Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве. Часть 2
ПРАВОВЫЕ
НЮАНСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТРАБОТАННОГО МАСЛА В ПРОИЗВОДСТВЕ.
Часть 2
Н.В. Бирюкова
В первой части статьи мы рассмотрели нормативно-правовые основы обращения с отработанным маслом. Теперь обратим внимание на возможность его использования как топлива.
Итак, можно ли позиционировать слитое масло как побочную
продукцию — альтернативный вид топлива?
Никто не будет спорить с тем, что масло, в том числе и отработанное, обладает достаточно высокой удельной теплотой сгорания (калорийностью), что делает его привлекательным для использования в качестве топлива, не говоря уже про экономию затрат, связанных с утилизацией. Хотя обусловлено это в основном экономической целесообразностью, так как с точки зрения природоохранного законодательства данный продукт потенциально опасен для окружающей среды.
По токсичности отработанные нефтепродукты относятся к IV классу опасности (по ГОСТ 12.1.007-76) и в соответствии с подп. 47 п. 2.1.1 и подп. 14 п. 2.1.2 СанПиН 1.2.2353- 08 являются канцерогенно опасными.
При этом прямого запрета на сжигание отработанного масла в качестве топлива российское законодательство не содержит, да и в удаленных местах такое его использование даже оправданно: не везти же на утилизацию 20 л отработки за сотни километров и тем более не сливать же, куда попало. Да и лицензию получать на такое использование избыточно.
Однако есть множество нюансов, которые необходимо учесть при решении о целесообразности использования масла, бывшего в употреблении, в качестве топлива. В том числе следует учесть, что к отработанному маслу, именно как к отходу, предъявляются весьма четкие требования.
Рассмотрим более подробно процесс перевода отработанного масла в побочную продукцию.
Согласно письму Минприроды России от 23.10.2017, вещества и материалы, образующиеся в результате хозяйственной или иной деятельности, могут быть учтены в качестве продукции и реализованы в качестве товара при соблюдении следующих условий:
— наличие в уставной документации видов экономической деятельности по производству соответствующей продукции и реализации соответствующего вида товара;
— наличие документов технического регулирования, позволяющих подтвердить отнесение образующихся в результате хозяйственной или иной деятельности веществ и материалов к продукции;
— наличие документов, подтверждающих соответствие образованных в результате хозяйственной или иной деятельности веществ, материалов требованиям документов технического регулирования к виду продукции;
— отражение
в документах первичного учета предприятия
операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с
продукцией.
При этом представляется весьма условным считать, что альтернативное топливо «производится» в том же оборудовании, в котором используется масло. Нужно убедиться, что в документах на исходное масло (в паспорте безопасности химической продукции) прямо не указан запрет на применение его в качестве топлива или добавки к топливу. Желательно также подтвердить, что формально данный продукт не соответствует отходам отработанных масел.
Важно
Отдельно отметим, что сжигать отработанное масло, которое учитывается как отход, не в специальных установках, предусмотренных утвержденными госорганом правилами, запрещено на основании п. 1 ст. 18 Закона № 96-ФЗ. Даже если у вас специальная горелка и в паспорте оборудования указано, что можно сжигать отработанное масло, сжигать его как отход нельзя и лицензию на это Росприроднадзор не выдаст. Необходимо именно специальное оборудование.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Поэтому в случаях,
когда использование отработанного масла в виде топлива будет безопасно для
человека и окружающей среды, использовать его в качестве топлива можно.
Требования TP ТС 030/2012 после придания статуса «топливо» маслу, в том числе по обязательному сбору и передаче на утилизацию (п. 3.8), на данное вещество уже не будут распространяться. При этом оно должно быть топливом само по себе, подмешивать его к другому топливу нельзя. Некоторыми государственными стандартами прямо установлен запрет на использование отработанных масел как добавки к топливу и как само топливо, например ГОСТ Р 54299-2010.
Другой стандарт — ГОСТ 26432-85 — устанавливает ограничительный перечень и порядок назначения жидких нефтяных топлив, допускаемых к применению в технике для народного хозяйства производителями данной техники. Масло в этот перечень не входит, но согласно п. 2.2 стандарта допускается применение вновь разрабатываемых нефтяных топлив, не включенных в ограничительный перечень, при этом разрешенных к применению Государственной междуведомственной комиссией по испытанию топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте, до внесения изменения.
