Единственно правильная проверка компрессора .
Холодильный сленг — проверка компрессора на прямую
В этой статье мы хотим помочь механикам разобраться с их собственной квалификацией . Наши рекомендации не обязательны к исполнению и не являются догмой .Наша статья обращена, как не странно, к холодильщикам с большим опытом . Они очень ревниво относятся к рекомендациям, когда им советуешь, как и что сделать , чтоб было лучше.Молодёжь давно нас переплюнула в плане профессионализма , она любознательна и стремиться идти в ногу со временем . Обратили внимание, что часто возвращают рабочие компрессора . При разговоре с механиком выясняем, что выбивает пусковое реле и, ставя другое реле, компрессор всё равно не работает .В каждом регионе существует свой «сленг » К примеру, компрессора называют «моторами » , «головками «, «горшками» «и др синонимами . При нашем сленговом вопросе «Вы проверяли компрессор на прямую ?» механик не понимает о чём речь . Существует ОДНА , ЕДИНСТВЕННАЯ возможность правильно диагностировать компрессор . Это запустить компрессор на прямую без реле . Проверка через рабочее реле даёт не всю информацию о работе компрессора. К механику возникают такие вопросы : А если реле не рабочее ?, А если реле сгорело при предыдущей проверке ? А если у него другой рабочий ток? ( по Вашей логике нужно носить кучу новых или рабочих реле с номиналом 0,5 А, 0,9А ,1,2А ,1,3 А,1,4А,1,5А и другие ). По Вашей методике, приходя на старый овальный «Днепр» или «Донбасс» вы должны проверить цилиндр новым реле РТК-Х ? Смешно .1) реле ртк-х оптом стоит 85 гр 2) если сгоревший компрессор,то при подключении сгорит и новое реле,и сумма денег, взятая за вызов и диагностику,практически не окупит стоимости нового реле.Где логика? . Вы экспериментируете и не делаете чёткий анализ работы компрессора . ЕЩЁ РАЗ Существует ОДНА , ЕДИНСТВЕННАЯ возможность правильно диагностировать компрессор . Это запустить компрессор на прямую без реле . Других правильных способов не существует . Я понимаю, что пишу об азах ремонта, и многие механики,читая эту статью, улыбаются . Но накипело . Каждую неделю 1-2 механика, особенно из небольших населённых пунктов,просто чудят . Хотим от чистого сердца им помочь , ведь тогда и у нас будет меньше возврата . Вы не будете возвращать рабочие компрессора .
Итак для чего нужен запуск «на прямую «
1) Вы получаете полную картину работы компрессора, его рабочий ток с точностью до десятой ампера, что очень важно, ведь реле с другим током работать не будет или будет работать не долго
2) Вы видите какая обмотка сгорела и получаете полную картину дефекта .
3) Новый компрессор занесённый, в квартиру с мороза, может может через реле не запустится,сработает защита реле(это бывает, но не всегда ) поэтому в таких случаях нужно запустить компрессор на прямую и только потом через реле
4) При коротком замыкании у Вас сработает » автомат/пробка» в вашем приборе , а не сгорит реле .
5) По амперметру Вы можете судить о таких поломках, как забита система или не качает клапан.
5) Мультиметр и тестер- клещи не дают полную картину. К примеру, клещами удобно пользоваться при рабочем компрессоре ― набросил на провод и видишь рабочий ток . Мультиметром, конечно, удобно пользоваться, измеряя сопротивление обмоток ( желательно вести записи) На старых компрессорах номинал пусковой и рабочей обмотки сильно отличался и Вы легко определяли, где какая обмотка . На современных двигателях пусковая и рабочая обмотка почти не отличаются по сопротивлению и это может сбить с толку . Вспомните старый чешский » CALEX «, в котором поменяны местами пусковая и рабочая обмотка .
Но в данной теме мы не берём исключения . Для исключений как раз и нужен тестер чтоб вычислить пусковую и рабочую обмотку .
