История «Сименса» в России. «Сименс и Гальске»
В 1847 году Вернер фон Сименс с братьями и Иоганн Гальске основывают фирму «Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske», в наши дни «Siemens AG». Ныне компания «Сименс» широко и неоднозначно известна в России — и своей продукцией, и политическими скандалами.
Основатель компании Вернер фон Сименс
Молодая немецкая компания еще с 1849 года пыталась установить деловые связи с российским правительством. Через два года в Россию были поставлены первые 75 стрелочных телеграфов для линии между Санкт-Петербургом и Москвой. В январе 1852 года в Санкт-Петербург впервые приехал Вернер фон Сименс с намерением проложить здесь телеграфную сеть. Это, по собственному признанию Сименса, стало поворотным моментом в его предпринимательской карьере благодаря российским контрактам.
В 1853 г. открылось строительное бюро фирмы в Санкт-Петербурге, которое возглавил младший брат Вернера – Карл. Этот год считается официальной датой начала деятельности «Сименса» в России. В 1855 году Петербургское отделение превратилось в финансово самостоятельное предприятие Берлинской штаб-квартиры. Началось строительство телеграфной сети, соединившей Санкт-Петербург, Москву, Киев, Ковно (Каунас), Ревель (Таллин) и Гельсингфорс (Хельсинки). Эта сеть включила Россию в международное телеграфное пространство. На участке линии «Петербург – Кронштадт» кабель был проложен по дну Балтийского моря.
С 1870-х гг. деловые операции «Сименса» в России переживали новый подъем. Российский рынок превратился во второй по важности рынок компании. В 1870 году компания «Сименс» участвовала в Политехнической выставке в Санкт-Петербурге, а в 1872 году – в Москве. В 1880 году Российское отделение фирмы становится самостоятельным. Новый импульс расширению деятельности компании на российском рынке придало внедрение новинок – электрического освещения и трамвая. Для этого в России были неисчерпаемые возможности местного рынка.
Кабельный завод «Сименс и Гальске»
В 1879 году Карлу фон Сименсу было выдано свидетельство, разрешающее проведение работ на построенном компанией заводе по изготовлению проволоки и кабелей в Санкт-Петербурге (ныне «Севкабель»). Карл Сименс также приобрел лицензию на использование в России ламп Эдисона и построил в Петербурге фабрику по производству электрооборудования – кабелей, ламп, переключателей и т.д. Постепенно на новых заводах «Сименс» стали производить все, что требовалось российскому рынку в области телеграфной связи, электрического освещения и передачи энергии.
На Всероссийской промышленной и художественной выставке 1882 года в Москве компания «Сименс и Гальске» представила образцы электротоваров и кабельной продукции.
Выставка занимала площадь в 30 гектаров и должна была показать, какого развития страна достигла за пару прошедших десятилетий (время реформ после отмены крепостного права).
Компания «Сименс и Гальске» проложила электрическую железную дорогу вокруг павильонов. Маленький локомотивчик тащил по рельсам четыре вагончика со скамейками для пассажиров. Новинка пользовалась успехом — в день на ней каталось около 800 человек. На этом маленьком поезде дважды проехался и император с семьей. Александр III выразил удовольствие не только от поездки, но и от того, что вся показанная на выставке продукция «Сименс и Гальске» была произведена в России. Компания получила звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества» и право использовать в качестве товарного знака императорский герб в виде двуглавого орла.
Электрическая дорога «Сименс и Гальске» на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1882 года в Москве
На рубеже 19 и 20 веков компания «Сименс и Гальске» создает в России сеть бюро для осуществления проектов на местах. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга открываются региональные представительства – в Одессе, Екатеринославе, Харькове, Ростове-на-Дону и др. Строится электростанция в Николаеве, телефонные станции в Азове и Армавире, Екатеринодаре, проводятся работы по устройству трамвая в Ставрополе и Анапе.
