Тетрафторэтан — Википедия
Тетрафторэтан — общее название двух изомеров: 1,1,2,2 — тетрафторэтана и 1,1,1,2 — тетрафторэтана. Оба изомера относятся к фторорганическим соединениям и являются фторуглеводородами этанового ряда. Оба изомера служат альтернативной заменой озоноразрушающим хлорфторуглеродам. 1,1,2,2 — тетрафторэтан — CF2H — CF2H (R 134, HFC 134). Озоноразрушающий потенциал (ODP) равен нулю, т.е. он не разрушает озоновый слой. Температура кипения (-22,5° C). Торговая марка (СССР, РФ) — хладон 134. Хладон 134 служит основой озонобезопасного смесевого хладоагента СМ-1 (массовый состав, %: хладон 134 — 62,9; хладон 218-32,6; Н-бутан-4,5), который близок к хладону 12 (дифтордихлорметану) по теплофизическим характеристикам и хорошо растворяется в минеральном масле.
Метод синтеза 1,1,2,2 — тетрафторэтана — каталитическое гидрирование тетрафторэтилена :
CF2 = CF2 + H2 → CF2H — CF2H.
1,1,1,2 — тетрафторэтан
Метод синтеза 1,1,1,2 — тетрафторэтана включает каталитическое гидрофторирование трихлорэтилена в две стадии :
CCl2 = CClH + 3HF → CF3 — CH2Cl + 2HCl;
CF3 — CH2Cl + HF → CF3 — CFH2 + HCl
Альтернативными методами синтеза 1,1,1,2 — тетрафторэтана являются способы, основанные на фторировании органических соединений обеднённым гексафторидом урана . В качестве исходного органического сырья можно использовать 1,1 — дифторэтилен (фтористый винилиден)
CF2 = CH2 + UF6 → CF3 — CFH2 + UF4 + Q
или 1,1,1 — трифторэтан (хладон — 143a)
CF3 — CH3 + UF6 → CF3 — CFH2 + UF4 + HF + Q[1]
Тетрафторэтан совместим с большинством традиционно используемых конструкционных материалов, за исключением магния, свинца, цинка, и алюминиевых сплавов с содержанием магния более 2 %. Тесты на хранение R134a в присутствии воды показали хорошую гидролизную устойчивость на металлах, таких как алюминий, латунь, медь, ферритовая сталь и нержавеющая сталь V2A[2].
При действии тетрафторэтана на следующие пластмассы или эластомеры — наблюдается незначительное набухание: полиэтилен (PE), полипропилен (PP), поливинилхлорид (PVC), полиамид (PA), поликарбонат (PC), эпоксидная смола, политетрафторэтилен (PTFE), полиацетал (POM), хлорпренкаучук (CR), акрилнитрил-бутадиенкаучук (NBR) и гидрированный акрилнитрил-бутадиенкаучук (HNBR). Для уплотнений применимы материалы группы этилен-пропилен-диен-каучука (EPDM). Уплотнения из фторкаучука для R134a не рекомендуются. При выборе материала для уплотнений холодильных установок следует соблюдать их совместимость с планируемым к использованию смазочным материалом, в частности, полиэфирное масло может оказаться несовместимым с маслобензостойкой резиной, которая сама по себе устойчива к тетрафторэтану. Также следует учитывать фактор возможного охлаждения уплотнения; например, химически инертный поливинилхлорид при отрицательных температурах теряет эластичность.
R134a совместим с рядом уплотняющих материалов, например: как «Хайпалон 48», «Буна-Н», «Нордел», «Неопрен», а также со шлангами, футурованными внутри нейлоном (полиамидом) или неопреном.
Фторуглероды | |
---|---|
Фторуглеводороды | |
Фторхлоруглеводороды | |
Хлорфторуглероды | |
Фторбромуглероды, фторбромуглеводороды |
|
Фториодуглероды |
Хладагент 134: свойства и характеристики
Фреон (хладагент) R134a — это бесцветный газ, замена для R-12.
Формула
СF3CFh3 (тетрафторэтан), фреон 134a принадлежит к хладонам группы ГФУ
Применение фреона R134a
Фреон 134 (по другому его называют фреон 134a или фреон R134a
Ретрофит и новое оборудование.