Разрабатывать требования к такому топливу должны производители соответствующего оборудования.
Проект технических условий может представляться в соответствующий технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы. По ее результатам комитет готовит заключение соответствия стандарта организации, технических условий (ТУ) требованиям и принципам стандартизации.
В общем виде оборудование, предназначенное для работы на топливе из масла, бывшего в употреблении, должно удовлетворять следующим условиям:
-
соответствовать требованиям технических регламентов, например TP ТС 032/2Q13, TP TG 010/2011;
— соответствовать правилам промышленной безопасности, в том
числе требованиям к опасным производственным объектам; применение оборудования
должно быть разрешено Ростехнадзором в предусмотренных случаях;
— не причинять вред окружающей среде и персоналу;
— иметь
соответствующую документацию — эксплуатационную (инструкции по эксплуатации,
паспорта на оборудование) и разрешительную.
Отметим, что на рынке присутствует достаточно много модификаций котлов и горелок, предназначенных для работы в том числе на отработанном масле.
Согласно п. 4.1.3 Правил технической эксплуатации тепловых
энергоустановок, качество всех видов поставляемого для котельных топлива должно
соответствовать государственным стандартам и техническим условиям на поставку.
В документах на поставку для жидкого топлива указываются марка, низшая теплота
сгорания, температура вспышки и предельное содержание серы, допустимое
содержание влаги. Согласно п. 4.2.43 указанных правил, применение топлива, не
предусмотренного проектом, в теплогенерирующих энергоустановках не допускается.
При этой необходимо понимать, что загрязненные отработанные масла не сгорят до СО2 и Н20. В выбросах могут содержаться непредсказуемо вредные вещества. Состав выбросов невозможно просчитать точно ни качественно, ни количественно. Отработанные масла — весьма непостоянный материал, они могут содержать значительное количество моющих и противоизносных присадок.
Согласно ст. 16 Закона №
96-ФЗ, при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при
застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов
качества атмосферного воздуха, непревышение технологических нормативов выбросов
и (или) предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных
физических воздействий на атмосферный воздух. При этом запрещаются размещение и
эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют
предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и
средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. 6 той
же статьи при вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной
и иной деятельности, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный
воздух, должно обеспечиваться непревышение технологических нормативов выбросов и
(или) предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических
воздействий на атмосферный воздух.
Пункт 7 ст. 16 Закона №
96-ФЗ запрещает размещение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности,
которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха
установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в
атмосферный воздух.
Отметим, что каких-то
общих правил охраны атмосферного воздуха, предусматривающих оснащение всех без
исключения стационарных организованных источников установками очистки газов, в
настоящее время нет. Их необходимость может быть предусмотрена в целях
недопущения превышения установленных гигиенических нормативов (соответствующая
информация может быть указана в инструкции по эксплуатации) производителем
оборудования или соответствующими строительными нормами и правилами. Например,
согласно СП 89.13330.2016 котельные, предназначенные для работы на твердом
топливе, должны быть оборудованы установками для очистки дымовых газов от золы.
Таким образом, чтобы использовать отработанное масло как побочную продукцию, то
есть как топливо для определенных установок, необходимо:
— установить сертифицированное
оборудование, которое предназначено для работы на отработанном масле имеет
соответствующие разрешительные документы и положительное заключение
государственной экологической экспертизы при необходимости; подтвердить
соответствие предполагаемого для использования отработанного масла
требованиям, установленным производителем данного оборудования к топливу (по
химическому составу, по эксплуатационным характеристикам). Если не будет
соответствия, то нет смысла в дальнейшем оформлении перевода в побочную
продукцию;
— оформить технологический
регламент (см. ГОС1 31121- 84 — общие требования) и ТУ на данное топливо,
производимое как побочная продукция, в соответствии с ГОСТ Р 1.3-2018 и ГОСТ Р
1.4-2004. Каталожный лист продукции в соответствии с ГОСТ Р 1.3-2018, ПР 1323565.1.002-2018 можно не оформлять,
если топливо будет использоваться только на самом предприятии для собственных
нужд; согласно ст. 20 Закона № 184-ФЗ необходимо подтвердить соответствие
получаемого топлива при добровольной сертификации. Обязательная сертификация (в
форме принятия декларации о соответствии) проводится только в случаях,
установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на
соответствие требованиям технического регламента (см. ст. 23 Закона № 184-ФЗ).
