Воздушная пробка в батарее – причины появления, как ее устранять?
Воздух в батареях отопления – довольно частая проблема, как у жильцов частных домов, так и у людей, проживающих в квартире. Практически в любой системе отопления иногда образовывается воздушная подушка, которую обязательно необходимо устранить путем стравливания воздуха.
Для того, что бы определить, есть ли в вашей системе отопления завоздушеность, проверьте, все ли батареи имеют одинаковую температуру? Или может в какой-то из комнат радиатор немножко теплый в верхней части и совсем холодный снизу, а в других комнатах все работает отлично? Скорее всего, это и есть та самая воздушная пробка в батарее.
Ни в коем случае нельзя игнорировать наличие воздуха в отопительной системе. Если вы считаете, что самая большая проблема из-за скопившегося воздуха – это холодная батарея в разгар отопительного сезона, то вы очень глубоко ошибаетесь.
Со временем внутри радиаторов начнется коррозия металла и процесс «сухого трения» в подшипниках батареи, и как результат, вы получите неисправность циркуляционного насоса.
Завоздушенность батареи может произойти по нескольким причинам:
- В процессе работы системы отопления вода нагревается, и из нее в виде пузырьков выходит воздух, который собирается в верхней части радиатора.
- Завоздушенность может образовываться после ремонта трубопровода.
- Систему необходимо наполнять медленно. Не забывайте контролировать отсутствие воздуха в радиаторах и распределителях. И помните важное правило: чем больше в системе разных поворотов и радиаторов, тем медленнее необходимо ее наполнять.
- Не качественные радиаторы отопления, которые не подлежат ремонту.
Как можно избежать образования воздушной пробки?
Как можно удалять воздух
Идеальным вариантом считается, когда во время монтажа отопительной системы в каждую батарею будет встроен специальный кран Маевского, с помощью которого вы сможете спустить воздух из каждого радиатора отдельно.
Еще вы можете использовать автоматический воздухоотводчик, который в автономном режиме будет контролировать всю отопительную систему. Даже при идеально отлаженной работе отопительной системы вам все равно придется периодически стравливать воздух с батарей, но это не доставит сильных трудностей.
Во время наполнения системы постарайтесь контролировать давление воды и температуру радиаторов. Если вдруг давление воды резко начнет падать, значит, где-то нарушена герметичность батареи. Если же температура батарей не стабильна – ищите воздушную пробку в системе отопления.
Если на ваших батареях установлены автоматические воздухоотводчики, тогда можете спать спокойно: они выполнять за вас всю необходимую работу по устранению завоздушенности радиаторов. Если же батареи оборудованы ручными краниками небольшого размера, тогда необходимо самому произвести всю процедуру удаления воздуха с радиатора отопления.
Еще один важный момент – это непосредственно сам трубопровод. Довольно часто воздушная пробка может образовываться в очень сложных местах трубопровода, где много загибов, поворотов или неправильных уклонов. На таких участках необходимо обязательно установить дополнительные воздухоспускные вентили.
Как стравить воздух с батареи?
Для того чтобы устранить воздух с батареи, вам необходимо воспользоваться специальным краном Маевского, который именно для этого и предназначен.
Подготовьте заранее ведро для воды. В верхнем правом углу радиатора вы найдете кран Маевского, который необходимо открутить специальным ключом или обычной отверткой. Не забудьте подставить емкость, куда будет стекать вода.
Прислушайтесь к звукам, которые будет издавать батарея: сначала вы услышите легкое шипение, что говорит о том, что в батарее действительно есть воздух, а это значит, что вы все делаете правильно. Теперь с батареи должна закапать вода, подождите, когда вода побежит тоненькой струйкой, и закручивайте кран на место.
Читайте подробнее – как стравить воздух из батарей и слить воду.
Бывают такие моменты, когда устранение воздушной пробки в батареях не принесло никаких результатов, и радиаторы все также остаются холодными, тогда необходимо тщательно промыть и продуть батарею.
Если и эта процедура ничего не дала, необходимо искать проблему в самой системе отопления.
Рекомендуем также посмотреть видео о том, как устранять воздушные пробки. Там еще девочка маленькая в кадре бегает 🙂
Помочь в вопросе устранения воздушных пробок вам могут грамотные специалисты. Чтобы заказать услугу, нужно написать в форму внизу справа на нашем сайте.
