Вентиляция для автомойки: Вентиляция автомойки: проектирование, нормы, монтаж – Вентиляция автомойки: нормы расчета воздухообмена

Содержание

Вентиляция автомойки: проектирование, нормы, монтаж

Вентиляция автомойки практически приравнивается к производственным цехам с вредными веществами в окружающей среде . Основные рабочие помещения кроме того что имеют повышенный уровень влажности, насыщены отработанными выхлопными газами въезжающего и выезжающего транспорта, а также испарениями автохимии.

Естественно чтобы персонал мог нормально работать, нужно обеспечить нормальную среду, что вполне реально с качественным и мощным воздухообменом.

Какие нормы и правила должны быть применены к обеспечению помещениям автомойки вентиляцией, и как обустроить ее функционал?

Зачем нужна вентиляция автомойки

В отличие от бытовых устройств, система вентиляции автомойки должна не только устроить воздухообмен. Но и обеспечить удаление летучих токсических веществ, влаги, а также излишков тепла. Поэтому перед воздухообменом на автомойке ставят следующие задачи.

  1. Снижать влажность в помещении. Достигается за счет замещения слишком влажного воздуха, более сухим с улицы.
  2. Устранение фактора запыленности. Такой момент обеспечивается только путем установки мощных установок принудительной вытяжки, а также подачи свежего чистого воздуха.
  3. Удаление с помещения выхлопных газов, паров горюче-смазочных материалов, и испарений автохимии. Этот процесс возможен только при принудительном вентилировании.
  4. Экономия энергозатрат. Процедура возможна при обустройстве рекуперации отработанного теплого воздуха с холодным уличным.

Выполнение такой функциональной нагрузки возможно только при соблюдении норм и правил обустройства промышленной вентиляции воздуха. В противном случае, несоответствие системы приводит не только к снижению работоспособности персонала, но и само помещение становится опасным для людей.

вентиляция автомойки

Нормативная составляющая вентиляции автомоек

Как и любые постройки, мойки для автомашин обустраиваются в соответствии со строительными нормами и правилами. В данном случае стоит уделить внимание системам вентилирования воздуха.

Конкретно изучить вопрос по инженерному обеспечению моек, можно почитав следующие нормативные документы.

  • ОНТП 01-91. «Нормы технологических проектов предприятий автотранспорта».
  • ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей».
  • СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция, и кондиционирование».

Основные положения требований установленных СНиП таковы:

  1. Обязательно обустраивается приточно-вытяжная вентиляция с механическим приводом.
  2. Подача свежего приточного воздуха осуществляется в так называемую «чистую зону».
  3. Объем удаляемого воздуха должен быть на 20% больше в сравнении с притоком свежей массы.
  4. Вытяжной вентиляцией устраняется «отработанный» воздух с верхней части помещений. Причем 2/3 объема удаляется из грязной рабочей зоны, и 1/3 с чистой.
  5. Интенсивность воздушного обмена должна составлять не менее 5 раз за один час в чистой, и 10-ти кратное замещение в грязной зонах.
  6. Система вентиляции помещения мойки автомобилей обустраивается канального типа с осевыми вентиляторами в качестве приводов. Если имеющееся количество не справляется с работой целесообразно увеличить количество оборудования.
  7. В холодное время года соблюдается микроклимат. Температура воздуха подаваемого в помещения должна быть не ниже показателя +15 градусов.
  8. Устройство вентиляции допускает монтаж по два приточных и вытяжных вентилятора, в общей сумме позволяющих осуществлять 10-ти кратный воздушный обмен за 1 час.

Это основные положения, которые стоит соблюдать в обязательном порядке при проектировании автомоек. Только так можно снизить риски отравления персонала, и обеспечить его работоспособность.

Основные системы вентилирования для автомоек

Все устройство вентилирования воздуха в помещениях автомойки можно разделить на следующие типы:

  • Приточная вентиляция.
  • Вытяжная вентиляция.
  • Система рекуперации.

Подача свежего воздуха осуществляется приточной системой во все помещения мойки, его температура не должна быть слишком низкой (не ниже +15°). Такой баланс выдерживают по двум причинам: комфортной работы персонала, и для предотвращения выпадения конденсата на поверхностях помещений.

Но, устроить качественный обогрев воздуха, довольно затратное дело по энергоресурсам. В основном используют три типа нагрева приточного потока: электрическое иди водяное нагревание, а также способом рекуперации.

схема вентиляции автомойки

В последнем варианте подогрев подаваемого свежего воздуха осуществляется за счет удаляемых теплых масс из помещений мойки. Также допускается смешивание холодного потока с уже очищенным.

Полностью собранная система состоит с таких основных узлов:

  • Воздухозаборника с мощностью позволяющей всасывать массу воздуха с улицы в достаточном объеме.
  • Станция очистки приточного воздуха.
  • Узла рекуперации подаваемого потока, и осушения воздуха.
  • Вентиляционных каналов распределяющих воздушную массу по помещениям.
  • Вытяжного блока удаляющего загрязненный воздух со всей постройки.
  • Станции очистки устраняемой из автомойки загрязненной массы.

Работоспособность всей системы вентилирования автомойки будет, зависит от ее конструктивных элементов. В особенности используемых материалов для сборки.

Конструктивные особенности систем

Главное требование к системам вентиляции на мойках для автомобилей это их живучесть и функциональность. В первом варианте особенно важно подойти к подбору материалов для воздуховодов, и самих вентиляторов, а также защиты электрической составляющей приводов. Ведь система непосредственно будет работать со средой с очень высоким уровнем агрессивности; высокой влажностью, токсичными веществами и газами.

На чем особенно стоит сосредоточиться при обустройстве системы воздушного обмена на автомобильной мойке?

  • Во-первых, вытяжные вентиляторы должны быть произведены с использованием антикоррозионных материалов или покрытий. При очень интенсивной работе сервиса, желательно чтобы вентиляционные каналы были изготовлены из нержавеющей стали, так как показывает практика, даже цинковые напыления не выдерживают воздействия настолько загрязненного воздуха.
  • Во-вторых, сборка систем вентиляции осуществляется только с креплениями, рассчитанными на агрессивную среду. К тому же обязательно уплотнение всех резьбовых и фланцевых соединений.
  • В третьих, стоит обеспечить максимальную герметичность всех соединений, переходников и тройников.
  • В четвертых, компрессорные, вытяжные и приточные клапаны должны быть закрытыми антикоррозионными решетками или кожухами.