Рабочее вещество длительного действия (ГФУ), охладитель до средних температур, кондиционирование воздуха. Требует полиолэфирных смазок. Производительность примерно на 8% ниже, чем у R-12 (при охлажд.). Имеет хороший холодильный коэффициент и более высокое давление конденсации, чем у R-12. Хладагент, пропеллент и вспениватель для получения пенопластов.
Транспортировка фреона R134a
Всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки опасных грузов.
Хранение фреона R134a
Хранить в сухих складских помещениях, обеспечивающих защиту от солнечных лучей, подальше от открытого огня и электронагревательных приборов, при температуре не выше 52°С.
Меры безопасности для фреона R134a
При coприкосновении с пламенем и горячими поверхностями разлагается с образованием высокотоксичных продуктов. Трудногорючий газ. Концентрационные пределы распространения пламени в воздухе отсутствуют.
Потенциал разрушения озона | 0,000 |
Потенциал глобального потепления | 1 300 |
Плотность насыщенной жидкости при 25 ° С | 1 160 кг/м3 |
Давление паров насыщенной жидкости при 25 ° С | 667 кПа |
Температура плавления | -101 °С |
Нормальная температура кипения (Р=0,1 МПа) | -26.5 °С |
Критическая температура | 101.5 °С |
Критическое давление | 4.06 МПа |
Критическая плотность |
538.5 кг/м |
скачать описание фреона R134a в формате pdf
состав, свойства и таблица технических характеристик
Содержание статьи:
Фреон R134A – представитель современных хладонов, используемых в климатическом и холодильном оборудовании. Его стали применять в связи с введением ограничений на работу различных систем с хладонами, содержащими хлор. Фреон R134A используется как в чистом виде, так и в составе смесей. Он имеет неоспоримые преимущества в сравнении с R12, однако обладает определенными особенностями, влияющими на эксплуатацию.
Описание и применение фреона R134A
Все фреоны представляют собой вещества, закипающие при низком давлении, и выпадающие в конденсат при высоком. Эти свойства позволяют успешно использовать хладагенты при создании климатического и холодильного оборудования.
Формула тетрафторэтана
Существуют различные виды хладонов:
- хлорфторуглеводороды;
- фторуглероды;
- хлорфторуглероды;
- бромфторуглероды;
- фторуглеводороды.
К последним относится фреон R134A – хладагент, изготовленный без использования хлора. Бесцветный газ имеет химическое наименование – тетрафторэтан.
Чаще всего хладагентом заправляют кондиционеры в автомобилях, промышленные холодильные установки и бытовое климатическое оборудование. Его применяют в процессе создания других марок фреона. Хладагент предназначен для работы в среднетемпературном диапазоне.
Фреон R134A может использоваться в системах, в которых официально применяются другие хладагенты. Это возможно благодаря включению вещества в состав большинства хладонов.
Фреон используют в пневматическом оружии, заправляют в баллоны для пылеочистительных устройств, применяют для охлаждения воды в промышленных масштабах. В жидком состоянии вещество широко используется для охлаждения персональных компьютеров (системы для разгона).
Хладон имеет российский аналог, носящий название R-600A. Несмотря на схожие свойства фреона R134A и R12, их нельзя смешивать. Такие действия могут стать причиной выхода оборудования из строя. Отечественные производители утверждают, что их продукт создавался с учетом эксплуатации российских компрессоров.
Преимущества и недостатки
Хладон не воспламеняется и не обладает токсичностью. Давление насыщенного пара у R134A выше, чем у R12. Это означает, что теплообменник холодильного оборудования будет нагреваться дольше.
Основные преимущества хладона:
- Надежность использования в любых условиях. При работе с веществом нет необходимости дополнительно создавать исключительные условия безопасности.
- Постоянство рабочих характеристик.
- Высокие термодинамические показатели.
- Нулевой потенциал разрушения озонового слоя.
По результатам испытаний в широком температурном диапазоне было установлено, что хладагент R134A имеет большую степень производительности, чем прогнозировалось. Вещество обладает наилучшими показателями теплопередачи, в сравнении с R12 и R22.
Одним из весомых недостатков фреона является разложение с выделением вредных паров при нагревании выше 250 градусов. Кроме того, он имеет высокий коэффициент парникового эффекта, который в 1300 раз выше, чем у углекислого газа.
