Какие санитарные правила должны соблюдаться в школах
© Кирилл Зыков/АГН Москва
Нормы запрещают детям находиться перед компьютером на уроках дольше положенного и использовать мобильники для учёбы. Особые требования предъявляются к уборке помещений, дезинфекции и проветриванию. Электронное оборудование нужно дезинфицировать каждый день, а мыть спортивные залы — минимум два раза в день. «Парламентская газета» напоминает читателям о новых требованиях Роспотребнадзора к работе образовательных учреждений, вступивших в силу в этом году.
Санитарно-эпидемиологические требования к работе школ, детских садов, лагерей и других детских учреждений вступили в силу с 1 января 2021 года (СП 2.4.3648-20). Они должны действовать по 1 января 2027 года. Кроме того, с 1 марта 2021 года действуют новые гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, часть из которых также касается школ (СанПиН 1.
Занятия
По новым требованиям в школах занятия должны начинаться не раньше восьми часов утра. Не допускается проведение «нулевых» уроков и обучение в три смены. Занятия второй смены должны заканчиваться не позднее 19 часов. Урок не должен длиться более 45 минут, за исключением первого класса и компенсирующего класса — продолжительность урока в них не более 40 минут.
Обучение в 1-м, 5-м, 9-11-х классах и классах для детей с ограниченными возможностями здоровья проводится в первую смену, если школа работает в две смены. Занятия второй смены должны заканчиваться не позднее 19 часов. Максимальная образовательная нагрузка для первоклассников не должна превышать ежедневно 4 уроков и один раз в неделю — 5 уроков за счёт урока физической культуры. Для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю — 6 уроков также за счёт физкультуры. Для обучающихся 5-6-х классов — ежедневная нагрузка не более 6 уроков, для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.
Облегчённый учебный день следует устанавливать в среду или в четверг. Перемены между уроками установлены не менее 10 минут, после второго или третьего урока — большая перемена 20-30 минут (их может быть две). Обучение с использованием дистанционных технологий заканчивается не позднее 18:00, длительность урока — не более 40 минут.
Гаджеты
Использование интерактивных досок и компьютеров на уроках теперь строго ограничено по времени. При этом во время занятий и перемен для школьников должны проводиться физкультминутки и гимнастика для глаз, контроль за осанкой детей.
Общая продолжительность использования интерактивной доски на уроке для детей до 10 лет не должна превышать 20 минут, старше 10 лет — 30 минут. Что касается компьютера, то для детей 1-2-х классов допускается проводить перед ним не более 20 минут, 3-4-х классов — 25, 5-9-х классов — 30, 10-11-х классов — 35 минут. Зрительная дистанция до экрана должна быть не менее 50 сантиметров, планшеты следует размещать с наклоном 30 градусов.
Одновременное использование детьми на занятиях более двух электронных средств (интерактивная доска и планшет, например) не допускается.
Смартфоны для обучения вообще использоваться не должны. Это важно не только по причине маленького размера экрана телефона, что влечёт напряжение для глаз, но и с точки зрения того, что как источник электромагнитного излучения мобильник более опасен, чем планшет. Такую точку зрения «Парламентской газете» высказал заслуженный врач РФ сенатор Владимир Круглый. «Уже доказано многократно многими исследователями во всём мире, что электромагнитное излучение, которое присутствует во время пользования любыми гаджетами, является для здоровья детей опасным, поэтому, конечно, ограничения нужны», — сказал Круглый.
С тем, что при использовании мобильных телефонов школьникам нужны ограничения, согласен и бывший главный санитарный врач РФ депутат Геннадий Онищенко. Он рассказал, что поддерживает предложение Генпрокуратуры ограничить использование мобильных телефоновв процессе всего нахождения ребёнка в школе. «Во-первых, сам факт длительного использования мобильного в школе, на каникулах небезразличен для здоровья ребёнка», — сказал он «Парламентской газете». Кроме того, ограничения нужны, чтобы дети не отвлекались от учёбы, уверен он.
Ранее в санитарных правилах и нормах даже было рекомендовано ограничение возможности использования мобильных телефонов лицами, не достигшими 18 лет, из-за того, что стандарты безопасности для мобильных телефонов были разработаны для взрослых и не учитывали особенности детского организма, напомнила нашему изданию зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке
Уборка
Все помещения школы подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Новыми требованиями определена конкретная продолжительность проветривания учебных помещений в зависимости от температуры за окном. Если на улице от +10° С до +6° С, то в малые перемены учебные помещения нужно проветривать на протяжении 4-10 минут, а в большие перемены или между сменами — 25-35 минут. Если температура воздуха от -5° С до -10° С, разрешается проветривать помещения 1-3 и 10-15 минут соответственно.