Также не стоит экономить, приобретая полимерные каналы и прочие комплектующие. Они не выдерживают нагрузок и приходят в негодность спустя 1-2 года эксплуатации. Еще одним моментом, который важен для систем вентиляции в автомойке это каплеуловители в воздуховодах, и дренажные каналы для отвода жидкости от них.

Расчеты и выбор оборудования

При обустройстве качественного вентилирования в помещениях автомойки, нужно подобрать соответствующее по мощности оборудование, способное обеспечить необходимое 10-ти кратное воздушное замещение объема за 1 час.

Вытяжка обеспечивается двигателями, которые в свою очередь имеют определенный ресурс.

Мощность двигателя кВт Объемы воздуха м³/час
До 90 300-350
90-130 500
130-175 650
175 800

Ориентируясь по таблице можно точно подсчитать требуемое количество двигателей для обустройства соответствующей схемы вентиляции.

Делая проектный расчет вентиляции, нужно руководствоваться следующими данными:

  • Общим объемом постройки.
  • Объемами каждого отдельного помещения: грязных и чистых зон, администрации, станций техобслуживания и прочих.
  • Нормой кратности воздухообмена для каждого отдельного помещения, зависимо от назначения.
  • Мощностью естественной подачи/удаления воздуха, которая зависит от типа постройки.
  • Назначением мойки (для легкового или грузового транспорта).
  • Климатическими особенностями данного региона.

Проектирование с расчетом выполняют следующим образом. Например, параметры рабочего помещения составляют: длинна 15 метров, ширина 7, высота 3. Итого, объем составит 15×7×3=315м³. Кратность замещения воздуха – 10 раз. В результате общая мощность системы равна 3150м³/час.

При этом если одна установленная система не справляется, то в соответствии с нормами и правилами допускается монтаж двух параллельных.

Монтаж системы вентиляции на автомойке

При подборе оборудования стоит учесть, что если вентиляция не представлена единым моноблоком, а собирается с отдельных частей, то она должна иметь в своем составе все вышеперечисленные узлы и станции.

Монтаж

Сборка и установка вентиляции, и ее отдельных узлов осуществляется специалистами в данном направлении. Ведь без профессионального понимания получить качественный результат довольно тяжело. Итак, какие факторы стоит учитывать при монтаже вентиляции на автомойке?

  1. Сборка всех деталей должна быть аккуратной, без повреждения и царапин на защитных покрытиях. В противном случае удаляемый воздух с агрессивными добавками быстро приведут в негодность узлы.
  2. Все швы, стыки и соединения максимально герметизируются. Кроме того крепления на резьбе или фланцах уплотняют прокладками.
  3. Не стоит экономить на материале (лучше всего «нержавейка»), и вспомогательных системах (например, дренаж и каплеуловители). Вентиляторы, каналы, механизмы и узлы должны обладать защитным напылением (лучше всего полимерным, стойким к агрессивным веществам).
  4. Некоторые элементы конструкции допускается приобрести с пластика, они стоят дешевле и их проще заменить. Но, не злоупотреблять этим!
  5. При выявлении повреждений на деталях, на время можно нанести защитное лакокрасочное покрытие, но со временем эти части лучше заменить качественными.

При сборке системы вентиляции на больших автомойках, которые будут работать в интенсивном круглосуточном режиме, лучше всего сделать две параллельные установки, которые запускаются попеременно.

Наладка оборудования и обслуживание

Обязательно перед началом работы автомойки нужно запустить систему, и «погонять» ее в различных режимах, в том числе, на максимальном пределе.

Чтобы избежать внепланового выхода из строя, вентиляцию нужно периодически проверять, устраивая плановый контроль на всех узлах.

  • Обязательно делать осмотр состояния вентиляторов, их приводов, а также каналов. При необходимости стоит нанести защитное покрытие повторно на поврежденные участки и узлы.
  • Контролировать уровень загрязнения и загазованности воздуха во всех помещениях сервиса, во время работы вентиляции. Периодически при этом делать забор проб для лабораторных изысканий.

 

Лучшим вариантом проектирования и монтажа оборудования вентиляции на автомойке будет работа специалистов, обладающих специфическими знаниями и навыками. Собранная конструкция в соответствии с нормами и правилами, будет полноценно функционировать без каких-либо нареканий.

Вентиляция автомойки: нормы расчета воздухообмена

Вентиляция, являющаяся одной из основных обязательных инженерных систем, важна не только для организации комфортного микроклимата в доме. Температурно-влажностные параметры необходимо соблюдать и при строительстве производственных помещений. Ведь, человек проводит на рабочем месте третью часть суток и крайне важно для его хорошего самочувствия, каким воздухом он дышит. Автомойки принадлежат к производственным объектам, работа на которых, относится к вредным условиям.

Актуальность вентиляции на автомойке

Автомойки без принудительной вентиляции быть не может

Автомойки без принудительной вентиляции быть не может

Работа мойки предполагает смывание с автомобиля всех загрязнений, которые осаждаются на нем в результате эксплуатации. Понятно, что осевшие на поверхность «железного коня», вредные вещества даже сложно перечислить. Ведь он «подбирает» их на дороге, мало того, сам способствует загрязнению воздуха и своей же поверхности.

Но это только часть загрязнений, которые, в конце концов, оказываются в помещении мойки. Для того, чтобы автомобиль выехал из бокса и как говорят «блестел, как новая копейка», его моют различными шампунями, пеной, создающуюся пеногенератором, используют пропитки, мастики, различные химические средства косметики для автомашин.

В результате соединения с водой, вредные вещества попадают в воздух, оседая на всех поверхностях уже не автомобиля, а помещения. Работники, которые непосредственно осуществляют мойку машин, должны во время работы использовать средства индивидуальной защиты, защищая слизистые и органы дыхания.

Кроме химических соединений, воздух мойки перенасыщен влагой, выхлопными газами подъезжающих и отъезжающих машин. Осушать и очищать его от вредных летучих веществ и газов может только мощная приточно-вытяжная вентиляционная система.