Еще один недостаток фреона R134A – высокая гигроскопичность. Когда при ненадлежащем обслуживании проницаемость шлангов увеличивается, повышается риск проникновения влаги в систему. При попадании воздуха и дальнейшем сжатии возможно образование горючей смеси.
Особенности хладагента
Газ R134A лучше применять в средне- и высокотемпературных холодильных агрегатах. По сравнению с аналогами, он лучше справляется с ежегодным повышением температур, что позволяет его использовать в особых герметичных системах охлаждения.
Хладон применяют при модернизации оборудования, работающего при низких температурах.
Другие особенности бесцветного газа:
- Хладагент нельзя смешивать с традиционными синтетическими и минеральными маслами. Фреон R134A в них не растворяется. Масло не транспортируется по контуру охлаждения, оседая в теплообменниках и препятствуя теплопередаче. Специально для нового хладагента были разработаны полиалкиленгликолевые масла. Они имеют высокую гигроскопичность и низкую диэлектрическую проводимость.
- При модернизации оборудования необходимо заменить компрессор, иначе холодильная установка будет обладать пониженной холодопроизводительностью.
- Имеет перспективы использование хладагента в водоохладительных системах с компрессорами центробежного и винтового типа.
- Хладагент проще заправлять после утечки, в сравнении с популярными аналогами.
- Молекула R134A имеет меньшие размеры в сравнении с R12, поэтому к герметичности системы, и особенно к местам сочленений предъявляются повышенные требования.
Хладон R134A может использоваться на среднетемпературном оборудовании в России, где запрещен R12. Однако заменить последний можно не во всем. Некоторые агрегаты могут работать при температуре кипения от -15 градусов и выше. В этих ситуациях хладагент R134A обладает меньшей хладопроизводительностью: на 6% ниже, чем у R12. В этих случаях используют компрессор, обладающий увеличенным часовым объемом.
Таким образом, для использования R134A необходимы:
- гигроскопичные масла;
- подходящие компрессоры;
- модернизированные узлы холодильного оборудования.
При тестировании техники с эфирными маслами применялись обычные металлические элементы. При использовании гибких шлангов эластомеры подбираются отдельно. Это условие обеспечивает минимальную проницаемость стенок и наименьшее количество остаточной влаги.
Все системы перед заправкой и заменой масла тщательно обезвоживаются. В холодильный контур устанавливают фильтры осушения, которые должны соответствовать по характеристикам молекулам R134A.
При грамотном подходе к использованию хладагента проблем при работе с ним не возникает.
Фреон R134A: характеристики
В таблице представлены технические данные вещества, которые помогут сравнить хладагент с имеющимися на рынке аналогами.
Наименование показателя | Числовое значение, мера измерения |
Температура кипения | -26,5 градусов |
Критическое давление | 4,06 МПа |
Критическая температура | 101,5 градусов |
Озоноразрушающий потенциал | 0 ODP |
Молекулярный вес | 102,03 г/моль |
Плотность жидкости | 126 кг/м3 |
Плотность газа | 5,28 кг м3 |
Растворимость в воде | 0,21 об/об |
Благодаря этим показателям фреон R134A применяют в автомобилестроении, промышленности, при создании бытовой холодильной техники.
В состав фреона R134A входят:
- хладон 134 — 62,9%;
- хладон 218 – 32,6%;
- H-бутан – 4,5%.
Тесты на хранение вещества выявили высокую гидролизную устойчивость на алюминии, меди, латуни и нержавеющей стали.
Хладагент R134a: описание и свойства
Хладагент R134a — это бесцветный газ.
Химическое название R134a — ТетраФторЭтан.
R134a — альтернатива хладагенту R12.
Общее описание R134a
R134a является долгосрочной альтернативой хладагенту R12. R134a был введен как первый заменяющий хладагент, а сегодня его можно назвать отвечающим высокому уровню техники. По своим физическим и холодотехническим средствам полностью соответствует R12. Объемная холодопроизводительность R134a до температур испарения примерно ниже –25°C равна или выше чем у R12 (теоретически только до – 5°C), показатель холодопроизводительности до температур испарения около –20°C сравнима или лучше (теоретически — практически одинакова).
Физические свойства R134a
Границы взравоопасности в воздухе при 25°С и атмосферном давлении (101кПа): отсутствуют.
Применение R134a
R134a используется как хладагент, пропеллент и вспениватель для получения пенопластов.