Электростанция «Сименс и Гальске» в Москве
Но в дела вмешалась Первая мировая война… Важные отрасли промышленности оказались в руках подданных Германии, враждебного государства, с которым велись ожесточенные бои на фронтах. И все же российское правительство долго тянуло с решением…
Но в 1916 году началась национализация имущества «Сименс и Гальске» в России. 30 декабря 1916 г. Николай II подписал указ о ликвидации компании и введении государственного управления с частичной национализацией…
Российской империи и императорской власти на тот момент оставалось два месяца жизни. Но сама Россия продолжала свою историю. И фирме «Сименс» еще суждено было в ней появиться.
Что произойдет при уходе Siemens из России
Евгений Разумный / Ведомости
Немецкий концерн Siemens приступил к процедуре прекращения всей производственной и операционной деятельности в России. Об этом говорится в сообщении компании 12 мая со ссылкой на главного финансового директора Siemens Ральфа Томаса.
На коммерческой деятельности Siemens негативно отразились «всеобъемлющие международные санкции» против России, которые затруднили деятельность компании в стране, связанную с железнодорожными коммуникациями и техническим обслуживанием, отмечается в сообщении. Из-за этого, как сказал представитель Siemens «Ведомостям», компания с 13 мая разрывает сервисные контракты с РЖД на обслуживание поездов «Сапсан» и «Ласточка».
Siemens пришла в Россию в 1852 г. и прошла путь от создания электрической иллюминации в Москве до строительства газовых турбин и локализации производства электропоездов. Компания пережила в России в том числе национализацию имущества «Сименс и Гальске» и других российских предприятий в первой четверти XX в.
Головной компанией Siemens в России является ООО «Сименс». Там работает около 2700 человек. Концерн присутствует более чем в 40 городах и является одним из ключевых поставщиков энергооборудования. «Дочке» немецкого концерна Siemens Energy принадлежит «Сименс трансформаторы» и 65% в СП с «Силовыми машинами» «Сименс технологии газовых турбин» (СТГТ). Также у Siemens и группы «Синара» есть паритетное СП «Уральские локомотивы» по выпуску грузовых магистральных электровозов и электричек «Ласточка». У компании есть и подразделения в сфере интеллектуальной мобильности и здравоохранения.
Согласно опубликованному 12 мая отчету Siemens по итогам первого полугодия 2021/22 финансового года, чистая прибыль снизилась на 23% относительно прошлогодних показателей до 3,01 млрд евро.
Представитель компании добавил, что в результате санкций против РФ во II квартале года компания потеряла 0,6 млрд евро в связи с простоем и прочими издержками, преимущественно в подразделении «Сименс мобильность». На Россию, по его словам, приходится около 1% глобальных продаж концерна.
Запчасти в объезд санкций
Siemens выйдет из СП с «Синарой», подтвердил «Ведомостям» представитель немецкого концерна. Представитель «Синары» от комментариев отказался. Представитель РЖД сказал «Ведомостям», что техническое обслуживание поездов «Ласточка» и «Сапсан» будет продолжено в рамках действующего российского законодательства под руководством и контролем РЖД. Контракт на поставку новых «Сапсанов» для РЖД Siemens заморозил еще в конце марта этого года.
Выход Siemens из СП «Уральские локомотивы» не остановит производство локомотивов и «Ласточек», считает заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук. Но это создаст трудности при замещении не локализованных в России комплектующих поставками из-за рубежа по «адаптированным» под санкционные ограничения логистическим схемам, говорит эксперт. По его словам, по новым схемам могут поставляться комплектующие, произведенные в европейских и азиатских странах. Объем таких компонентов составляет, по экспертным оценкам, 20–40% от стоимости подвижного состава, говорит Савчук.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что выход Siemens из СП, скорее всего, будет плавным, со списанием основной стоимости актива. «Ласточка» неплохо локализована и «Синара», вероятно, будет частично замещать оригинальные комплектующие деталями из Китая и других стран, считает эксперт. По «Сапсанам» РЖД переведет весь совместный бизнес, связанный с сервисным обслуживанием, на какую-то из своих дочерних компаний, но уровень надежности поездов от этого снизится, считает Бурмистров.
