Кран шаровой или шаровый как правильно писать: «Шаровой» или «шаровый кран» как пишется? Есть простое правило! – Как пишется шаровой или шаровый как правильно

конструкция, характеристики, виды, применение. Полный обзор.

Проходной шаровой кран в разрезеРис. 1. Проходной шаровой кран в разрезе.

Детали конструкции шаровых кранов варьируют в зависимости от сферы их применения. Например, на трубах с диаметром более 30 см ставятся модели с редукторами, а краны для высокоточной регулировки оснащаются измерительными приборами. Устройства с количеством патрубков больше 2-х, с T-образными или L-образными портами, позволяют смешивать и перенаправлять потоки. Но в быту чаще используют кран с двумя отводами (рис.1).

Затворная пробка запорного шарового кранаРис. 2. Затворная пробка запорного шарового крана.

Рассмотрим принципиальное устройство такого шарового крана.

Главный элемент крана — хорошо отшлифованный шар: сферический затвор/затворная пробка с цилиндрическим сквозным отверстием.

Диаметр отверстия совпадает с диаметром трубы либо чуть меньше. В зависимости от этого параметра краны делятся на полнопроходные и неполнопроходные/редуцированные. Первые дороже (иногда почти вдвое) и используются, когда важно минимизировать гидравлические потери. У вторых пропускная способность ниже на 20-50% (в зависимости от модификации). Это замедляет ток среды, повышает риск эрозии, снижает долговечность. Зато они дешевле и компактнее, поэтому их чаще всего выбирают для домашнего использования.

У кранов с функцией регулирования форм шара и отверстия более сложная конструкция (рис 3).

Затворная пробка регулирующего шарового кранаРис. 3. Затворная пробка регулирующего шарового крана.

Материал шара — сталь или латунь с антикоррозийным напылением (никель, хром).

Есть в продаже и модели из полипропилена для установки на пластиковые трубопроводы. Учитывайте, что они менее прочные, чем металлические, и не годятся для транспортировки горячих сред (выше 60

0С).

В большинстве кранов ставятся фторопластовые уплотнительные элементы. Этот материал рассчитан на эксплуатацию в диапазоне температур от -100С до +1500С. Для более сложных температурных условий чаще выбирают конструкции с жесткими уплотнениями из металла. Но они характеризуются меньшей герметичностью.

Шпиндель — деталь, которая передает усилие от рукоятки к шару. В современных моделях при сборке его устанавливают изнутри корпуса: это снижает риск выбивания при скачках давления.

Управлять положением затвора можно рукояткой (в форме рычага, бабочки или колеса), которая сверху удерживается самоблокирующейся гайкой.

Кстати, по цвету рукоятки можно быстро определить назначение крана (рис. 4). Если цвет желтый — это арматура для газопровода. Другими цветами обычно маркируют краны для систем отопления и водоснабжения.

Цвета ручек шаровых кранов разного назначения Цвета ручек шаровых кранов разного назначения

Рис. 4. Цвета ручек шаровых кранов разного назначения.

Когда требуется дистанционное управление, выбираются варианты с пневмо- и электроприводами (рис. 5).

Краны с приводами Краны с приводами

Рис. 5. Краны с приводами.

Корпус крана изготавливают из стали, латуни, чугуна или пластика. Для промышленного использования чаще заказывают модели в стальном корпусе, а для бытовых систем — латунные.

В зависимости от способа соединения с трубопроводной линией краны подразделяются на муфтовые, фланцевые и приварные (рис 6).

Разновидности крана по типу соединения (муфтовый, фланцевый, сварной) Разновидности крана по типу соединения (муфтовый, фланцевый, сварной) Разновидности крана по типу соединения (муфтовый, фланцевый, сварной)

Рис. 6. Разновидности крана по типу соединения (муфтовый, фланцевый, сварной).

Муфтовое соединение характерно для систем с диаметром трубы до 45 мм. Если нужно поставить запорную арматуру на домашний радиатор, то разумным решением будет муфтовый кран с наружной или внутренней резьбой.

Фланцевые соединения выдерживают большие нагрузки. Такие краны ставятся на системы с трубой более 50 мм в диаметре.

Для крепления приварного крана потребуется сварочный аппарат. Это соединение считается самым прочным и применяется в промышленных трубопроводах с большим диаметром.

Шаровой кран — Википедия

Большой промышленный шаровой кран с электроприводом и люком для технического обслуживания (затвор в открытом положении). Шаровой кран в разрезе. На снимке видны уплотнительные кольца и устройство крана. Шаровой кран в открытом (слева) и закрытом (справа) положениях.

