Требования к температурному режиму в образовательных организациях
- Подробности
Требования к температурному режиму в образовательных организациях
В связи с наступлением холодного периода года, сезонным подъёмом респираторных заболеваний Управлением Роспотребнадзора по г. Москве усилен контроль за соблюдением образовательными организациями для детей и подростков требований к температурному режиму в помещениях.
В целях предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата помещений образовательных организаций на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье детей, разработаны требования к температурному режиму, которые являются обязательными для всех организаций не зависимо от форм собственности.
Здания дошкольных и общеобразовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.
При установке ограждений отопительных приборов материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» температура воздуха в приемных, игровых для ясельных групповых ячеек должна составлять — 22-24°C, для младшей, средней и старшей групповых ячеек — 21-23°C, в спальнях всех групповых ячеек — 19-20°C, в туалетных ясельных групп — 22-24°C, в туалетных дошкольных групп — 19-20°C, в помещениях медицинского назначения — 22- 24°C, в залах для музыкальных и гимнастических занятий — 19-20°C; в прогулочных верандах — не менее 12°C; в зале бассейна – не менее 29°C; в раздевалке с душевой бассейна – 25-26°C; в отапливаемых переходах — не менее 15°C.
Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40 — 60%.
Все помещения дошкольных организаций должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В групповых помещениях и спальнях обеспечивается естественное сквозное или угловое проветривание. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.
При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 — 4°C.
В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.
При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрываются за 30 минут до подъема.
В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» температура воздуха в кабинетах, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24°C, в спортзале, мастерских – 17-20°C, спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования – 20-24°C, медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортзала – 20-22°C, душевых — 24-25°C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены – 19-21°C.
В помещениях общеобразовательных организаций относительная влажность воздуха должна составлять 40 — 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха: от +10 до +6°C в малые перемены 4 – 10 мин., 25 – 35 мин. в большие перемены; от +5 до 0°C в малые перемены 3 – 7 мин., 20 – 30 мин. в большие перемены; от 0 до -5°C в малые перемены 2 – 5 мин., 15 – 25 мин. в большие перемены; от -5 до -10°C в малые перемены 1 — 3 мин., 10 — 15 мин. в большие перемены; ниже -10°C в малые перемены 1 — 1,5 мин., 5 — 10 мин. в большие перемены.
Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.
Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5°C и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной — трех фрамуг.
При достижении температуры воздуха плюс 14 °C проветривание в спортивном зале следует прекращать.
Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей в дошкольных организациях и учебных помещениях и кабинетах общеобразовательных организаций осуществляется с помощью бытовых термометров.
За истекший период нового 2018-2019 учебного года специалистами Управления Роспотребнадзора по г. Москве случаев нарушения образовательными организациями требований к температурному режиму в помещениях не установлено. Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к воздушно-тепловому режиму в детских садах и школах продолжается.
О рекомендациях по режиму проветривания и влажной уборки в образовательных организациях
О рекомендациях по режиму проветривания и влажной уборки в образовательных организациях
В зимний период года, в том числе в связи с сезонным подъемом заболеваемости ОРВИ, гриппом и сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, особенно актуальным является вопрос соблюдения нормируемых параметров микроклимата (температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха) в образовательных организациях для детей и подростков (школы, детские сады).
В результате жизнедеятельности людей в воздух помещений поступают вещества, выделяемые кожей, грязной одежной, остатками пищи; повышаются температура и влажность воздуха, возрастает концентрация углекислого газа. Если в группе, классе есть больные дети то при кашле, чихании в воздух попадают вирусы, бактерии.
В воздухе закрытых помещений всегда есть пыль, вместе с воздухом пылевые частицы попадают в дыхательные пути ребенка и механически раздражают слизистую оболочку, более нежную, чем у взрослых.
Степень качества воздуха находится в прямой зависимости от числа детей и длительности их пребывания в помещении.