Сворачивающая бизнес в России «дочка» Siemens – «Сименс мобильность» занимается производством электровозов, автоматизацией и электрификацией железных дорог. Также компания создала сеть депо для обслуживания и ремонта «Сапсанов» и «Ласточек», а ее дочерние предприятия производят преобразователи частоты и тяговые электродвигатели. Кроме этого структура имеет бизнес-направления по цифровому производству и интеллектуальной инфраструктуре.
По словам Бурмистрова, в России сейчас работает много объектов в различных отраслях, которые используют системы автоматизации и управления жизненного цикла Siemens. То, что деятельность компании в этой сфере будет полностью прекращена, катастрофически ударит по России, а замещение будет проводить сложно, отмечает он. Немецкий концерн в первую очередь представлен в системах машиностроения, медицинской сфере, автоматизации производства, а также частной потребительской электронике, сказал «Ведомостям» генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков.
Это корпоративные и домашние устройства, уточняет он. Компания давно не участвовала в поставках оборудования для сетей связи, подтверждает представитель одного из операторов большой четверки. Ни у одного из опрошенных «Ведомостями» операторов связи оборудование Siemens в инфраструктуре не используется.
Энергетика с поворотом к Китаю
Представитель «Силовых машин» рассказал «Ведомостям», что компания в ближайшее время проведет консультации с Siemens по сервисной поддержке газовых турбин, находящихся в эксплуатации. В самом «Силмаше» сейчас больше сосредоточены на производстве газовых турбин собственной разработки, пояснил собеседник. По его словам, ведется работа над созданием двух типов полностью отечественных газовых турбин – ГТЭ-170 Е-класса и ГТЭ-65 F-класса.
Заместитель гендиректора по производству и строительству – главный инженер генкомпании «Т плюс» Денис Уланов сообщил, что доля оборудования Siemens составляет около 3% от всего парка. Также действует контракт на сервисное обслуживание, договоренности по которому сегодня остаются в силе, поэтому оценивать возможные риски в компании считают преждевременным, говорит собеседник.
На программе модернизации ТЭС по договорам на поставку мощности (ДПМ-2, инвестдоговоры, по которым строятся или модернизируются электростанции) уход Siemens никак не отразится, так как она реализуется с использованием отечественного оборудования, подчеркнул Уланов. Энергокомпания готова обеспечивать надежное энергоснабжение и уже прорабатывает варианты сотрудничества с российскими производителями, добавил он.
Представители En+ и «Росэнергоатома» сообщили, что компании не используют оборудование Siemens, у «Квадры» также нет сервисных контрактов с немецким концерном, говорит ее представитель. В «Интер РАО», «Газпром энергохолдинге», СГК, «Юнипро» и «Фортуме» на вопросы «Ведомостей» не ответили.
Крупные электростанции с газовыми турбинами обеспечивают около 8% (22 ГВт) выработки электроэнергии в России, говорит управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Большая часть из них использует турбины Siemens или американской General Electric. Но эти турбины достаточно новые и у них есть аналоги в Азии, поэтому смогут проработать еще лет 10 без существенных проблем, уверен эксперт.
Но реализация новых проектов строительства крупных (более 220 МВт) парогазовых блоков задержится на 2–3 года, пока «Силовые машины» и ОДК (входит в «Ростех») не предложат свои решения на базе имеющихся установок ГТЭ-170, ГТЭ-65 и ГТД-110М по окончательной замене зарубежных турбин в российской генерации, отмечает Гришунин.
Он видит риски, скорее, для возобновляемой энергетики, связанные с уходом датской Vestas и Siemens Gamesa – производителей ветровых турбин. Но проблема может быть решена за счет китайского оборудования либо реинжиниринга действующих установок, говорит эксперт.
