Требования к температурному режиму в образовательных организациях
Требования к температурному режиму в образовательных организациях
В связи с наступлением холодного периода года, сезонным подъёмом респираторных заболеваний Управлением Роспотребнадзора по г. Москве усилен контроль за соблюдением образовательными организациями для детей и подростков требований к температурному режиму в помещениях.
В целях предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата помещений образовательных организаций на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье детей, разработаны требования к температурному режиму, которые являются обязательными для всех организаций не зависимо от форм собственности.
Здания дошкольных и общеобразовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
При установке ограждений отопительных приборов материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» температура воздуха в приемных, игровых для ясельных групповых ячеек должна составлять — 22-24°C, для младшей, средней и старшей групповых ячеек — 21-23°C, в спальнях всех групповых ячеек — 19-20°C, в туалетных ясельных групп — 22-24°C, в туалетных дошкольных групп — 19-20°C, в помещениях медицинского назначения — 22- 24°C, в залах для музыкальных и гимнастических занятий — 19-20°C; в прогулочных верандах — не менее 12°C; в зале бассейна – не менее 29°C; в раздевалке с душевой бассейна – 25-26°C; в отапливаемых переходах — не менее 15°C.
Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40 — 60%.Все помещения дошкольных организаций должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В групповых помещениях и спальнях обеспечивается естественное сквозное или угловое проветривание. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.
При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 — 4°C.
В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.
При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрываются за 30 минут до подъема.
В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» температура воздуха в кабинетах, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24°C, в спортзале, мастерских – 17-20°C, спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования – 20-24°C, медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортзала – 20-22°C, душевых — 24-25°C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены – 19-21°C.
В помещениях общеобразовательных организаций относительная влажность воздуха должна составлять 40 — 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха: от +10 до +6°C в малые перемены 4 – 10 мин., 25 – 35 мин. в большие перемены; от +5 до 0°C в малые перемены 3 – 7 мин., 20 – 30 мин. в большие перемены; от 0 до -5°C в малые перемены 2 – 5 мин., 15 – 25 мин. в большие перемены; от -5 до -10°C в малые перемены 1 — 3 мин., 10 — 15 мин. в большие перемены; ниже -10°C в малые перемены 1 — 1,5 мин., 5 — 10 мин. в большие перемены.
Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.
Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5°C и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной — трех фрамуг.
При достижении температуры воздуха плюс 14 °C проветривание в спортивном зале следует прекращать.
Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей в дошкольных организациях и учебных помещениях и кабинетах общеобразовательных организаций осуществляется с помощью бытовых термометров.
За истекший период нового 2018-2019 учебного года специалистами Управления Роспотребнадзора по г. Москве случаев нарушения образовательными организациями требований к температурному режиму в помещениях не установлено. Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к воздушно-тепловому режиму в детских садах и школах продолжается.
Требования к воздушно-тепловому режиму. Требования к школам
Содержание:
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Часть 3
2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму
2.5.1. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям. Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ, районных или местных котельных. Паровое отопление не используется. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными проемами и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 град. С.
2.5.2. При проектировании в здании общеобразовательного учреждения воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление системами для поддержания в помещении в рабочее время расчетных уровней температуры и относительной влажности воздуха в пределах 40-60%. Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15 град. С.
Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40 град. С. В учебных помещениях рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления не допускается. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений (групп помещений): классных комнат и учебных кабинетов (при отсутствии воздушного отопления), лабораторий, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря.
Воздухообмен в столовых рассчитывается на поглощение теплоизбытков, выделяемых технологическим оборудованием кухни. Использование асбестоцементных воздухопроводов не допускается.
2.5.3. Печное отопление допускается только в одноэтажных малокомплектных сельских учреждениях (не более 50 человек). Топка устраивается в коридоре. Не следует устанавливать железные печи. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.
2.5.4. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
2.5.5. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура, град. С |
Длительность проветривания помещения, мин. |
|
в малые перемены | в большие перемены и между сменами |
|
От +10 до +6 | 4 — 10 | 25 — 35 |
От +5 до 0 | 3 — 7 | 20 — 30 |
От 0 до -5 | 2 — 5 | 15 — 25 |
От -5 до -10 | 1 — 3 | 10 — 15 |
Ниже -10 | 1 — 1,5 | 5 — 10 |
2.5.6. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:
- в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях — 18-20 град. С при их обычном остеклении и 19-21 град. С — при ленточном остеклении;
- в учебных мастерских — 15-17 град. С;
- в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате — 18-20 град. С;
- в кабинетах информатики — оптимальная 19-21 град. С, допустимая 18-22 град. С;
- в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий — 15-17 град. С;
- в раздевалке спортивного зала — 19-23 град. С;
- в кабинетах врачей — 21-23 град. С;
- в рекреациях — 16-18 град. С;
- в библиотеке — 17-21 град. С;
- в вестибюле и гардеробе — 16-19 град. С.