Как запустить на «прямую «
А) Сложный вариант с изготовлением любого размера корпуса будущего прибора . Даже дилетанты в нашей профессии знают, что в компрессорах существуют рабочая , пусковая и общая обмотка . Итак :общая всегда стоит отдельно ( в старых цилиндрах вершина треугольника слева , в старых «горшках» вершина внизу , в Атлантах, Асс вершина вверху ) . На неё подаем первый провод 220 вольт . второй провод 220 подаём на рабочую обмотку . делаем кратковременную перемычку между пусковой и рабочей . запустился компрессор . смотрите на рабочий ток . Амперметр должен быть с частой ценой деления от 0А до 2А (нас интересует тоу от 0,5А до 1,5 А). Общая шкала до 5-10 А (чтоб не сгорел амперметр при пуске ). Кнопку замыкания лучше использовать ПНВС . К примеру, кнопка звонка не походит,большая токовая нагрузка и будут подгорать контакты . Желательно поставить вольтметр . Встречал ситуации, когда при малом или большом напряжении компрессор включиться и сразу выключиться. То есть, казалось бы одно из двух: или реле, или компрессор . Но как оказалось причина это проблемное напряжение.Но главное амперметр . Защита 10А . помогает при коротком замыкании,пусковой ток идёт до 6 А и Вашей защиты хватит. Всё это собираем в красивый коробок . Желательно ставим розетку ― будем всегда использовать как удлинитель во время ремонта, на клеммы лучше использовать переходник с реле Р3 или Р4, или крокодильчик . Получился прибор, которым проверяете компрессора
Б).ПРОСТОЙ вариант. Берёте провод с вилкой, один конец на общую, второй на рабочую обмотку,включаете в розетку , кратковременно перемыкаете отвёрткой пусковую и рабочую обмотку,компрессор запустился, если есть амперметр или клещи- меряете ток, если нет- судите по косвенным признакам.Рабочий компрессор будет работать и лишь со временем греться , не рабочий работает ( не всегда, конечно) ,но сильно нагреваясь и быстро мотая электросчетчик . Этот вариант лучше не использовать, стремитесь к первому.
НАШ МАГАЗИН ДЕЛАЕТ ТАКИЕ ПРИБОРЫ . ПРОСИМ ОБРАЩАТЬСЯ К НАШИМ МЕНЕДЖЕРАМ . также Вы можете сами сделать универсальный прибор для проверки компрессоров . Схемы прилагаються . У
Старый «горшок » , НОРД , СЕКОП :
Схема редко встречающегося цилиндра
Схема АСС , Атлант :
Схемы идинтичны, для примера мы показали как располагаются обмотки на основных моделях компрессоров . Бывают исключения расположения , но это отдельная тема . Итог статьи: через реле компрессор проверять НЕЛЬЗЯ . очень дорого и не полная картина . Уважайте свой труд , развивайтесь , уменьшайте свои затраты , делайте работу прибыльной. УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО
рабочее и пусковое по таблице
Компрессор можно назвать основной частью холодильника, его исправность гарантирует поддержание заданной температуры в холодильной камере и в морозильнике. Если холодильник перестал замораживать, то в первую очередь проверяют исправность компрессора. Этом можно сделать самостоятельно в домашних условиях полагаясь на данные, приведенные в таблице сопротивления обмоток.
Проверка компрессора
Где находятся обмотки компрессора?
С обратной стороны холодильника находится компрессор. Он размещен в защитном кожухе, обычно черного цвета. Компрессор представляет собой электродвигатель, в котором есть обмотка. У большинства марок холодильников компрессорные агрегаты особо не отличаются друг от друга, например, Атлант, Индезит, Бирюса, Саратов.
Компрессор
Чтобы определить рабочее состояние агрегата нет необходимости снимать защитный кожух. Для измерения сопротивления понадобятся выводы из компрессора. Выводов всего три, каждый отходит от определенной обмотки: общей, рабочей и пусковой.
Электрооборудование мотор-компрессор
Реле, которое участвует в запуске мотора, непосредственно соединено с этими контактами. В последних разработках в качестве регулятора скорости включения используются электросхемы.
Как проверить сопротивление обмоток?
Чтобы проверить на исправность компрессор, необходимо узнать какое сопротивление обмоток, сделать это можно при помощи специального прибора — мультиметра (тестера).
Мультиметр тестер
Проверка компрессора мультиметром:
- Извлечь пусковое реле: снять крышку и отсоединить реле от контактов.
- С помощью тестера замерить сопротивление. При исправном компрессоре сопротивление между верхним и левым контактами тестера составляет 20 Ом (пусковая обмотка), а между верхним и правым (сопротивление рабочей обмотки компрессора холодильника) — порядка 15 Ом. При этом между левым и правым самое большее значение — 30 Ом.