Шаровой кран — разновидность трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого имеет сферическую форму[1]. Это один из современных и прогрессивных типов запорной арматуры, находящий всё большее применение для различных условий работы в трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, системах городского газоснабжения, водоснабжения, отопления и других областях. Имеется также возможность использовать его в качестве регулирующей арматуры

[2][3].

Конструкция шаровых кранов не нова и известна уже более 100 лет, однако в ранних вариантах она не обеспечивала плотного перекрытия прохода среды из-за трудности её обеспечения металлическими поверхностями шаровой пробки и сёдел корпуса. Появление и внедрение в арматуростроение таких материалов как фторопласт, синтетических каучуков для изготовления сёдел привели к началу широкого использования шаровых кранов. Новые материалы позволили обеспечить плотность закрытия и существенно снизить усилия, необходимые для управления краном.

Подвижным элементом (затвором) таких кранов служит пробка сферической формы — шар, по оси которой выполнено сквозное круглое отверстие для прохода среды. В

проходных кранах для полного закрытия или открытия прохода достаточно повернуть шар на 90°.

По типу шаровые краны делятся на полнопроходные и редуцированные (стандартнопроходные). Полнопроходной шаровой кран — диаметр отверстия в шаре которого соответствует внутреннему диаметру трубопровода, на который устанавливается кран. Гидравлические потери при проходе рабочей среды через полностью открытый кран весьма малы, практически такие же, как при проходе среды через трубу, равную по длине корпусу крана, что в разы меньше, чем в других типах запорной арматуры. Это ценное качество сделало краны данного типа основным запорным устройством на линейной части магистральных трубопроводов. Редуцированные или стандартнопроходные шаровые краны — диаметр отверстия в шаре которого на один типоразмер меньше диаметра трубопровода. Данный тип шаровых кранов применяется на трубопроводах, в которых не критична частичная потеря напора.

По типу присоединения шаровые краны могут быть: фланцевые, под приварку, муфтовые и комбинированные. Фланцевые шаровые краны применяются на трубопроводах, которые предусматривают частичную разборку/сборку, а также помещениях, в которых запрещена сварка. Краны с типом соединения под приварку используют на особо ответственных или труднодоступных участках трубопроводов, за счет полной герметичности перекрытия и прочности соединения. Краны с муфтовым соединением имеют внутреннюю коническую или цилиндрическую резьбу. В основном применяются в коммунальном хозяйстве. Шаровые краны с комбинированным присоединением являются универсальными и применяются в различных трубопроводных системах (соединение резьба/сварка, фланец/сварка и т. д.).

Кроме вышесказанного, шаровые краны имеют ряд других достоинств, среди которых:

  • простота конструкции;
  • высокая и надёжная герметичность;
  • небольшие габариты;
  • простая форма проточной части и отсутствие в ней застойных зон;
  • удобное управление;
  • малое время, затрачиваемое на поворот;
  • применимость для вязких и загрязнённых сред, суспензий, пульп и шламов.

Как недостаток, можно отметить необходимость наличия «мёртвой» зоны для поворота у кранов с консольной ручкой. Данный недостаток можно компенсировать краном с ручкой-барашком (также в просторечии называется «бабочкой» или «бантом»).

Сёдла в корпусе выполняются в виде колец из различных видов пластмасс (в основном фторопласта), что обеспечивает надёжную герметичность, лёгкость и плавность поворота шаровой пробки, но ограничивают применения таких кранов для сред с температурой не более 200 °C.

Управляются шаровые краны вручную (на малых диаметрах) и с использованием механизированного привода — электрического, пневмо- и гидравлического, причём для кранов на газопроводах имеется возможность использовать в качестве управляющей среды пневмопривода рабочую среду, транспортируемую по трубопроводу[2][3]. В быту шаровой кран может называться полуоборотным.

Устройство

На поясняющем рисунке изображены:

  • корпус крана (1);
  • сёдла в виде уплотнительных колец (2);
  • затвор в виде шаровой пробки (3);
  • рукоятка для ручного управления (4);
  • шпиндель крана, передающий усилие от рукоятки затвору (5).

Шаровые краны имеют большое разнообразие исполнений, но основные их различия — в конструкциях запорных органов: с

плавающим шаром и с шаром в опорах.

Конструкции запорных органов

Плавающий шар. Шары с цапфой для установки в опоры.