В настоящее время обязательной сертификации и декларированию подлежат только
автомобильный и авиационный бензин, дизельное и судовое топливо, топливо для
реактивных двигателей и топочный мазут в соответствии с TP ТС 013/201Р.
Вместе с тем до 1 января 2021 г. действовали Правила проведения сертификации
нефтепродуктов. Необходимо отслеживать появление нового документа взамен этих
правил;
— вести первичный учет побочной продукции во внутренних, в том числе в бухгалтерских, документах;
— постепенно исключить
упоминание о такой продукции как об отходе из всех внутренних документов, в
первую очередь не упоминать ее далее в отчетных документах по обращению с
отходами; добавлять соответствующий ОКВЭД в ЕГРЮЛ не обязательно (см. письмо
ФНС России от 03.09.2020), а вот вносить изменения в устав нужно, если в нем
нет подходящего пункта по производству соответствующей продукции и реализации
соответствующего вида товара.
Таким образом, если но
предприятии есть оборудование, отвечающее всем установленным требованиям
(экологическим, санитарным, пожарной и промышленной безопасности), и масла,
бывшие в употреблении, соответствуют требованиям к топливу, установленным
производителем данного оборудования, то отработанные масла можно не учитывать
как отходы и использовать в качестве топлива.
При этом, с нашей точки зрения, необходимо учитывать, что в целом TP ТС 030/2012 устанавливает требования в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей), а также в целях ресурсосбережения (п. 1.1). По иерархии обращения с отходами, закрепленной в ч. 2 ст. 3 Закона № 89-ФЗ, сохранение ресурсов и утилизация имеют больший приоритет, чем обезвреживание, к которому надзорные органы могут приравнять сжигание масла, несмотря на энергетический эффект. Нефтяное масло — весьма ценный ресурс, который можно многократно использовать после очистки. Поэтому мы бы рекомендовали отработанные масла при возможности сдавать на утилизацию.
Документы
1. ГОСТ 12.1.007-76. Система стандартов безопасности труда.
Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.
2. СанПиН 1.2.2353-08. Канцерогенные факторы и
основные требования к профилактике канцерогенной опасности.
3. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об
охране атмосферного воздуха».
4. Письмо Минприроды России от 23.10.2017 № 12-47/27366
«Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов».
5. Гражданский кодекс РФ (введен Федеральным
законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ).
6. TP ТС 030/2012. Технический регламент
Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным
жидкостям».
7. ГОСТ Р 54299-2010 (ИСО 8217:2010). Топлива
судовые. Технические условия.
8. ГОСТ 26432-85. Топлива нефтяные жидкие.
Ограничительный перечень и порядок назначения.
9. Постановление Госстандарта России от
14.02.2001 № 16 (ред. от 12.01.2004) «Об утверждении и введении в действие
«Правил организации проведения приемочных испытаний топлив, масел, смазок
и специальных жидкостей для различных видов техники»».
10. TP ТС 032/2013, Технический регламент
Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным
давлением».
11. TP ТС 010/2011. Технический регламент
Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования».
12. Приказ Минэнерго России от 24.03. 2003 № 115
«Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок».
13. СП 89,13330.2016. Котельные установки.
Актуализированная редакция СНиП II- 35-76.
14. ГОСТ 3.1121-84. Единая система технологической
документации (ЕСТД). Общие требования к комплектности и оформлению комплектов
документов на типовые и групповые технологические процессы (операции).
15. ГОСТ Р 1.3-2018. Стандартизация в Российской
Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию,
оформлению, обозначению и обновлению.
16. ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской
Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.
17. ПР 1323565.1.002-2018. Правила заполнения и
представления каталожных листов продукции (утверждены приказом Росстандарта от
12.12.2018 № Ю83-ст).
18. Федеральный закон от 27. 12.2002 № 184-ФЗ «О
техническом регулировании».
19. TP ТС 013/2011. Технический регламент
Таможенного союза. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.
20. Постановление Госстандарта России от 08.10.1998 № 78 «Об утверждении и введении в действие «Правил проведения сертификации нефтепродуктов»».