- На усредненные показатели, приведенные выше влияет марка холодильника. Так, сопротивление обмоток компрессора холодильника Бирюса, будет отличаться от данных холодильника Атлант, Индезит, Саратов. Однако показатели не должны превышать разность в 5 Ом. В противном случае данные мультиметра будут указывать на неисправность компрессора.
- Кроме того, проверяется сопротивление меж проходными проводами и кожухом агрегата. Для этого щуп мультиметра присоединяется к медной части штуцера (любого), другой щуп крепится к проходным контактам. На исправность компрессора укажет значок обрыва, а на серьезную поломку укажет какое-либо значение сопротивления.
Тестер
Узнать точные данные можно из специальных таблиц, где указано, какое сопротивление пусковой и рабочей обмоток компрессора холодильника характерно для определенной марки. Так, в отдельной таблице можно найти показатели для всех марок, например, холодильника Бирюса или Саратов, Атлант, Индезит.
Диагностика мотор-компрессора
Снимаем крышку пуско-защитного реле…
…и само реле.
Замерьте сопротивление между выходящими из мотора проходными контактами. Оно должно быть примерно таким: между правым и левым контактом – 30 Ом; между правым и верхним – 15 Ом; между левым и верхним – 20 Ом.
Если полученные значения сильно отличаются от указанных, то можно предположить, что мотор неисправен (точнее определить неисправность можно, замерив потребляемый мотором ток).
Если на какой-нибудь паре контактов прибор покажет обрыв, то мотор неисправен (вышеуказанные параметры действительны для моторов СК-140 производства объединения «АТЛАНТ», для моторов других марок и мощности параметры могут быть несколько другими).
Затем замеряем сопротивление между проходными контактами и кожухом мотора. Для этого подсоединяем один щуп прибора к проходным контактам, другой щуп – к медной части одного из штуцеров мотора.
Прибор должен показывать обрыв. Если прибор покажет какое-нибудь сопротивление, значит, мотор неисправен.
Если предыдущие операции не выявили неисправности, нужно подключить реле и запустить мотор. Затем зажать клещами прибора один из проводов сетевого шнура, замерить показания прибора.
Если потребляемый ток больше 1,3 А, то мотор неисправен. (Указанный здесь потребляемый ток соответствует мощности мотора 140 ВТ, у моторов меньшей или большей мощности этот показатель также будет меньше или больше).
Если неисправностей электрической части мотор-компрессора обнаружено не было, проверяем сам компрессор. Для этого подключаем к штуцеру нагнетания имитатор (шланг с отводом из капиллярной трубки), подключаем к имитатору манометр, запускаем мотор и замеряем давление по манометру.
Если манометр показал давление больше 6 атм и давление продолжает повышаться, немедленно отключите мотор. Иначе Вы можете повредить манометр. Мотор при этом практически новый. Если давление не превышает 6 атм., то такой мотор пригоден для установки в двухкамерный холодильник средних размеров.
Если давление 4-5 атм., то такой мотор пригоден для установки на небольшой однокамерный холодильник. Двухкамерный он уже «не потянет». Мотор с давлением менее 4-х атм. неисправен (эти параметры указаны для имитатора с длиной капиллярной трубки 2 м).
Если сопротивление обмоток не отличается от нормы, а мотор-компрессор не запускается и есть подозрение на неисправность пускозащитного реле, можно попробовать запустить мотор «напрямую», то есть минуя реле. ВНИМАНИЕ! Напряжение в 220В опасно для Вашей жизни. Если Вы не имеете опыта работы с электрическими цепями, то эту проверку лучше доверить специалисту.
Изготавливаем шнур для подключения мотора и подключаем через него мотор, как показано на схеме:
На моторах холодильников марки КВ (производства Красноярского завода) и моторах марок СК, СКО и СКМ (производства Белоруссии «АТЛАНТ») выходы обмоток на проходные контакты следующие: правый и верхний контакты – рабочая обмотка; левый и верхний контакты – пусковая обмотка.
Выключатель можно не ставить, но тогда после запуска мотора необходимо отсоединить провод от пусковой обмотки.
На моторах горизонтального типа левый контакт общий, правый верхний – рабочая обмотка, правый нижний – пусковая обмотка. На фото ниже – мотор горизонтального типа.
Готово!
