Deflektor — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Дефлектор.Deflektor | |
---|---|
Заставка игры, ZX Spectrum | |
Разработчик | Vortex Software |
Издатели | Gremlin Graphics Software Ltd. Erbe Software (исп.)русск. |
Даты выпуска | |
Жанр | головоломка |
Геймдизайнер | Коста Панайи (англ.)русск. |
Программист | Коста Панайи |
Художник | Коста Панайи |
Композитор | Бен Даглиш |
Платформы | |
Режим игры | однопользовательский |
Язык интерфейса | английский |
Носители | компакт-кассета, дискета 5¼, 3½[10][15], цифровая дистрибуция |
Управление | клавиатура, джойстик [1], сенсорный экран |
Deflektor — компьютерная игра в жанре головоломка, разработанная Vortex Software в 1987 году. Геймдизайнером, разработчиком и художником игры является Коста Панайи (англ.)русск., а над музыкой и звуковым сопровождением Deflektor работал Бен Даглиш. Игра была выпущена компанией Gremlin Graphics Software Ltd. в декабре 1987 года на платформе ZX Spectrum в Великобритании и в феврале 1988 года компанией Erbe Software (исп.)русск. в Испании. В дальнейшем Deflektor был портирован на ряд платформ и выпускался в странах Европы и в Японии. Игра переиздавалась и выпускалась в составе нескольких сборников, в том числе в 2012 году в составе сборника на платформе iOS[⇨].
Игровой мир Deflektor состоит из лазера, множества зеркал, мишеней и других объектов. Игрок управляет положением зеркал и других предметов для того, чтобы изменять направление луча и поражать заданные цели. При этом имеются дополнительные трудности: источник лазера постепенно теряет свою энергию, попадание луча в некоторые объекты приводит к перегреву системы, положение зеркал может измениться из-за воздействия на них различных существ и другие. В игре имеется несколько десятков уровней, для прохождения каждого из которых необходимо уничтожить все заданные цели, что открывает доступ к приёмному устройству, точное попадание в которое завершает уровень
Игровая пресса хорошо встретила Deflektor. Критиками были отмечены его высокая играбельность, увлекательность и оригинальность. Также игра получила положительные отзывы по графике, сложности и глубине проработки. Журналисты не нашли в игре явных недостатков, а в обзорах самую низкую оценку получили звуковые эффекты. Вместе с тем высоко были оценены мелодии Deflektor, а сама игра удостоилась нескольких наград[⇨].
В 1989 году вышел сиквел Mindbender, называемый в некоторых версиях как Deflektor 2
. Deflektor породил множество клонов и оказал влияние на творчество геймдизайнеров, в том числе и современных. Музыка игры исполняется на ретро-концертах и служит источником вдохновения для композиторов, а её программная реализация рассматривалась как пример для участников демосцены[⇨]. Игровой процесс Deflektor (версия для ZX Spectrum). Луч прошёл через несколько зеркал и попал в блок, преломляющий свет случайным образом. Для уничтожения узлов-шариков направлять в блок луч нужно на некоторое время, так как после блока свет попадает в шипы-мины и это вызывает перегрев.Игровой мир[править | править код]
Игровой мир является двумерным, отображается в перспективе сверху-вниз (англ.)русск. и представляет собой последовательность уровней, каждый из которых имеет размер в один экран. Действие происходит в лаборатории, внутри которой находится множество различных объектов, среди которых всегда имеется один источник лазерного луча и один приёмник
Основными игровыми элементами являются зеркала, каждое из которых представляет собой пластину, которая перпендикулярна плоскости лаборатории. Игрок может вращать любое зеркало по или против часовой стрелки. Если луч попадает на пластину, то он либо отражается (по закону отражения), либо проходит вдоль её плоскости и не отклоняется. Следующими важными элементами являются узлы-цели (в описании игры англ. nodes, в обзорах «шарики-капли» (англ. blob)), которые уничтожаются в случае попадания в них луча лазера. Как правило, на каждом уровне присутствуют стенки, которые могут быть двух видов: поглощающие свет и отражающие по закону отражения[1][16][18][19][20].
Вышеописанные элементы обязательно присутствуют на уровне, но кроме них могут быть и другие. Некоторые зеркала могут самостоятельно вращаться (игрок может только остановить одно из них, пытаясь вращать в обратном направлении). На уровнях может быть несколько типов блоков, влияющих на свет особенным образом. Одна из их разновидностей работает всегда в паре и такие блоки «телепортируют» свет, когда при попадании в один из них луч появляется из другого под тем же углом. Некоторые блоки влияют на свет таким образом, что луч при попадании в один из них отклоняется случайным образом, и по прошествию времени угол преломления случайно изменяется. Кроме того, существуют поляризационные блоки, которые поглощают свет, пропуская его только в одном направлении. При этом они могут быть как статичными, так и вращающимися, когда при попадании света он пропускается только в определённом положении блока (соответственно, при прямом попадании луч проходит сквозь такие блоки не постоянно, а периодически в короткие промежутки времени) [16][18][19][20].