Спортивные залы нужно мыть минимум два раза в день, а также проветривать в течение не менее десяти минут после каждого занятия. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.
Самые жёсткие требования к чистоте действуют в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации — их влажная уборка проводится после каждой перемены. Сантехника подлежит ежедневному обеззараживанию. Электронное оборудование, в том числе сенсорные экраны, клавиатуры, компьютерные мыши также необходимо ежедневно дезинфицировать.
Читайте также:
• Школьников научат сохранять психическое здоровье и противодействовать экстремизму • К трудным подросткам хотят прикрепить психологов
Здоровье
В образовательные учреждения, как и прежде, не допустят детей и взрослых с признаками инфекционного заболевания (повышенная температура, кашель, насморк).
Требования к работе школ, лагерей и других детских организаций в условиях COVID-19 постановлением главного государственного санитарного врача были продлены до 2022 года. Так что измерение температуры, наличие антисептиков для рук и другие санитарные меры, в том числе отмена массовых мероприятий, остаются для школ актуальными.
Вообще температурный контроль в школах важен независимо от ситуации с коронавирусной инфекцией, сказал «Парламентской газете» Владимир Круглый. «В принципе, конечно, это нужно даже вне пандемии, потому что и до пандемии дети приходили с температурой и заражали других респираторной инфекцией, гриппом и так далее», — сказал политик. Поэтому термометрию, по его мнению, было бы правильно сохранить в школах постоянно.
образец графика проветривания кабинетов по СанПиН
Одной из важных задач в процессе учебного дня, а также после его завершения, является проветривание классных помещений. Его проводят на основе образца графика проветривания в школе по СанПиН нормам. Данные правила устанавливают требования, которые касаются температурных показателей помещения, воздухооборота и процента влажности в классах. Что касается длительности проветривания, то оно зависит от ряда факторов: количества людей, времени года, площади, условий погоды и системы самой вентиляции.
Важность процесса
Проветривание естественным способом
Искусственная вентиляция
График и его нормы
Важность процесса
Воздух, который застоялся, приводит ко многим проблемам. Люди начинают чувствовать себя не очень хорошо, их работоспособность значительно понижается. Возможен и фактор развития аллергической реакции, в результате чего ребёнку придётся покинуть занятия на неопределённое время, и он будет отставать в учёбе от своих одноклассников. Непроветренное помещение — отличная среда для развития клещей, плесневых грибов и аллергенов. Особо это касается пыли.
Стоит отметить, что решить эти проблемы поможет регулярная циркуляция воздушных потоков. Этот процесс оказывает следующее положительное влияние:
- Приводит в норму показатели концентрации кислорода.
- Приводит в норму количество углекислого газа в помещении, что является важным моментом для территории, на которой постоянно находятся дети.
- Уменьшает количество пыли, содержащийся в воздухе, и грибков, снижает концентрацию различных аллергенов.
- Убирает сторонние запахи.
- Регулирует показатели температуры и/или влажности.
Проветривание естественным способом
Естественное вентилирование не включает таких изменений ОС, как влажность, температура, а также давление. Оно подразумевает самопроизвольный воздухообмен по причине разной температуры внутри и снаружи помещения.
Происходит естественное вентилирование разными способами:
- Сквозь поры самого здания, то есть сквозь материал его стен.
- Сквозь отверстия, которые имеются в конструкциях самого здания.
- Сквозь фрамуги или форточки.
- Сквозь щели в дверных рамах и оконных конструкциях.
Воздушный поток через стены будет зависеть от материалов, из которых они выполнены. Стены из дерева сосны и кирпича считаются воздухопроницаемыми. Но стоит учитывать, что проницаемость любого материала снижается, если помещение внутри отделать обоями либо краской.
Потоки воздуха, которые поступают через оконные просветы и дверные зазоры, незначительны. Поэтому для естественной вентиляции главным источником воздуха являются форточки, а также фрамуги.
Поток воздуха и его движение зависят от таких причин, как сила ветра и разность температурных показателей в помещении и снаружи. Понятно, что чем ветер будет сильнее, тем лучше проветривание. Если же на улице штиль и температурная разница минимальна, то воздухообмен будет осуществляться только за счёт процесса диффузии. Он пропорционален площади всех форточек и времени, которое затрачивается на проветривание.