Как узнать сопротивление обмоток компрессора
Компрессор кондиционера работает от электродвигателя -двухфазного, трёхфазного, постоянного тока или от инверторного преобразователя (тоже трёхфазный).
Но в любом случае у него есть обмотки — три или две.
Измеряя их сопротивление, мы можем выявить такие неисправности:
- межвитковое замыкание
- обрыв провода
Как узнать сопротивление обмоток?
В документации:
Данная информация находится в документации по кондиционерам, в сервис мануалах.
Рассмотрим на примере кондиционера Toshiba RAS-18N3KV-E.
Кстати, в таблице указано сопротивление не только обмоток компрессора, но и двигателя вентилятора и шагового двигателя расширительного клапана, и также для соленоида четырёхходового клапана.
В этом примере сопротивление всех обмоток одинаковое, для двухобмоточных компрессоров у каждой обмотки будет разное.
Данная информация находится в разделах:
- Check Code, либо
- Troubleshooting, или
- Malfunction
По эталону:
Если имеется заведомо исправный и рабочий такой же компрессор, то можно использовать его как эталон.
Не забывайте важную деталь:
- температура компрессоров при измерении должна быть одинаковой
Поэтому, если компрессор до этого работал, то надо дать ему время, чтобы он остыл.
Чем измерять сопротивление обмоток?
Как видно из приведённого фрагмента сервис мануала, сопротивление для разных компрессоров равно 0,93 и 1,7 Ом.
Измерить его с помощью обычного дешёвого мультиметра не удастся — сопротивление будет зависеть, банально, от сопротивления соединительных проводов и степени разряженности батареи питания.
Для этих целей необходим миллиомметр, желательно откалиброванный.
Это может быть и новый цифровой прибор или старый советский стрелочный, главное, чтобы он был предназначен для измерения такого маленького сопротивления.
И опять же, данные приведены для температуры 20 гр. Цельсия.
Сопротивление обмоток компрессоров Атлант
- Подробности
- Автор: Администратор
-
Опубликовано: 28 октября 2014
Сопротивление обмоток компрессоров Атлант, все данные приведены в следующих таблицах.
Таблица 1
Компрессор | Сопротивление при 25 °С*, Ом |
Пусковое реле |
Защитное реле |
|
рабочей обмотки |
пусковой обмотки |
|||
СКНА61Н50 | 43,35 | 43.25 | ||
СКНА68Н50 | 33,41 | 37.58 | РКТ5 | |
СКНА72Н50 | 28,85 | 34.98 | РТ | |
СКНА81Н50 | 28,65 | 34.47 | РКТ6 | |
СКНА96Н50 | 26.33 | 35,72 | ||
СКНА101Н50 | 19.00 | 21,20 | ||
TLX4KK.3 | 61,00 | 19.00 | RSB609C19BU | |
TLX4.8 КК.З | 46,00 | 22.00 | ||
TLX5.7KK.3 | 37,00 | 21.00 | ||
TLX6.5KK.3 | 30,00 | 15.00 | RSB611С19СС | |
TLX7.5KK.3 | 29,00 | 30.00 | ||
TLX8.7KK.3 | 19,00 | 13.00 |
ЕРТС или РТС |
DSB614C19BU |
TLY4KK.3 | 48,06 | 15.69 | RSB609C19BU | |
TLY4.8KK.3 | 38,25 | 17.65 | ||
TLY5.7KK.3 | 34,33 | 20.60 | ||
TLY6.5KK.3 | 27,75 | 24.62 | RSB612C19BU | |
TLY7.5KK.3 | 23,24 | 20.69 | RSB613C19BU | |
TLY8.7KK.3 | 17,06 | 14.42 | DSB612G19BU |
Компрессор | Сопротивление при 25 °С*, Ом |
Пусковое реле |
Защитное реле |
|
рабочей обмотки |
пусковой обмотки |
|||
С-К100Н5 | 18,94 | 27.88 | ||
С-К 100Н5-02 | 18,94 | 27,88 | РКТ1 | |
С-КМ 100Н5-10 | 17,61 | 27.88 | ||
С-К120Н5 | 18,29 | 21,08 | ||
С-К 120Н5-02 | 18,29 | 21,08 | ||
С-К140Н5 | 15,10 | 20,10 | ||