С плавающим шаром

В этом случае шаровая пробка не связана жёстко со шпинделем, может перемещаться по отношению к нему и под действием давления среды со стороны входа прижиматься к уплотнительному кольцу со стороны выхода, герметизируя таким образом кран. При больших диаметрах прохода и давлениях пробка создаёт чрезмерно большие нагрузки на уплотнительное кольцо, что затрудняет работу крана, поэтому такая конструкция обычно используется при номинальных диаметрах не более 200 мм.

С шаром в опорах

В таких кранах пробка устанавливается и поворачивается в опорах, она имеет осевой выступ (цапфу) в нижней части, входящий в специальное углубление, а сёдла под действием давления прижимаются к её сферической поверхности. Такая конструкция существенно снижает усилия, необходимые для управления краном и позволяет применять приводные устройства меньшей мощности, чем для кранов с плавающим шаром, однако такие устройства конструктивно сложнее и имеют более высокую стоимость.

Фиксирующая цапфа пробки при этом может иметь подшипники качения или самосмазывающиеся подшипники скольжения, что используется в большом количестве конструкций[2][3].

Корректное название

По правилам русского языка, в отношении, в данном случае, запорной арматуры, элементом которой является шар, правильное произношение и написание будет шаровой кран, а не шаровый кран. Шаровый означает цвет (дымчато-серый).

См. также

Примечания

Шаровой кран — Википедия. Что такое Шаровой кран

Большой промышленный шаровой кран с электроприводом и люком для технического обслуживания (затвор в открытом положении). Шаровой кран в разрезе. На снимке видны уплотнительные кольца и устройство крана. Шаровой кран в открытом (слева) и закрытом (справа) положениях.

Шаровой (шаровый) кран — разновидность трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого имеет сферическую форму[1]. Это один из современных и прогрессивных типов запорной арматуры, находящий всё большее применение для различных условий работы в трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, системах городского газоснабжения, водоснабжения, отопления и других областях. Имеется также возможность использовать его в качестве регулирующей арматуры[2][3].

Конструкция шаровых кранов не нова и известна уже более 100 лет, однако в ранних вариантах она не обеспечивала плотного перекрытия прохода среды из-за трудности её обеспечения металлическими поверхностями шаровой пробки и сёдел корпуса. Появление и внедрение в арматуростроение таких материалов как фторопласт, синтетических каучуков для изготовления сёдел привели к началу широкого использования шаровых кранов. Новые материалы позволили обеспечить плотность закрытия и существенно снизить усилия, необходимые для управления краном.

Подвижным элементом (затвором) таких кранов служит пробка сферической формы — шар, по оси которой выполнено сквозное круглое отверстие для прохода среды. В проходных кранах для полного закрытия или открытия прохода достаточно повернуть шар на 90°.

По типу шаровые краны делятся на полнопроходные и редуцированные (стандартнопроходные). Полнопроходной шаровой кран — диаметр отверстия в шаре которого соответствует внутреннему диаметру трубопровода, на который устанавливается кран. Гидравлические потери при проходе рабочей среды через полностью открытый кран весьма малы, практически такие же, как при проходе среды через трубу, равную по длине корпусу крана, что в разы меньше, чем в других типах запорной арматуры. Это ценное качество сделало краны данного типа основным запорным устройством на линейной части магистральных трубопроводов. Редуцированные или стандартнопроходные шаровые краны — диаметр отверстия в шаре которого на один типоразмер меньше диаметра трубопровода. Данный тип шаровых кранов применяется на трубопроводах, в которых не критична частичная потеря напора.

По типу присоединения шаровые краны могут быть: фланцевые, под приварку, муфтовые и комбинированные. Фланцевые шаровые краны применяются на трубопроводах, которые предусматривают частичную разборку/сборку, а также помещениях, в которых запрещена сварка. Краны с типом соединения под приварку используют на особо ответственных или труднодоступных участках трубопроводов, за счет полной герметичности перекрытия и прочности соединения. Краны с муфтовым соединением имеют внутреннюю коническую или цилиндрическую резьбу. В основном применяются в коммунальном хозяйстве. Шаровые краны с комбинированным присоединением являются универсальными и применяются в различных трубопроводных системах (соединение резьба/сварка, фланец/сварка и т. д.).

Кроме вышесказанного, шаровые краны имеют ряд других достоинств, среди которых:

  • простота конструкции;
  • высокая и надёжная герметичность;
  • небольшие габариты;
  • простая форма проточной части и отсутствие в ней застойных зон;
  • удобное управление;
  • малое время, затрачиваемое на поворот;
  • применимость для вязких и загрязнённых сред, суспензий, пульп и шламов.

Как недостаток, можно отметить необходимость наличия «мёртвой» зоны для поворота у кранов с консольной ручкой. Данный недостаток можно компенсировать краном с ручкой-барашком (также в просторечии называется «бабочкой» или «бантом»).