Игровая механика[править | править код]
Лазерная установка характеризуется параметрами запаса энергии и уровня перегрузки. Запас энергии ограничен и он полностью пополняется в начале каждого уровня или после потери жизни. Во время игры лазерная установка потребляет энергию, и в случае полной разрядки игрок теряет жизнь, что ограничивает время для прохождения. Текущая нагрузка на лазерную установку влияет на её тепловое состояние (англ. heat), что отражается на шкале теплового индикатора. В начале уровня нагрузка минимальна, но во время игры при определённых обстоятельствах лазерная установка начинает греться, что происходит, например, когда отражённый луч попадает в источник. Нагрев может происходить и в других случаях: если свет попадает в объект «шипы» (англ. spikes; также известен как «мина» (англ. mine)), когда луч лазера проходит слишком большой путь, при попадании в определённые стенки и блоки и т. д. Если индикатор нагрева достигает максимума, то происходит перегрузка (англ. overload) и игрок теряет жизнь; если условия повышенной нагрузки перестают выполняться, то уровень перегрузки постепенно снижается [1][18][21].
Начиная с третьего уровня начинают появляться «призраки» (англ. phantoms, в других описаниях называемые «солнечными зайчиками» или «насекомыми»), которые случайным образом перемещаются в лаборатории. Если один из них касается зеркала, то изменяет его положение, что может помешать игроку. В свою очередь, игрок может ловить «призраков» и получать за это дополнительные очки, но на это уходит время[18][19][20][22][23].
Для прохождения каждого уровня игроку даются три жизни (если игрок переходит на новый уровень, то в его начале будет ровно три жизни). Очки даются за уничтоженные узлы-шарики по мере прохождения уровня, а по его завершении начисляются дополнительные очки за сохранённые жизни и остаток энергии. Если жизни заканчиваются, то игрок проигрывает и набранные им к этому моменту очки могут попасть в игровую таблицу рекордов (количество мест в которой ограничено), и следующая игра начинается заново, с первого уровня. Всего
Интерфейс[править | править код]
Управление реализовано через игровой экранный курсор, и при этом задействуется джойстик и его кнопка [к. 1]. Игрок может перемещать курсор по экрану и с помощью кнопки «огонь» активизировать его на объекте (например на зеркале), и далее им управлять. Аналогичным образом происходит охота на «солнечных зайчиков»: при активации курсора на одном из них тот считается «пойманным» и перестаёт мешать игроку[6][23][24].
Фрагмент мелодии для версии игры на платформе ZX Spectrum[к. 2]. Фрагмент мелодии для версии игры на платформе Commodore 64[к. 3].Во время создания игры Коста Панайи являлся основным программистом, геймдизайнером и художником в компании Vortex Software, и при этом преимущественно программировал на платформе ZX Spectrum. До Deflektor’a он разработал и выпустил в Vortex Software игру Revolution (англ.)русск. — изометрическую абстрактную головоломку —, и опыт её создания повлиял на Deflektor, который также стал абстрактной игрой. Deflektor основывался на простом физическом явлении (движении света в пространстве), которое в дальнейшем было модифицировано с точки зрения игровой механики. На создание игры Косту Панайи вдохновило наблюдение за научным программным обеспечением, которое работало с лазерами
Разработкой оригинальной игры для ZX Spectrum занимался сам Панайи — он выполнил все работы по геймдизайну, программированию и графическому оформлению. Издателем игры стала Gremlin Graphics. За месяц до своего выхода Deflektor анонсировался в журналах CRASH, Sinclair User, Your Sinclair и Popular Computing Weekly (англ.)русск.[2][27][28]. Игра была выпущена на платформе ZX Spectrum в декабре 1987 года в Великобритании[1][29], а в феврале 1988 года после анонса в журнале MicroHobby компания Erbe Software (исп.)русск. выпустила Deflektor в Испании[3].
Коста Панайи портировал Deflektor на Amstrad CPC[15], в то время как разработчик Джейсон Перкинс (англ. Jason Perkins) из Gremlin Graphics портировал игру на Commodore 64 и Atari ST[8]. Изначально была анонсирована версия для Commodore 64[20], которая вышла в феврале 1988 года[3]. В дальнейшем Deflektor появился на Amstrad CPC в марте, на Atari ST в июне того же года[6][7][8], игра для Amiga была выпущена в апреле 1989 года. Программированием Deflektor для последней платформы занимался Билл Аллен (англ. Bill Allen), а графикой — Кевин Балмер (англ. Kevin Bulmer) и Стив Керри (англ. Steve Kerry). В апреле 1992 года данная портированная версия была выпущена повторно, под изданием компании Pocket Power[11].
Над музыкальным оформлением для всех платформ работал Бен Даглиш. Мелодии игры создавались посредством написания программы на ассемблере, и их исполнение отличается на разных платформах[30]. В своё время музыка была высоко оценена критиками игровой прессы, а с 2000-х годов она исполняется на некоторых ретро-концертах[⇨].
Звуковое сопровождение для ZX Spectrum было реализовано на одноканальном динамике компьютера[30]. Написание музыки для Commodore 64 отличалось тем, что у этого компьютера имеется сопроцессор SID, дающий возможность воспроизведения нескольких каналов цифрового звука. Как отмечал Бен Даглиш, данное преимущество Commodore 64 ценилось игроками, которые в ряде случаев покупали игры из-за качества их саундтреков. Сотрудничая с Gremlin, Бен Даглиш использовал драйвера для создания музыки, и, в частности, программное обеспечение Энтони Кроутера (англ.)русск.. В 1980-х гг. для композиторами компьютерных игр практиковалось два подхода: создание музыки на основании экспериментов с программным кодом, и написание нот с дальнейшими попытками воспроизведения наиболее близкого к ним звучания. Бен Даглиш в своем творчестве всегда использовал второй подход, но Deflektor оказался исключением — однажды у композитора получилось программно сделать особенный звук колокольчика, и в дальнейшем музыкант на его основании написал мелодию для игры[31].