Надеемся, что материал был вам полезен. Если не сложно, нажмите, пожалуйста, кнопки социальных сетей – пусть и другие прочтут эту статью.
Хорошего вам дня!
Как убрать воздушную пробку из батареи старого типа – чугунная
Вот так выглядят футорки и пробки для чугунных радиаторов отопления которые можно купить в сантехническом магазине. На нижнем рисунке справа видим глухую пробку а правее от нее футорки, которые и нужно поставить вместо глухой пробки.
После чего в футорку можно вкрутить сам кран Маевского который понадобится для того что бы использовать его для спуска воздуха из батареи отопления.
Однако для того что бы заменить глухую пробку на футорку в батарее придется перекрывать стояки и сливать из них воду, только после того как воды в системе отопления не осталось можно будет приступить к модернизации батареи. Но для этого нужно обращаться в ЖЕК, ведь не всегда же можно отключить батарею кранами установленными прямо на ней, тем более если реч идет о старой обвязке радиатора со времен постройки дома советского периода. В таком случае можно на работающей батарее просто приоткрутить верхнюю футорку или пробку. Приоткрутить означает выкрутить но не до конца а всего лишь до тех пор пока не услышите шипящий звук выходящего из батареи воздуха. Немного подождать пока вместо воздуха не начнет вылеваться вода из радиатора что и будет означать что теперь радиатор готов к работе и полностью без воздуха. Закручивем пробку и забываем об этой процедуре до следующей осени.
Вот такой простой способ выпускания воздуха
Как выгнать воздушную пробку из радиатора водяного отопления
Воздушная пробка – это скопление воздуха в водяной системе отопления. Это негативное явление, которое не возникает при правильном проектировании. Во всех элементах контура обогрева циркулирует теплоноситель – вода или антифриз. Там, где скапливается воздух, циркуляция прекращается, а вместе с этим отсутствует теплообмен, возникают
Как и где образуется воздушная пробка
Есть две категории систем водяного отопления – это герметичные (закрытые) и негерметичные (открытые). Главное отличие в том, как циркулирует теплоноситель. В закрытых системах это происходит благодаря насосу, без него вода будет стоять. В открытых контурах теплоноситель течет только благодаря гравитации земли, поэтому их еще называют гравитационными. Это возможно только в том случае, если трубы будут уложены под наклоном. Также наклон должен сохраняться при установке радиаторов.
Главной причиной появления воздушных пробок является теплоноситель. Именно вода приносит в контур воздух, который всегда содержится в ней. Процент содержания зависит от температуры. В холодной воде воздуха больше, при нагревании он начинает выходить. При этом чем выше температура, тем интенсивнее происходит процесс.
Есть много вариантов какие трубы выбрать для отопления: ППН, РЕХ, ПВХ, металлопластик, сталь, нержавейка, медь.
О том, как соединить трубы отопления читайте в этой статье.
Скопление воздуха может быть:
Последствия могут отличаться, но в любом случае это негативно сказывается на работе всей системы. В закрытых контурах теплоноситель не контактирует с воздухом. Пробка может появиться после ремонта или при окислении металла (когда железо ржавеет).
Приспособления для отвода воздуха
Правильная работа контура невозможна, если в ней есть пробки. Они уменьшают полезный объём системы, мешают циркуляции теплоносителя, их нужно удалять. Чтобы бороться с проблемой завоздушивания в системе отопления монтируются:
- автоматические воздухоотводчики;
- краны Маевского;
- сепараторы воздуха.
Принцип работы автоматического воздухоотводчика.
В открытых системах воздух выходит через расширительный бак, который выполняет сразу две функции. Его ставят в самой высокой точке, к которой под наклоном уложена вся система. Пробке больше некуда деваться, кроме как подняться в бак – это при условии, что контур спроектирован и сделан правильно.
Автоматический воздухоотводчик работает автономно. Он устанавливается в любой проблемной точке. Ставится с аварийным клапаном для выброса теплоносителя при критическом повышении давления. Сепаратор воздуха это проточная арматура, в которой стоит что-то наподобие ершика для посуды, только из металла. Ударяясь об эту преграду, вода примешивается, вследствие чего из теплоносителя отделяется воздух и выводится наружу. Весь процесс автоматичный.