21. Письмо ФНС России от 03.09.2020 №
ЕД-17-14/244 «О рассмотрении запроса».
22. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Опубликовано в журнале «Экология производства» № 2, 2021 г.
Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве. Часть 1 — Экология производства
Практика использования отработанного минерального масла в производстве широко распространена на предприятиях нашей страны. В данной статье разберемся, какие требования предъявляются к отработанным маслам как к продукции, оценим риски такого подхода и постараемся сформулировать идеальные условия, при которых отработанное масло можно считать побочной продукцией, то есть топливом для энергетических установок.
Отработанное масло часто используют на предприятиях в качестве смазочного материала или топлива, однако возникает вопрос: считать его отходом или продукцией? Ведь если это отход, то для обращения с ним нужна лицензия.
Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ1 отходы производства и потребления – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим законом.
— Реклама —
Вместе с тем действующая редакция Закона № 89-ФЗ1 не содержит определения «удаление», хотя это один из основополагающих терминов. Это слово пришло в наше законодательство из Базельской конвенции2, ратифицированной Федеральным законом РФ от 25.11.1994 № 49-ФЗ.
Согласно п. 4 ст. 2 Базельской конвенции2 «удаление» означает любую операцию, приведенную в приложении IV к Базельской конвенции. В разделе “В” этого приложения перечислены все операции такого типа с материалами, которые юридически определены как опасные отходы или считаются таковыми, включая:
▸R1: «Использование в виде топлива (кроме прямого сжигания) или иным образом для получения энергии»;
▸R9: «Повторная перегонка нефтепродуктов или иное повторное применение ранее использованных нефтепродуктов».
Базельская конвенция2 не содержит термина «утилизация», только «использование», означающее сбор, транспортировку и удаление опасных или других отходов, включая последующий контроль за местами удаления, в отношении которых получено разрешение или лицензия от соответствующего органа того государства, на территории которого находятся такие места или объекты.
Отметим, что на Шестом совещании в рамках конференции сторон Базельской конвенции (прошедшей в Женеве 9–13 декабря 2002 г.) была сделана оговорка: рассматриваемые в Базельской конвенции материалы не всегда представляют собой отходы. В частности, к отходам не относятся побочные продукты, предназначенные для последующего использования в промышленности.
Да и в целом в Базельской конвенции2 речь идет об отходах, которые не только удаляются за границы предприятия, но и в принципе подлежат перемещению через границы государств.
Статья 50 Модельного закона об отходах производства и потребления3 устанавливает следующие требования к обращению с отработанными нефтепродуктами, включая моторные масла, горюче-смазочные материалы и смазочно-охлаждающие жидкости:
▸Отработанные нефтепродукты, представляющие собой отходы, подлежат особому техническому регулированию в связи с их высокой потенциальной опасностью для окружающей среды.
▸Запрещаются открытое сжигание и сброс отработанных нефтепродуктов в канализационные и дренажные системы.
▸Субъектами системы обращения с отработанными нефтепродуктами являются в том числе хозяйствующие субъекты, использующие отработанные нефтепродукты на собственные технологические нужды.
▸В качестве наилучших доступных технологий утилизации отработанных нефтепродуктов предусматриваются в частности регенерация отработанных масел и их переработка на основе термического крекинга.
▸Порядок сбора, очистки, хранения, утилизации и удаления отработанных нефтепродуктов регулируется нормами специальных технических регламентов государства.
Все масла и смазочные материалы, которые выпускаются в обращение на территории нашей страны, должны соответствовать ТР ТС 030/20124 (с изменениями на 3 марта 2017 г.), действие которого распространяется и на отработанную продукцию (см. пп. 1.1, 1.3).
Отметим, что пп. 1.3, 1,4, 3.8, 4.1 данного технического регламента включены в Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)5.
Вместе с тем согласно п. 1.4 действие ТР ТС 030/20124 не распространяется на продукцию, которая не подпадает под понятия «масло», «смазочный материал», «специальная жидкость», установленные ст. 2 настоящего регламента.
Масло – жидкость нефтяного или синтетического (полусинтетического) происхождения, используемая в качестве смазочного материала и (или) специальной жидкости.
Смазочный материал – вещество нефтяного или синтетического происхождения, облегчающее процесс трения на рабочих поверхностях соприкасающихся деталей, в результате которого уменьшается сила трения и изнашивание поверхности.
