Что такое большой и малый круг системы охлаждения двигателя?
Система охлаждения практически всех двигателей автомобилей ВАЗ имеет большой и малый круг.
На примере системы охлаждения карбюраторного двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 попробуем разобраться что в них входит, для чего они нужны и как работают. Эта информация будет полезна при самостоятельной диагностике таких ее неисправностей как: двигатель не прогревается, двигатель перегревается, двигатель слишком долго прогревается, не включается вентилятор радиатора и, наоборот, не выключается вентилятор радиатора. И ряда других, связанных с работой системы охлаждения (не греет печка, печка гонит только горячий воздух и пр.).
Работа малого круга системы охлаждения двигателя.
На холодном, только что запущенном двигателе, когда охлаждающая жидкость (ОЖ) холодная и ее температура ниже 87º, перепускной клапан термостата открыт, а основной закрыт и охлаждающая жидкость циркулирует строго по малому кругу системы охлаждения. Малый круг включает в себя следующие элементы: блок цилиндров, головка блока, радиатор отопителя (печки) салона, блок подогрева карбюратора, корпус (верхняя часть) термостата. Что способствует их интенсивному прогреву и быстрому выводу двигателя на рабочую температуру. А так же быстрый нагрев позволяет печке практически сразу задуть теплым воздухом и сэкономить немного топлива.
Включение в работу большого круга системы охлаждения.
По мере прогрева двигателя автомобиля, при температуре около 87º основной клапан термостата начинает открываться так как термоэлемент внутри клапана расширяется, а перепускной зарываться. Охлаждающая жидкость начинает поступать в нижнюю часть термостата и далее в радиатор . Это вступает в работу большой круг системы охлаждения. В нем к перечисленным элементам малого круга добавляется нижняя часть термостата и радиатор с патрубками. Некоторое время ОЖ циркулирует как по малому так и по большому кругам.
Совместная работа малого и большого круга системы охлаждения.
При температуре 102º перепускной клапан термостата полностью закрыт, а основной полностью открыт (ход клапана 8 мм). Охлаждающая жидкость циркулирует по всем элементам системы охлаждения включая радиатор, который необходим для интенсивного охлаждения ОЖ при движении автомобиля. Расширяющаяся ОЖ выбрасывается в расширительный бачок, ее уровень приближается и иногда даже переваливает за метку MAX.
Таким образом мы выяснили, что малый и большой круг системы охлаждения двигателя это всего лишь урезанный и полный набор ее элементов по которым движется охлаждающая жидкость. И такое разделение на два круга необходимо, для максимально быстрого прогрева двигателя и поддержания оптимального температурного режима когда он прогрет.
Примечания и дополнения
— Как самостоятельно проверить правильность работы системы охлаждения на малом и большом кругах?
При прогреве двигателя циркуляция идет по малому кругу. Прогревается: блок цилиндров, головка блока, блок подогрева карбюратора, печка, верхняя часть термостата. Рукой проверяем нагрев термостата: его верхняя часть должна быть теплой, а спустя несколько минут становиться горячей. Нижняя часть термостата остается холодной. Помимо этого нижний шланг к радиатору будет также холодный, а верхний немного нагрет.
Спустя некоторое время нижняя часть термостата и нижний шланг радиатора резко становятся горячими – это открывается основной клапан термостата. Циркуляция пошла через радиатор (большой круг).
Если все так, термостат исправен. А если он постоянно теплый (и низ и верх) или постоянно горячая верхняя часть, а нижняя ни как не теплеет, то все — термостат вышел из строя.
Еще статьи по системе охлаждения двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
— Признаки неисправности термостата системы охлаждения двигателя
— Признаки (симптомы) неисправности пробки расширительного бачка
— Ржавый антифриз (тосол) в расширительном бачке, почему?
— Постоянно работает вентилятор радиатора на карбюраторной ВАЗ 21093
— Как удалить воздушную пробку из системы охлаждения двигателя на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Сколько литров система охлаждения двигателей автомобилей ВАЗ
Подписывайтесь на нас!
Пять советов по подготовке системы охлаждения автомобиля к зимней эксплуатации
Наступление зимы всегда приносит множество проблем автомобилистам, и эксплуатация машины в морозы требует некоторой заблаговременной подготовки. Редакция сайта Тарантас Ньюс дала несколько советов о том, как правильно подготовить систему охлаждения автомобиля к зимней эксплуатации.