Кран Маевского ставится в верхний торец батареи. Он входит в монтажный комплект, который нужно приобрести при замене батарей отопления. Новые теплообменники продаются неготовыми в установке. Это единственный воздухоотводчик, который нужно открывать вручную.
Как удалить воздушную пробку
Когда стоит вопрос, как выгнать воздушную пробку, то речь идет именно о кранах Маевского, так как вся остальная арматура работает в автономном режиме. Если этого не происходит, значит, нужно заменить нерабочий элемент на новый.
Удаление воздушной пробки из батареи.
Кран Маевского можно найти в одном из верхних торцов батареи. Во вращающейся головке есть отверстие для слива теплоносителя. По правилам установки оно должно смотреть вверх. Посередине крана есть маленький болтик под прямую отвертку. Чтобы удалить пробку нужно:
- повернуть колпачок отверстием для слива вниз;
- подставить небольшую емкость – хватит 100 мл;
- немного провернуть болт крана отверткой против часовой стрелки – буквально четверть оборота.
Должно появиться шипение – это выходит воздух. Когда из крана польется вода, болтик закручивается обратно. Все просто, бояться не надо, струйка воды тонкая, как иголка, теплоносителя вытекает при этом крайне мало.
Существует три методики промывки труб отопления в частном доме: химическая, напорная и импульсная.
Схемы подключения труб отопления к газовому котлу вы найдете тут.
Если пробка появилась в трубе на одном из участков контура, то можно выдавить ее подпиткой воды. Только при этом нужно открыть один из кранов и обеспечить вывод теплоносителя в канализацию. Воды выльется много. Самые опытные сантехники умеют находить пробку в трубе и выгонять ее легкими постукиваниями.
Негативные последствия воздушных пробок
Есть прямые последствия появления воздушных пробок – это перепады давления, гидроудары и коррозия. В свою очередь, каждый из факторов опасен по-своему. К примеру, коррозия – возникает при контакте железа и воздуха, при этом процесс сопровождается выделением малого количества газов. И так по нарастающей. Ржавчина разъедает трубу из-за чего рано или поздно потребуется заменить часть контура. Кроме этого, частицы коррозии забывают фильтры.
Сразу гидроудары слабые, но если ничего не предпринимать, со временем система разгерметизируется. Признаком наличия гидроударов являются короткие постукивания в трубах.
Гидроудары – проблема более серьёзная, особенно для центральных систем. Когда вода достигает пробки, она резко останавливается, вследствие чего в обратном направлении ее циркуляции расходится ударная волна. По мере отдаления волна набирает силу, которой бывает достаточно, чтобы расколоть чугунную батарею.
Давление – самый опасный фактор. Из-за уменьшения полезного объёма контура при повышении температуры теплоноситель увеличивается в объёме и ему становится «тесно», он начинает искать себе выход. В этом случае происходит аварийный выброс через клапан. Когда теплоноситель остывает, в контуре резко падает давление. Если давление будет слишком маленьким, то котел просто не включится. Результат – разморожение системы, а это сулит полный демонтаж и замену.
как выпустить воздух из батареи правильно, как спускать, выпуск стравить, как стравливать
Содержание:
Если в осеннее — зимний сезон батареи остаются холодными или еле теплыми, то, скорее всего, система теплоснабжения завоздушена. В любом случае для владельца недвижимости не будет лишней информация, как спускать воздух с батарей отопления, чтобы не допустить ситуаций, когда функционирование оборудования малоэффективно.
Специалисты советуют: перед тем, как запустить в работу систему обогрева, ее необходимо правильно подготовить. Если в многоквартирных зданиях данную процедуру выполняют сотрудники коммунальных служб, то хозяевам частного сектора приходится обеспечивать себя теплом самостоятельно.
Опасность наличия воздушной пробки в батареях
Когда в приборе появляется завоздушина, это говорит о том, что с теплоснабжением возникнут проблемы и нужно немедленно решить проблему, как спустить воздух из радиатора отопления. Его лишнее наличие станет преградой для нормальной работы системы обогрева. Кроме этого, на стенках батарей начнется коррозийный процесс.