В теплообмене ребенка с окружающей средой очень значимы влажность и скорость движения воздуха. Как повышенная, так и пониженная влажность отрицательно влияет на организм ребенка. Для поддержания оптимального воздушного режима в помещениях детских организаций важно регулярно удалять отработанный воздух и заменять его наружным.
Проветривание
Школа
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные — во время уроков.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещений (при наличии 2-х смен обучения – после каждой смены).
Детские сады
Проветривание в групповых проводится не менее 10 минут в отсутствие детей, и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В спальнях сквозное проветривание проводится до укладывания детей.
Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью работы отопительной системы. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2°С.
Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых помещениях.
Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей, проветривание через туалетные комнаты.
При хорошем отоплении, эффективной работе системы вентиляции, правильной организации проветривания помещений нормативные параметры микроклимата обеспечить нетрудно. Это значит, что дети, находясь в образовательной организации в комфортных условиях, будут меньше подвержены заболеваниям, в том числе инфекционным.
Влажная уборка
Влажная уборка в образовательных организациях, ее кратность и качество проведения также играет большую роль в профилактике гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции.
Согласно п. 2.3 санитарно-эпидемиологических правил 3.1/2.4.3598-20 в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции в организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие:
уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее — генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования Организации;
обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций;
организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров — в соответствии с инструкцией по их применению;
мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.
Кроме того, согласно п. 2.11.2 санитарных правил СП 2.4. 3648-20 все помещения образовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.
Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в спортивных залах и групповых помещениях не реже 2 раз в день.
Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Ковровое покрытие не реже одного раза в месяц подвергается влажной обработке. После каждого занятия спортивный, гимнастический, хореографический, музыкальный залы проветриваются в течение не менее 10 минут.
Столы в групповых помещениях промываются горячей водой с моющим средством до и после каждого приема пищи.
Стулья, пеленальные столы, манежи и другое оборудование, а также подкладочные клеенки, клеенчатые нагрудники после использования моются горячей водой с мылом или иным моющим средством; нагрудники из ткани -стираются.
Игрушки моются в специально выделенных, промаркированных емкостях.
Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед использованием детьми моются проточной водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей.
Пенолатексные, ворсованные игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются согласно инструкции производителя.
Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке), допускается использовать в качестве демонстрационного материала.
Игрушки моются ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста — 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.
Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.
Уборка учебных и вспомогательных помещений проводится после окончания занятий, в отсутствие обучающихся, при открытых окнах или фрамугах.
При организации обучения в несколько смен, уборка проводиться по окончании каждой смены.
Уборка помещений интерната при общеобразовательной организации проводится не реже 1 раза в день.
При выполнении всех вышеуказанных мероприятий вероятность заболеваний ОРВИ, гриппом и новой коронавирусной инфекцией среди детей резко снижается.
(По материалам официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека)
Вентиляция в школах и программах по уходу за детьми
Открытие окон, использование переносных воздухоочистителей и улучшение фильтрации во всем здании — вот способы, которыми вы можете улучшить вентиляцию в вашей школе или программе по уходу за детьми.
Вентиляция является одним из компонентов поддержания здоровой окружающей среды и важной стратегией профилактики COVID-19 для школ и программ по уходу за детьми. Ношение хорошо сидящей многослойной маски помогает предотвратить попадание вирусных частиц в воздух или их вдыхание человеком, носящим маску. Хорошая вентиляция — еще один шаг, который может уменьшить количество вирусных частиц в воздухе. Наряду с другими профилактическими действиями вентиляция может снизить вероятность распространения болезни. Ниже приведены способы улучшения вентиляции в вашей школе или программе по уходу за детьми, будь то в большом здании или дома:
Применяя стратегии вентиляции, обязательно продолжайте регулярно принимать меры предосторожности для обеспечения безопасности маленьких детей, например, используйте вентиляторы с крышками и окна с экранами.