Проверка патрубков
Начать проверку системы охлаждения стоит с патрубков и уплотнителей. Патрубки должны быть эластичными и легко «прожиматься», при этом на них не должно быть трещин или вздутий. Даже целый с виду патрубок может подтекать на местах соединений из-за того, что хомут в ходе предыдущего ремонта был сильно затянут. Это может стать причиной появления неприятной течи, и со временем такой элемент может не выдержать нагрузок. Поэтому лучше заменить подозрительные патрубки и при этом не переусердствовать при их установке.
Охлаждающая жидкость
Многие автолюбители любят заменять технические жидкости в автомобиле ближе к зиме, ведь никто не хочет заниматься дополнительным ремонтом в морозы. Антифриз рекомендуется менять примерно раз в два года или раз каждые 40–50 тыс. километров пробега. Однако иногда его нужно менять раньше, ведь его состояние может ухудшаться в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Сильное изменение цвета или наличие сильного осадка в бачке красноречиво намекают на замену. Также нельзя забывать, что если приходилось доливать воду в систему охлаждения, то необходимо менять всю жидкость, поскольку вода может стать причиной появления коррозии, а зимой она может попросту замерзнуть.
Контроль за состоянием радиатора
Ну и конечно же внимания требует радиатор охлаждения. Даже с исправной и герметичной системой машина может перегреваться, поскольку после жаркого лета радиатор может быть плотно забит листьями, пухом и насекомыми, что естественно ухудшает отвод тепла. Для очистки можно просто промыть его из шланга, только необходимо проследить за тем, чтобы напор воды был не слишком мощным, ведь это может повредить тонкие теплоотводящие пластины. Конечно же можно направиться на ближайший сервис, где специалисты оценят состояние радиатора и смогут очистить его более качественно.
Термостат
При неисправности термостата автомобиль может очень быстро перегреваться или же наоборот долго не сможет набрать рабочую температуру. Обе эти ситуации не способствуют продлению жизни силового агрегата, а особенно его неисправность может навредить зимой. Проверить работу данного элемента можно прямо на автомобиле. Стоит запустить автомобиль и дать поработать ему несколько минут, затем под капотом необходимо найти толстый патрубок, ведущий к верхней части радиатора. Он должен быть холодным при температуре около 70 градусов, однако стоит температуре подняться до 90 градусов, патрубок станет горячим. Это говорит о нормальной работе элемента. Если же прогрев происходит долго, и патрубок нагревается постепенно, то значит термостат «завис» в открытом положении. В случае обнаружения неисправности необходимо направиться в ближайший автосервис.
Проверка крышки бачка системы охлаждения
Иногда виновником проблем с системой охлаждения может оказаться не совсем очевидный элемент системы охлаждения — крышка расширительного бачка. Нередко с данной проблемой сталкиваются владельцы автомобилей отечественных марок, но и с продукцией иностранных брендов такое тоже случается.
Крышка является регулятором давления системы охлаждения, и поэтому при ее неправильной работе может образовываться повышенное давление в системе, что может стать причиной появления трещин на самом бачке, патрубках, или же патрубки сжимаются и не пропускают антифриз. Для проверки следует осмотреть крышку на предмет наличия трещин, сколов или повреждений уплотнителей. Если проблема обнаружена, то крышку лучше всего заменить.
ремонт
16693
Радиатор сверху теплый, а снизу холодный?
Почему мой радиатор теплый вверху и холодный внизу?
В вашем доме радиаторы теплые вверху и холодные внизу ? Есть несколько причин, по которым они могут иметь твердые пятна.
Здесь мы поговорим о некоторых наиболее распространенных проблемах, которые могут быть причиной горячих и холодных пятен, и о том, как вы можете исправить их самостоятельно, если это возможно, или с помощью зарегистрированного инженера Gas Safe.
Возможен скопление воздуха. Или скопление ржавчины, шлама или известкового налета, которые могут препятствовать потоку горячей воды.
В этом случае вам следует подумать о том, что если это попадет в ваш котел, вы можете рассчитывать на стоимость нового котла, а не просто починить радиатор.
Получите фиксированную цену за 20 секунд
Какое топливо использует ваш котел
Сетевой газ
СНГ
Масло
Compare Quotes >
Заполните форму, если вы хотите, чтобы перезвонили, чтобы заказать услугу или годовой план обслуживания за 8,9 фунтов стерлингов.9
Ваш радиатор не нагревается?
Ваши радиаторы могут не нагреваться по разным причинам , в том числе:
- Мусор в фильтре или трубопроводе
- Циркуляционный насос неисправен или содержит воздух.