В холодильной технике R134a может заменить R12 практически при всех случаях, в бытовых холодильных аппаратах, автомобильных кондиционерах, тепловых насосах, турбоагрегатах холодной воды для кондиционирования помещений, при транспортном охлаждении и производственном охлаждении. Холодильная промышленность создала технические предпосылки для применения. Холодильные машины, конструктивные элементы установок, компоненты предлагаются на широкой основе. Далее возможна переналадка существующих холодильных установок с R12 в особенности новых установок и установок с полугерметичными или открытыми компрессорами, однако только после переделки установки.
Анализ зарубежных публикаций и результаты исследований отечественных специалистов свидетельствуют о том, что замена R12 на R134a, имеющий высокий потенциал глобального потепления GWP, в холодильных компрессорах сопряжена с решением ряда технических задач, основные из которых:
- улучшение объемных и энергетических характеристик герметичных компрессоров;
- увеличение химической стойкости эмаль-проводов электродвигателя герметичного компрессора;
- повышение влагопоглощающей способности фильтров-осушителей из-за высокой гигроскопичности системы R134a — синтетическое масло.
Все это должно привести к значительному увеличению стоимости холодильного оборудования. Вместе с тем в водоохладительных установках с винтовыми и центробежными компрессорами применение R134a имеет определенные перспективы.
Экологические характеристики и пожароопасность R134a
ODP=0; HGWP=0.28; GWP=1300. Класс опасности 4. При соприкосновении с пламенем и горячими поверхностями разлагается с образованием высокотоксичных продуктов. Трудногорючий газ. Концентрационные пределы распространения пламени в воздухе отсутствуют.
R134a токсикологически безопасен. На основе исследований PAFT комиссией по ПДК был установлен показатель ПДК в 1000 объмн.-ppm.
Термическая стабильность R134a
Термически и химически R134a стабилен.
Транспортировка и хранение R134a
Заливают в железнодорожные цистерны, а также в баллоны, вместимостью от 32 до 120 дм3, в контейнеры и другие сосуды, рассчитанные на давление 2МПа. Коэффициент заполнения 1.0 кг продукта на 1 дм3 вместимости сосуда. Перевозят любым видом транспорта. Хранят в складских помещениях, обеспечивающих защиту от солнечных лучей.
Взаимодействие R134a с другими материалами
Переносимость металлов сравнима с R12. Все обычно применяемые в холодильном машиностроении металлы и сплавы металлов заменимы. Только от цинка, магния, свинца и сплавов алюминия с содержанием магния более 2 % массы необходимо отказаться. Даже попытки хранения с влажным R134a показали хорошую гидролизную устойчивость на металлах, таких как ферритовая сталь, V2A, медь, латунь или алюминий.
Лишь незначительное набухание появляется при воздействии R134a на следующие пластмассы или эластомеры: полиэтилен (PE), полипропилен (PP), поливинилхлорид (PVC), полиамид (PA), поликарбонат (PC), эпоксидная смола, политетрафторэтилен (PTFE), полиацетал (POM), хлорпренкаучук (CR), акрилнитрил-бутадиенкаучук (NBR) и гидрированный акрилнитрил-бутадиенкаучук (HNBR). Необходимо также учитывать возможное влияние смазочного вещества. При отсутствии минерального масла в холодильном цикле могут применяться также типы этилен-пропилен-диен-каучука (EPDM). Типы фторкаучука для R134a не рекомендуются. Гибкие шланговые соединения должны иметь ядро из полиамида.
R134a совместим с рядом уплотняющих материалов, в частости с прокладками, сделанными из таких материалов, как «Буна-Н», «Хайпалон 48», «Неопрен», «Нордел», а также со шлангами, футурованными нейлоном.
Как показал анализ, проведенный фирмой «Du Pont», изменение массы и линейное набухание таких материалов, применяемых в отечественном холодильном оборудовании, как фенопластовые и полиамидные колодки, текстолит, паронит и полиэтилентерефталатовые пленки, при старении в смеси SUVA R134a с полиэфирным маслом «Castrol SW100» при 100°С в течение 2 недель были незначительными.
В качестве материала для сушителя при замене R134a необходимо применять молекулярные сита с диаметром пор 3 ангстрема.
Масла для R134a
Для работы с хладагентом R134a рекомендуются только полиэфирные холодильные масла, которые, однако, характеризуются повышенной гигроскопичностью. В автомобильных кондиционерах — масло PAG.