Когда в отопительный контур вмонтирован циркуляционный насос, воздушная пробка, скорее всего, нарушит и его функционирование. Если система работает правильно, расположенные на валу насосного оборудования подшипники скольжения будут постоянно находиться в рабочей среде.
При завоздушивании появляется эффект «сухого трения», отрицательно влияющий на скользящие кольца, что выведет вал из строя. Поэтому так важно владеть информацией, как правильно стравливать воздух из батареи. Если предпринять необходимые меры вовремя, тогда удастся не допустить повреждения теплоснабжающей конструкции.
Как определить наличие воздушной пробки
Прежде чем приступить к выпуску воздуха из радиатора отопления, в первую очередь нужно разобраться с причиной его появления в контуре.
Обычно завоздушивание происходит:
- после неправильно выполненного наполнения системы теплоносителем;
- когда при монтаже были допущены ошибки;
- если в контуре недостаточное давление, или теплоноситель низкого качества, в котором присутствует растворенный кислород.
Также причинами возникновения воздушной пробки может быть:
- неплотное соединение элементов системы, в результате чего прибор засасывает воздух извне;
- отсутствие воздухоотводчика или он установлен, но некорректно функционирует;
- проведение ремонтных работ, связанных с заменой радиаторов, стояков, запорных элементов, в результате которых в систему попал воздух.
О наличии завоздушивания свидетельствуют следующие признаки:
- присутствие в радиаторе булькающих и шипящих звуков;
- понижение степени обогрева;
- неравномерность нагрева секций – в участках, где собрался воздух, они могут быть холодными.
Вышеперечисленные ситуации случаются нередко и с подобными проблемами сталкиваются все хозяева квартир или частных домовладений. Поэтому так важно разбираться с тем, как выпустить воздух из батареи отопления, ведь это можно сделать собственными силами, без услуг сантехника. Как показывает практика, обычно воздушная пробка появляется в радиаторах, находящихся на верхних этажах здания.
Но иногда причина завоздушивания связана с установкой некачественного обогревательного прибора и тогда после стравливания воздуха, проблема будет появляться вновь и вновь. Дело в том, что встречаются материалы изготовления батарей, способствующие появлению газов. В этом случае проблема решается только покупкой нового радиатора.
Спуск воздуха из обогревательных приборов
До того, как спустить воздух из радиатора и из системы, необходимо ознакомиться с особенностями этой процедуры и приготовить инструменты и материалы. Важно понимать, как стравить воздух из батареи правильно. Нужно иметь в распоряжении особый ключ, который поможет открыть воздушный клапан на батарее. Лучше всего для такой работы подходит радиаторный ключ – его можно купить в хозяйственном магазине.
Если предстоит работа с современной батареей, тогда подойдет простая отвертка. Также следует приготовить емкость для слива теплоносителя и несколько тряпок на случай возникновения непредвиденной ситуации.
Инструкция по правильному спуску воздуха с батареи выглядит так:
- Сначала осматривают батарею и находят небольшой клапан (кран Маевского). Располагается он в верхней части прибора, иногда таких устройств бывает несколько.
- Откручивают кран до тех пор, пока не раздастся шипение воздуха. Действовать необходимо осторожно и плавно.
- Под клапан подставляют емкость.
- Следует дождаться, пока весь скопившийся воздух не выйдет наружу. Об этом свидетельствует тонкая струйка воды, которая прекратила пузыриться. По мнению некоторых специалистов, нужно сливать примерно 2 – 3 ведра после того, как теплоноситель начнет стекать без газов. Это нужно для перестраховки, чтобы не проводить данную процедуру повторно.
- Клапан закручивают обратно.
Кроме крана Маевского стравить воздух из батареи можно с помощью автоматизированных воздухоотводчиков. Они предназначаются для теплоснабжающих систем и удаляют пробки самостоятельно.
Эти устройства отличаются компактностью и надежностью, но нужно соблюдать осторожность, ведь клапаны находятся без присмотра и даже незначительное нарушение процесса может привести к подтоплению подвала или чердака.
Иногда возникают ситуации, когда при монтаже отопительной системы не были установлены специальные изделия, предназначенные для ликвидации завоздушивания. Чтобы выпустить из прибора лишний воздух, требуется газовый или разводной ключ для откручивания заглушки.