- Термостатический клапан радиатора (TRV) заблокирован, и в системе есть воздух
- Запорный клапан полностью открыт или закрыт
- Не работает тепловой насос или котел
- Система отопления отключена.
- Запас топлива закончился
Засорен радиатор
Скопление известкового налета, шлама, ржавчины или мусора, перемещающегося по системе, может привести к засорению радиаторов. Это ограничивает поток воды, поэтому препятствия, которые вначале были небольшими, могут постепенно увеличиваться.
Обычно забитые радиаторы имеют холодный низ и теплый верх .
Если проблема касается только одного радиатора, его можно снять и заменить, предварительно промыв садовым шлангом. Однако, если некоторые из ваших радиаторов не нагреваются, может потребоваться профессиональная промывка.
Проблема с циркуляционным насосом
Циркуляционные насосы системы отопления циркулируют горячую воду, перемещая ее от котла по трубам к вашим радиаторам и, в некоторых случаях, к вашему бойлеру с горячей водой перед возвратом в котел.
Время от времени в системе могут возникать воздушные пробки или засоры. Помимо того, что радиаторы не нагреваются, другие признаки того, что это могло произойти, включают утечку воды из насоса, странные шумы, исходящие от насоса, горячий на ощупь корпус насоса и отсутствие горячей воды.
В системе отопления есть воздух
Если в системе есть воздух, радиатор может лишь немного нагреваться внизу или вообще не нагреваться в зависимости от количества воздуха. Для удаления воздуха необходимо прокачать радиатор.
Вы должны впустить больше воды, поскольку вы выпускаете воздух из системы. В то время как система высокого давления будет иметь клапан (или два) для впуска воды, контур центрального отопления с гравитационным питанием должен заполняться автоматически. Этот клапан нельзя оставлять открытым. Прокачайте радиатор после небольшого повышения давления в системе. Как правило, идеально проводить это с двумя людьми, но если есть сомнения, проконсультируйтесь с инженером.
Ваш запорный щиток был установлен неправильно
Защитный щиток расположен на той стороне радиатора, на которой находится TRV. Это устройство, напоминающее маленький вентиль с крышкой, уравновешивает радиаторы. Вместо того, чтобы вернуться в исходное положение, которое часто открывается только на четверть оборота, это часто может происходить при перемещении радиатора (например, для покраски позади радиатора), когда он снова полностью открывается при замене радиатора.
В результате радиаторы, расположенные дальше всего от котла, будут редко получать тепло, а котловая вода будет больше циркулировать через закрытые радиаторы.
Если радиаторы наверху (особенно ближайшие к котлу) нагреваются, а радиаторы внизу холодные, это верный признак того, что это ваша проблема. Необходимо будет перебалансировать систему.
Ваш тепловой насос или котел не работает
Неисправный котел или тепловой насос является очевидной причиной неисправности радиаторов. Убедитесь, что ваш котел настроен правильно и работает; код неисправности часто сообщит вам, если есть проблема. В некоторых случаях потребуется вызвать инженера-теплотехника с лицензией Gas Safe, но вы можете обнаружить, что можете исправить это самостоятельно.
Убедитесь, что ваш тепловой насос работает нормально и не засорен мусором, если вы используете его для обогрева радиаторов.
В некоторых случаях может потребоваться новый котел.
Сравните цены на котлы онлайн всего за 20 секунд – нажмите здесь
Падение давления воды
Падение давления, приводящее к отключению котла, может быть причиной отключения котла, если у вас пароконвектомат или система центрального отопления высокого давления.
Если это постоянная проблема с вашим комбинированным котлом, узнайте, какой комбинированный котел является лучшим на рынке, и выберите лучший вариант для вас.
Посмотрите на шкалу давления; оно должно находиться в пределах параметров, указанных в руководстве пользователя. Если нет, вы должны долить воду, чтобы восстановить давление в котле (см. инструкцию по эксплуатации).
Ваше центральное отопление не работает
Это может показаться очевидным, но прежде чем делать что-либо из вышеперечисленного, вы должны убедиться, что ваше центральное отопление не было случайно выключено, переведено в летний режим или включено отопление только вода. Вы не хотите вызывать сантехника только для того, чтобы узнать, что это было корнем проблемы.
Работа на пустом месте
Еще одна нелестная причина, по которой радиаторы не нагреваются (немного похоже на то, что закончился бензин).