Характеристики R134a на линии насыщения
Хладон R134a: отличительные особенности, сферы применения
Что такое фреоны? Это содержащие фтор, углерод, химически инертные, без запаха, соединения. Они знакомы каждому обывателю, так как являются хладонами — используются в качестве хладагента в кондиционерах, морозильниках, холодильниках, аэрозольных баллончиках.
Разновидности хладагентов
Разница между хладонами– в химическом составе, числе атомов фтора, брома, метанов, хлора. Фреоны, в зависимости от состава, могут быть безвредными для здоровья человека и окружающей среды, либо оказывать на них токсичное воздействие. К числу первых относится марка R134a.
Отличительные черты хладона R134a
Фреон марки R134a называют также тетрафторэтаном. Он не имеет цвета и запаха. Считается экологически безопасным соединением, так как не содержит опасных хлора и брома. В настоящее время успешно заменяет более токсичный хладагент R12.
Отличия хладона R134a:
- Не воспламеняется, но при контакте с открытым огнем распадается на вредные вещества.
- Соединяясь с воздухом, образует горючую смесь.
- Используется в сочетании с полиэфирными маслами.
- Характеризуется незначительной температурой нагнетания и небольшими значениями давления насыщенных паров.
Внимание: применение фреона 134a в сочетании с другими марками категорически запрещается! Так, в сочетании с фреоном марки R12 образуется газ высокого давления.
Где используется марка R134a
- В промышленных, домашних холодильниках, морозильниках, рефрижераторах, автотранспорте с системой кондиционирования;
- В кондиционерах;
- В производстве пенопластов.
В настоящее время также рассматриваются перспективы использования смеси 134а в установках для охлаждения воды с центробежными и винтовыми компрессорами.
Какие государства используют хладон R134a
Данная марка широко распространена в Европе (Испании, Франции), Японии, Соединенных Штатах Америки, Китае. В Российской Федерации используется, но большей частью у нас пользуется спросом его аналог R600a. Различаются ли смеси, произведенные в разных странах, по качеству? Специалисты рекомендуют: дорогостоящее оборудование лучше заправлять хладоном европейского производства или китайского, но произведенным под маркой известного бренда.
Достоинства, недостатки хладона R134a
Степень его негативного воздействия на озоновый слой планеты равна нулю! В то же время, как доказали ученые, данный хладагент оказывает влияние на потепление Земли. Поэтому рекомендуется его перевозить, хранить, использовать только в закрытых, герметичных емкостях.
Особенности, хранения, транспортировки фреона R134a
Формы выпуска хладагента R134a – одноразовые и возвратные баллоны, небольшие баллончики для аэрозолей. Хранить их рекомендуется в закрытых помещениях, максимально защищенных от попадания прямых солнечных лучей, подальше от горючих, легко воспламеняющихся материалов, открытого огня. Хладон R134a входит в группы веществ и смесей, относящихся к четвертому классу опасности. А это значит, что особых условий требований, условий к перевозке, видам транспорта не предъявляются. Главное – соблюдение общих требований, норм безопасности.
Безопасная температура для фреона R134a – до плюс пятидесяти градусов по Цельсию. При необходимости баллончик со смесь можно легко и безопасно для здоровья, окружающей среды дозаправить – небольшая утечка не несет опасности. Разумеется, самостоятельно заниматься этим не стоит – следует обратиться в специализированные сервисные центры либо вызвать квалифицированного специалиста на дом, в офис, промышленное предприятие.
Фреон R134 a | Русские Медные Трубы
Практические рекомендации
Хладон R134 a не токсичен и не воспламеняется во всем диапазоне температур эксплуатации. Однако при попадании воздуха в систему и сжатии могут образовываться горючие смеси. Не следует смешивать R134а с R12, так как образуется азеотропная смесь высокого давления с массовыми долями компонентов 50 и 50%. Давление насыщенного пара этого хладагента несколько выше, чем у R12 (соответственно 1,16 и 1,08 МПа при 45°С).
R134а разлагается под воздействием пламени с образованием отравляющих и раздражающих соединений, таких, как фторводород. Для хладагента R134а характерны небольшая температура нагнетания (она в среднем на 8-10 °С ниже, чем для R12) и невысокие значения давления насыщенных паров.
