Расчет конденсатора для двигателя: Калькулятор расчета емкости рабочего и пускового конденсаторов

Расчет конденсатора для электродвигателя 380 на 220 В – особенности 3-фазного мотора, правила выбора конденсатора

Нашел хороший 3-фазный электромотор и решил сделать из него мощный наждак. Однако не так-то просто оказалось подключить его к бытовой сети – потребовалось подбирать и внедрять в схему конденсатор. В этом посте хочу рассказать, как правильно выполнить расчет конденсатора для электродвигателя 380 на 220 вольт, а также в чем заключаются особенности 3-х-фазного электропривода.

Для запуска 3-фазного мотора от однофазной сети требуется конденсатор

Особенности 3-фазного двигателя – устройство, подключение

Для начала объясню, как устроен стандартный 3-х-фазный электромотор асинхронного типа. Состоит он следующих основных частей:

  • Статор – неподвижная часть. Внешне напоминает пустой цилиндр из наборных пластин с внутренними пазами, на которых крепится проволочная обмотка. При этом она не сплошная, а разделенная на 3 независимых сектора по 1200. К каждому из них подводится отдельная фаза, что благодаря сдвигу формирует вертящееся магнитное поле. 
  • Ротор – вращающийся на валу в статоре узел. Также состоит из пластинчатых элементов, объединенных внешней обмоткой. Вращение обуславливается возникновением асинхронного магнитного поля с несколько меньшей частотой, чем на статоре.

Запуск мотора происходит по причине естественного сдвига фаз между 3-мя обмотками. Однако если подать всего одну фазу, ничего не произойдет. Для работы от сети 220 В потребуется цепочка пусковых и рабочих конденсаторов, которые бы выполнили необходимый сдвиг для набора момента вращения. Аналогичного результата можно добиться, подключив 2 фазы – но в данном бытовом случае у нас только одна.

Схематическое устройство 3-х-фазного электродвигателя

Подключение выполнял по схеме «звезды» или «треугольника»:

  1. Две обмотки подсоединил к 220 В. 
  2. Третью – подключил на одну из них.
     
  3. При этом в цепи проводника для нее установил рабочий конденсатор. 
  4. По идее, параллельно ему в схему внедряется пусковой конденсатор, электроток посредством которого идет только в момент надавливания кнопки.

На этапе сборки электросхемы у многих начинающих возникает вопрос, сколько все-таки нужно конденсаторов для запуска 3-х-фазного двигателя от сети 220 вольт – один или два. Лично мне понадобился только один – рабочий, так как запуск наждака с мотором в 0,5 кВт осуществляется без усилия.

Дело в том, что дополнительный, пусковой конденсатор требуется только для разгона мощного мотора с нагрузкой в момент запуска – пока количество оборотов не достигнет 70-80% от номинального значения. Так как потребляемая мощность в данный период превышена как минимум в 2 раза. Если же обойтись без него, мотор сильно нагреется, а фазы перекосит.

При пуске мотора с нагрузкой в электросхему внедряется пусковой конденсатор

Основы выбора конденсатора

Прежде чем перейти к основам подбора и расчета пускового и рабочего конденсатора для трехфазного электродвигателя при работе от сети 220 В, для общего понимания происходящих процессов расскажу, что такое вообще емкостные накопители. Конструкционно, это 2 параллельные токопроводящие пластины, разъединенные диэлектриком. Подразделяются они на 3 вида:

  • Полярные. Применяются только в цепи постоянного тока, так как при переменном диэлектрический слой разрушается и вызывает замыкание. 
  • Неполярные. Универсальны в использовании. 
  • Электролитические. В качестве токопроводящих частей выступает пленка из оксидов. Характеризуются лучшими показателями для низкочастотных моторов.

Пример СВВ-конденсаторов для запуска мотора

Хотя можно было воспользоваться специальным калькулятором, я применял для расчета рабочего конденсатора электродвигателя на 380 В для работы в сети 220 вольт такую формулу:

Ераб = К * Ис * Н

Ераб – вычисляемая величина емкости накопителя, выражаемая в мкФ.

К – поправочный коэффициент, для «треугольника» равен 4800, а для «звезды» – 2800.

Ис – сила тока статора, приведенная на технической табличке агрегата, также ее можно замерить спецприбором.

Н – напряжение в сети, то есть в рассматриваемом примере – 220 вольт.

Видео-пример подбора конденсаторов для запуска 3-фазного двигателя от сети 220 В:

Величина напряжения пускового конденсатора должна превышать сетевое минимум в 1,5 раза, а емкости – 2-3 раза аналогичный показатель для рабочего.

Рекомендация! Если вы не знаете, как грамотно рассчитать емкость конденсатора, предлагаю простую эмпирическую зависимость, наглядно показывающую, сколько микрофарад нужно на 1 киловатт для работы трехфазного двигателя в сети 220 вольт. Это примерно 6-8 мкФ на каждые 100 кВт.

Советы по выбору

Зачастую в продаже доступны 3 типа конденсаторов:

  1. Бумажные – МБГП, МБГО и КБП.  
  2. Электролитические. 
  3. Металлизированные – СВВ.