Над портированием Deflektor (яп. ディフレクター) на платформы NEC PC-8801, NEC PC-9801 и Sharp X68000 в компании Bullet-Proof Software (англ.)русск. работали японские разработчики. В данных версиях в игру были добавлены инструкции, возможность сохранения, межуровневые видеоролики, а также переработаны графика, звуковое оформление и игровой интерфейс. Уровни остались такими же, но были внесены некоторые изменения в игровой процесс (например, появилось несколько типов «призраков», часть из которых стало возможным уничтожать лазером). Данные версии Deflektor’a были выпущены в Японии в 1991 году[10][32].
Deflektor был выпущен в нескольких сборниках игр, таких как 10 Mega Games Volume One (первый том мега-игр) в 1988 году, Action Amiga (пять игр-экшн для Amiga) и Best of Gremlin (25 full games) (25 лучших игр Gremlin) в 1999-м[33][34][35][36]. В 2004 году игра вошла в состав сборника журнала Retro Gamer, который позиционировался как лучшие 10 игр от Gremlin[37]. 12 апреля 2012 года Deflektor был выпущен в сборнике 100 Greatest Hits (100 величайших хитов [для ZX Spectrum]) на платформе iOS, который был посвящен тридцатилетию появления компьютера ZX Spectrum[14].
После успеха Deflektor и его портирования на ряд платформ, в том числе на 16-битные (Amiga и Atari ST), в Vortex Software начались работы по созданию новой игры, которая уже использовала манипулятор-мышь в качестве управления, задействовала скроллинг экранов, а также имела ряд игровых нововведений. Однако компания столкнулась с финансовыми проблемами и, помимо этого, её покинул Коста, который вернулся в машиностроение в качестве инженера. В середине 1990-х рассматривались планы по разработке игры на Sega Mega Drive/Genesis, карманном компьютере Psion 3 и ПК под операционную систему Windows, но они не были реализованы[25].
В 2013 году Amiga Games Inc объявила о планах портирования 200 игр на мобильные платформы, среди которых была отдельно сделана выборка из 15 наиболее популярных игр, в число которых входил Deflektor[38].
Приём[править | править код]
Игровая пресса отметила высокими оценками играбельность, увлекательность и оригинальность Deflektor[1][6][8][20][24]. Графика, сложность и глубина проработки игры также удостоились положительных отзывов[1][6][8][16][20][24][40][42]. Критики не нашли в игре явных недостатков, а самые низкие баллы в некоторых обзорах получили звуковые эффекты (в числе таких оценок — 4/10 от ACE, 6/10 и 8/10 от Computer and Video Games и 64 % от Amtrad Action)[4][20]. Вместе с тем высоко была оценена музыка Deflektor, которую критики называли «превосходной»[7], «великолепной»[6], «восхитительной»[43] и «мелодичной»[41].
Первыми рецензентами игры стали обозреватели Your Sinclair и CRASH. В статье первого журнала приветствовался тот факт, что игра была явно разработана для «Speccy» с учётом его блочной графики и ярких цветов. Критиком Your Sinclair, как и всеми тремя журналистами CRASH, было отмечено, что игра очень увлекательна и играбельна. В обзоре CRASH обратили внимание на затягивающую сложность головоломок, которые заставляют думать и не требуют спешки, но в то же время могут довести до бешенства именно своей сложностью[1][16]. С данным мнением согласились рецензенты Sinclair User и ACE. В публикации ACE сильной стороной игры была названа сложность головоломок, а слабой — звуковые эффекты. Кроме этого, в рецензии было отмечено, что при разработке в игровом процессе было применено несколько необычных решений — например, восполнение жизней на каждом уровне или чередование сложности уровней по мере их прохождения[20][24]. По мнению, высказанному в статье журнала Micro Hobby, Deflektor был одной из самых оригинальных игр за последние годы[40].
Журналисты сравнивали Deflektor с игрой Rebel от Virgin Games Ltd (она вышла месяцем раньше)[53], у которой игровая механика тоже построена на оптике лазерного луча. Deflektor, по мнению критиков, выигрывал в этом сравнении и был описан как более глубокая и продуманная игра с более сложными головоломками[1][16][20]. Обозреватель CRASH Пол Самнер (англ. Paul Sumner), рассматривая игру в контексте игр-головоломок, таких как Pi-R Squared[к. 4] и Think![к. 5], описал Deflektor как одну из самых захватывающих[1].