Вентиляция автомойки: особенности системы

Принципиальная схема устройства вентсистемы автомойки

Принципиальная схема устройства вентсистемы автомойки

Устройство естественной вентиляции для автомойки, даже если это отдельностоящие производственные другие дополнительные помещения, недостаточно. Причина состоит в принципе ее действия, который основан на разнице температур помещения и улицы. Такой воздухообмен не способен осушать и очищать воздух от вредных примесей. Потому, в помещениях мойки оборудуют вентиляцию с механическим побуждением.

Функциональная нагрузка

  • Удалять пыль из бокса, где моют автомобили.
  • Осушать воздух, снижая влажность до необходимых параметров. Это важный фактор, влияющий на здоровье работающих, а также способствующий разрушению конструктивных элементов, отделочных материалов. При превышении предельно допустимых значений влажности на поверхностях выпадает конденсат.
  • Отведение отработанных газов двигателя, лакокрасочных испарений.
  • Обеспечивать постоянный обмен воздуха. Желательно, чтобы принудительная вентиляция в помещениях мойки работала постоянно, а не только во время рабочей смены. Кратность воздухообмена вытяжки должна составлять не менее 10-кратного цикла в час, приток – на 20% меньше, то есть иметь не менее 8 смен воздуха в час.
  • Экономить электрическую энергию, которая и без того расходуется в больших объемах.

Важно! Вентиляционное оборудование, воздуховоды и другие части вентиляционной системы, которые непосредственно подвергаются воздействию агрессивной среды, должны быть выполнены из коррозостойких материалов либо защищены.

Правильно спроектированная и монтированная вентиляционная система позволяет минимизировать риски заболеваний работников автосервиса. Но нужный эффект достигается, если существующие виды конструкций ветсистем (наборная, моноблочная) соответствуют требованиям СНиП.

Конструкционные особенности

Стоит понимать, что мойка автомобилей – это не только бокс, в котором моют автотранспорт, но и дополнительные и административные помещения. Все они снабжаются вентиляцией, но не с такой кратностью обмена воздуха, как в, так называемой, «грязной» зоне. Обязательному вентилированию подвергаются душевые, раздевалки, комнаты для хранения грязной спецодежды. В тех помещениях, где хранится грязная одежда, тоже требуется 10-кратный воздухообмен, в остальных – на половину меньше.

Вытяжной канал располагается вверху здания

Вытяжной канал располагается вверху здания

Вытяжка – основной компонент вентиляционной системы и устраивается она исключительно с механическим побуждением. Это предусмотрено СНиПом 2.01.57-85. Регламентируют работу всей системы и ее частей ОНТП 01-91. Нормы содержат требования к проектным работам, устройству помещений и вентсистемы автомоек.

В боксе для мойки автотранспорта должна поддерживаться определенная температура – не менее 15°C. Этого в холодное время года можно достичь только нагревом воздуха. Нагретый, очищенный от уличной пыли и вредных веществ воздух, подается только сверху, через вентиляционные решетки воздуховода.

Вытяжка также располагается в верхней части бокса – влажный и теплый отработанный воздух поднимается, где подхватывается вытяжным вентилятором, проходит через фильтры и удаляется в атмосферу.

Важно! Лучшее решение вентиляционной системы для автомойки – рекуператор. Это устройство способное выходящим воздухом нагреть входящий с улицы. Кроме такой «удобной» функции, он имеет фильтры для очистки входящего и выходящего воздуха, а также осушители. А самое главное – экономит электроэнергию.

Вентиляция автомоек: нормы и расчет воздухообмена

Вентиляционная система должна охватывать и административные помещения автомойки

Вентиляционная система должна охватывать и административные помещения автомойки

Чтобы построить эффективную вентиляцию вредного производственного помещения необходимо четко выписать техническое задание. В нем должны быть указаны все нюансы производственного цикла. Затем, на его основе разрабатывается проект системы, в который входят ее схема, смета, подробное описание работ. Все расчеты выполняются соответственно строительных нормативов.

Рекомендуется для разработки проекта привлекать профильлных специалистов, чтобы впоследствии систему обслуживала специализированная организация. Расчет воздухообмена для выбора вентиляционного оборудования, проводят, используя такие параметры: объем помещения (площадь, умноженная на высоту), кратность воздухообмена (10 – вытяжка, 8 – приток). Также рассчитываются воздухообмен дополнительных помещений, для них частота смены воздуха за час – 5.

Пример

Бокс для мытья автомобилей имеет такие размеры: длина – 18 м, ширина – 12 м, высота – 3,5 м.

P = V*K,

где

V – объем помещения 18х12х3,5 = 756 куб.м;

K – кратность.

P = 756х10 = 7560 куб. м

Именно такое количества воздуха должно за 1 час выводиться вытяжной вентиляцией, приток же составляет – 7560–20%=6050 куб.м/ч. Чтобы обеспечить необходимую циркуляцию воздуха, строительные нормы рекомендуют использовать, если необходимо, по две приточные и вытяжные установки.

Вентиляция в автомойке своими руками

При проведении правильных расчетов, подборе соответствующего вентиляционного оборудования, смонтировать систему можно самостоятельно. Такие работы условно делятся на несколько этапов.

Этап #1 Подготовка

На этом этапе производят расчеты, приобретают оборудование и материалы. Важно помнить, если вентиляционная система не моноблочная, а наборная, она должна содержать в своей схеме приточный и вытяжной вентиляторы, систему фильтрации для грубой и тонкой очистки, осушитель и нагреватель воздуха.

Этап #2 Монтаж

Фиксация воздуховодов и установка оборудования. Все элементы конструкции, включая соединения, должны быть, изготовлены из антикоррозийных материалов.

Важно! Воздуховод рекомендуется прямоугольной или квадратной формы. Если подключается канальный вентилятор с круглым сечением – изготавливается переходник. Сам же вентилятор подсоединяется с помощью фланцевого соединения, которое изготавливается из материалов, способных противостоять агрессивной среде, повышенной влажности и высоким температурам.

Этап #3 Пуско-наладка

Проведение такого мероприятия является обязательным. Проверка функционирования всех составных частей системы – залог ее эффективной работы в дальнейшем.

