и время в течение которого будут тестироваться обмотки. Измерять сопротивление необходимо между одним из трёх выводов на компрессоре и, например, медной трубкой выходящей из компрессора напряжением 250-500 В. Сопротивление должно находиться в пределах 7-10 МОм. Если нет, то также компрессор под замену.
Перед измерением внимательно изучите инструкцию к вашему прибору, используется высокое напряжение, поэтому при неправильном использовании можно получить удар электрическим током или вывести прибор из строя.
Трёхфазные компрессоры и компрессоры инверторных кондиционеров
У трёхфазных компрессоров и у инверторов сопротивление между обмотками должно быть одинаковое, так как у них нет пусковой обмотки, а в остальном методика выявления неиспраностей такая же как и для однофазного компрессора.
Диагностика утечек
Очень часто сервисная служба даже обнаружив потемнение теплоизоляции, масла кондиционера, или утечку хладагента ограничивается, в лучшем случае, установкой фильтра на жидкостную магистраль или устранением течи и дозаправкой кондиционера, в то время как нужны радикальные меры по спасению компрессора, которые невозможно провести на месте установки кондиционера.
Результат такого отношения всегда один — отказ компрессора.
Хотелось бы поделиться опытом ремонта кондиционеров именно в таких ситуациях, когда компрессор кондиционера еще можно спасти.
Необходимость в проведении ремонта компрессорно-конденсаторного блока кондиционера в мастерской возникает не только в аварийной ситуации, например при отказе компрессора, но и по результатам профилактического осмотра кондиционера. Такие ситуации могут возникнуть в следующих случаях:
- По результатам экспресс анализа масла компрессора.
- При потере герметичности фреонового контура кондиционера.
- При попадании влаги в фреоновый контур кондиционера.
В этих случаях, даже если компрессор кондиционера еще работает, дни его сочтены. Срочная реанимация поможет продлить жизнь кондиционера.
Экспресс анализ масла. Под этими красивыми словами скрываются достаточно простые действия:
- Нужно получить образец (взять пробу) холодильного масла из фреонового контура.
- Сравнить его цвет и запах с имеющимся образцом хорошего масла.
- С помощью имеющегося кислотного теста провести тест масла на наличие в нем кислоты.
Как взять пробу масла на анализ?
Известно, что масло циркулирует вместе с хладагентом в фреоновом контуре кондиционера. При остановке кондиционера, масло, находящееся на стенках трубопровода стекает по ним вниз. Вот это масло и можно взять на пробу через сервисный порт кондиционера. Для этого понадобится:
- Шаровый кран с нажимкой на 1/4″.
- Короткий шланг со штуцером на 1/4″, (вполне подойдет шланг от манометрического коллектора).
- Емкость для сбора масла.
- Чистая лабораторная пробирка.
Порядок действий такой:
- Остановить кондиционер, в течение 10-15 минут дать маслу стечь по стенкам трубопровода.
- Подключить к сервисному порту шаровый кран.
- Подключить шланг к шаровому крану. Свободный конец шлага поместить в емкость для сбора масла.
- Открыть кран. Выходящий из шланга газ вынесет масло. Остается только собрать его в емкость. (Немного тренировки, несколько лишних масляных пятен на вашей спецодежде и уже взять пробу масла для вас не проблема.)
- Дайте маслу отстояться (поскольку масло содержит в себе растворенный хладагент — оно пенится).
- Слейте пробу в пробирку.
Следующий шаг экспресс анализа — сравнение пробы масла с имеющимся образцом по цвету и запаху. Для этого одинаковое количество масла из пробы и образцового масла помещают в две одинаковые пробирки и сравнивают их между собой:
- темный цвет масла и запах гари указывает на то, что компрессор кондиционера перегревался. Причиной перегрева могла быть утечка хладагента из кондиционера или эксплуатация кондиционера в режиме Тепло при низких отрицательных температурах. Масло при этом теряет свои смазочные свойства. В результате разложения масла на стенках трубопроводов и внутренних деталях кондиционера могут осаждаться смолистые вещества, которые в последующем способны вызвать отказ компрессора кондиционера.