В обзоре Computer and Video Games одновременно рецензировались версии для ZX Spectrum и Commodore C64, для второй из которых было отмечено лучшее звуковое оформление, а также было сказано, что данной игры-головоломки является наличие аркадных элементов[4]. В статье журнала Zzap! критик обратил внимание на то, что игровой процесс становится механическим и теряет привлекательность при повторном прохождении уровней[41]. Аналогичное замечание сделал и обозреватель журнала Happy Computer, по мнению которого хорошим решением было бы прохождение уровней на выбор[42]. Критик Commodore User писал[21]:
Не играйте в Deflektor, если вам дорог рассудок. Я попробовал — и посмотрите, что со мной произошло. Deflektor — более коварная игра, чем кубик Рубика, более изматывающая умственно, чем шахматы, требующая больших интеллектуальных ресурсов, чем свидание вслепую — не для слабонервных <…> Как и многие другие работы студии Gremlin, [их] Deflektor это ещё одна очень оригинальная игра. Оригинальный текст (англ.) Don’t play Deflektor if you value your sanity. I did and look what happened to me. More cunning than Rubik’s cube, more mentally sressful than a game of chess, more intellectually demanding than Blind Date, Deflektor is tough on the nerves <…> Like a lot of things Gramlin do, Deflektor is another highly original game. |
В журнале Power Play рецензировались версии для Commodore 64 и Amstrad CPC, где для первой была отмечена оригинальность идеи, но автор статьи указал на некоторые проблемы — очевидность решения некоторых уровней или неравномерность сложности и удовольствия от игры по мере их прохождения[43]. В публикации журнала Amstrad Action рецензент в качестве краткой характеристики игры назвал «сложность» из-за ограничения времени и необходимости решать головоломки, и «увлекательность», связанную с непредсказуемостью игровых событий[6].
В обзоре версии для Atari ST в журнале The Games Magazine звуковые эффекты были определены как функционально достаточные, управление как простое и удобное, а игровой процесс увлекательным и сложным, который заставляет думать. Графика описана как чёткая и красочная, отлично показывающая игровые события[8]. Аналогичного мнения о графике придерживались журналисты Génération 4, которые в своём обзоре сообщили, что Deflektor демонстрирует хороший баланс между стратегией и экшн, а игровой процесс очень оригинален и среди логических игр стоит наравне с Тетрис и Sentinel. Отдельно критик (подобно рецензенту Happy Computer) высказал мнение, что было бы лучше, если бы в игре была реализована система паролей для пропуска уже пройденных уровней[7].
Версия для Amiga в журнале Zzap! была оценена неоднозначно, где критике подверглась простота прохождения уровней[26]. В журналах ACE и Commodore User для версии Amiga оценки были выставлены, но не прокомментированы[44]. О повторном выпуске игры для данной платформы писали в журналах The One и Amiga Power, где опубликовали сдержанные отзывы[11][45]. Обозреватель журнала Aktueller Software Markt позитивно оценил Deflektor и отнёс его к числу лучших продуктов Gremlin; были отмечены оригинальность и простота идеи. По мнению рецензента, во время портирования была проведена хорошая работа над графикой, а самой положительной оценки по мнению критика удостоилась мотивация, которую даёт игра[47].
Deflektor попадал в рубрику The Games You Have to Have… журнала ACE[56][57]. Deflektor в рецензии CRASH на сборник игр 10 Mega Games Volume One был поставлен на третье место и описан как интригующая и заслуживающая внимания головоломка[36].
В ретроспективе[править | править код]
В обзоре российского журнала Konig 1994 года Deflektor описан как «ослепительная», «сенсационнооригинальная и трудная», а также «незаслуженно забытая» игра[22]. В 1995-м году разработчик компьютерных игр Марк Хей-Хатчинсон (англ.)русск., описывая историю компании Vortex Software, сообщил, что Deflektor является полностью оригинальной и абстрактной игрой, которая основана на очень простом концепте и имеет глубокий геймплей. Вместе с тем Марк отметил, что ни одна из портированных версий не сравнима с оригинальным Deflektor для ZX Spectrum[25]. В сборнике игр, выпущенном журналом Retro Gamer в 2004 году, Deflektor был описан как «пожалуй, идеальный пример игры-головоломки»[37]. В 2007 году Eurogamer охарактеризовал игру как головоломку, которую сложно вспомнить из-за того, что в конце 1980-х большинство игр были в жанре экшн, и развитие в то время было сосредоточено на графике. При этом журналист отметил простоту игровой идеи, назвал Deflektor незаслуженно забытой игрой и поставил оценку 8/10[17]. В том же году журнал «Страна игр» назвал Deflektor необычной и достаточно сложной игрой, ставшей одним из главных хитов Gremlin Graphics[58]. В 2011 году в журнале Retro Gamer (англ.)русск. была опубликована статья о Deflektor, где её автор сообщил о том, что, по его мнению, игра относится к лучшим головоломкам, для которых нехарактерно исключительное визуальное оформление, но при этом Deflektor базируется на простой идее, которая безупречно реализована. Дополнительно критик сообщил, что игра приносит удовольствие даже тогда, когда становится очень сложной[59]. В статье 2014 года журнала Retro Gamer игра была охарактеризована как одна из тех, которые не устаревают со временем по графике, управлению и игровому процессу, а разработчики мобильных платформ используют Deflektor как источник вдохновения. В том же номере Deflektor описан как одна из тех инновационных игр, в которую можно играть спустя многие годы, и это отличает её от других. В то же время, согласно обзору, игра не стала прародителем множества клонов и поэтому свежо воспринимается в настоящее время[60][61].