Может быть, вы забыли проверить уровень топлива, и оно закончилось, если ваша система отопления работает на сжиженном газе или мазуте?
Одна из проблем заключается в том, что когда масло заканчивается, мусор из бака может попасть в систему отопления.
Получите фиксированную цену за 20 секунд
Какое топливо использует ваш котел
Сетевой газ
СНГ
Масло
Сравнить Цитаты >
Как это предотвращает нагрев радиатора?
Это предотвратит нагрев нижней части радиатора. Чтобы решить эту проблему, мы рекомендуем прокачать радиатор. Если это не сработает, вам нужно будет промыть систему отопления, чтобы смыть наросты.
Если радиаторы становятся холодными внизу и теплыми вверху, вероятно, горячая вода перенаправляется или ограничивается. Часто это происходит из-за скопления шлака.
Это означает, что горячая вода не достигает всего размера радиатора, пока включено отопление. Внизу радиатор остается холодным.
Это нагреет ваш радиатор вокруг точек входа/выхода воды внизу. Осадок обычно находится в середине или на дне.
Получите фиксированную цену за 20 секунд
Какое топливо использует ваш котел
Сетевой газ
СНГ
Масло
Сравните Цитаты >
Из-за чего еще радиатор внизу может быть холодным?
В 99 % случаев причиной является скопление шлама или грязи. Радиаторы сделаны из железа или стали, поэтому соединения железа могут медленно образовываться при прохождении через них воды.
Основными проблемами являются магнетит и гематит, две формы оксида железа. Однако в воде могут быть и другие примеси, такие как известковый налет, которые могут вызвать образование грязи. Как только происходит небольшое накопление, становится легко добавлять больше материала и быстро размножаться.
Когда накопится достаточное количество ила, чтобы заблокировать один из проточных каналов радиатора, этот канал перестанет пропускать горячую воду.
Это объясняет охлаждающий эффект в зонах концентрации. Нижняя часть радиатора перестанет получать горячую воду, если есть несколько заблокированных каналов. Эти области радиаторов могут удерживать некоторое количество тепла от металлического нагрева радиатора и, возможно, некоторое количество тепла от шлама.
Настоятельно рекомендуемый ингибитор коррозии предотвратит образование соединений железа в стальных и железных радиаторах.
Также важно отметить, что алюминиевые радиаторы, которые являются наиболее популярным типом в некоторых европейских странах и становятся все более популярными в Великобритании, не имеют отложений оксида железа, если в них нет стали.
Получите фиксированную цену за 20 секунд
Какое топливо использует ваш котел
Сетевой газ
СНГ
Масло
Сравнить Цитаты >
Как починить радиаторы, которые холодные снизуЭту проблему можно решить тремя способами: физическим, химическим и промывкой. Химическая промывка является самой быстрой, если только вы не хотите снимать и чистить радиаторы самостоятельно, что может занять некоторое время, но бесплатно!
Добавьте химический очиститель в систему центрального отопленияВы можете добавить химикат в радиаторную систему. Это удалит осадок так же, как если бы вы заливали в отверстие очиститель для канализации. Это разовая работа. Вы добавляете очиститель в систему радиатора и даете ему нагреться около часа, прежде чем смывать его.
В крайних случаях очиститель можно оставлять на неделю. По истечении этого времени ее необходимо вынуть и заменить новой водой. Этот способ чистки радиаторов лучше доверить профессионалам. Мы не будем давать никаких подробностей о том, как это делается.
Очистите радиаторы путем слива
Вы можете снять и очистить радиатор без вызова инженера или использования химических чистящих средств. Если вы грамотный домашний мастер, снять и почистить радиатор не составит труда.
Вам просто нужно изолировать этот радиатор, но учтите, что радиатор все еще будет полон воды, пока он не будет полностью слит. После изоляции вам нужно найти сливной клапан и дать воде вытечь.
После того, как вода перестанет течь, закройте вентили. Затем снимите кронштейны с радиатора. Было бы полезно, если бы вы не откручивали все клапаны, так как это может привести к тому, что ваша система отопления станет неэффективной. Подсоедините водяной шланг к радиатору и дайте ему поработать некоторое время. Чтобы убедиться, вы можете проверить шланг на разных отверстиях.
Из-за вашего котла радиаторы снизу холодные?
Здесь, на сайте Compare Boiler Quotes, мы предлагаем вам 3 быстрых и бесплатных котировки котлов как от малых, так и от крупных производителей котлов, которые предоставляют энергоэффективные котлы с рейтингом A от ведущих производителей, включая Viessmann и Worcester Bosch. Мы предоставляем вам расценки на новые и надежные котлы, доступные по гибким вариантам финансирования, что делает нас лучшим местом для заключения отличных котлов по финансовым сделкам.