Также см.таблицу «Совместимость хладагентов с пластмассами, эластомерами и металлами
Физические свойства
Признак |
Единица измерения |
R134a |
Химическая формула |
C2F4h3 |
|
Температура кипения |
°С |
-26,5 |
Критическая температура |
°С |
101,5 |
Критическое давление |
МПа |
4,06 |
Озоноразрушающий потенциал, ODP |
0 |
|
Потенциал глобального потепления, GWP |
1300 |
Применение
В холодильных установках, работающих при температурах кипения ниже -15 °С, энергетические показатели R134a хуже, чем у R12 (на 6% меньше удельная объемная холодопроизводительность при -18 °С и холодильный коэффициент). В таких установках целесообразно применять хладагенты с более низкой температурой кипения либо компрессор с большей холодопроизводительностью. В среднетемпературных холодильных установках и системах кондиционирования воздуха холодильный коэффициент R134a равен коэффициенту для R12 или выше его. В высокотемпературных холодильных установках удельная объемная холодопроизводительность при работе на R134a также несколько выше (на 6% при t0=10°С), чем у R12. Из-за значительного потенциала глобального потепления GWP рекомендуется применять R134а в герметичных холодильных системах.
Хладагент R134a широко используют во всем мире в качестве основной замены R12 для холодильного оборудования, работающего в среднетемпературном диапазоне. Его применяют в автомобильных кондиционерах, бытовых холодильниках, торговом холодильном среднетемпературном оборудовании, промышленных установках, системах кондиционирования воздуха в зданиях и промышленных помещениях, а также на холодильном транспорте. Хладагент можно использовать и для ретрофита оборудования, работающего при более низких температурах. Однако в этом случае, если не заменить компрессор, то холодильная система будет иметь пониженную холодопроизводительность.
Вместе с тем в водоохладительных установках с винтовыми и центробежными компрессорами применение R134а имеет определенные перспективы.
Упаковка
Баллоны по 13,6 кг., спецконтейнеры, ISO-танки.
Рекомендуемые масла
Синтетические: PLANETELF ACD 32,46, 68, Mobil Arctic Assembly Oil 32, Mobil EAL Arctic 32,46, 68,100, Suniso SL 32, 46, 68, BITZER BSE 32
Фреон – хладон R134a
Характеристики и назначение фреона R134a
R134а — это бесцветный газ. Его используют для замены R12.
Практические рекомендации
Хладагент R134a не токсичен и не воспламеняется во всем диапазоне температур эксплуатации. Однако при попадании воздуха в систему и сжатии могут образовываться горючие смеси. Не следует смешивать R134a с R12, так как образуется азеотропная смесь высокого давления с массовыми долями компонентов 50 и 50%. Давление насыщенного пара этого хладагента несколько выше, чем у R12 (соответственно 1,16 и 1,08 МПа при 45 oС). R134a разлагается под влиянием пламени с образованием отравляющих и раздражающих соединений, таких, как фторводород.
Для R134a характерны небольшая температура нагнетания (она в среднем на 8-10 oС ниже, чем для R12) и невысокие значения давления насыщенных паров.
Использование R134а
В холодильных установках, работающих при температурах кипения ниже -15 oС, энергетические показатели R134a хуже, чем у R12 (на 6% меньше удельная объемная холодопроизводительность при -18 oС и холодильный коэффициент). В таких установках целесообразно применять хладагенты с более низкой нормальной температурой кипения либо компрессор с большей холодопроизводительностью. В среднетемпературных холодильных установках и системах кондиционирования воздуха холодильный коэффициент R134a равен коэффициенту для R12 или выше его. В высокотемпературных холодильных установках удельная объемная холодопроизводительность при работе на R134a также несколько выше (на 6% при t0 = 10 oС), чем у R12.
Из-за значительного потенциала глобального потепления GWP рекомендуется применять R134a в герметичных холодильных системах.
R134a широко используют во всем мире в качестве основной замены R12 для холодильного оборудования, работающего в среднетемпературном диапазоне. Его применяют в автомобильных кондиционерах, бытовых холодильниках, торговом холодильном среднетемпературном оборудовании, промышленных установках, системах кондиционирования воздуха в зданиях и промышленных помещениях, а также на холодильном транспорте. Хладагент можно использовать и для ретрофита оборудования, работающего при более низких температурах. Однако в этом случае, если не заменить компрессор, то холодильная система будет иметь пониженную холодопроизводительность.