Награды[править | править код]
Deflektor является лучшей игрой марта 1988 года по версии журнала Amstrad Action[52]. В 1988 году Deflektor вошёл в сотню лучших игр по версии журнала ACE, где игра была описана как уникальная, но очень лёгкая, так как для прохождения уровней достаточно перебирать все позиции зеркал[49]. В 1990 году автор статьи в журнале Your Sinclair поставил Deflektor на 7-е место из девяти лучших головоломок и при этом описал игру как особенную и увлекательную. В 1991 году журнале ACE игра была помещена в пятёрку лучших игр-головоломок[50][51].
Deflektor рассматривался современниками как особенная головоломка, одна из лучших в своём жанре[48][50][51]. В ретроспективе Deflektor описывается как один из характерных примеров головоломок рубежа 1990-х, когда геймдизайнеры получали вдохновение из различных источников, включая зеркала и лучи лазеров[62].
В ноябре 1989 года Gremlin Interactive выпустила сиквел Mindbender (в некоторых версиях называемый как Deflektor 2)[63][64]. В данной игре был изменен сеттинг: если в Deflektor действие происходит в лаборатории, то в Mindbender игрок управляет волшебником, который использует магический луч. Сиквел построен на аналогичной игровой механике: игроку нужно управлять магическим потоком энергии с помощью зеркал; в игре нужно уничтожать магическим лазером цели, после поражения которых открывается дверь на следующий уровень. Вместе с тем в игру был добавлен режим многопользовательской игры, а в игровом процессе появились новые элементы, например ключи, попадание луча в которые открывает новые части уровня[65].
Deflektor считается одной из игр, которые до сих пор предлагают основу для творчества и пищу фантазии современных геймдизайнеров. Для разработчиков середины 2010-х, работающих на мобильных платформах, игра является одним из хороших источников вдохновения[61][62][66][67]. По заключению редакции журнала «Страна игр», Deflektor породил такое количество клонов, что для одного только их перечисления и обсуждения требуется отдельная публикация[68]. Самыми известными являются следующие неофициальные ремейки: в 2001 году для платформы Windows Игнасио Перес Гил (исп. Ignacio Pérez Gil) разработал и опубликовал игру Deflektor PC, а в 2003 году для платформ Windows и Linux Хольгером Шемелем (нем. Holger Schemel) была разработана и выпущена игра Mirror Magic[15][68][69][70]. Помимо этого головоломки, подобные Deflektor, можно встретить в других играх в качестве мини-игры[71].
Мелодии игр Deflektor и The Last Ninja, наряду с композициями таких музыкантов 1980-х, как Роб Хаббард и Джон Хэр (англ.)русск., оказывают влияние на творчество современных композиторов компьютерных игр, а сам Бен Даглиш рассматривается как одна из культовых фигур[31][72]. Музыка Deflektor исполняется на ретро-концертах, например, Back In Time (регулярно проходят с 2001 года) и Retrovision (англ.)русск.[73][74][75][76][⇨] В своих интервью Бен Даглиш говорил, что саундтрек Deflektor является его любимым в современной аранжировке[77][78], а также причислил его к тройке своих любимых ретро-композиций[79]. Мелодия Deflektor выпускается в музыкальных сборниках. В 2004 году она стала одной из 18 композиций диска C64 Remixes, где записана в исполнении композитора Рейна Оуаханда (англ. Reyn Ouwehand). Мелодия также выпущена на диске Nexus 6581 того же композитора[80][81]. Существуют ремиксы на музыку Deflektor в современной аранжировке. В 2000 году ремикс был выпущен композитором Чаком Доджерсом (англ. Chuck Dodgers), а в 2011 году немецкая рок-группа Zero Divison в альбоме Through The Night выпустила песню «Cover your light», мелодия которой представляет собой ремикс мелодии Deflektor. На песню был также снят видеоклип[82]
дефлектор — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | дефле́ктор | дефле́кторы |
Р. | дефле́ктора | дефле́кторов |
Д. | дефле́ктору | дефле́кторам |
В. | дефле́ктор | дефле́кторы |
Тв. | дефле́ктором | дефле́кторами |
Пр. | дефле́кторе | дефле́кторах |
деф-ле́к-тор
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -дефлект-; суффикс: -ор.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- вытяжное устройство на вентиляционной или дымовой трубе, работающее под воздействием ветра ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- приспособление для изменения направления потока газа, жидкости, сыпучих тел, звуковых волн и т. п. ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Происходит от нем. Deflektor «отражатель», далее из лат. deflectere «отклонять, отвращать», далее от лат. de- (выражает отделение, устранение, отсутствие чего-либо или завершение действия) + flectere «гнуть, сгибать» (дальнейшая этимология неясна) .
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Библиография[править]
Дефлектор (аеродинаміка) — Вікіпедія
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.
Дефлектор у вигляді літери Т У Вікіпедії є статті про інші значення цього терміна: Дефлектор.Дефле́ктор (від лат. deflecto — «відхиляю»), ковпак — витяжний пристрій на кінці вентиляційної чи димової труби. Призначений для збільшення тяги і запобігання зворотному току газів (зворотній тязі) під дією вітру. Побічною функцією ковпаків також захист від потрапляння в трубу опадів, від використання труб для гнізд птахами і білками. Іноді до дефлектора додається металева сітка, що слугує іскрогасником. На хмелесушарнях використовують дерев’яні дефлектори.