Вентиляция автомойки: принципы устройства и требования


Системы вентиляции на автомойках

Одним из основных агрегатов необходимых в работе станции технического обслуживания автотранспорта является вентиляция автомойки, без нее организация правильной и безопасной работы невозможна. Уже на стадии проектирования такого помещения, нужно предусмотреть места монтажа вентиляционной системы и рассчитать ее мощность исходя из пропускной способности СТО и объема циркуляционного воздуха.

Вентиляция в моечном помещении исполняет следующие задачи:

  • Обеспечение поступления атмосферного кислорода в рабочий бокс и другие помещения.
  • Фильтрация от вредных примесей грязи, пыли и удаление воздуха за пределы здания.
  • Понижение температуры выбрасываемого газа для избегания выработки конденсата.
  • Обогрев внутреннего помещения с использованием нагревательного элемента.
  • Разбавление полученных в процессе работы химических паров и влажности до безопасной для персонала концентрации.

Для выполнения указанных функций, монтируемая вентиляционная система должна строиться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким видам сооружений. Порядок расчета и проектирования вентиляции осуществляется в следующем порядке:

  1. Исходя из пропускной способности автомойки, рассчитывается ориентировочный расход воды в час, опираясь на этот показатель можно вычислить объем возникающих химических паров.
  2. Далее определяется количество необходимого для понижения вредной концентрации и влажности, приточного воздуха и соответствующее для его подачи оборудование.
  3. Затем подбираются необходимые приборы для вытяжной системы, которые будут удалять образовавшийся пар с примесями, разбавленный приточным кислородом.
  4. Исходя из всех параметров, рассчитывается диаметр канала для подачи и удаления нужного объема воздуха.

Приточный воздух следует подавать только в «чистую» зону. Вытяжка должна быть сосредоточенной из верхней части помещения, причем из «грязной» зоны в пропорции — 2/3, а из «чистой» — 1/3 объема отработанного воздуха.

Часовая кратность воздуха в «грязной» зоне помещений мойки должна составлять не менее 10.

При расчете потоков, разница между нагнетающим воздухом и выбрасываемым должна составлять 20% в пользу последнего. Это обусловлено тем, что в процессе мойки автомобиля будут образовываться дополнительные примеси в виде пара, пыли и химических производных, которые и восполнят разницу между воздухообменом и получится равнозначное поступление и удаление воздушных масс.

Проектирование вентиляции должно выполняться в соответствии с ОНТП 01-91, ВСН 01-89 и СНиП 2.04.05-91.

Виды и используемое оборудование

В зависимости от назначения и исполняемых функций, вентиляция автомоек бывает нескольких видов:

1. Приточно – вытяжная система, является самой простой конструкцией и выполняет узкий круг задач. Она не имеет сложных приборов контроля и учета, состоит из нагнетательного и вытяжного агрегатов, каналов для транспортировки паров и клапанов для направления движения. Чаще всего используется в автомойках с небольшой производительностью и в широтах с теплым климатом.

Приточно-вытяжная система

2. Вентиляция со встроенным фильтрующим элементом, устройством для удаления конденсата и осушения влажного воздуха, используется в помещениях, где мойка машин происходит с применением парогенератора.

3. Комбинированная система, в нее входят все функции одновременно. Такая вентиляция считается самой современной, она способна выполнять задачи по очистке и осушению удаляемого кислорода, подогрева и охлаждения приточного и вытяжного воздуха, обогрев помещения с помощью калориферной установки. Чаще всего она применяется в холодное время года, для устранения температурной разницы между поступающим и выбрасываемым воздухом.

Существует множество видов канальных нагнетательных вентиляторов для указанных выше систем. При выборе того или иного оборудования стоит обратить внимание, что транспортируемый по автоматической мойке воздух имеет большую концентрацию пара и воды в своем составе, это может негативно повлиять на агрегаты не обработанные антикоррозийными составами или выполненные из простого металла. Так же необходимо учитывать мощность электродвигателей, если она будет больше чем способен передать кабель определенного сечения, то турбина будет нагреваться и быстро выйдет из строя. Благодаря современным технологиям, сейчас приборы, при малом потреблении электроэнергии обладают большой производительностью за счет величины лопастей крыльчатки и правильно рассчитанного канала.

Для обогрева и охлаждения потоков воздуха применяются специальные калориферы с нагревательным элементом или охладительным оборудованием. Направление потоков устраивается с помощью обратных клапанов, которые срабатывают только в одну сторону и предотвращают движение воздушных масс против движения. При необходимости можно установить автоматическое устройство для управления приборами, которое будет включать вентиляторы при изменении температуры и влажности в боксе, и охлаждать или нагревать поток.

Если предполагается круглосуточный режим работы предприятия, то нужно предусмотреть устройство дублирующей системы вентиляции, так как при работе свыше 12 часов, оборудование быстро выйдет из строя.

Виды материалов для изготовления вентиляционного оборудования

Производители изготавливают вентиляционные каналы из многих материалов, наиболее распространённые из них металлические и пластиковые трубы, у каждых из них есть свои преимущества и недостатки.

Каналы, выполненные из металла, нержавеющего или обычного, бывают разного сечения и толщины, в зависимости от назначения и жесткости листа. Их стоимость немного выше, чем у аналогичных деталей, но из-за твердости материала они гораздо прочнее, могут выдержать механическое воздействие, не подвергаются деформации при низких температурах. Такие изделия часто производятся из нержавеющего металла или имеют заводскую обработку полимерным покрытием, которое защитит внутренние и внешние стенки трубопровода от коррозии.

Все повороты и ответвления каналов осуществляется доборными элементами и муфтами с фланцевым соединением или путем стыковки тело в тело. Если смонтированные каналы не обработаны антикоррозийным составом, то можно окрасить краской внутреннюю и внешнюю часть самостоятельно, это продлит срок службы вентиляции и предотвратит образования отверстий, а вследствие чего нарушение герметичности соединения.