Жизненный цикл – этапы (стадии) состояния продукции при выпуске в обращение, обращении, использовании (эксплуатации) и переработке (утилизации).
Отработанная продукция – отработанные смазочные материалы, отработанные масла и отработанные специальные жидкости, утратившие эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей.
Идентификация отработанной продукции – определение принадлежности отработанной продукции к отходам того или иного вида и установление данных о ее опасных, ресурсных, технологических и других характеристиках.
Обращение продукции на рынке – этапы движения продукции от изготовителя к потребителю (пользователю), которые проходит продукция после выпуска ее в обращение.
Обращение отработанной продукции – этапы сбора и переработки (утилизации) отработанной продукции.
Переработка (утилизация) отработанной продукции – процессы завершения жизненного цикла отработанной продукции с целью получения новой продукции.
Паспорт безопасности химической продукции – документ установленной формы, содержащий сведения об опасных свойствах химической продукции, сведения об изготовителях (поставщиках, импортерах) такой продукции, меры предупреждения и требования безопасности для обеспечения безопасного обращения химической продукции.Паспорт качества продукции (отработанной продукции) – документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества продукции (отработанной продукции), полученных в результате лабораторных испытаний, требованиям нормативной документации, выдаваемой изготовителем.
Из ст. 2 ТР ТС 030/20124
Согласно п. 3.3 ТР ТС 030/20124 идентификация смазочных материалов, масел и специальных жидкостей в целях применения данного регламента проводится по документации. В качестве нее могут быть использованы технические документы и/или паспорта качества, протоколы испытаний, и/или договоры поставки, и/или спецификации, и/или этикетки, и/или аннотации и другие документы, характеризующие продукцию. Масла, смазочный материал и специальные жидкости определяет использование продукции в качестве смазочного материала или специальной жидкости.
Идентификация отработанной продукции проводится по следующим признакам:
▸предназначена исключительно для переработки (утилизации) с целью получения товарных нефтепродуктов;
▸получена в результате использования продукции по прямому назначению;
▸используется в качестве исходного сырья для получения товарных нефтепродуктов.
В п. 3.8 регламента приведены требования, предъявляемые к обращению с отработанной продукцией: в частности, запрещается ее смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств – членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды.
Также с 1 января 2019 г. введен в действие ГОСТ Р 56828.42-20186, которым установлены минимальные требования к номенклатуре показателей, характеризующих наилучшие доступные технологии утилизации отработанных масел и используемых при выборе и внедрении технологий.
Согласно п. 3.1 ГОСТ Р 56828.42-20186 отработанные масла – это жидкости нефтяного и/или синтетического (полусинтетического) происхождения, использованные в качестве смазочного материала и (или) специальной жидкости, утратившие потребительские свойства, собранные раздельно или в смеси.
В п. 3.2 данного стандарта указано, что утилизация отработанных масел – это использование отработанных масел после полного или частичного восстановления их первоначальных свойств по первоначальному или иному назначению, а также для производства аналогичной продукции, использования масел в качестве сырья для производства товарных нефтепродуктов или иной продукции.
Пунктом 3.3 ГОСТ Р 56828.42-20186 установлено, что воздействие на отработанные масла с целью их очистки от загрязнений, в том числе от механических примесей и воды, является подготовкой отработанных масел к утилизации.
А п. 6 ГОСТ Р 56828.42-20186 прямо установлен запрет на смешение отработанного масла с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок. При этом согласно подп. 2 того же пункта сжигание отработанных масел осуществляют только в случаях, которые установлены действующими нормативными правовыми актами, регулирующими обращение с отходами, а также в соответствии с ИТС 15-2016 «Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Утилизация и обезвреживание отходов (кроме обезвреживания термическим способом (сжигание отходов)»7. Сжигание отработанных масел с утилизацией тепла допускается в случаях, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами, которые регулируют обращение с отходами.
В пп. 9–10 ГОСТ Р 56828.42-20186 приведены показатели для выбора способа утилизации отработанных масел и иерархия выбора способов утилизации отработанных масел.
Кроме того, в приложении А к ГОСТ Р 56828.42-2018 установлены коды продукции, отходы использования которой подлежат утилизации с применением наилучших доступных технологий.