По правилам, для нормального микроклимата в заведениях учебного характера форточки обязаны составлять минимум 2% от общей площади пола. По статистике данная площадь форточек равна одному квадратному метру и должна отворяться не меньше, чем на 45 градусов.
Иногда фрамуги предпочитают форточкам. Фрамуги — это глухие или открывающиеся части окон. Служат для плавного проветривания и имеют свои преимущества:
- Более высокая теплоизоляция, что дольше сохраняет тепловой показатель в помещении.
- Нет необходимости в её закрытии, когда в классе присутствуют дети.
- В холодное время (осень и зима) проветривать классы надо лишь в отсутствие детей.
Одного ребёнок в школе потребляет не менее 4 кубических метров воздуха – в том случае, когда проветривание проводится по инструкции.
Искусственная вентиляция
Школьные кабинеты обустраивают системами искусственной вентиляции. С её помощью можно изменять влажность воздуха и температуру в помещении. Правда, такие механические системы в организациях используют крайне редко.
Чтобы создать необходимый микроклимат, в проекте вентиляции используют приточные системы. В них приток воздуха осуществляется сквозь решётку, с её помощью происходит и защита воздуховода от осадков. Затем воздух проходит очистку от мусора и пыли через фильтр и поступает в классы.
Калорифер и вентилятор — неотъемлемые части данной системы. С их помощью можно увеличить либо понизить температуру воздуха. Вытяжная вентиляция очищает воздух от СО2.
Как приточные, так и выводные системы вентиляции снижают потребность в постоянном проветривании, потому что они обеспечивают вспомогательное движение потоков воздуха.
График и его нормы
График проветривания кабинета начальных классов по СанПиН включает двадцатиминутное проветривание до начала уроков, а затем по 5 –7 мин. после окончания каждого урока. Практически все школы начинают занятия в 8:00, поэтому дежурный должен заранее, ещё до прихода учеников, проветрить класс.
Повторное проветривание осуществляют после завершения каждого урока (через 45 минут). Чтобы избежать переохлаждения детей, проветривать кабинеты стоит, когда в них никого нет. После того как отучилась первая смена, классы проветривают не менее 20 минут.
Режим проветривания кабинета в школе по СанПиН 2.4.2.2821-10 представлен здесь:
Режим проветривания в школе по СанПиН имеет большое значение, так как циркуляция воздуха влияет на здоровье и самочувствие школьников, а также отражается на восприятии новой информации.
Вентиляция в школах и программах по уходу за детьми
Открытие окон, использование переносных воздухоочистителей и улучшение фильтрации во всем здании — вот способы, которыми вы можете улучшить вентиляцию в вашей школе или программе по уходу за детьми.
Вентиляция является одним из компонентов поддержания здоровой окружающей среды и важной стратегией профилактики COVID-19 для школ и программ по уходу за детьми.
Применяя стратегии вентиляции, обязательно продолжайте принимать регулярные меры предосторожности для обеспечения безопасности маленьких детей, например, используйте вентиляторы с крышками и окна с экранами.
Продолжайте выполнять другие профилактические меры, чтобы помочь предотвратить распространение COVID-19. Держите детей отдельно друг от друга, насколько это возможно. По возможности помогайте детям от 2 лет и старше носить маски. Дети в возрасте до 2 лет не должны носить маски.
Впустите как можно больше наружного воздуха.
- Если это безопасно, откройте окна и двери. Даже простое открытие окна или двери помогает увеличить приток наружного воздуха, что помогает снизить потенциальную концентрацию вирусных частиц в воздухе. Если становится слишком холодно или жарко, отрегулируйте термостат. Не открывайте окна или двери, если это представляет угрозу безопасности или здоровью (например, падение, воздействие экстремальных температур или провоцирование симптомов астмы).
- Используйте безопасные для детей вентиляторы, чтобы увеличить эффективность открытых окон. Надежно закрепите вентиляторы в окне, чтобы выдувать потенциально загрязненный воздух и втягивать новый воздух через другие открытые окна и двери.
- Рассмотрите возможность проведения мероприятий, занятий или обедов на свежем воздухе, когда позволяют обстоятельства.
Убедитесь, что настройки отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (HVAC) обеспечивают максимальную вентиляцию.
- Убедитесь, что ваши системы вентиляции обслуживаются и соответствуют требованиям кода . Они должны обеспечивать приемлемое качество воздуха в помещении, как определено стандартом ASHRAE 62.1, для текущего уровня заполняемости каждого помещения.* Программы ухода за детьми на дому должны соответствовать требованиям, установленным государственными и местными регулирующими органами.