2.5.7. Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5 град. С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание — во время перемен при отсутствии обучающихся. При достижении в помещении температуры воздуха в 15-14 град. С проветривание зала следует прекращать.
2.5.8. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха соблюдаться в пределах 40-60%.
2.5.9. В туалетных, помещениях кухни, душевых и мастерских оборудуется вытяжная вентиляция. Вытяжные вентиляционные решетки следует ежемесячно очищать от пыли.
2.5.10. В мастерских для трудового обучения, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена составляет не менее 20 куб. м в час на 1 ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Часть 5
Памятка. Соблюдение режима проветривания и влажной уборки в образовательных учреждениях
В зимний период года, в том числе в связи с сезонным подъемом заболеваемости гриппом и ОРВИ, особенно актуальным является вопрос соблюдения нормируемых параметров микроклимата (температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха) в образовательных учреждениях для детей и подростков (школы, детские сады).
В результате жизнедеятельности людей в воздух помещений поступают вещества, выделяемые кожей, грязной одежной, остатками пищи; повышаются температура и влажность воздуха, возрастает концентрация углекислого газа. Если в группе, классе есть больные дети то при кашле, чихании в воздух попадают вирусы, бактерии.
В воздухе закрытых помещений всегда есть пыль, вместе с воздухом пылевые частицы попадают в дыхательные пути ребенка и механически раздражают слизистую оболочку, более нежную, чем у взрослых.
Степень качества воздуха находится в прямой зависимости от числа детей и длительности их пребывания в помещении.
В теплообмене ребенка с окружающей средой очень значимы влажность и скорость движения воздуха. Как повышенная, так и пониженная влажность отрицательно влияет на организм ребенка. Для поддержания оптимального воздушного режима в помещениях детских организаций важно регулярно удалять отработанный воздух и заменять его наружным.
Проветривание
(Школа)
Все помещения должны ежедневно проветриваться.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещений (при наличии 2-х смен обучения – после каждой смены).
(Детские сады)
Проветривание в групповых проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа в отсутствие детей, и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В спальнях сквозное проветривание проводится до укладывания детей.
Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью работы отопительной системы. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2°С.
Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых помещениях.
Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей, проветривание через туалетные комнаты.
При хорошем отоплении, эффективной работе системы вентиляции, правильной организации проветривания помещений нормативные параметры микроклимата обеспечить нетрудно. Это значит, что дети, находясь в образовательной организации в комфортных условиях, будут меньше подвержены заболеваниям, в том числе инфекционным.
Влажная уборка
Влажная уборка в образовательных учреждениях, ее кратность, качество проведения также играет большую роль в профилактике ОРВИ.
(Школа)
Все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.
Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.
Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствие обучающихся, при открытых окнах или фрамугах.
Если общеобразовательная организация работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.)
Уборку помещений интерната при общеобразовательной организации проводят не реже 1 раза в сутки.
Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации и интернате при общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению.
Дезинфицирующие растворы для мытья полов готовят перед непосредственным применением в туалетных комнатах в отсутствие обучающихся.
Дезинфицирующие и моющие средства хранят в упаковке производителя, в соответствии с инструкцией, в местах, недоступных для обучающихся.
Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательной организации и интерната при общеобразовательной организации проводится генеральная уборка.
Генеральная уборка техническим персоналом (без привлечения труда обучающихся) проводится с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств.
Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли.
(Детские сады)
В помещениях пищеблока ежедневно:
— мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников.
еженедельно
— мытье стен с применением моющих средств, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти.
один раз в месяц
— генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
Все помещения детского сада убираются влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли (полов у плинтусов и под мебелью, подоконников, радиаторов и т.п.) и часто загрязняющихся поверхностей (ручки дверей, шкафов, выключатели, жесткая мебель и др.).
Влажная уборка:
Спальные — после ночного и дневного сна
Групповые — после каждого приема пищи.
Спортивный зал — 1 раз в день и после каждого занятия. После каждого занятия проветривание в течение не менее 10 минут.Спортивный инвентарь ежедневно протирается влажной ветошью, маты — с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с помощью пылесоса.
Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выбивают на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны, затем чистят влажной щеткой.
Санитарно-техническое оборудование ежедневно обеззараживается независимо от эпидемиологической ситуации.
Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфекционных средств.
Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2-х раз в год (весной и осенью).
При выполнении всех вышеуказанных мероприятий вероятность заболеваний ОРВИ среди детей резко снижается.
Требования к температурному режиму в образовательных организациях
В связи с наступлением холодного периода года, сезонным подъёмом респираторных заболеваний Управлением Роспотребнадзора по г. Москве усилен контроль за соблюдением образовательными организациями для детей и подростков требований к температурному режиму в помещениях.
В целях предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата помещений образовательных организаций на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье детей, разработаны требования к температурному режиму, которые являются обязательными для всех организаций не зависимо от форм собственности.
Здания дошкольных и общеобразовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
При установке ограждений отопительных приборов материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» температура воздуха в приемных, игровых для ясельных групповых ячеек должна составлять — 22-24°C, для младшей, средней и старшей групповых ячеек — 21-23°C, в спальнях всех групповых ячеек — 19-20°C, в туалетных ясельных групп — 22-24°C, в туалетных дошкольных групп — 19-20°C, в помещениях медицинского назначения — 22- 24°C, в залах для музыкальных и гимнастических занятий — 19-20°C; в прогулочных верандах — не менее 12°C; в зале бассейна – не менее 29°C; в раздевалке с душевой бассейна – 25-26°C; в отапливаемых переходах — не менее 15°C.
Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40 — 60%.
Все помещения дошкольных организаций должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В групповых помещениях и спальнях обеспечивается естественное сквозное или угловое проветривание. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.
При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 — 4°C.
В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.
При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрываются за 30 минут до подъема.
В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» температура воздуха в кабинетах, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24°C, в спортзале, мастерских – 17-20°C, спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования – 20-24°C, медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортзала – 20-22°C, душевых — 24-25°C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены – 19-21°C.
В помещениях общеобразовательных организаций относительная влажность воздуха должна составлять 40 — 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха: от +10 до +6°C в малые перемены 4 – 10 мин., 25 – 35 мин. в большие перемены; от +5 до 0°C в малые перемены 3 – 7 мин., 20 – 30 мин. в большие перемены; от 0 до -5°C в малые перемены 2 – 5 мин., 15 – 25 мин. в большие перемены; от -5 до -10°C в малые перемены 1 — 3 мин., 10 — 15 мин. в большие перемены; ниже -10°C в малые перемены 1 — 1,5 мин., 5 — 10 мин. в большие перемены.
Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.
Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5°C и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной — трех фрамуг.
При достижении температуры воздуха плюс 14 °C проветривание в спортивном зале следует прекращать.
Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей в дошкольных организациях и учебных помещениях и кабинетах общеобразовательных организаций осуществляется с помощью бытовых термометров.
За истекший период нового 2019-2020 учебного года специалистами Управления Роспотребнадзора по г. Москве случаев нарушения образовательными организациями требований к температурному режиму в помещениях не установлено. Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к воздушно-тепловому режиму в детских садах и школах продолжается.
Когда необходимо проветривать помещения для занятий по СанПиН
Проветривание помещений для занятий — процесс несложный, но очень важный. В помещении со свежим воздухом проще сосредоточиться и усвоить новую информацию. Проветривание — это дополнительная профилактика разнообразных инфекционных заболеваний, ведь болезнетворные бактерии и вирусы накапливаются в застойном воздухе.
Для чего нужно проветривание помещений для занятий
Особенно актуальным стал вопрос проветривания после установки в помещениях пластиковых окон. Если через деревянные конструкции воздух просачивался более свободно, то пластиковое окно «закупоривает» доступ к уличному воздуху.
Зачем нужно проветривание:
- В душном помещении резко снижается мозговая активность и общая работоспособность человека. Это касается всех детей в классе и самого преподавателя.
- Застойный душный воздух может приводить к кислородному голоданию и обморокам.
- Низкое содержание кислорода в воздухе ведет к быстрой утомляемости и головным болям.
- Проветривание в период эпидемий и разгара сезонных заболеваний — это доступная профилактика, так как приток свежего воздуха снижает концентрацию бактерий и вирусов в помещении.
- Проветривание уменьшает количество бытовой пыли в помещении и устраняет посторонние запахи, которые могут раздражать и отвлекать от занятий.