Виконуються з каменю, бетону, бляхи[1]. Існують такі типи дефлекторів:
- Звуження верху комина з допомогою труби, встановленої на бетонному конусі[1].
- У вигляді літери Т — найбільш ефективно захищає канал від відсирювання[1].
- У вигляді літери Н.
Дефлектори у формі літери Н скоріш стабілізують тягу, ніж збільшують її. Хоча вони мають одні з найкращих характеристик захисту від задування вітром, але втратили популярність через незграбний зовнішній вигляд. Інші конструкції дефлекторів використовують ефект Вентурі, постійно посилюючи тягу.
Суднові дефлектори[ред. | ред. код]
Найпростіший корабельний дефлектор — дефлектор з розтрубом, що являє собою вертикальну трубу, проведену в вентильоване приміщення, яка закінчується нагорі комінгсом. На комінгс надівається поворотний розтруб, що встановлюється в будь-яке положення в напрямку до вітру[2].
На вітрильних суднах за дефлектор використовувався віндзейль, що являв собою трубу, виготовлену з парусини, верхній кінець якої зрізаний навскоси і споряджений розпіркою. Віндзейль підвішували на такелажі, його отвір повертали до вітру, а рукав через люк пропускали всередину суднових приміщень і таким чином подавали туди свіже повітря.
Дефлектори на дахах, звичайні на вітристому узбережжі штату Орегон
-
Дефлектор у вигляді літери Н
-
Обертовий дефлектор
Обертовий дефлектор
Корабельний вентиляційний дефлектор
-
Типи дефлекторів. 1910 р.
Верх і дефлектор димаря, Будинок Кавайє, XIV ст., Прессак, Франція
Керамічні дефлектори, Честер, Англія.
Дефлектор, Вілла Еглі, Цюрих, Швейцарія
-
Схема будови суднового дефлектора. Потік повітря позначений червоним, води — блакитним.
- Davies Brothers & Co Ltd, 1910 Catalogue Wolverhampton History and Heritage Society. Accessed April 2007
- Chimney Cowl at English Heritage thesaurus. Accessed April 2007
- Плужников В. И. Термины российского архитектурного наследия. М. «Искусство», 1995
Дефлектор — это… Что такое Дефлектор?
прибор, служащий для измерения величины магнитной силы, действующей на стрелку компаса. В нашем флоте употребляется следующего устройства Д. системы И. П. де Колонга: на цилиндрической медной коробке укреплена линейка RR’, на которой нанесены деления; по этой линейке перемещается магнит NS, который можно ставить или горизонтально, или вертикально. В верхней части коробки сделан прорез, в который вставляется маленький магнитик, (не изображенный на чертеже) перпендикулярно к большому NS, когда этот последний поставлен горизонтально. На линейке нанесены два рода делений: горизонтальных сил и вертикальных сил. Эти деления показывают величины, пропорциональные той силе, которую показывает магнит NS на стрелки компаса.
Для измерения горизонтальной составляющей магнитной силы, действующей на стрелки компаса, ставят Д. на крышку компаса, сцепив его с радиусами азимутального круга (см. Компас) так, чтобы горизонтально поставленный магнит NS был в плоскости компасного меридиана и северный его конец N приходился над таковым же для стрелок; приближают затем магнит до тех пор, пока картушка не отклонится на 90° от ее первоначального положения, т. е. пока ее стрелки не станут параллельно маленькому магнитику ns Д., что может быть только, когда сила, оказываемая большим, равна и прямо противоположна горизонтальной составляющей магнитного напряжения, действующего на стрелки компаса.
Дефлектор (внизу в открытую коробку вставляется магнитик, направленный перпендикулярно большему магниту NS).
Отсчет по делениям горизонтальной силы на Д. и дает ее величину. Для измерения вертикальной силы служит, кроме Д., еще особая картушка с качающимися стрелками. У этой картушки система таких же шести стрелок, как у обычной, не скреплена с оправой и радиусами картушки и подвешена на двух нитях, взятых за середины двух крайних стрелок, другие же концы нитей укреплены — один под точкой О картушки, другой конец нити под точкой W; таким образом стрелки свободно качаются в плоскости, параллельной линии NS картушки. Заменив обычную картушку вышесказанной, вынимают у Д. маленький магнитик, большой ставят вертикально, у нас S вниз, и, поставив Д. на крышку компаса, приближают магнит его до тех пор, пока стрелки не станут горизонтально. Отсчет по делениям вертикальных сил и дает величину вертикальной составляющей магнитного напряжения в тех же самых единицах, как и для горизонтальных.
Точность прибора до 1/2—1/4% измеряемой величины, так что ошибка в вычисленном на основании измерения обеих составляющих наклонении не превосходит для наших широт 10′. Подробности о вычислении делений сил Д. можно найти в статье А. Крылова в № 1 «Записок по гидрографии».
А. Крылов.
дефлектор — это… Что такое дефлектор?