Экземпляры 1-го вида, как правило, распространены и недороги. Однако для них характерны большие размеры и недостаточная емкость. Модели 2-го типа требуют внедрения в схему сопротивления и диодных мостов, что усложняет конструкцию и снижает надежность. Наконец, СВВ – оптимальный вариант, так как у них практически исключены минусы аналогов.

Видео-обзор подключения 3-фазного мотора в однофазную сеть:

Коротко о главном

3-фазный электромотор состоит из статора и ротора. Три сегмента обмотки обеспечивают естественное вращение вала – за счет сдвига фаз. Для запуска его от сети 220 В потребуется контур из рабочего и пускового конденсатора.

Чтобы правильно подобрать рабочий и пусковой конденсатор для работы трехфазного электродвигателя от сети 220 В, применяется специальная формула. При этом на каждые 100 кВт мощности должно приходиться 7 мкФ накопителя.

Напишите в комментариях, как думаете – нужно ли использовать пусковой конденсатор для подключения 3-фазного мотора мощностью до 0,5 кВт к сети 220 вольт без нагрузки?

Конденсаторы для коррекции коэффициента мощности – калькулятор расчета и формулы

Чтобы рассчитать требуемую емкость PFC, нам нужно знать существующую реактивную мощность Q L (вар) вашей электрической системы и выбрать желаемый коэффициент мощности. Проблема Q L не всегда известна. Существует несколько способов оценки Q L в зависимости от того, какие другие величины известны. Мы обсудим эти методы ниже. Важно отметить тот факт, что реактивная мощность двигателя не постоянна и незначительно меняется в зависимости от нагрузки.

Поэтому, чтобы избежать чрезмерной коррекции, в идеале вы должны определить значение реактивной мощности вашего двигателя на холостом ходу. К сожалению, производители редко указывают этот номер.

Если вы не можете получить информацию о Q L

от производителя, вы можете попросить электрика измерить ток холостого хода с помощью клещей и умножить результат на напряжение. Технически это будет суммарная ВА, но при отсутствии рабочей мощности этот результат будет близок к ВАр. Как только вы определили «Q L «, требуемый номинал конденсаторов PFC будет просто Qc=Q L × PF требуемый , где PF задается в виде десятичной дроби. немного сложнее.Вспомним из геометрии, что тангенс угла в прямоугольном треугольнике есть отношение противолежащего катета к прилежащему.Тогда, как мы видим из диаграммы треугольника мощностей, даны нескорректированные и скорректированные значения реактивной мощности следующими уравнениями: 9где П- реальная мощность. Отсюда находим искомое Qc:

Qc= Q нескорректированное -Q исправленное =P×(tanφ 1 — tanφ 2 )

9001 2 Здесь мы имеем три неизвестных значения: P, φ 1 и φ 2
. Рабочую мощность Р можно измерить ваттметром. Чтобы найти φ 1 , нам нужно знать гипотенузу, которая представляет кажущуюся мощность S(VA). Итак, вам нужно измерить общий ток при полной нагрузке и умножить его на напряжение. Когда мы знаем P и S, предполагая неискаженный синусоидальный ток без гармоник, мы можем найти φ 1 =arccos(P/S) . Аналогично, требуемый угол φ 2 равен φ 2 =arccos(PF 2 ), где PF 2 – целевой коэффициент мощности.

Наконец, если измерение P и VA на вашем предприятии нецелесообразно, у вас нет другого выбора, кроме как собрать значения HP, PF и КПД из паспорта вашего двигателя. Этот метод является наименее точным, так как приведенные выше данные приведены для работы с полной нагрузкой, а в реальности двигатели почти всегда недогружены. Так как 1 л.с.≈0,746 киловатт, если не знать P, можно оценить как
P(кВт)=HP×0,746/η
, где η — эффективность в десятичной дроби (обычно от 0,8 до 0,95). Подставляя φ1 и φ2 в наше выражение для Qc, мы получаем:

Qc(kVAR)=P(kW)×[tan(arccos(PF 1 ))- tan(arccos(PF 2 ))] ,
где PF 1 и PF 2 — начальный и улучшенный PF соответственно (если у вас PF выражен в процентах, то нужно разделить на 100). Наш калькулятор просто реализует приведенную выше формулу. После того, как вы нашли необходимое количество квар, выберите стандартный конденсатор с таким же или меньшим номиналом. Всегда лучше недокорректировать, чем перекорректировать. Обратите внимание, что хотя обычно емкость измеряется в микрофарадах, для упрощения определения размеров конденсаторов PFC производители указывают их в киловарах (кВАр). Поскольку Ic=V/Xc и Xc=1/(2πFC), то V×I=2πFCV 2 , где «C» в фарадах, «F» в герцах. Если мы выразим V×I в кВАр и «C» в мкФ, то соотношение между этими двумя величинами будет следующим:

кВАР=2πFC мкФ В 2 × 10 -9 .