Анализируя этот документ, стоит обратить внимание на то, что, в принципе, сжигание данных веществ возможно, хотя здесь уже установлен прямой запрет на добавление масла к другому топливу, а предварительная очистка может быть расценена как обработка.
В ГОСТ 21046-20158 даны следующие определения.
Отработанные нефтепродукты – нефтепродукты, утратившие в процессе использования эксплуатационные свойства и слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей или их утилизации.
Жизненный цикл – этапы прохождения продукции через выпуск в обращение, обращение, использование (эксплуатацию) и переработку и/или утилизацию.
Переработка и/или утилизация отработанных нефтепродуктов – процессы завершения жизненного цикла отработанных нефтепродуктов с целью получения других нефтепродуктов.
Из ГОСТ 21046-20158
Согласно п. 4.2 ГОСТ 21046-20158, отработанные нефтепродукты, используемые предприятиями для собственных нужд, собирают в соответствии с технической документацией по маркам, сортам, группам или подгруппам.
Также стоит обратить внимание на п. 5.1.3 данного стандарта, согласно которому при сборе отработанных нефтепродуктов всех групп следует исключить попадание в них пластичных смазок, органических растворителей, жиров, лаков, красок, эмульсий, химических веществ и загрязнений, а при сборе отработанных масел групп ММО (моторных) и МИО (индустриальных) – смешивание их с нефтью, бензином, керосином, дизельным топливом, мазутом.
В таблице 2 ГОСТ 21046-20158 установлены физико-химические показатели качества отработанных нефтепродуктов при их сборе, хранении и сдаче на переработку и/или утилизацию. Аналогичные требования приведены в приложении 3 к ТР ТС 030/20124.
При этом следует помнить, что с 1 сентября 2011 г. большинство ГОСТ не являются обязательными, за исключением ряда случаев (ст. 5, 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ9), к тому же эти документы относятся не к природоохранному законодательству, а к стандартизации.
Как видим, исходя из определений ТР ТС 030/20124 использованное и слитое из системы масло, которое утратило свои эксплуатационные свойства (определенные в паспорте и связанные именно с маслом), никак не может быть применено по прямому назначению как масло или смазочный материал и не соответствует требованиям ТР ТС 030/2012, однозначно является отходом. Однако такое определение не вполне соответствует Закону № 89-ФЗ, поскольку не связано с понятием удаления. Отчасти дело в том, что ТР ТС 030/2012 был разработан и вступил в силу до 2015 г., когда было скорректировано определение термина «отход».
Из приведенного выше анализа следует, что, если вы идентифицировали отработанную продукцию (масло) как отход или не идентифицировали ее иначе (по умолчанию надзорные органы будут считать ее отходом), то должны обязательно передать его на утилизацию. Требование к передаче на утилизацию может быть установлено производителем и содержаться в сопроводительных документах на продукцию. Это в интересах производителей, поскольку масла входят в группу № 17 («Нефтепродукты») Перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств10.
Вместе с тем после анализа представленных норм можем сделать вывод, что слитое из систем масло можно использовать как смазочный материал с минимальным риском, если оно соответствует ТР ТС 030/2012 (см. приложение 3). При этом необходимо:
▸собирать сливаемые масла раздельно по видам и маркам;
▸устанавливать соответствие эксплуатационных качеств каждой партии ТР ТС 030/2012;
▸использовать данное масло исключительно для собственных целей: как смазочный материал для оборудования без дополнительной очистки;
▸разработать внутренний документ, в котором будет описан данный технологический процесс;
▸вести внутренний учет данных смазочных материалов;
▸не позиционировать слитые масла как отходы во внутренней документации и отчетности.
Таким образом, если масло, бывшее в употреблении, но слитое из системы и продолжающее отвечать требованиям ТР ТС 030/2012 (см. приложение 1), можно использовать для смазки оборудования и если в эксплуатационной/сопроводительной документации не указан прямой запрет на применение такого масла в качестве смазочного материала, то для этого не нужна лицензия и нет необходимости оформлять перевод в побочную продукцию. Изначальное масло не становится отходом ни согласно ТР ТС 030/2012, ни согласно Закону № 89-ФЗ и не считается новой продукцией.