Дефлектор — D. Das Leitblech der Turbinenschaufel Источник: ГОСТ 23537 79: Лопатки авиационных осевых компрессоров и турбин. Термины и определения оригинал до … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Дефлектор — (от лат. deflecto отклонять) аэродинамическое устройство, устанавливаемое над вентиляционным каналом, дымоходом, в системе охлаждения поршневого авиамотора и др. Применяется для усиления тяги в канале за счёт эффекта Бернулли: чем… … Википедия
ДЕФЛЕКТОР — Колпак на трубе для регулирования тяги. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕФЛЕКТОР жестяной колпак на трубе для регулирования тяги. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
ДЕФЛЕКТОР — (Deflector) прибор, служащий для измерения магнитных сил, действующих на компасную картушку. Дефлектор применяется при уничтожении или определении девиации судового магнитного компаса. В нашем флоте употребляется Д. системы де Колота. Этим Д.… … Морской словарь
Дефлектор — – вытяжное устройство, устанавливаемое на конце наружной части трубы для отсоса загрязнннного воздуха из различных помещений и реже для подачи воздуха в помещения. Устанавленный на дымовой трубе дефлектор повышает тягу, подсасывая газы из… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
ДЕФЛЕКТОР — (от лат. deflecto отклоняю отвожу), 1) вытяжное устройство на конце наружной части трубы (шахты) для отсоса воздуха из помещений.2) Прибор для измерения и устранения девиации магнитного компаса.3) Приспособление для изменения направления потока… … Большой Энциклопедический словарь
ДЕФЛЕКТОР — см. Отражатель. Технический железнодорожный словарь. М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 … Технический железнодорожный словарь
дефлектор — отражатель, отклоняющее устройство Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
Дефлектор — устройство для вывода пучка частиц из камеры циклического ускорителя для транспортировки в специальные залы для проведения физических экспериментов. Термины атомной энергетики. Концерн Росэнергоатом, 2010 … Термины атомной энергетики
Дефлектор — 1. Вытяжное устройство на конце наружной части трубы (шахты) для отсоса загрязненного воздуха из помещений. 2. Прибор для измерения и устранения девиации магнитного компаса. 3. Приспособление для изменения направления потока газов, жидкостей,… … Российская энциклопедия по охране труда
Газоотбойник — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Газоотбойник на авианосце CVN-76 «Рональд Рейган»Газоотбойник (газоотражатель, дефлектор газовой струи) — устройство, предназначенное для защиты персонала и оборудования от струи раскалённых реактивных газов в момент взлёта реактивного самолёта или пуска ракеты. Как правило, представляет собой панели из термостойкого материала, стационарные или поднимающиеся, которые устанавливаются на взлётной полосе или за пусковой установкой[1]. Зачастую панели охлаждаются проточной водой или другим хладагентом. В ряде случаев (например, на авианосцах) газоотбойники также необходимы, чтобы отработанные газы не глушили двигатели стоящих сзади самолётов[2].
Известны газоотбойники различной степени сложности, начиная от стационарных из монолитного бетона и кончая металлическими или стекловолоконными панелями, которые поднимаются и опускаются при помощи гидропривода и искусственно охлаждаются. На аэродромах и в ремонтных мастерских газоотбойники часто совмещаются со звукопоглощающими барьерами.
Аэропорты[править | править код]
Газоотбойник в аэропорту СеулаПервые газоотбойники появились в аэропортах в 1950-х годах[3][4]. В 1960-х годах использовались газоотбойники высотой 1,8–2,4 м, к 1990-м годам их высота увеличилась вдвое[5]. Для больших самолётов с двигателями, установленными выше уровня фюзеляжа (McDonnell Douglas DC-10, MD-11), высота газоотбойников достигала 10 м[1]. Газоотбойники устанавливались в начале взлётной полосы, а также зачастую по периметру аэропорта. Благодаря наклону плит, реактивные газы отклонялись вверх[6]. Со временем для лучшего рассеяния газов стали применять газоотбойники, состоящие из нескольких независимо поднимаемых на различные углы панелей[7].
Авианосцы[править | править код]
Взлёт самолётов FA-18 с катапульты 2 авианосца CVN-71 «Теодор Рузвельт»На авианосцах газоотражатели устанавливаются сзади от каждой катапульты чтобы горячие реактивные газы не могли повредить самолёты, стоящие в очереди на взлёт. Панели газоотбойников изготавливаются из термоустойчивых материалов и имеют электромеханический или гидравлический привод. В неактивном состоянии панели утоплены в настил, составляя часть сплошной полётной палубы. Во время взлёта панели поднимаются на определённый угол[7], позволяя персоналу проводить проверку и техобслуживание стоящего сзади самолёта.
Газоотбойники начали устанавливать на авианосцах в конце 1940-х и начале 1950-х годов, с появлением реактивных палубных самолётов. Первым авианосцем, оснащённым отражателями, стал CV-34 «Орискани» типа «Эссекс», на котором отражатели были установлены во время модернизации в октябре 1947 – августе 1951 года[8].
Газоотбойники на авианосцах располагаются в непосредственной близости от работающих реактивных двигателей, температура отработанных газов которых достигает 1300 °C[9]. Специальное палубное покрытие на поверхности панелей быстро выходит из строя и требует замены. Кроме того, разогретая поверхность панели не может служить для перемещения самолётов[6]. Для решения этой проблемы с середины 1970-х годов используется принудительное охлаждение панелей проточной морской водой, которая поступает из системы пожаротушения корабля[9]. Однако принудительное водяное охлаждение усложняет конструкцию газоотбойника и является источником потенциальной ненадёжности. На одном из последних американских авианосцев CVN-77 «Джордж Буш» в 2008 году был впервые установлены газоотбойники, покрытые термоустойчивым теплорассеивающим керамическим покрытием, долгое время применявшееся на космических кораблях типа «Шаттл»[10].