- Настройте системы HVAC на подачу такого количества наружного воздуха, которое безопасно позволяет ваша система. Уменьшите или устраните рециркуляцию воздуха HVAC, когда это целесообразно и после консультации со специалистом HVAC.*
- По возможности увеличьте общую подачу воздуха системы HVAC в занимаемые помещения . Увеличение потока воздуха способствует смешиванию воздуха и обеспечивает более частое прохождение рециркулируемого воздуха через фильтр.
- Отключение управления вентиляцией по потребности (DCV) , которые уменьшают подачу воздуха в зависимости от присутствия людей или температуры. Таким образом, подача воздуха будет оставаться постоянной в течение всего дня.
- Для простых систем ОВКВ, управляемых термостатом, установка переключателя управления вентилятором из положения «Авто» в положение «Вкл.» обеспечит непрерывную фильтрацию и распределение воздуха в системе ОВКВ.
- Рассмотрите возможность запуска системы HVAC с максимальным потоком наружного воздуха в течение 2 часов до и после того, как здание будет занято , чтобы освежить воздух перед прибытием и удалить оставшиеся частицы в конце дня.
Хорошая вентиляция важна, особенно в тех местах, где учащиеся не могут носить маски. Лучше всего есть на улице. Если вам нужно, чтобы учащиеся ели в столовой, используйте такие методы, как открывание окон, максимальную фильтрацию, насколько это позволяет система, и использование переносных воздухоочистителей HEPA.
Фильтруйте и/или очищайте воздух в вашей школе или программе по уходу за детьми.
- Максимально улучшить уровень фильтрации воздуха без значительного уменьшения потока воздуха.
- Убедитесь, что фильтры подобраны по размеру, установлены и заменены в соответствии с инструкциями производителя.
- Рассмотрите портативные воздухоочистители, в которых используются высокоэффективные фильтры для твердых частиц (HEPA) фильтры для улучшения очистки воздуха везде, где это возможно, особенно в зонах повышенного риска, таких как кабинет медсестры или больничная/изолятор.
- Рассмотрите возможность использования ультрафиолетового бактерицидного облучения (UVGI) в школах и программах ухода за детьми вне дома в качестве дополнительного лечения для инактивации вируса, вызывающего COVID-19, особенно если возможности усиления вентиляции и фильтрации ограничены. Проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом, который поможет спроектировать и установить любую систему UVGI.
Статус вентиляции здания
Надлежащая вентиляция классных комнат является ключом к безопасности школы. DOE продолжает регулярно контролировать вентиляцию во всех помещениях наших зданий и размещает обновленную информацию на странице каждой школы на нашем веб-сайте на вкладке «Обзор» в разделе «Информация о вентиляции здания». Как всегда, здоровье и безопасность наших сотрудников, студентов и их семей является нашим приоритетом номер один.
- Используйте Найти школу , чтобы получить страницу своего учебного заведения и просмотреть отчет.
DOE обслуживает и ремонтирует или улучшает помещения и/или закрывает любые помещения до тех пор, пока не будет произведен ремонт, если помещение не должно быть занято. Вентиляционные средства помещения должны работать в соответствии с проектом, чтобы их можно было использовать. Это может быть естественная вентиляция, механическая вентиляция или комбинация этих средств.
Обратите внимание, что состояние вентиляции каждой комнаты не учитывает дополнительные средства вентиляции, установленные Министерством энергетики. К ним относятся два очистителя воздуха в каждом классе и фильтры Merv 13 в оконных кондиционерах в соответствующих классных комнатах.
Любая комната, которая не соответствует нашим строгим стандартам безопасности, не будет использоваться в учебных целях, если она не будет отремонтирована или приведена в порядок. Мы хотим напомнить вам, что, хотя вентиляция важна для нашего плана профилактики COVID-19, это лишь часть комплексной многоуровневой стратегии по обеспечению безопасности наших учащихся, преподавателей и сотрудников в наших школах и за их пределами. Кроме того, инженер по охране в каждой школе оснащен как устройствами для измерения качества воздуха, так и анемометрами, чтобы обеспечить правильную работу вентиляции.
Понимание отчета вашей школы
Опрос оценивает, правильно ли работают различные системы вентиляции, и предоставляет статус для каждой комнаты:
- Работает (зеленая галочка) : Вентиляция комнаты работает в соответствии с проектом здания и был допущен к заселению.