Составляющие элементы

Трубы из пластика или других полимеров, возможно, использовать только при плюсовых температурах, так как при воздействии отрицательной пар содержащий конденсат будет оседать на стенках и может при замерзании разорвать трубу. Пластиковые детали выгодно отличаются от металлических аналогов своей стоимостью и легкостью монтажа. Их установка проводится с использованием муфт и отводов раструбом, с уплотнительными прокладками или с помощью зажимных хомутов. Основным преимуществом пластиковых деталей, является их устойчивость к воздействию влаги и агрессивной химической среды, они не подвергаются коррозии и не требуют периодического нанесения защитного покрытия. Такие изделия также изготавливаются в разных вариантах и любого диаметра.

В завершение

Таким образом, вентиляция на автомойке является важнейшим узлом для бесперебойной и безопасной работы предприятия. Не зависимо от материала и вида смонтированного оборудования, его периодически необходимо обслуживать, если для выполнения таких работ самостоятельно нет достаточных знаний и опыта, то лучше довериться профессионалам.

Вентиляция автомойки

Работа любой автомойки предполагает использование большого количества воды и автомобильной химии, включая пенные гели, очистители, антикоррозийные полировки, а это автоматически означает избыток влаги, токсических и газохимических загрязнений, выбрасываемых в воздушное пространство автомоечного помещения. Помимо этого, пары нефтепродуктов и химические элементы вступают в необратимую реакцию с выхлопными газами от транспортных средств, что приводит к превышению допустимого порога концентрации загрязнений, угрожающих здоровью людей.

Обеспечить достаточный обмен воздуха, который соответствует нормам и требованиями СНиП, в помещениях подобного типа способны только мощные и производительные приточно-вытяжные системы вентиляции, оснащенные устройствами, которые фильтруют и осушают воздух.

Специфика вентиляции автомойки

Атмосфера в автомоечных боксах является «гремучей смесью», состоящей из микрочастиц химикатов, используемых при мытье и полировании машин, грязи и выхлопных газов. К тому же, все осложняется повышенным уровнем присутствующей в воздухе влажности.

Водяная пыль существенно затрудняет видимость в автомоечном помещении, что создает дополнительные сложности не только для клиентов автомойки, но и для работающего там персонала. Кроме того, этот фактор ухудшает качество сушки автотранспортного средства, что очень негативно сказывается на состоянии машины в холодный сезон. Влага на кузове провоцирует обледенение и более быстрое распространение коррозии на металлических элементах автомобиля.

Особенность системы вентиляции автомойки заключается в том, чтобы обеспечить требуемый приток чистого воздуха и эффективное отведение из помещения избыточной влажности и вредных компонентов.

 
                          Схема движения воздуха 

Проектирование и расчет системы вентиляции автомойки

При создании проекта вентиляции автомоек, работающих в обычном режиме, за основу берут отраслевые нормы технологического проектирования (ОНТП) — 01.91 и СНиП 2.04.05-91.

Величину воздушного обмена в автомоечном помещении рассчитывают на ассимиляцию газовых загрязнений и проверяют на ассимиляцию выделений тепла и влаги. В этом случае хватит пятикратного воздухообмена.

Для систем вентиляции автомоек, работающих в режиме специальной обработки транспорта, согласно СНиП 2.01.57-85 используют приточно-вытяжные установки промышленного типа, которые должны обеспечить не меньше, чем десятикратный обмен воздуха в помещении, где происходит мытье автомобилей.

Допускается монтаж пары приточных и пары вытяжных вентиляционных установок, которые в сумме смогут обеспечить минимум десятикратный воздушный обмен в «грязной зоне».

*ВАЖНО! Приточные воздушные массы подаются исключительно в «чистую зону». Вытяжку воздуха сосредотачивают в верхней зоне помещения, исходя из пропорции: одна треть из «чистой зоны» и две трети из «грязной». При этом объем воздушных масс при вытяжке для автомойки закладывают на 20% больше, чем объем притока.


В случае, когда автомойка находится на первом этаже нежилого строения, нормативы разрешают подключать приток воздушных масс в вентиляцию моечного помещения от общеобменной системы этого здания. При этом вытяжка воздуха допускается только после его предварительного осушения и очищения, посредством крышного вентилятора.

Проектирование вентиляции автомойки для помещений санитарно-бытового предназначения выполняют, опираясь на нормы СНиП 2.04.05-91 и 2.01.57-85:

  • Вытяжку отработанного воздуха предусматривают из раздевалок, душевых и прочих помещений «грязной зоны», приток свежего воздуха — в «чистую зону»;
  • Кратность воздухообмена: 10-кратный в помещениях, где хранится грязная одежда и 5-кратный в прочих помещениях «грязной зоны».


Вы можете бесплатно получить эскизный проект и стоимость вентиляции Вашей автомойки

Перейти

Требования к вентиляции автомойки

Нормативы по осушению воздуха в автомоечном помещении аналогичны требованиям, которые предъявляют к бассейнам, баням и кухням общественного питания. Разница заключается лишь в том, что ключевой задачей для вышеперечисленных помещений становится поддержание нужного уровня температуры и влажности, в то время как для автомойки первоочередной целью является фильтрация воздуха и интенсивный обмен воздуха, с целью максимально быстрого удаления отработанного воздуха из помещения.

Учитывая повышенный уровень вредностей, выбрасываемых в атмосферу помещения, к организации системы вентиляции автомойки предъявляются определенные требования:

  1. Температурный режим в помещении автомойки не должен опускаться ниже минимальной установленной отметки в +15 С, даже в осенне-зимний сезон холодов.
  2. Вентиляционные каналы, применяемые в системе вентиляции автомойки, изготавливают из устойчивых к коррозии материалов или обрабатываются антикоррозийным покрытием, с повышенной сопротивляемостью к влиянию химических веществ;
  3. Обязательная герметизация всех швов, клапанов, каналов и уплотнение фланцевых соединений, во избежание протечки при выпадении конденсата влажного удаляемого воздуха внутри вентиляционного канала;
  4. Все внешние модули оснащаются дренажными системами, которые препятствуют внутреннему скоплению влаги. Установка в системах воздуховодов камер с каплеуловителями в значительной степени улучшает эффективность защиты от влаги.
  5. Все металлические комплектующие и элементы приточно-вытяжной системы укрываются специальными защитными коробами, экранами и щитками, чтобы предотвратить их разрушение и не допустить их досрочного вывода из строя.