Чаще всего газоотбойники авианосцев отклоняют газовую струю вверх, однако известны конструкции, направляющие её в подпалубное пространство с выводом через специальные каналы за борт корабля. Такая конструкция сохраняет работоспособность палубного покрытия панелей и не создаёт угрозы самолётам, пролетающим над палубой[6].
Другие области применения[править | править код]
Бетонный газоотбойник на мысе Канаверал, у стартового стола космических кораблей «Аполлон»Газоотбойники применяются также при испытании реактивных двигателей и при запуске ракет.
На некоторых стационарных газоотбойниках в аэропортах устанавливаются ветрогенераторы, позволяющие утилизировать часть рассеиваемой энергии реактивной струи[11].
-
Газоотбойник на ТАКР «Адмирал Кузнецов»
-
Типичный газоотбойник в аэропорту
- ↑ 1 2 Stanley, Lynn B. Split exhaust jet blast deflector fence. U.S. Patent 5 429 324, issued July 4, 1995.
- ↑ Morrison, Rowena. ASRS Directline, Issue Number 6, August 1993. «Ground Jet Blast Hazard.» Retrieved on November 13, 2009.
- ↑ Brown, Edward L. Blast fence for jet engines. U.S. Patent 2 726 830, issued December 13, 1955.
- ↑ Hayden, Harold J. Jet engine exhaust deflector. U.S. Patent 2 826 382, issued March 11, 1958.
- ↑ Stanley, Lynn B. Jet blast deflector fence. U.S. Patent 5 127 609, issued July 7, 1992.
- ↑ 1 2 3 Campion, Gordon Pearson. Blast deflector. U.S. Patent 6 802 477 issued October 12, 2004.
- ↑ 1 2 Stanley, Lynn B. Blast deflecting fence. U.S. Patent 4 471 924, issued September 18, 1984.
- ↑ Federation of American Scientists. CV-9 Essex Class: Overview
- ↑ 1 2 Fischer, Eugene C. and Dale A. Sowell, John Wehrle, Peter O. Cervenka. Cooled jet blast deflectors for aircraft carrier flight decks. U.S. Patent 6 575 113, issued June 10, 2003.
- ↑ GlobalSecurity.org. «CVN-77 — George H.W. Bush.» July 10, 2006. Retrieved on November 14, 2009.
- ↑ Henson, George A. Jetair recovery generator. U.S. Patent 7 380 751, issued June 3, 2008.
Значение слова «дефлектор» в 7 словарях
— прибор, служащий для измерения величины магнитной силы, действующей на стрелку компаса. В нашем флоте употребляется следующего устройства Д. системы И. П. де Колонга: на цилиндрической медной коробке укреплена линейка RR’, на которой нанесены деления; по этой линейке перемещается магнит NS, который можно ставить или горизонтально, или вертикально. В верхней части коробки сделан прорез, в который вставляется маленький магнитик, (не изображенный на чертеже) перпендикулярно к большому NS, когда этот последний поставлен горизонтально. На линейке нанесены два рода делений: горизонтальных сил и вертикальных сил. Эти деления показывают величины, пропорциональные той силе, которую показывает магнит NS на стрелки компаса.
Для измерения горизонтальной составляющей магнитной силы, действующей на стрелки компаса, ставят Д. на крышку компаса, сцепив его с радиусами азимутального круга (см. Компас) так, чтобы горизонтально поставленный магнит NS был в плоскости компасного меридиана и северный его конец N приходился над таковым же для стрелок; приближают затем магнит до тех пор, пока картушка не отклонится на 90° от ее первоначального положения, т. е. пока ее стрелки не станут параллельно маленькому магнитику ns Д., что может быть только, когда сила, оказываемая большим, равна и прямо противоположна горизонтальной составляющей магнитного напряжения, действующего на стрелки компаса.
Дефлектор (внизу в открытую коробку вставляется магнитик, направленный перпендикулярно большему магниту NS).
Отсчет по делениям горизонтальной силы на Д. и дает ее величину. Для измерения вертикальной силы служит, кроме Д., еще особая картушка с качающимися стрелками. У этой картушки система таких же шести стрелок, как у обычной, не скреплена с оправой и радиусами картушки и подвешена на двух нитях, взятых за середины двух крайних стрелок, другие же концы нитей укреплены — один под точкой О картушки, другой конец нити под точкой W; таким образом стрелки свободно качаются в плоскости, параллельной линии NS картушки. Заменив обычную картушку вышесказанной, вынимают у Д. маленький магнитик, большой ставят вертикально, у нас S вниз, и, поставив Д. на крышку компаса, приближают магнит его до тех пор, пока стрелки не станут горизонтально. Отсчет по делениям вертикальных сил и дает величину вертикальной составляющей магнитного напряжения в тех же самых единицах, как и для горизонтальных.
Точность прибора до ½—¼% измеряемой величины, так что ошибка в вычисленном на основании измерения обеих составляющих наклонении не превосходит для наших широт 10′. Подробности о вычислении делений сил Д. можно найти в статье А. Крылова в № 1 «Записок по гидрографии».
А. Крылов.