С-К 140Н5-02 | 15,10 | 20,10 | ||
С-К 160Н5-02 | 14,74 | 19,60 | РКТ2 | |
С-К 160Н5-1 | 14,74 | 19,60 | ||
С-К 160Н5-1-02 | 14,74 | 19,60 | ||
С-К 175Н5-02 | 14,29 | 19,08 | ||
С-К 175Н5-1 | 14,29 | 19,08 | ||
С-К 175Н5-1-02 | 14,29 | 19,08 | ||
С-К 200Н5-02 | 11,87 | 17,61 | ||
С-К 200Н5-1 | 11,87 | 17,61 | РКТЗ | |
С-К 200Н5-1-02 | 11,87 | 17,61 | ||
С-КО 60Н5-02 | 40,40 | 63,47 | РТ | |
С-КО 75Н5-02 | 26,40 | 43,41 | РКТ1 | |
С-КО 100Н5-02 | 48,94 | 27,88 | ||
С-КО 120Н5-02 | 18,29 | 21,08 | ||
С-КО 140Н5-02 | 15,10 | 20,10 | ||
С-КО 140Н5-1-02 | 15,10 | 20,10 | РКТ2 | |
С-КО 160Н5-02 | 14,74 | 19.60 | ||
С-КО 160Н5-1-02 | 14,74 | 19.60 | ||
С-КО 175Н5-02 | 14,29 | 19.08 | ||
С-КО 175Н5-1-02 | 14,29 | 19.08 | ||
С-КО 200Н5-02 | 11,87 | 17.61 | ||
С-КО 200Н5-1-02 | 11,87 | 17.61 | РКТЗ | |
С-КО 200Н5-03 | 11,87 | 17.61 | ||
С-КН 60Н5-02 | 23,00 | 35.00 | ||
С-КН 80Н5-02 | 23,00 | 35.00 | РКТ5 | |
С-КН 90Н5-02 | 18,94 | 27.88 | ||
С-КН 110Н5-02 | 18,29 | 21.08 | ||
С-КН 130Н5-02 | 18,29 | 21.08 | РКТ6 | |
С-КН 150Н5-02 | 15,10 | 20,10 |
- Подробности
-
Просмотров: 30362
Добавить комментарий
|
Электрооборудование мотор-компрессоров. Двигатели ДХ и ФГ. :: АвтоМотоГараж
Поводом к написанию этой статьи послужил один комментарий с вопросом и попавший ко мне неисправный агрегат от холодильника. Коментарий: После 10-15 секунд работы двигатель отключается,что может стать причиной?
Во времена СССР в производстве холодильников в основном использовались два типа мотор-компрессоров: ДХ и ФГ-0,100 (LS-08B). Зарубежные типы компрессоров здесь не рассматриваю, так как они не часто попадают в руки к самодельщикам. Ниже рассмотрим мотор-компрессор со стороны электротехники. Но сперва вкратце об устройстве компрессоров ДХ и ФГ и их отличиях.
Мотор-компрессоры ДХ и ФГ-0,100 различаются по подвеске. ДХ компрессор и двигатель закреплены жесткое кожухе, подвешенном на раме с пружинами. Компрессор и двигатель мотор-компрессора ФГ-0,100 подвешены на пружинах внутри кожуха, а кожух жестко закреплен на раме. По внутренней конструкции компрессорные установки тоже имеются различия.
Мотор-компрессор ДХ.
Дополнительные фото и чертежи можно посмотреть тут: Мини — компрессор из холодильника (теория).
Компрессор поршневой, одноцилиндровый, с вертикально расположенной осью цилиндра. Возвратно-поступательное движение поршня в цилиндре осуществляется при помощи кривошипно-шатунного механизма. Смазка трущихся частей принудительная при помощи масляного насоса ротационного типа. Компрессор приводится в действие электродвигателем типа ДХМ. Двигатель однофазный, асинхронный переменного тока для работы от сети напряжением 220 или 127 В 50 Гц. Номинальная частота вращения ротора 1500 об/мин. Ротор напрессован непосредственно на коренной шейке коленчатого вала, статор закреплен в кожухе мотор-компрессора. Герметичные проходные контакты, через которые осуществляется электропитание двигателя, впаяны в одну из крышек кожура. Кожух мотор-компрессора ДХ цилиндрической формы состоит из трубы, закрытой с торцов наглухо приваренными к ней крышками. Подвеска кожуха мотор-компрессора пружинная.
Мотор-компрессор ФГ-1,100 (LS-08B). Дополнительные фото можно посмотреть тут: Устройство компрессора ФГ-0,100.