Из соображений безопасности, не рекомендуют устанавливать пластиковые воздуховоды. Хотя это и бюджетный вариант, который существенно снижает себестоимость организации системы вентиляции автомойки, он недостаточно надежен. Интенсивные нагрузки, резкие температурные скачки, разрушительное  воздействие влаги способно привести к скорому «состариванию» полимерных комплектующих и даже их полному разрушению, спустя всего пару лет эксплуатации в режиме нон-стоп. 

Специфика техобслуживания вентиляционных систем

Интенсивный режим работы системы вентиляции автомойки, при условии повышенной агрессивности среды, требует особого внимания к деталям. Чтобы избежать необратимых разрушений в приточно-вытяжной системе вентиляции,  проверка и техобслуживание должна проводиться как можно чаще. Потребность в такой проверке определяется после взятия и исследования проб воздуха на ПДК загрязняющих и токсичных и веществ.

План проверочных мероприятий вентсистемы включает в себя:

  1. Измерение степени загазованности помещения в боксах для мойки и прилегающих помещениях бытового предназначения;
  2. Проведение тщательного осмотра, проверки рабочей способности и чистки вентсети. Если возникает необходимость, лопасти вентиляторов и воздуховоды усиливают покрытием, устойчивым к коррозии. 


Выполнение работ по проектированию, расчетам и установке вентиляции автомойки требует профессиональных навыков и знаний. Не стоит экономить на ключевой составляющей успешного бизнеса — доверьте эту работу квалифицированным специалистам.

 

Получить бесплатную консультацию инженера по вентиляции автомойки

Получить!

особенности и этапы выполнения работ

В работе любой мойки автомобилей используется большое количество воды и автохимии, что создает переизбыток влаги, химических и токсичных веществ в воздушной смеси моечного помещения. Кроме того, в воздух выделяется огромное количество выхлопных газов, что в совокупности с химическими веществами и парами нефтепродуктов может привести к превышению предельно допустимой концентрации опасных для здоровья человека составляющих. Именно поэтому законодательство предусматривает наличие на автомойках, мощной, приточно-вытяжной вентиляционной системы.

Особенности и основные требования

Система вентиляции автомойки представляет собой промышленную приточно-вытяжную установку, с фильтрами для очистки воздушной смеси и системой его осушения, обеспечивающую не менее чем 10-кратный воздухообмен в помещении, где производится непосредственная мойка машин (грязная зона).

Приточный воздух можно подавать только в «чистую зону». Забор воздуха должен осуществляться из верхней части бокса, в пропорции: 2/3 из «грязной» зоны и 1/3 из «чистой» зоны.

В случае если помещение для автомойки машин находится на нижнем этаже нежилого здания, то допускается подключение притока воздуха в вентиляцию мойки, от общеобменной вентиляции здания. Вытяжная вентиляция автомойки, в таком случае осуществляется, после осушения и очистки воздушных масс в атмосферу, при помощи вытяжных крышных вентиляторов.

С учетом повышенного уровня влаги и загрязнений воздушной смеси в боксах для мойки автомобилей, к притоку свежего и удалению загрязненного воздуха предъявляются особые требования:

  • Все воздуховоды, должны быть выполнены из материалов, обладающих особой устойчивостью к коррозии, а также стойкостью к воздействию химических веществ.
  • Все вентиляционное оборудование, непосредственно соприкасающееся с влажной и агрессивной средой, а также туннели воздуховодов должны быть обработаны полимерными материалами, предотвращающими выход его из строя.
  • Стыки фланцевых соединений, воздушных каналов, клапанов  должны быть герметизированы, для предотвращения утечки загрязненного воздуха.
  • Все комплектующие приточно-вытяжной вентиляционной системы, выполненные из металла, предусматривают наличие защитных коробов, для предотвращения коррозии и преждевременного выхода их из строя.
к оглавлению ↑

Расчет и проектирование

Расчет вентиляции автомойки, подбор оборудования, создание сети воздушных каналов для притока и удаления загрязненного воздуха должен учитывать объем, архитектурные особенности помещения и действующие нормы для построения вентиляционных систем мойки автомобилей. Создание эффективной и безопасной вентиляции состоит из нескольких этапов.

Этапы выполнения работ

  1. Создание технического задания заказчиком, на основании опросного листа.
  2. Выполнение расчетов на основании СНиП 2.01.57-85. Проектирование бытовых помещений выполняется согласно СНиП 2.04.05-91 и СНиП 2.09.04-87.
  3. Составление сметы на выполнение работ.
  4. Составление проектной документации и согласование ее с заказчиком и контролирующими органами.
  5. Монтаж воздушных каналов и необходимого оборудования в помещении для мойки машин.
  6. Постановка на техобслуживание.

При построении правильной вентиляционной сети следует учесть, что вытяжка для автомойки должна иметь производительность на 20% выше чем приток воздуха.

к оглавлению ↑

Особенности обслуживания

Для предотвращения разрушения вентиляционной сети и выхода из строя оборудования вследствие коррозии, существует необходимость осуществления плановых проверок и регулярного технического обслуживания.

Надзор и техническое обслуживание вентиляционной системы автомойки включает в себя:

  • Осмотр, чистку проверку работоспособности вентиляционного оборудования. Если необходимо, производится дополнительное покрытие воздуховодов и лопастей вентиляторов антикоррозийными материалами.
  • Замеры загазованности воздуха в боксе для мойки машин, подсобных и бытовых помещениях, включая раздевалки персонала, душевые комнаты и пр.
  • Забор проб воздуха для лабораторных анализов.

Проектирование, расчет и монтаж вентиляционной сети автомойки – это сложный процесс, который требует определенных знаний и опыта. Доверить построение грамотной и эффективной вентиляции следует исключительно профессионалам.

как ПРАВИЛЬНО подобрать и какие задачи решает.

Авто

вентиляционные системы для автомойки

Не секрет, что воздух внутри любых автомобильных моек загрязняется автомобильными выхлопами, парами чистящих средств и воды. А загрязненный воздух плохо влияет на здоровье и условия работы. Поэтому внутри автомоек нужно устанавливать системы вентиляции, которые будут очищать как внешний, поступающий в здание воздух, так и внутренний. И нагревать, или охлаждать его. В холодное время года, его температура не должна опускаться ниже 15 градусов Цельсия.