Продолжайте выполнять другие профилактические меры, чтобы помочь предотвратить распространение COVID-19. Держите детей отдельно друг от друга, насколько это возможно. По возможности помогайте детям от 2 лет и старше носить маски. Дети в возрасте до 2 лет не должны носить маски.
Впустите как можно больше наружного воздуха.
- Если это безопасно, откройте окна и двери. Даже простое открытие окна или двери помогает увеличить приток наружного воздуха, что помогает снизить потенциальную концентрацию вирусных частиц в воздухе. Если становится слишком холодно или жарко, отрегулируйте термостат. Не открывайте окна или двери, если это представляет угрозу безопасности или здоровью (например, падение, воздействие экстремальных температур или провоцирование симптомов астмы).
- Используйте безопасные для детей вентиляторы, чтобы увеличить эффективность открытых окон. Надежно закрепите вентиляторы в окне, чтобы выдувать потенциально загрязненный воздух и втягивать новый воздух через другие открытые окна и двери.
- Рассмотрите возможность проведения мероприятий, занятий или обедов на свежем воздухе, когда позволяют обстоятельства.
Убедитесь, что настройки отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (HVAC) обеспечивают максимальную вентиляцию.
- Убедитесь, что ваши системы вентиляции обслуживаются и соответствуют требованиям кода . Они должны обеспечивать приемлемое качество воздуха в помещении, как определено стандартом ASHRAE 62.1, для текущего уровня заполняемости каждого помещения.* Программы ухода за детьми на дому должны соответствовать требованиям, установленным государственными и местными регулирующими органами.
- Настройте системы HVAC на подачу такого количества наружного воздуха, которое позволяет ваша система. Уменьшите или устраните рециркуляцию воздуха HVAC, когда это целесообразно и после консультации со специалистом HVAC.*
- По возможности увеличьте общую подачу воздуха системы HVAC в занимаемые помещения . Увеличение потока воздуха способствует смешиванию воздуха и обеспечивает более частое прохождение рециркулируемого воздуха через фильтр.
- Отключение управления вентиляцией по потребности (DCV) , которые уменьшают подачу воздуха в зависимости от присутствия людей или температуры. Таким образом, подача воздуха будет оставаться постоянной в течение всего дня.
- Для простых систем ОВКВ, управляемых термостатом, установка переключателя управления вентилятором из положения «Авто» в положение «Вкл.» обеспечит непрерывную фильтрацию и распределение воздуха в системе ОВКВ.
- Рассмотрите возможность запуска системы HVAC с максимальным потоком наружного воздуха в течение 2 часов до и после того, как здание будет занято , чтобы освежить воздух перед прибытием и удалить оставшиеся частицы в конце дня.
Хорошая вентиляция важна, особенно в тех местах, где учащиеся не могут носить маски. Лучше всего есть на улице. Если вам нужно, чтобы учащиеся ели в столовой, используйте такие методы, как открывание окон, максимальную фильтрацию, насколько это позволяет система, и использование переносных воздухоочистителей HEPA.
Фильтруйте и/или очищайте воздух в вашей школе или программе по уходу за детьми.
- Максимально улучшить уровень фильтрации воздуха без значительного уменьшения потока воздуха.
- Убедитесь, что фильтры подобраны по размеру, установлены и заменены в соответствии с инструкциями производителя.
- Рассмотрите портативные воздухоочистители, в которых используются высокоэффективные фильтры для очистки воздуха (HEPA) фильтры для улучшения очистки воздуха везде, где это возможно, особенно в зонах повышенного риска, таких как кабинет медсестры или больничная/изолятор.
- Рассмотрите возможность использования ультрафиолетового бактерицидного облучения (UVGI) в школах и программах ухода за детьми вне дома в качестве дополнительного лечения для инактивации вируса, вызывающего COVID-19, особенно если возможности усиления вентиляции и фильтрации ограничены. Проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом, который поможет спроектировать и установить любую систему UVGI.