Компрессор поршневой, одноцилиндровый, с горизонтально расположенной осью цилиндра. Поршень перемещается в цилиндре при помощи кулисного механизма. Смазка трущихся частей осуществляется под действием центробежной силы через наклонно просверленное отверстие в нижнем торце коренной шейки вала. Двигатель компрессора однофазный, асинхронный переменного тока, для работы от сети напряжением 220 В. Номинальная частота вращения ротора 3000 об/мин. Статор закреплен на корпусе компрессора, который опирается на три пружины, симметрично расположенные в кожухе по окружности. Кожух мотор-компрессора ФГ-0,100 имеет форму горшка, закрытого приваренной крышкой. Три штампованные площадки на крышке, расположенные над опорами мотор-компрессора, ограничивают его перемещение внутри кожуха и препятствуют соскакиванию мотор-компрессора с пружин подвески.
Мотор-компрессор ФГ-0,100 (LS-08B) выгодно отличается от мотор-компрессора ДХ меньшим уровнем шума при работе, а также своей компактностью. Первому благоприятствует внутренняя подвеска, второму — применение высокооборотного двигателя.
Электродвигатель компрессора.
Статор является неподвижной частью двигателя. Он состоит из отдельных листов электротехнической стали, собранных в пакет. Вырезы, имеющиеся на внутреннем диаметре листа, необходимы для укладки обмоток. Обмоток две — рабочая и пусковая. Пусковая обмотка рассчитана на кратковременное включение лишь при запуске двигателя. Для повышения сопротивления ее выполняют из провода меньшего сечения, чем рабочую.
Для обмоток применяют провод марки ПЭВ-2 с высокопрочной лаковой (випифлекс) изоляцией, не растворяющейся под действием фреона и масла. Пропитывание обмоток лаками не допускается во избежание их растворения фреоном, а также отслаивания лака.
Витки обмоток в секциях скрепляют льняными нитками. Одни из концов рабочей и пусковой обмоток соединяют. Таким образом, обмотки имеют три выводных конца — рабочий, пусковой и общий конец обеих обмоток.
Для выводных проводников используют многожильные провода в хлопчатобумажном чулке с вплетенной цветной ниткой для отличия концов обмоток.
Пускозащитное реле
Обычно пусковое и защитное реле совмещено в одном корпусе. Пусковые реле электромагнитные, с соленоидными катушками, которые включены в цепь рабочей обмотки двигателя. В нормальном состоянии контакты пускового реле разомкнуты и замыкаются в зависимости от перемещения сердечника в магнитном поле катушки. Защитные реле токовые, с нагревательными элементами и биметаллическими пластинками, деформирующимися от нагрева током и воздействующими на контакты. Контакты защитного реле размыкающие.
Пусковое реле работает следующим образом. При включении холодильного агрегата в сеть по рабочей обмотке двигателя и катушке пускового реле, а также через замкнутую цепь защитного реле проходит большой ток короткого замыкания (ротор неподвижен). В результате возникающего магнитного поля якорь втягивается в катушку соленоида и через пружинку увлекает стержень вместе с планкой контактов, которые замыкаются с контактами. При замыкании контактов включается пусковая обмотка двигателя, в результате чего начинается разгон ротора. При вращающемся роторе ток снижается, напряженность магнитного поля катушки слабеет, якорь опускается своей массой и контакты размыкаются. Двигатель работает с включенной в сеть рабочей обмоткой.
Принципиальное устройство и схема включения пускового реле:
1 – соленоидная катушка: 2 — якорь; 3 — подвижные контакты; 4 — неподвижные контакты; 5 — стержень; 6 – пружина; РО – рабочая обмотка; ПО — пусковая обмотка; ПР — пусковое реле
Работа защитного реле заключается в следующем. При включении холодильника в сеть, когда ротор двигателя еще неподвижен, по замкнутой цепи защитного реле через нагревательный элемент и биметаллическую пластинку проходит большой ток короткого замыкания. При нормальном запуске двигателя и быстром разгоне ротора биметаллическая пластинка не успевает нагреться настолько, чтобы ее изгиб привел к размыканию контактов. Цепь защитного реле остается также замкнутой и при нормальном рабочем токе. Однако в случае повышения тока нагрев биметаллической пластинки приведет к размыканию контактов и отключению двигателя от сети.