Вопросы обращения с отработанным маслом как с топливом будут рассмотрены во второй части данной статьи.
Документы
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
- Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22.03.1989.
- Постановление Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества независимых государств от 31. 10.2007 № 29-15 «О новой редакции модельного закона “Об отходах производства и потребления”».
- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 59).
- Приказ Росприроднадзора от 18.10.2016 № 670 «О Перечне правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)».
- ГОСТ Р 56828.42-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Утилизация отработанных масел. Показатели для идентификации.
- Приказ Росстандарта от 15.12.2016 № 1887 «Об утверждении информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям “Утилизация и обезвреживание отходов (кроме обезвреживания термическим способом (сжигание отходов)”».
- ГОСТ 21046-2015. Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия.
- Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».
Пожалуйста, оцените материал:
[Общий: 1 Средний: 5]
Из картера в бензобак: новый микроволновый метод превращает отработанное моторное масло в топливо
- Вы здесь:
- СКУД
- Откройте для себя химию
- Выпуски новостей
- 2011
- Маршировать
- От картера до бензобака: новый микроволновый метод превращает отработанное моторное масло в топливо
ЗАПРЕЩЕНО НА ВЫПУСК | 28 марта 2011 г.
Примечание для журналистов: просьба сообщить, что это исследование было представлено на заседании Американского химического общества
АНАХЕЙМ, 28 марта 2011 г. двигатель грузовика во время замены масла может оказаться в вашем топливном баке, согласно отчету, представленному здесь сегодня на 241 st Национальное собрание и выставка Американского химического общества (ACS). В нем описывалась разработка нового процесса переработки отработанного картерного масла в бензиноподобное топливо — первого, по их словам, в котором используются микроволны и который имеет «отличный потенциал» для коммерческого использования.
«Преобразование отработанного моторного масла в бензин может помочь решить сразу две проблемы», — сказал руководитель исследования Говард Чейз, профессор биохимической инженерии Кембриджского университета в Соединенном Королевстве. «Это дает новое применение отходам, которые слишком часто утилизируются ненадлежащим образом, нанося вред окружающей среде. Кроме того, он обеспечивает дополнительный источник топлива для энергожадного мира».
По оценкам, при замене масла в легковых и грузовых автомобилях во всем мире ежегодно производится около 8 миллиардов галлонов отработанного моторного масла. В Соединенных Штатах и некоторых других странах часть этого грязного масла собирается и перерабатывается в новое смазочное масло или перерабатывается и сжигается в специальных печах для обогрева зданий. Однако Чейз отметил, что такое использование далеко от идеального из-за опасений по поводу загрязнения окружающей среды в результате повторной очистки нефти и сжигания отработанного масла. А во многих других странах отработанное автомобильное масло выбрасывается или сжигается таким образом, что это может загрязнить окружающую среду.
Таким образом, ученые ищут новые способы использования этой ниагарской отработанной нефти, объемы которой растут по мере того, как миллионы людей в Китае, Индии и других развивающихся странах приобретают автомобили. Одним из наиболее многообещающих методов переработки является пиролиз, процесс, который включает нагревание масла при высоких температурах в отсутствие кислорода. Пиролиз расщепляет отработанное масло на смесь газов, жидкостей и небольшого количества твердых частиц. Затем газы и жидкости могут быть химически преобразованы в бензин или дизельное топливо. Однако текущие процессы нагревают нефть неравномерно, образуя газы и жидкости, которые нелегко превратить в топливо.
Чейз и его исследовательская группа говорят, что новый метод решает эту проблему и использует их новую технологию пиролиза. В лабораторных исследованиях его аспиранты Су Шиунг Лам и Алан Рассел смешали образцы отработанного масла с материалом, хорошо поглощающим микроволны, а затем нагрели смесь микроволнами. Процесс пиролиза, по-видимому, очень эффективен, превращая почти 90 процентов пробы отработанного масла в топливо. До сих пор ученые использовали этот процесс для производства смеси обычного бензина и дизельного топлива.
«Наши результаты показывают, что процесс с микроволновым нагревом демонстрирует исключительные перспективы в качестве средства переработки проблемных отработанных масел для использования в качестве топлива», — сказали Чейз и Лам. «Извлечение ценных масел с использованием этого процесса показывает преимущество по сравнению с традиционными процессами переработки масла и предлагает отличный потенциал для масштабирования процесса до коммерческого уровня».