- зеленоватый оттенок масла указывает на наличие в нем солей меди. Первопричина — влага в контуре. Тест на кислотность такого масла, как правило, тоже положительный.
- Прозрачное масло с легким запахом не сильно отличающееся по цвету от образца указывает на то, что реанимация кондиционеру не нужна.
И, наконец, кислотный тест либо развеет окончательно наши опасения, в случае если проба мало отличается от образца, либо подтвердит необходимость экстренного вмешательства. Если окажется что масло хорошее и компрессор кондиционера работает нормально нужно вернуть взятое на пробу масло в кондиционер. Последовательность действий при этом следующая:
- Необходимо найти подходящую посуду. Лучше всего подойдет прозрачный высокий стакан диаметром 3-4 см.
- К сервисному порту подключить шаровый вентиль со шлангом, так же как при взятии пробы масла.
- Опустить свободный конец шланга в стакан.
- Налить в стакан такое количество масла, чтобы оно покрыло штуцер шланга.
- Отметить на стакане уровень масла.
- На короткое время приоткрыть шаровый вентиль, чтобы фреон вытеснил воздух из шланга.
- Долить в стакан такое же количество масла, какое было взято на пробу.
- Включить кондиционер на Холод.
- Закрыть жидкостной порт кондиционера.
- Когда давление во всасывающей магистрали станет ниже атмосферного открыть вентиль и масло попадет через сервисный порт в кондиционер.
- Закрыть кран, когда уровень масла достигнет метки.
- Выключить кондиционер.
- Открыть жидкостной порт кондиционера.
Потеря герметичнос
Как протестировать работоспособность компрессора кондиционера? ― UK.dp.ua
Если внутренний блок, вентилятор, гоняет воздух в комнате, а не холодит, а наружный блок не запускается- то может быть две поломки.
- Конденсатор менять надо
2. Компрессор «устал» совсем…
В данной статье мы опишем поиск неисправностей компрессора.
Очень часто при ремонте кондиционера грешат на компрессор, но в итоге дело может оказаться вовсе не в нём. Так как же правильно продиагностировать компрессор?
Однофазные компрессоры с пусковой обмоткой.
Чтобы получить доступ к контактам компрессора необходимо разобрать кондиционер так, чтобы был доступ к компрессору. Обычно контакты защищены крышкой, которая закручена винтом, найти её вы можете по проводам, которые подходят к компрессору. После снятия крышки вы увидите три контактных вывода на которые надете клеммы с проводами.
Необходимо снять провода и мультиметром измерить сопротивление между выводами. Ставим переключатель прибора на функцию измерения сопротивления (обозначается буквой Ω). Если мультиметр показывает бесконечно большое сопротивление между выводом С и остальными, то это означает обрыв, в случае встроенной защиты нужно убедиться что компрессор не перегрет и не сработала защита, в противном случае, и если защита внешняя-компрессор неисправен. Если сопротивление стремится к нулю это означает короткое замыкание и компрессор также неисправен.
Точное значение сопротивлений зависит от мощности компресссора, точности вашего прибора и может колебаться в пределах, примерно, 1-50 Ом. Сопротивление обмоток одинаковое, поэтому из схемы видно, что сопротивление между выводами М и С должно быть таким же как и между S и С, а между S и М в два раза большее.
В каждом компрессоре существует тепловая защита, но она может быть встроенная как на схеме или находиться под крышкой, рядом с выводами компрессора. Если она не встроенная, так называемая «таблетка», то её можно прозвонить отдельно и заменить в случае неисправности (она должна быть замкнута в нормальном состоянии, размыкается при достижении определённой температуры 90-120 °С ).
Сразу оговорюсь, что таким способом мы не сможем определить короткозамкнутые витки, для этого существуют другие приборы (но и они недостаточно стабильно определяют короткозамкнутые витки).
Измерение сопротивления изоляции мегомметром.
Обычным тестером проверить пробой изоляции не получится-он измеряет сопротивление используя низкое напряжение 3—9 В. Мегомметр позволяет измерять сопротивление более высоким напряжением 200-1000 В. Но всё равно предварительно необходимо «прозвонить» обмотки мультиметром, так как нельзя измерять сопротивление мегомметром при коротком замыкании обмотки на корпус.