Получить фиксированную цену за 20 секунд
Какое топливо использует ваш котел
Сетевой газ
СНГ
Масло
Сравните Цитаты >
Получите фиксированную цену за 20 секунд
Какое топливо использует ваш котел
Сетевой газ
СНГ
Масло
Сравнить предложения >
Почему мой радиатор холодный снизу и как это исправить?
Радиатор, горячий сверху, но холодный снизу, может какое-то время оставаться незамеченным. В конце концов, сколько раз вы проверяете, включен ли радиатор, касаясь его нижней части? Если вы обнаружите, что радиатор внизу холодный, важно выяснить причину, так как это может быть признаком проблем с вашей системой отопления.
Радиаторы должны чувствовать одинаковую температуру на своей поверхности. Если вы обнаружите, что это не так, радиатор не может эффективно обогревать ваш дом, и ему потребуется больше энергии для выполнения той же работы, что и при нормальной работе. В конечном итоге это может означать более высокие счета за электроэнергию.
Если радиатор снизу холодный и вы не знаете, что делать дальше, мы вам поможем. Узнайте, почему температура может быть неравномерной, как решить проблему и как предотвратить ее повторение.
Почему ваш радиатор горячий вверху, но холодный внизу?
Радиатор прогревается неравномерно? Одной из основных причин перегрева радиатора вверху и холода внизу является накопление шлама. Со временем частицы могут скапливаться внутри радиаторной системы, оседая на ее дне. При достаточном накоплении это может значительно ограничить поток воды. Когда это произойдет, нижняя часть радиатора, где скопился шлам, останется холодной, а остальная часть нагревается как обычно.
Если вы столкнулись с радиатором, который горячий снизу и холодный сверху, это, скорее всего, вызвано попаданием воздуха в верхнюю часть. Это можно легко исправить, прокачав радиатор, выпустив захваченный воздух и позволив воде нормально течь через него. Узнайте больше по этой теме в нашем руководстве о том, как прокачать радиатор.
Если вы обнаружите, что некоторые радиаторы в вашем доме нагреваются быстрее, чем другие, это может быть вызвано неправильным распределением горячей воды от вашего бойлера. Узнайте, как решить эту проблему, из нашего пошагового руководства по балансировке радиаторов.
Если скопление шлама вызывает неравномерное распределение тепла, это нельзя исправить путем прокачки или балансировки радиатора. Чтобы починить радиатор, который теплый вверху и холодный внизу, процесс отличается.
Как исправить холодный низ радиатора?
Есть несколько способов починить холодный низ радиатора. Если проблема связана с накоплением шлама, для решения проблемы можно использовать следующие методы
- Мощная промывка
- Химическая промывка
A Powerflush
Powerflush используется для удаления мусора из труб и радиатора и обычно занимает от шести до десяти часов. Однако точное время, необходимое для этого, будет зависеть от системы отопления.
Хотя вам потребуется опыт инженера, для тех, кто интересуется тем, как работает этот процесс, мы подробно описали следующие шаги:
- Вы заметили, что радиатор снизу холодный.
- Вызовите на помощь квалифицированного инженера, который приедет, чтобы выполнить промывку.
- Инженер подключит насосную установку к системе центрального отопления. Это позволяет очищающим химическим веществам проходить через систему, удаляя накопления шлама.
- Загрязненная вода будет удалена, а затем утилизирована.
После завершения промывки радиаторы должны снова равномерно прогреться. Вы можете найти еще больше информации о PowerFlush, прочитав наше руководство «Что такое PowerFlush?».
A Химическая промывка
Химическая промывка считается базовой альтернативой мощной промывке. Как следует из названия, химикаты промываются через систему отопления. В отличие от механической промывки, химическая промывка не требует использования насоса.
Химические промывки стоит рассмотреть, если есть только холодные точки в одном или двух ваших радиаторах. Они также могут помочь, если у вас недавно была промывка, и вы боретесь с небольшими отложениями ила.
Как предотвратить нагрев нижней части радиатора
Существует несколько различных способов предотвратить охлаждение нижней части радиатора при горячем верхней части, включая следующие:
- Добавить ингибитор – это химическое вещество, которое добавляется в вашу систему центрального отопления, предотвращая образование шлама и известкового налета в вашем радиаторе.