Принципиальное устройство и схема включения защитного реле:
1 — нагревательный элемент; 2 — биметаллическая пластина; 3 — подвижный контакт; 4 — неподвижный контакт; РО — рабочая обмотка; ПО — пусковая обмотка; ЗР — защитное реле
Пускозащитное реле РТК-Х применяется для мотор-компрессоров с двигателями ДХМ-5 (220 В). По своим токовым характеристикам реле РТК-Х, взаимозаменяемо с реле РТП-1 для тех же двигателей. Оно монтируется на проходных контактах компрессорной установки. Пусковое реле РТХ-Х отличается от реле РТП-1 наличием двойного разрыва контактов, расположением контактов над соленоидной катушкой, а также меньшей массой сердечника, что способствует его бесшумному перемещению при размыкании контактов. Устройство защитного реле РТК-Х на 220 В отличается наличием дополнительного нагревательного элемента, благодаря чему улучшена защита пусковой обмотки двигателя и мотора в целом.
Устройство и схема включения пускозащитного реле РТК-Х: 1 — соленоидная катушка; 2 — якорь; 3 — стержень, 4 — планка подвижных контактов пускового реле; 5 — подвижные контакты; 6 — пружин а; 7 — неподвижные контакты пускового реле; 8 — нагревательный элемент цепи пусковой обмотки; 9 — нагревательный элемент цепи рабочей обмотки; 10 — подвижный контакт защитного реле; 11 — неподвижный контакт защитного реле; 12 — биметаллическая пластинка; 13 — упор контактодержателя; 14 – контактодержатель
Ниже фотографии реле РТК-Х выпуска времён СССР и Россия (чёрный и белый соответственно).
Далее фотографии реле РТП-1:
Определение выводных концов обмоток
Расположение проходных контактов на кожухе и присоединение к ним выводных концов рабочей и пусковой обмоток у разных мотор-компрессоров разное.
Присоединение выводных концов обмоток можно определить при помощи тестера (или батареи 3336Л и лампочки на 4,5 В). Выводные концы обмоток определяют включением какого-либо из перечисленных приборов попеременно между каждой парой проходных контактов. При этом стрелка прибора будет отклоняться по-разному, в зависимости от сопротивления обмотки, включенной между конкретной парой контактов. При проверке выводных концов лампочкой, будет заметна разница по ее яркости.
Практическая часть. Необходимо демонтировать реле. Нарисовать схему расположения контактов на корпусе агрегата и обозначить каждый контакт условным порядковым номером. Далее проверить попеременно каждую пару проходных контактов и записать результаты в табличку. К паре контактов, между которыми будет наибольшее сопротивление (наименьшая сила тока или наименьшая яркость лампочки), присоединены выводные концы рабочей и пусковой обмоток, следовательно, оставшийся контакт — общий выводной конец обеих обмоток. Определив присоединение общего выводного конца обмоток, следует сравнить результаты проверки между этим контактом и остальными. Наименьшее сопротивление (наибольшая сила тока, наибольшая яркость лампочки) будет указывать на контакт, к которому подключен выводной конец рабочей обмотки, и следовательно, к оставшемуся контакту — выводной конец пусковой обмотки.
В моём случае получилось следующее. Эксперимент проводил на трёх одинаковых мотор компрессорах типа ДХ. Обозначил контакты условными номерами 1, 2 и 3, сделал замеры и записал полученные результаты в табличку:
Из полученных данных следует, что к проходному контакту 2 присоединен общий конец обмоток, к контакту 3 — конец рабочей обмотки и к контакту 1 — конец пусковой обмотки:
Теперь по подробнее о третьем мотор компрессоре (из-за которого и пришлось написать эту статью). Ситуация была следующей. При подаче питания на компрессор, он включался. Поработав не продолжительное время, около тридцати – сорока секунд (максимум минуту) выключался. И включение происходило только после того как, что-то щёлкнет в пусковом реле. Если запустить компрессор и через десять секунд выключить, а после выключения включить повторно, то уже при старте двигателя в блоке реле произойдёт щелчок и мотор выключится, а далее всё заново. После того как были сделаны измерения сопротивления обмоток электродвигателя стало ясно что рабочая обмотка имеет коротко замкнутые витки. Щелчки которые раздавался при остановки двигателя и его старте, были срабатывания реле защиты.
Третий мотор в утиль …
Всем удачи!!!