На приборе можно выбрать напряжение которым будет измеряться сопротивление и время в течение которого будут тестироваться обмотки.
Измерять сопротивление необходимо между одним из трёх выводов на компрессоре и, например, медной трубкой выходящей из компрессора напряжением 250-500 В. Сопротивление должно находиться в пределах 7-10 МОм. Если нет, то также компрессор под замену.
Перед измерением внимательно изучите инструкцию к вашему прибору, используется высокое напряжение, поэтому при неправильном использовании можно получить удар электрическим током или вывести прибор из строя.
Трёхфазные компрессоры и компрессоры инверторных кондиционеров.
У трёхфазных компрессоров и у инверторов сопротивление между обмотками должно быть одинаковое, так как у них нет пусковой обмотки, а в остальном методика выявления неиспраностей такая же как и для однофазного компрессора.
Определение обрыва и замыкания обмотки электродвигателя компрессора
Практическая работа №1
Цель работы – научиться выявлять обрыв обмоток, обнаруживать межвитковое замыкание и замыкание на корпус компрессора, а также определять пусковую и рабочую обмотки и нулевой провод.
Неисправности в электрической схеме компрессора связаны с нарушениями в электродвигателе и могут быть следствием обрыва обмотки, межвиткового замыкания или замыкания обмотки на корпус. Проверку электродвигателя осуществляют омметром или микроомметром.
Выход из строя электродвигателя компрессора происходит в результате нарушения качества изоляции провода обмотки. Витки обмотки замыкаются либо между собой, либо происходит замыкание на корпус. В результате электродвигатель перегревается и перегорает. Для проверки отсоединяют подводящие провода от электродвигателя и определяют обрыв в обмотки омметром. Омметр устанавливают на нуль и поочередно проверяют цепи между клеммами. При обрыве в обмотке омметр показывает сопротивление «бесконечность».
Рисунок 1 – Определение обрыва в обмотке электродвигателя герметичного компрессора
1 – электродвигатель; 2,4,6 – клеммы обмоток электродвигателя; 3 – обмотка, имеющая обрыв; 5 – целая обмотка; 7 – омметр; 8 – компрессор. Омметр показывает «бесконечность».
При ухудшении качества изоляции проводов обмотки может происходить замыкание витков между собой. Электродвигатель продолжает работать, но потребляет больший ток, что приводит к перегреву корпуса. Обнаружение короткозамкнутой обмотки производят омметром на электродвигателе компрессора с отсоединенными проводами. С помощью омметра проверяют цепи между клеммами, а также между клеммами и корпусом. В короткозамкнутой обмотке сопротивление меньше стандартной величины. Если обмотка не замыкает на корпус, то показания омметра между корпусом и клеммами обмоток будут соответствовать «бесконечности».
Рисунок 2 – Проверка короткозамкнутой обмотки электродвигателя герметичного компрессора:
1 –электродвигатель; 2,4,6 – клеммы обмоток электродвигателя; 3 – целая обмотка; 5 – короткозамкнутая обмотка; 7 – омметр 8 – компрессор.
При нарушении изоляции обмотки может происходить её замыкание на корпус. Электродвигатель выходит из строя, предохранители перегорают, отключается автоматический выключатель. Обнаружение пробоя обмотки на корпус производят омметром. Отсоединяют все провода от клемм электродвигателя и последовательно проверяют цепь между корпусом и каждой клеммой. В случае пробоя омметр покажет наличие сопротивления в цепи.
Рисунок 3 – Определение замыкания обмотки электродвигателя герметичного компрессора на корпус
1 –электродвигатель; 2,4,6 – клеммы обмоток электродвигателя; 3 – целая обмотка; 5 – обмотка, замкнутая на корпус; 7 – омметр 8 – компрессор. Омметр показывает сопротивление между обмоткой и корпусом.
Определение обмоток и нулевого провода производят омметром. Для этого отсоединяют все провода от компрессора и замеряют сопротивление каждой пары клемм. Минимальное сопротивление соответствует паре «рабочая обмотка – нулевой провод», среднее сопротивление будет соответствовать паре «Пусковая обмотка – нулевой провод», максимальное сопротивление — паре «рабочая обмотка – пусковая обмотка».