Контакты для СМИ
Во время встречи, 27-31 марта, контакты доступны по телефону:
714-765-2012
Управление, повторное использование и переработка отработанного масла
Отработанное масло — это именно то, что следует из его названия: любое бывшее в употреблении масло на нефтяной основе или синтетическое. Масло обеспечивает бесперебойную работу наших автомобилей, газонокосилок и многих других машин. Однако при нормальном использовании такие примеси, как грязь, металлическая стружка, вода или химические вещества, могут смешиваться с маслом, так что со временем масло перестает работать должным образом. В конце концов, это отработанное масло должно быть заменено новым или повторно очищенным маслом, чтобы правильно выполнять работу.
На этой странице:
- Основная информация по обращению с отработанным маслом в домашних условиях
- Преимущества повторного использования и переработки отработанного масла
- Как это работает: переработка отработанного масла и масляных фильтров
Примечание: Информация на этой странице предназначена для потребителей. Для получения информации об обращении с отработанным маслом на вашем предприятии ознакомьтесь с нашими частыми вопросами для малого бизнеса.
Основная информация по обращению с отработанным маслом в домашних условиях
Если вы один из тех, кто самостоятельно меняет моторное масло, вам тоже необходимо знать, как правильно обращаться с отработанным маслом. В конце концов, отработанное масло после одной замены масла может загрязнить один миллион галлонов пресной воды — годовой запас для 50 человек! При обращении с отработанным маслом обязательно учитывайте следующие ключевые моменты:
- Отработанное моторное масло нерастворимо, устойчиво и может содержать токсичные химические вещества и тяжелые металлы.
- Медленно деградирует.
- Прилипает ко всему, от пляжного песка до птичьих перьев.
- Является основным источником нефтяного загрязнения водных путей и может привести к загрязнению источников питьевой воды.
Вы «сделай сам» — меняете ли вы масло в машине дома? В среднем около четырех миллионов человек повторно используют моторное масло в качестве смазки для другого оборудования или сдают его на перерабатывающие предприятия. Если вы планируете перерабатывать отработанное масло, постарайтесь не пролить его при сборе и поместите в герметичную банку или контейнер.
Свяжитесь с местными предприятиями по техническому обслуживанию автомобилей, сборщиками отходов и государственными службами по утилизации отходов, чтобы узнать, когда и куда вы можете сдать отработанное масло для переработки. Не забывайте также сливать и утилизировать использованные масляные фильтры — обычно вы можете сдать фильтры в те же центры сбора, где вы сдаете отработанное масло.
Преимущества повторного использования и переработки отработанного масла
Переработка и повторное использование отработанного моторного масла предпочтительнее утилизации и может принести большую пользу окружающей среде. Переработанное отработанное моторное масло может быть переработано в новое масло, переработано в мазут и использовано в качестве сырья для нефтяной промышленности.
Отработанные масла, такие как моторное масло, гидравлические жидкости и трансмиссионные масла, используемые в автомобилях, велосипедах или газонокосилках, могут загрязнять окружающую среду, если они не перерабатываются или не утилизируются должным образом. Отработанное масло должно быть надлежащим образом утилизировано местными органами управления отходами или автомобильными ремонтными мастерскими, чтобы предотвратить загрязнение окружающей среды. Отработанные масляные фильтры создают аналогичные проблемы с отходами. При правильном осушении их можно безопасно переработать или утилизировать.
Некоторые из многих причин для повторного использования и переработки отработанного масла включают:
- Переработка отработанного масла предотвращает загрязнение почвы и воды.
- Моторное масло не изнашивается — оно просто загрязняется — поэтому его переработка экономит ценный ресурс.
- Для производства галлона повторно очищенного базового масла требуется меньше энергии, чем для производства базового масла из сырой нефти.
- Один галлон отработанного моторного масла дает те же 2,5 литра смазочного масла, что и 42 галлона сырой нефти.
Как это работает: переработка отработанного масла и масляных фильтров
Отработанное масло можно перерабатывать в смазочные материалы, перерабатывать в мазут и использовать в качестве сырья для нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Кроме того, использованные масляные фильтры содержат многоразовый металлический лом, который производители стали могут повторно использовать в качестве исходного лома.