На данный момент многие автомойки применяют старые вентиляционные системы. Однако ускоренное развитие автомобильной промышленности заставляет по-новому взглянуть на очистку воздуха в производственных и ремонтных помещениях.

Для этого недостаточно обычных вентиляторов, потому что их работа не будет оптимальной и эффективной. Необходимо внедрять именно автоматизированную промышленную вентиляцию, в которой используются датчики, анализирующие состав и температуру воздуха. В зависимости от данных, собранных с помощью этих датчиков, автоматически корректируется работа всей системы вентиляции. Для правильной вентиляции нужно подобрать необходимый воздухообмен, верно рассчитать все сечения воздуховодов, чтобы не было шума и свиста, выбрать оборудование, которое по мощности будет удовлетворять техническому заданию данного помещения.

Система вентиляции в автомойке должна обеспечивать постоянную циркуляцию воздуха, а именно: удаление насыщенного парами жидкости и моющих веществ воздуха и приток свежего. Необходимо отметить, что воздух, который будет подаваться в помещение с улицы, должен быть «подготовленным». Приточный воздух нужно очищать от пыли и более крупных частиц. Это делается с помощью фильтров различных типов. Также понадобится его подогревать, если на улице будет низкая температура. Это делается благодаря калориферу или секции подогрева воздуха. Калориферы могут быть электрические и водяные.

системы вентиляции для автомойки

Следует отметить, что часто многие владельцы автомоек экономят на системе вентиляции и устанавливают исключительно вытяжную вентиляцию. Эффективность такой системы крайне низкая, так как вытяжной вентилятор, проработав некоторое время на полную мощность, создаст такое отрицательное давление в помещении автомойки, что дальше он не сможет больше удалять воздух или будет его удалять на 10-15% от необходимой нормы. Такая ситуация складывается из-за отсутствия притока воздуха. Поэтому правильным решением будет установка приточно-вытяжной вентиляции. Если мойка не автоматическая, то работников нужно защитить от сквозняка. Для этого на въездные ворота устанавливаются тепловые завесы.

Система вентиляции в автомойке – это необходимое и обязательное требование при строительстве автомойки. Правильная спроектированная система вентиляции обеспечит нормальные условия для работы персонала вашей фирмы, а значит, Ваши клиенты будут довольны результатом вашей работы. После создания проекта приточно-вытяжной вентиляции идут монтажные работы. Профессионально собранная система вентиляции прослужит Вам многие годы.

Вот некоторые требования, которые должны выполняться при проектировании и дальнейшем монтаже системы вентиляции:

  • Температура подаваемого приточного воздуха должна быть более 15°С (в холодное время года)
  • Необходимый объем вытяжного воздуха должен быть на 20% больше объема приточного воздуха. Вытяжные решетки должны располагаться в верхней части помещения (2/3 из зоны загрязненного воздуха, 1/3 из зоны чистого воздуха от общего объема).
  • Кратность воздухообмена должна быть не менее 10.

Для того, чтобы ваша система приточно-вытяжной вентиляции проработала максимально долгое время, существуют некоторые особенности при монтаже:

  • Материал, из которого будут изготавливаться воздуховоды, должен быть коррозионностойким. Это должна быть нержавеющая сталь, а не оцинкованная. Допустимо применение текстильных воздуховодов.
  • Необходимо уплотнять все резьбовые и фланцевые соединения вентиляционного оборудования.
  • Для максимальной герметичности все швы и стыки обрабатываются дополнительно герметиком.
  • В системах воздуховодов устанавливаются камеры с каплеуловителями, от которых необходимо смонтировать систему дренажа.
  • Вентиляционное оборудование должно быть выполнено в антикоррозийном исполнении.

Для того, чтобы не происходило резкое поступление холодного воздуха в рабочую зону, на въездные ворота устанавливаются промышленные тепловые завесы. Благодаря установке таких завес, постоянные сквозняки не будут угрожать здоровью вашего персонала.

Исходя из вышесказанного, становится понятно, что сэкономив на системе вентиляции путем установки нескольких вентиляторов и вытяжной отдушины, мы получим ряд проблем не только технического характера, но и например, проблем, связанных с удовлетворением потребностей Ваших клиентов и здоровьем Вашего персонала. Исходя из личного опыта, скажу вам, что от такой вентиляции практически нет толку. Но, если Вы вдруг все-таки решитесь на установку именно такой системы вентиляции, стоит помнить, что это будет для Вас только лишь «выбрасыванием денег на ветер».

Как сэкономить при аренде авто

Колесить по чужой стране на автомобиле, не привязываясь к ограничивающим свободу туроператорам, — бесценный опыт для любого путешественника. Такой подход позволит в полной мере проникнуться чужой культурой, побывать в самых …

Техническое обслуживание автомобиля: особенности и нюансы

Любой автомобиль не вечный. Со временем узлы изнашиваются, расходные жидкости заканчиваются, системы дают сбой. И чтобы не рисковать собственной безопасностью и безопасностью других участников дорожного движения, нужно регулярно проходить техническое …

Вентиляция автомойки расчет


Вентиляция автомойки: нормы расчета воздухообмена

Вентиляция, являющаяся одной из основных обязательных инженерных систем, важна не только для организации комфортного микроклимата в доме. Температурно-влажностные параметры необходимо соблюдать и при строительстве производственных помещений. Ведь, человек проводит на рабочем месте третью часть суток и крайне важно для его хорошего самочувствия, каким воздухом он дышит. Автомойки принадлежат к производственным объектам, работа на которых, относится к вредным условиям.

Актуальность вентиляции на автомойке

Автомойки без принудительной вентиляции быть не может

Работа мойки предполагает смывание с автомобиля всех загрязнений, которые осаждаются на нем в результате эксплуатации. Понятно, что осевшие на поверхность «железного коня», вредные вещества даже сложно перечислить. Ведь он «подбирает» их на дороге, мало того, сам способствует загрязнению воздуха и своей же поверхности.

Но это только часть загрязнений, которые, в конце концов, оказываются в помещении мойки. Для того, чтобы автомобиль выехал из бокса и как говорят «блестел, как новая копейка», его моют различными шампунями, пеной, создающуюся пеногенератором, используют пропитки, мастики, различные химические средства косметики для автомашин.