Рисунок 4 – Проверка сопротивления обмотки электродвигателя компрессора:
1,2,4 – клеммы электродвигателя; 3 – компрессор; 5 – омметр. Омметр показывает сопротивление менее нормального.
По окончании определения провода подсоединяют к компрессору.
Контрольные вопросы для защиты работы:
1. Какие возможны неисправности в электрической схеме компрессора?
2. Какие приборы используются для выявления нарушений в работе электродвигателя?
3. Что будет показывать прибор в случае обрыва обмотки?
4. Какие действия необходимо выполнить для определения короткозамкнутой обмотки?
5. Что показывает прибор в случае пробоя обмотки на корпус?
6. Как определяют обмотки и нулевой провод у электродвигателя компрессора?
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Диагностика неисправностей компрессора кондиционера при перегрузке по току
Ремонт кондиционеровБольшинству пользователей наверняка известно, что мотор-компрессор является наиболее важной и дорогой деталью любого бытового кондиционера или сплит-системы. Это устройство можно смело назвать механическим сердцем любой климатической техники, перегоняющим хладагент по ее внутренней трубопроводной системе.
Также как и для важнейшего человеческого органа, для компрессора является опасной длительная работа в режиме перегрузки. Примерно такое положение вещей случается, когда мотор-компрессора кондиционера бывает перегружен по току.
В этом случае система автоматической диагностики кондиционера фиксирует сигнал, полученный от датчика контроля тока кондиционера, после чего выдает сообщение об ошибке. Следует знать, что величина пусковых токов двигателя компрессора намного превышает рабочее значение тока, поэтому сигнал об ошибке выдается системой примерно через 3 секунды после его запуска.
Задачи системы автоматической защиты компрессора
- Сохраняет компрессор от полного выхода из строя;
- Предотвращает разрушение и оплавление контактных групп и клеммных колодок;
- Не дает гибким контактам намертво пригорать;
- Предотвращает возникновение пожароопасных ситуаций.
Как только вы обнаружили индикацию соответствующей ошибки, следует стоит выяснить причину ее появления.
По какой причине может возникнуть перегрузка компрессора по току
Короткое замыкание:
- Короткое замыкание может возникнуть в самом компрессоре (межвитковое замыкание или же пробой тока на корпус устройства). В данном случае величина тока возрастает настолько, что система контроля принимает решение о наличии короткого замыкания;
- Короткое замыкание может возникнуть вне компрессора – в проводах питания, клеммах или плате управления.
Критическое превышение давления в системе нагнетания:
- Ошибки при заправке хладагентом могут привести к неоправданному росту тока компрессора. Особенно часто эта проблема возникает при заправке хладагента для зимней эксплуатации сплит-систем;
- Несвоевременное проведение очистки теплообменника может вызвать рост давления в системе охлаждения, превышающее в несколько раз нормативные величины. Зачастую, даже внешне чистый теплообменник имеет на своей поверхности тонкую пленку жира, препятствующую правильному обмену температурой.
Что следует делать при появлении ошибки по току компрессора
Первым делом следует вскрыть внешний блок сплит-системы, чтобы получить доступ к компрессору.
1. Запускаем кондиционер в режиме охлаждения воздуха
Если компрессор не запускается, то проверяем исправность соединительных проводов, контактных групп и «прозваниваем» сам компрессор:
- Заменяем оборванные провода и подгоревшие контакты;
- При наличии пробоя в компрессоре заменяем его исправным.
Если короткое замыкание отсутствует, то:
- Проверяем исправность датчика тока компрессора;
- Ремонтируем плату контроля уровня тока или заменяем ее исправной;
- Проверяем исправность силовой сборки (модуля) IGBT, а при неисправности заменяем ее.
Если компрессор запускается, а затем отключается с высвечиванием ошибки:
- Если давление в системе не превышает нормы, то, скорее всего, заклинило компрессор. В данном случае следует попытаться расклинить устройство или же заменить его исправным;
- Если давление в магистрали необычно высокое – следует промыть и очистить теплообменники, а если не помогло — дозаправить систему хладагентом;
- Необычно низкое давление в системе говорит о наличии межвиткового замыкания обмотки компрессора.