«Санкции добавляют сложностей, связанных с приобретением и логистикой комплектующих и оборудования для ремонта, но уход Siemens на работе энергосистемы России критически не отразится. В будущем для поставок комплектующих, возможно, будет задействован параллельный импорт», – сказал «Ведомостям» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Медицина не уезжает
Подразделение концерна Siemens Healthineers AG продолжит работать в России, 12 мая заявил ТАСС его представитель. Оно специализируется на поставках оборудования для ультразвуковой диагностики, компьютерной томографии, МРТ, ангиографии, а также решений для лабораторной диагностики. Санкции не направлены на сектор здравоохранения, Siemens Healthineers продолжит оказывать поддержку клиентам и пациентам в России, заявил представитель компании (цитата по ТАСС).
Тем не менее, как сообщил «Ведомостям» представитель сети лабораторной диагностики «Гемотест», Siemens приостановил поставки своей продукции. О каких конкретно позициях идет речь, он не уточнил.
В другой медицинской организации ничего не слышали о прекращении поставок техники Siemens. Компания перешла на оборудование концерна и российских производителей после ухода с рынка ряда иностранных поставщиков на фоне начала специальной военной операции на Украине и последовавших санкций, рассказал ее представитель. В частности, медицинская сеть использует автоматизированную систему для аллергодиагностики Immulite от Siemens, пояснил он. Запрос в Siemens по перспективам медицинского бизнеса остался без ответа.
Новости СМИ2
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясьТорговые каталоги Siemens & Halske AG
- Тип материала
- Торговые каталоги
- Торговая литература
- Диапазон дат
- 1800-е-1900-е годы
- Название компании
- Сименс и Хальске АГ
- Siemens-Schuckert Werke G. M.B.H. ; Siemens America Inc., корпорация Siemens Group в Германии (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк)
- Место
- Берлин, Германия
- Содержание примечаний
- электрические перфораторы; осциллограф ; научные измерительные приборы ; авиационные двигатели воздушного охлаждения; электродвигатели с обмоткой; судовые телеграфы и сигнальные устройства; телефонные центральные станции; электрическое освещение и передача электроэнергии. Пьесы также на немецком языке.
- Торговый каталог, прайс-листы и истории
- Черно-белые изображения
- Физическое описание
- 97 шт. ; 4 коробки
- Идентификатор записи
- SILNMAHTL_19412
- Тема (Римский термин)
- Авиация (самолеты; воздушные шары и т. д.)
- Лодки и корабли (включая морское оборудование и припасы)
- Электрические аппараты и оборудование
- Двигатели и моторы: паровые; масло; газ; и т. д.
- Освещение (электрическое, газовое, свечное, масляное и др. )
- Измерение; приборы расчетно-испытательные
- Научные и оптические приборы
- Телефон; телеграфное и телекоммуникационное оборудование и принадлежности
- Тема
- Воздухоплавание
- Самолеты
- Дирижабли
- Воздушные шары
- Лодки и катание на лодках
- Калькуляторы
- Свечи
- Электрические аппараты и приборы
- Двигатели
- Лампы
- Освещение
- Судовая техника
- Измерительные приборы
- Горное машиностроение
- Моторы
- Оптические приборы
- Научная аппаратура и приборы
- Корабли
- Телекоммуникационные системы
- Телефон
- Производство телефонных принадлежностей
- Весы
- Местоположение
- Торговая литература в библиотеке Музея американской истории
- Коллекция
- Смитсоновские библиотеки Торговые коллекции литературы
- Источник данных
- Смитсоновские библиотеки
Наша база данных коллекций находится в стадии разработки.
Если вы хотите узнать, как вы можете использовать содержимое этой страницы, ознакомьтесь с Условиями использования Смитсоновского института. Если вам нужно запросить изображение для публикации или другого использования, посетите страницу Права и репродукции.
Siemens and Halske — Etsy Турция
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.