В результате соединения с водой, вредные вещества попадают в воздух, оседая на всех поверхностях уже не автомобиля, а помещения. Работники, которые непосредственно осуществляют мойку машин, должны во время работы использовать средства индивидуальной защиты, защищая слизистые и органы дыхания.

Кроме химических соединений, воздух мойки перенасыщен влагой, выхлопными газами подъезжающих и отъезжающих машин. Осушать и очищать его от вредных летучих веществ и газов может только мощная приточно-вытяжная вентиляционная система.

Вентиляция автомойки: особенности системы

Принципиальная схема устройства вентсистемы автомойки

Устройство естественной вентиляции для автомойки, даже если это отдельностоящие производственные другие дополнительные помещения, недостаточно. Причина состоит в принципе ее действия, который основан на разнице температур помещения и улицы. Такой воздухообмен не способен осушать и очищать воздух от вредных примесей. Потому, в помещениях мойки оборудуют вентиляцию с механическим побуждением.

Функциональная нагрузка
  • Удалять пыль из бокса, где моют автомобили.
  • Осушать воздух, снижая влажность до необходимых параметров. Это важный фактор, влияющий на здоровье работающих, а также способствующий разрушению конструктивных элементов, отделочных материалов. При превышении предельно допустимых значений влажности на поверхностях выпадает конденсат.
  • Отведение отработанных газов двигателя, лакокрасочных испарений.
  • Обеспечивать постоянный обмен воздуха. Желательно, чтобы принудительная вентиляция в помещениях мойки работала постоянно, а не только во время рабочей смены. Кратность воздухообмена вытяжки должна составлять не менее 10-кратного цикла в час, приток – на 20% меньше, то есть иметь не менее 8 смен воздуха в час.
  • Экономить электрическую энергию, которая и без того расходуется в больших объемах.

Важно! Вентиляционное оборудование, воздуховоды и другие части вентиляционной системы, которые непосредственно подвергаются воздействию агрессивной среды, должны быть выполнены из коррозостойких материалов либо защищены.

Правильно спроектированная и монтированная вентиляционная система позволяет минимизировать риски заболеваний работников автосервиса. Но нужный эффект достигается, если существующие виды конструкций ветсистем (наборная, моноблочная) соответствуют требованиям СНиП.

Конструкционные особенности

Стоит понимать, что мойка автомобилей – это не только бокс, в котором моют автотранспорт, но и дополнительные и административные помещения. Все они снабжаются вентиляцией, но не с такой кратностью обмена воздуха, как в, так называемой, «грязной» зоне. Обязательному вентилированию подвергаются душевые, раздевалки, комнаты для хранения грязной спецодежды. В тех помещениях, где хранится грязная одежда, тоже требуется 10-кратный воздухообмен, в остальных – на половину меньше.

Вытяжной канал располагается вверху здания

Вытяжка – основной компонент вентиляционной системы и устраивается она исключительно с механическим побуждением. Это предусмотрено СНиПом 2.01.57-85. Регламентируют работу всей системы и ее частей ОНТП 01-91. Нормы содержат требования к проектным работам, устройству помещений и вентсистемы автомоек.

В боксе для мойки автотранспорта должна поддерживаться определенная температура – не менее 15°C. Этого в холодное время года можно достичь только нагревом воздуха. Нагретый, очищенный от уличной пыли и вредных веществ воздух, подается только сверху, через вентиляционные решетки воздуховода.

Вытяжка также располагается в верхней части бокса – влажный и теплый отработанный воздух поднимается, где подхватывается вытяжным вентилятором, проходит через фильтры и удаляется в атмосферу.

Важно! Лучшее решение вентиляционной системы для автомойки – рекуператор. Это устройство способное выходящим воздухом нагреть входящий с улицы. Кроме такой «удобной» функции, он имеет фильтры для очистки входящего и выходящего воздуха, а также осушители. А самое главное – экономит электроэнергию.

Вентиляция автомоек: нормы и расчет воздухообмена

Вентиляционная система должна охватывать и административные помещения автомойки

Чтобы построить эффективную вентиляцию вредного производственного помещения необходимо четко выписать техническое задание. В нем должны быть указаны все нюансы производственного цикла. Затем, на его основе разрабатывается проект системы, в который входят ее схема, смета, подробное описание работ. Все расчеты выполняются соответственно строительных нормативов.

Рекомендуется для разработки проекта привлекать профильлных специалистов, чтобы впоследствии систему обслуживала специализированная организация. Расчет воздухообмена для выбора вентиляционного оборудования, проводят, используя такие параметры: объем помещения (площадь, умноженная на высоту), кратность воздухообмена (10 – вытяжка, 8 – приток). Также рассчитываются воздухообмен дополнительных помещений, для них частота смены воздуха за час – 5.

Пример

Бокс для мытья автомобилей имеет такие размеры: длина – 18 м, ширина – 12 м, высота – 3,5 м.

P = V*K,

где

V – объем помещения 18х12х3,5 = 756 куб.м;

K – кратность.

P = 756х10 = 7560 куб. м

Именно такое количества воздуха должно за 1 час выводиться вытяжной вентиляцией, приток же составляет – 7560–20%=6050 куб.м/ч. Чтобы обеспечить необходимую циркуляцию воздуха, строительные нормы рекомендуют использовать, если необходимо, по две приточные и вытяжные установки.

Вентиляция в автомойке своими руками

При проведении правильных расчетов, подборе соответствующего вентиляционного оборудования, смонтировать систему можно самостоятельно. Такие работы условно делятся на несколько этапов.

Этап #1 Подготовка

На этом этапе производят расчеты, приобретают оборудование и материалы. Важно помнить, если вентиляционная система не моноблочная, а наборная, она должна содержать в своей схеме приточный и вытяжной вентиляторы, систему фильтрации для грубой и тонкой очистки, осушитель и нагреватель воздуха.

Этап #2 Монтаж

Фиксация воздуховодов и установка оборудования. Все элементы конструкции, включая соединения, должны быть, изготовлены из антикоррозийных материалов.

Важно! Воздуховод рекомендуется прямоугольной или

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*