Вместе с тем в водоохладительных установках с винтовыми и центробежными компрессорами применение R134a имеет определенные перспективы.
Физические свойства R134a
Признак | Единица измерения | R134а |
Химическая формула | СF3CFН2 | |
Температура кипения | °С | -26.1 |
Критическая температура | °С | 101.1 |
Критическое давление | МПа | 4.067 |
Озоноразрушающий потенциал, ODP | 0 | |
Потенциал глобального потепления, GWP | 1300 |
Упаковка
Баллоны по 13,6 кг. в картонных коробках, баллоны по 60 кг.
Рекомендуемые масла
Синтетические: PLANETELF ACD 32, 46, 68, Mobil Arctic Assembly Oil 32, Mobil EAL Arctic 32, 46, 68, 100, Suniso SL 32, 46, 68, BITZER BSE 32
R134a: достойная смена
R134 был первым не содержащим хлора хладоном, принятым на вооружение. Сегодня он широко применяется в холодильном оборудовании и в сфере кондиционирования — как в чистом виде, так и в составе смесей.
134-й фреон имеет близкие к R12 термодинамические характеристики: холодопроизводительность, энергопотребление, температуры, давление… Это говорит о том, что новый фреон может охватить практически все сферы применения R12. Причём, по соображениям экологии, этот вариант предпочтительнее. Правда, из-за меньшей холодопроизводительности 134-го хладона потребуется более серьёзная техническая адаптация компрессора. Ещё один отрицательный момент — ограниченные возможности использования фреона при низкой температуре испарения.
Тесты показали, что утверждения по поводу широты сферы применения фреона этого типа не вполне справедливы. Температурные уровни (выхода газа, масла, работы мотора) даже ниже, чем у R12, а значит, 134-й фреон значительно уступает R22. Тем не менее, новый хладон вполне успешно может применяться в сфере кондиционирования и среднетемпературного оборудования. Хорошие теплопередаточные способности испарителей и конденсаторов позволяют достаточно экономично использовать фреон.
Серьёзной проблемой для специалистов оказался подбор смазки для компрессора, работающего на R134a или другом озонобезопасном агенте. Дело в том, что традиционные минеральные и синтетические масла не растворяются 134-м фреоном, а значит, они будут безрезультатно гоняться по холодильному кругу. В этой ситуации процесс теплообмена может быть нарушен настолько серьёзно, что оборудование выйдет из строя.
Новые масла с необходимым для нормальной работы компрессора уровнем растворимости были созданы холодильщиками. Основные компоненты в них — полиэфирные масла. Они имеют смазочные характеристики, аналогичные тем, которыми обладают традиционные масла, но в большей или меньшей степени гигроскопичны — в зависимости от растворимости фреона. С учётом этого нюанса от производителя требуется максимальная аккуратность во избежание возникновения в компрессоре химической реакции гидролиза.
Недостаток новых масел заключается в том, что они плохие проводники электричества, и по этой причине не очень подходят для полугерметичных и герметичных компрессоров. Их место — в транспортных системах кондиционирования, работающих на открытых компрессорах. Высокая скорость циркуляции масла требует оптимальной его растворимости. В других сферах холодильного дела применяются эфирные масла.
Для использования R134 требуется подходящий тип компрессора с адаптированными под этот фреон компонентами системы. При переводе техники на новый фреон необходимо аккуратно провести дегидратацию агрегата, и только после этого переводить его на новый смазочный материал.
При переходе с 12-го фреона на озонобезопасный специалисты сталкиваются с тем, что полигликолевое масло вступает в реакцию с остатками хлора или минерального масла. Эфирные масла могут использоваться с фреонами, содержащими хлор. Они не реагируют на минеральные масла и на содержание некоторой доли хлора в системах, переведённых на R134.
Остатки влаги в компрессоре могут иметь негативные последствия для работы холодильной системы, поэтому чрезвычайно важно избавиться от остатков хлора и воды. В некоторых случаях, когда система, работавшая на 12-м фреоне, находилась в плохом состоянии, при переходе на новый так и не удавалось достичь химической стабильности. В результате разложения масла образовывался осадок, содержащий хлор. Он проникал в компрессор и детали агрегата. В подобных ситуациях специалисты полагают нерациональным перевод оборудования на новые фреоны.