- Проветривание помогает быстро выровнять показатели температуры и влажности (влажное душное помещение наполнить сухим прохладным воздухом).
Требования СанПиН к проветриванию
В СанПиН 2.4.2.2821-10 прописано, что в учебных классах должна поддерживаться температура в пределах от +18 до +24 °С. В помещениях спортзала, мастерских, там, где проводятся секционные занятия, допустимый температурный режим лежит в пределах от +17 до +20 °С. Относительная влажность воздуха в учебных помещениях допускается в пределах 40-60%.
Правила устанавливают, когда необходимо проветривать помещение для занятий:
- классы, помещения для занятий проветривают во время перемен;
- сквозное проветривание проводят перед началом занятий и после их окончания.
К занятиям физкультурой выдвигаются особые санитарные требования: они должны проходить в хорошо проветриваемых помещениях. Высокие физические нагрузки в душном зале могут привести к внезапному резкому ухудшению самочувствия детей.
В СанПиН указано, когда проветриваются помещения для занятий физической культурой:
- Проветривание проводят во время занятий в спортивном зале.
- Во время занятий физкультурой открывают одно или два окна с подветренной стороны (если температура не ниже 5 °С и скорость ветра не превышает 2 м/с).
- Если температура на улице ниже указанной и скорость ветра выше, занятия проводят при открытых фрамугах (от одной до трех).
- Если температура воздуха на улице ниже -10 °С или ветер больше 7 м/с, сквозное проветривание проводят только в то время, когда в зале нет детей (в течение 1-1,5 минуты). Во время перемен или в промежутке между сменами проветривание длится от 5 до 10 минут.
График по длительности сквозного проветривания, рекомендуемый СанПиН
Наружная температура, °С | Длительность проветривания на малых переменах, мин | Длительность проветривания на больших переменах и между сменами, мин |
от +6 до +10 | 4-10 | 25-35 |
от +5 до 0 | 3-7 | 20-30 |
от 0 до -5 | 2-5 | 15-25 |
от -5 до -10 | 1-3 | 10-15 |
ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
Если по какой-то причине учителя не соблюдают правила проветривания, если в классах душно и никто не заботится о притоке свежего воздуха, нужно сообщить об этом директору образовательного учреждения с просьбой принять незамедлительные меры по решению вопроса. Правила СанПиН придуманы для того, чтобы сохранять здоровье людей, поэтому пренебрегать ими нельзя.
Соблюдение режима проветривания и влажной уборки в образовательных учреждениях
В зимний период года, в том числе в связи с сезонным подъемом заболеваемости гриппом и ОРВИ, особенно актуальным является вопрос соблюдения нормируемых параметров микроклимата (температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха) в образовательных учреждениях для детей и подростков (школы, детские сады).
В результате жизнедеятельности людей в воздух помещений поступают вещества, выделяемые кожей, грязной одежной, остатками пищи; повышаются температура и влажность воздуха, возрастает концентрация углекислого газа. Если в группе, классе есть больные дети то при кашле, чихании в воздух попадают вирусы, бактерии.
В воздухе закрытых помещений всегда есть пыль, вместе с воздухом пылевые частицы попадают в дыхательные пути ребенка и механически раздражают слизистую оболочку, более нежную, чем у взрослых.
Степень качества воздуха находится в прямой зависимости от числа детей и длительности их пребывания в помещении.
В теплообмене ребенка с окружающей средой очень значимы влажность и скорость движения воздуха. Как повышенная, так и пониженная влажность отрицательно влияет на организм ребенка. Для поддержания оптимального воздушного режима в помещениях детских организаций важно регулярно удалять отработанный воздух и заменять его наружным.
Проветривание
Школа
Все помещения должны ежедневно проветриваться.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещений (при наличии 2-х смен обучения – после каждой смены).
Детские сады
Проветривание в групповых проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа в отсутствие детей, и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В спальнях сквозное проветривание проводится до укладывания детей.
Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью работы отопительной системы. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2°С.
Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых помещениях.
Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей, проветривание через туалетные комнаты.
При хорошем отоплении, эффективной работе системы вентиляции, правильной организации проветривания помещений нормативные параметры микроклимата обеспечить нетрудно. Это значит, что дети, находясь в образовательной организации в комфортных условиях, будут меньше подвержены заболеваниям, в том числе инфекционным.
Влажная уборка
Влажная уборка в образовательных учреждениях, ее кратность, качество проведения также играет большую роль в профилактике ОРВИ.
Школы
Все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.
Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.
Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствие обучающихся, при открытых окнах или фрамугах.
Если общеобразовательная организация работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.)
Уборку помещений интерната при общеобразовательной организации проводят не реже 1 раза в сутки.
Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации и интернате при общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению.
Дезинфицирующие растворы для мытья полов готовят перед непосредственным применением в туалетных комнатах в отсутствие обучающихся.
Дезинфицирующие и моющие средства хранят в упаковке производителя, в соответствии с инструкцией, в местах, недоступных для обучающихся.
Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательной организации и интерната при общеобразовательной организации проводится генеральная уборка.
Генеральная уборка техническим персоналом (без привлечения труда обучающихся) проводится с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств.
Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли.
Детские сады
В помещениях пищеблока
ежедневно:
— мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников;
еженедельно
— мытье стен с применением моющих средств, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти.
один раз в месяц
— генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
Все помещения детского сада убираются влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли (полов у плинтусов и под мебелью, подоконников, радиаторов и т.п.) и часто загрязняющихся поверхностей (ручки дверей, шкафов, выключатели, жесткая мебель и др.).
Влажная уборка:
Спальные — после ночного и дневного сна,
Групповые — после каждого приема пищи.
Спортивный зал — 1 раз в день и после каждого занятия. После каждого занятия проветривание в течение не менее 10 минут.Спортивный инвентарь ежедневно протирается влажной ветошью, маты — с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с помощью пылесоса.
Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выбивают на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны, затем чистят влажной щеткой.
Санитарно-техническое оборудование ежедневно обеззараживается независимо от эпидемиологической ситуации.
Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфекционных средств.
Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2-х раз в год (весной и осенью).
При выполнении всех вышеуказанных мероприятий вероятность заболеваний ОРВИ среди детей резко снижается.
Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в учебных помещениях
Температура воздуха должна составлять:
в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях – 18-20 0С при обычном остеклении и 19-21 0С – при ленточном остеклении;
в учебных мастерских – 15-17 0С;
в актовом зале, лекционных аудиториях – 18-20 0С;
в спортзале и комнатах проведения секционных занятий – 15-17 0С;
в раздевалке спортивного зала – 19-23 0С;
в кабинетах врачей – 21-23 0С;
в рекреациях 16-18 0С;
в библиотеке – 17-21 0С.
в вестибюле и гардеробе – 16-19 0С.
Учебные занятия и уроки физкультуры проводятся в хорошо проветриваемых помещениях. Рекомендуется сквозное проветривание во время перемен при отсутствии детей в помещении.
При достижении в помещении температуры воздуха 14-15 0С проветривание следует прекратить.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреации во время уроков. Аэрация классных комнат должна контролироваться термометром, который располагается на уровне 1,0-1,2 м от пола.
Площадь фрамуг и форточек должна быть не менее 1/50 площади пола, они должны функционировать в любое время года.
Относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.
В школьных учебно-производственных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется принудительная вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена составляет не менее 20 м3 в час на одного ученика. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.
Вытяжная вентиляция оборудуется также в помещениях кухни, уборных.
Таблица 1
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура, 0С | Длительность проветривания помещений, мин |
От 10 0С до 6 0С | 4-10 25-35 |
От 5 0С до 0 0С | 3-7 20-30 |
От 0 0С до –5 0С | 2-5 15-25 |
От –5 0С до –10 0С | 1-3 10-15 |
Ниже –10 0С | 1-1,5 5-10 |
Требования к естественному освещению
В учебных помещениях следует проектировать левостороннее естественное освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направления основного светового потока впереди и сзади от учащихся.
В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое).
-В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении коэффициент естественной освещенности (КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам.
-Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий учащихся, не должна превышать 3:1.
-Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещения кухни, ориентация кабинетов вычислительной техники – на север, северо- восток.
-Светопроемы учебных помещений оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов.
-Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются.
-Для отделки помещений используются материалы, создающие матовую поверхность с коэффициентом отражения:
-для потолка – 0,7- 0,8; для стен – 0,5 –0,6; для пола – 0,3 –0,5. Следует использовать следующие типы красок:
-для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
-для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло-зеленый;
-для классных досок – темно- зеленый, темно- коричневый;
-для дверей, оконных рам – белый.
-Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется сажать деревья не ближе 15м, кустарник – не ближе 5 м от здания;
-не закрывать оконные стекла; не расставлять на подоконниках цветы. Их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65 – 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон.
-Очистку и мытье окон проводить два раза в год: осенью и весной.