Наш виджет предназначен только для предварительной приблизительной оценки — прочитайте наш полный отказ от ответственности, ссылка на который приведена ниже. Вам нужен инженер, который проведет исследование, предложит решение и определит, имеет ли проект финансовую целесообразность.

Избыточная компенсация реактивной мощности для асинхронных двигателей – Помехи напряжения

При чрезмерном количестве компенсация реактивной мощности (коррекция PF) применяется к клеммам асинхронный двигатель, это может привести к самовозбуждению и перенапряжению во время выключения двигателя. Рекомендуемый практика заключается в том, чтобы размер конденсатора составлял около 80% от требуемой реактивной мощности при без нагрузки. Перекомпенсация двигателей часто не преднамеренна и обычно происходит, когда двигатели перемещаются в новое место для стартера или когда замена двигателей с разными характеристиками намагничивания.

Компенсация двигателя

Если коррекция коэффициента мощности емкость конденсатора выше рекомендованного значения, то есть вероятность что индуктивность намагничивания двигателя и конденсаторы коэффициента мощности образуют резонансный контур, когда двигатель выключается и замедляется. Мотор, который выключен, накопил магнитную энергию в своем воздушном зазоре, который схлопывается, когда время прогрессирует. Схлопывание магнитного поля приводит к возникновению тока в роторе. который, в свою очередь, индуцирует напряжение на статоре. Первоначально это напряжение будет близка к системной частоте (50/60 Гц) и со временем затухает по мере увеличения скорости вращения ротора. умирает.

Любая комбинация катушки индуктивности и конденсатор имеет резонансную частоту. Если конденсатор двигателя слишком большой, то есть вероятность, что эта резонансная частота на 90 105 ниже системной частоты 90 106 (50/60 Гц). По мере замедления двигателя частота наведенного напряжения уменьшается от системной частоты и по мере прохождения через резонансную частоту сочетание индуктивности конденсатор-двигатель, можно настроить резонансное состояние. Резонанс может вызвать перенапряжение на клеммах двигателей и привести к нарушение изоляции или пробой на двигателе или на конденсаторе.

Связь с последовательным и параллельным резонансом в энергосистемах

Решение этой проблемы заключается в наличии резонансная частота конденсатора двигателя всегда выше частоты системы (50/60 Гц). Один из способов гарантировать это — размер . конденсатор примерно до 80% реактивной мощности двигателя при холостом ходе состояние.  Резонансная частота такая комбинация всегда будет выше частоты системы и будет не ситуация, когда затухающая частота напряжения на клеммах двигателя соответствует резонансная частота.

Согласно приведенному ниже графику, конденсатор-A рассчитан на менее 80% реактивной мощности двигателя. Конденсатор-А график никогда не будет пересекать кривую намагничивания двигателя и не будет любые неблагоприятные последствия. С другой стороны, конденсатор-В имеет больший размер, чем реактивный. потребляемая мощность двигателя. Ток конденсатора-B больше, чем ток намагничивания двигателя. текущий. Также можно заметить, что стабильная рабочая точка (при напряжении 130 % в этом примере) возможно при большем размере конденсаторной батареи. Эта операционная точка может возникнуть, когда двигатель выключен, а скорость двигателя замедляется вниз. Эта точка приведет к более высокому напряжению на двигателе и конденсаторе. и может привести к повреждению изоляции.

Перекомпенсация асинхронного двигателя. I0 – ток двигателя без нагрузки.

Можно оценить резонансную частоту схема мотор-конденсатор. Емкость будет эквивалентна емкости звездочки конденсаторной батареи. подключен к мотору. Соответствующие уравнения показаны ниже.

Конденсаторы среднего напряжения (>1000 В) можно подключить треугольником или звездой. Обычно встречаются конденсаторы, соединенные треугольником. для типичных применений коэффициента мощности двигателя.

Ссылка на преобразование кВар в мкФ

Индуктивность намагничивания двигателя обычно недоступна. Вместо больших двигателей производитель указывает потери мощности без нагрузки и ток холостого хода. Из этих двух значений можно приблизительно рассчитать реактивное сопротивление/индуктивность намагничивания двигателя. Эти значения также можно получить, запустив двигатель без нагрузки и измерив ток холостого хода и мощность холостого хода. Соответствующие уравнения показаны ниже.

После расчета эквивалентной емкости звездообразного конденсатора коэффициента мощности и индуктивности намагничивания двигателя можно рассчитать собственную резонансную частоту конденсатора двигателя, используя:

Если расчетный собственный резонанс частота выше частоты системы [50/60 Гц], тогда проблем нет. Если собственная резонансная частота ниже частоты системы, то проблема и размер конденсатора необходимо уменьшить.

Примечание: коэффициент мощности конденсаторы могут иметь отклонение от 0-15% от опубликованного значения. Используйте высокий допуск при расчете.

Самый простой способ Смягчить проблему самовозбуждения является использование рекомендованных производителем размер конденсаторной батареи.

Рекомендации по применению

Использовать производителя двигателя рекомендуемый размер конденсаторной батареи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*