Делать эту работу нужно неспешно. Если заглушка не откручивается, а такие ситуации чаще всего происходят с чугунными радиаторами, на резьбу следует нанести особую смазку. Через время попытку повторяют. После того, как удалось открутить заглушку, действуют точно также, как с обычным краном.
В завершении работы пробку возвращают на место, не забыв намотать на резьбу лен или ФУМ ленту, что позволит не допустить подтеканий и обеспечит герметичность соединения.
Если воздух собрался в системе обогрева частного дома, спуск теплоносителя производят при помощи расширительного бачка. Эта емкость располагается в наивысшей точке теплоснабжающей конструкции. После спуска воды следует немного обождать, затем открутить кран на баке.
Как правило, при повышении температуры в батарее пробка удаляется самостоятельно. Если произведенные действия завершились безрезультатно, то воду в отопительном контуре нужно довести до кипения и тогда воздух непременно выйдет.
Зная, как спустить воздух с батареи отопления и системы, можно избежать возникновения множества проблем. В целях профилактики подобную процедуру следует проводить перед началом отопительного периода. По мнению специалистов, двух раз (для проверки и контроля) будет достаточно. Если в конструкции обнаружены дефекты или поломки, то количество спусков бывает больше.
Когда в квартире установлены алюминиевые радиаторы, то до запуска отопительной системы следует произвести спуск воды, благодаря чему срок эксплуатации приборов увеличится в разы.
Профилактические мероприятия
Безусловно, знать, как правильно стравливать воздух из батареи, необходимо. Но гораздо лучше, чтобы завоздушивание системы происходило как можно реже. Для предупреждения возникновения данной проблемы, нужно установить воздухоотводчик.
Воздухосборники для отопительных систем бывают двух видов:
- ручными – кран Маевского;
- поплавковыми – автоматическими.
Каждое из этих устройств можно устанавливать в любом месте, где имеется опасность возникновения воздушной пробки. У крана Маевского традиционная конфигурация, а автовоздушники могут быть в угловом или прямом исполнении.
Чтобы не решать поспешно проблему, как выпустить воздух из радиатора и развоздушить систему теплоснабжения, надо обязательно смонтировать на каждом радиаторе воздухоотводчик.
Устройство ручного типа позволяет легко ликвидировать воздушную пробку, обычно его размещают с торцевой стороны батареи. Для этого нужно иметь в распоряжении специальный ключ. Производительность у ручного воздухоотводчика небольшая и поэтому его используют для отопительных систем, эксплуатируемых в домашних условиях.
Воздухоотводчики второго типа функционируют в автоматическом режиме. При их применении ничего не требуется откручивать или открывать, поскольку устройство все делает самостоятельно. Устанавливать его следует строго в вертикальном или горизонтальном положении.
Но у автоматического клапана, предназначенного для спуска из отопительной системы лишнего воздуха, имеется недостаток – он обладает высокой чувствительностью к различным загрязнениям. Поэтому его качественную работу может обеспечить дополнительно установленный фильтр, который защитит устройство от них.
Если в теплоснабжающей конструкции собрался воздух, непременно следует определить причину появления данной проблемы, особенно, если раньше подобных ситуаций не было. Главное при этом, не только устранить воздушную пробку, но и принять все необходимые меры, чтобы она вновь не появилась.
В первую очередь надо проверить обогревательный прибор на герметичность, возможно, потребуется где-то подтянуть болты, поменять гайки, более качественно обработать места стыков. Бывают случаи, когда неправильно смонтирован воздухоотводчик или автоматический воздушный сепаратор поломался.
Подведение итогов
Следует отметить, что проблема, связанная с завоздушиванием системы теплоснабжения, на сегодняшний день довольно актуальна. Она часто возникает как в частных домовладениях, так и в городских многоэтажных зданиях. Причин образования воздушных пробок бывает много.
Как уже говорилось, очень важно разобраться, почему они появились и знать, как правильно спустить воздух с батареи, чтобы в будущем подобные ситуации не возникали. Установив специальный прибор – воздухоотводчик можно забыть о данной проблеме и тем самым продлить срок эксплуатации отопительной системы.