Шесть причин, по которым вентиляция в учебных классах необходима
By Кира Джопп, вторник, 11 января 2022 г.
Шесть причин, почему вентиляция в классах необходима
Вентиляция вашего класса так же важна, как вентиляция дома, если не больше! С 30 учениками в одной комнате можно только представить, насколько загрязнен воздух. Важность эффективной вентиляции имеет первостепенное значение в условиях пандемии. Это не только улучшит качество воздуха, но и повысит концентрацию и уровень продуктивности учащихся. Это имеет решающее значение для защиты здоровья и благополучия учеников и учителей в условиях наличия Covid-19..
1. Качество воздуха
Эффективная вентиляция обеспечивает постоянный обмен воздуха в соответствии с параметрами класса. Из помещения постоянно циркулирует поток свежего воздуха, а загрязненный затхлый воздух удаляется. Известно, что плохое качество воздуха в помещении связано со многими заболеваниями. Накопление загрязняющих веществ и летучих органических соединений (ЛОС) способствует сильному загрязнению воздуха, вдыхаемого учащимися и учителями. Чистящие средства, спреи и клей — лишь некоторые из факторов, создающих плохую атмосферу в классах. Установка системы вентиляции может помочь уменьшить накопление загрязняющих веществ за счет удаления токсичного воздуха.
2. Концентрация
Плохое качество воздуха в помещении связано со снижением уровня концентрации. Когда 30 детей находятся в одной комнате, уровень CO2 будет чрезвычайно высоким, который часто превышает максимальное значение, рекомендованное CIBSE, которое составляет 1500 частей на миллион. Это напрямую повлияет на производительность и концентрацию внимания тех, кто находится в комнате, вызывая усталость, сонливость, отсутствие концентрации и увеличение риска заражения Covid. Длительное воздействие загрязненного воздуха также может привести к головным болям, раздражению носа и горла и кашлю — звучит знакомо?
3.
ФильтрацияМеханические вентиляционные установки имеют встроенные фильтры, которые фильтруют не только выходящий воздух, но и поступающий извне. Высококачественные фильтры ePM10 70% (F7) установлены на входе приточного воздуха. Хотя мы называем «свежим воздухом» воздух, поступающий снаружи, насколько, по вашему мнению, он свежий? В зависимости от вашего местоположения и удаленности от городов, городов и оживленных дорог загрязнение воздуха различается. Фильтрация воздуха, поступающего в класс, обеспечивает минимизацию уровня загрязнения и поступление «свежего воздуха»!
Фильтрация должна использоваться вместе с вентиляцией, а не вместо нее.
4. Контроль
Преимущество механической вентиляции в том, что она не только позволяет вам контролировать микроклимат в помещении, но и влияет на температуру в помещении. Механическая вентиляция с рекуперацией тепла передает тепло от вытяжного воздуха к приточному воздуху без перекрестного загрязнения. Это означает, что тепло сохраняется в классе, пока воздух вентилируется. Добавление датчика CO2 в систему обеспечивает вентиляцию с регулированием по потребности, что означает, что приточный и вытяжной потоки увеличиваются и уменьшаются в зависимости от уровня CO2.
5. Строительные нормы и правила
Вентиляция также необходима для соблюдения последних строительных норм и правил, которые включают:
- Части F и L
- Руководство по соблюдению требований, предъявляемых к небытовым службам зданий, и Вентиляция и качество воздуха в помещениях в школах
- Строительный бюллетень 101 и 93 (BB101 и BB93)
6. Covid-19
Вентиляция важнее, чем когда-либо, при наличии вируса, передающегося воздушно-капельным путем. Covid нарушил нашу жизнь, но мы можем снова обеспечить безопасность помещений с помощью вентиляции. Поскольку маски больше не являются обязательными в школах (с 20 января 2022 г.), этот дополнительный защитный барьер исчез, вентиляция теперь имеет решающее значение для обеспечения безопасности людей.