Как избавиться от воздушных пробок в системе отопления. Почему не греют батареи отопления
Что делать в случае, если некоторые радиаторы в квартире остаются холодными или прогревается только их нижняя часть? Удалить из системы отопления воздух.
Причины образования воздушных пробок
Как правило, завоздушивание отопительной системы проявляется с началом отопительного сезона. С этим явлением сталкиваются владельцы как частных домов, так и жители многоэтажек.
Причин образования воздушных пробок в отопительной системе много. Вот основные из них:
— неправильное (слишком быстрое) заполнение системы теплоносителем без одновременного выпуска воздуха, накопившегося за время летнего простоя;
— разгерметизация системы в местах фитингов и сварочных швов;
— недостаточное давление в отопительной системе, когда из-за падения уровня воды образовавшиеся пустоты заполняются воздухом;
— попадание воздуха в систему во время выполнения ремонтных работ, связанных с заменой элементов трубопроводов;
— неисправность сепараторов и воздухоотводчиков;
— естественное выделение воздуха из теплоносителя.
Симптомы завоздушивания отопительной системы
Основной признак наличия в отопительной системе воздушных пробок – снижение эффективности ее работы вследствие нарушения циркуляции теплоносителя.
Проще говоря, нагретая вода из-за больших и малых пузырьков воздуха поступает не ко всем обогревательным приборам.
В результате нижняя часть радиатора отопления может быть теплой, а нижняя – холодной. В случае серьезного завоздушивания холодными могут быть и целые отсеки батарей.
На то, что в отопительной системе имеются пробки, укажут вибрации труб и посторонние шумы в виде треска, булькания и клокотания, исходящие от радиаторов.
Устройства для удаления воздуха
Для удаления воздуха из отопительной системы используются специальные устройства — воздухоотводчики и сепараторы.
Сепаратор высвобождает воздух из воды за счет резкого уменьшения скорости ее потока.
Происходит это благодаря находящемуся внутри устройства замедлителю, состоящему из колец разного диаметра, перфорированных трубок или корзинок из сеток.
Существуют центробежные сепараторы, в которых теплоноситель закручивается при прохождении через специальные патрубки.
В результате вода притягивается к стенкам колбы сепаратора, а воздух скапливается в ее центре, откуда затем выводится наружу.
Воздухоотводчики бывают ручные и автоматические. Отвод воздуха у них производится за счет открытия и закрытия игольчатого клапана.
У ручных воздухоотводчиков, их еще называют кранами Маевского, открытие игольчатого клапана происходит за счет отвинчивания головки клапана.
У автоматических устройств запорный клапан приводится в движение при помощи поплавка. Накопившийся в верхней части колбы воздух давит на поплавок, он опускается вниз, открывая клапан.
После выпуска воздуха давление на поплавок уменьшается и он поднимается вверх, закрывая запорный клапан.
Автоматические воздухоотводчики устанавливают в отопительных системах закрытого типа в разных точках трубопроводов. Краны Маевского (ручные воздухоотводчики) монтируют на торцевой части радиаторов отопления вместо одной из заглушек.
Избавление от воздушных пробок
Заподозрив завоздушивание отопительной системы, сначала определите места образования воздушных пробок. Как это сделать?
Как правило, воздух собирается в радиаторах, особенно на верхних этажах здания.
Если труба, подводящая нагретую воду к радиатору, теплая, а батарея полностью или частично холодная, с высокой долей вероятности можно утверждать, что в ней образовалась воздушная пробка.
Можно определить завоздушивание радиатора, аккуратно постукивая молотком по его поверхности. Заполненные теплоносителем участки будут издавать глухой звук, в месте же образования воздушной пробки звук будет звонче и громче.
В случае автономной отопительной системы, оборудованной принудительным циркуляционным насосом, обязательно отключите его на время проведения работ по избавлению от воздушных пробок.
Отверткой, ключом или просто рукой медленно поверните кран против часовой стрелки. Не забудьте подставить под него емкость для сбора воды.
О стравливании воздуха из системы будет свидетельствовать легкое шипение, сопровождающее выход воздуха.
Держите клапан открытым до тех пор, пока из него не начнет поступать вода. После этого верните кран в исходное положение, повернув его за часовой стрелкой.
В случае необходимости повторите процедуру стравливания воздуха из системы.
Удачи вам! Пусть у вас все получится!