Сёдла в корпусе выполняются в виде колец из различных видов пластмасс (в основном фторопласта), что обеспечивает надёжную герметичность, лёгкость и плавность поворота шаровой пробки, но ограничивают применения таких кранов для сред с температурой не более 200 °C.

Управляются шаровые краны вручную (на малых диаметрах) и с использованием механизированного привода — электрического, пневмо- и гидравлического, причём для кранов на газопроводах имеется возможность использовать в качестве управляющей среды пневмопривода рабочую среду, транспортируемую по трубопроводу[2][3]. В быту шаровой кран может называться полуоборотным.

Устройство

На поясняющем рисунке изображены:

  • корпус крана (1);
  • сёдла в виде уплотнительных колец (2);
  • затвор в виде шаровой пробки (3);
  • рукоятка для ручного управления (4);
  • шпиндель крана, передающий усилие от рукоятки затвору (5).

Шаровые краны имеют большое разнообразие исполнений, но основные их различия — в конструкциях запорных органов: с плавающим шаром и с шаром в опорах.

Конструкции запорных органов

Плавающий шар. Шары с цапфой для установки в опоры.

С плавающим шаром

В этом случае шаровая пробка не связана жёстко со шпинделем, может перемещаться по отношению к нему и под действием давления среды со стороны входа прижиматься к уплотнительному кольцу со стороны выхода, герметизируя таким образом кран. При больших диаметрах прохода и давлениях пробка создаёт чрезмерно большие нагрузки на уплотнительное кольцо, что затрудняет работу крана, поэтому такая конструкция обычно используется при номинальных диаметрах не более 200 мм.

С шаром в опорах

В таких кранах пробка устанавливается и поворачивается в опорах, она имеет осевой выступ (цапфу) в нижней части, входящий в специальное углубление, а сёдла под действием давления прижимаются к её сферической поверхности. Такая конструкция существенно снижает усилия, необходимые для управления краном и позволяет применять приводные устройства меньшей мощности, чем для кранов с плавающим шаром, однако такие устройства конструктивно сложнее и имеют более высокую стоимость.

Фиксирующая цапфа пробки при этом может иметь подшипники качения или самосмазывающиеся подшипники скольжения, что используется в большом количестве конструкций[2][3].

Корректное название

По правилам русского языка, в отношении, в данном случае, запорной арматуры, элементом которой является шар, правильное произношение и написание будет шаровой кран, а не шаровый кран. Шаровый означает цвет (дымчато-серый).

См. также

Примечания

Как выбрать шаровый кран: материал и проверка на качество

Рано или поздно каждый человек сталкивается с необходимостью замены шарового крана. И первый вопрос, который при этом возникает – как купить качественный шаровый кран и не попасть на подделку? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе и выяснить – чем же они отличаются.

Как выбрать шаровый кран: материал и проверка на качествоКак выбрать шаровый кран: материал и проверка на качество

Не так давно найти качественный шаровый кран было настоящей проблемой. Прилавки магазинов были заполнены силуминовыми подделками, которые не имели никаких внешних отличий от латунных никелированных кранов. Единственной разницей было качество крана. Подделки ломались слишком быстро, вынуждая человека платить за очередную замену шарового крана.

Сейчас даже обычная домохозяйка знает, что столкнувшись с подобной ситуацией, необходимо покупать шаровый кран из настоящей латуни. Именно поэтому многие производители начали оставлять резьбу крана без покрытия, что позволяет убедиться в том, что для его изготовления использовалась латунь. Казалось бы, что теперь обмануть покупателя и подсунуть ему шаровый кран низкого качества просто невозможно. Но это мнение ошибочное. Немногие люди знают, что за качество крана отвечает не только материал, из которого изготовлен его корпус. Конечно, латунного или бронзового крана будет вполне достаточно для перекрытия воздуха. Но если речь идет о необходимости перекрывать систему водоснабжения или отопления, то этого будет недостаточно.

Как выбрать шаровый кран: материал и проверка на качествоКак выбрать шаровый кран: материал и проверка на качество

Шаровый кран получил свое название благодаря форме перекрывающего элемента. Этот небольшой шарик принимает на себя основную нагрузку и играет главную роль. Перекрывающий элемент никогда не находится в одном положении. Он подвижен, испытывает трение и находится в прямом контакте с водой. Если эта деталь изготовлена из черного металла, говорить о ее долговечности просто бессмысленно. Металл быстро подвергается коррозии, теряет свою гладкость и, как следствие, начинает пропускать воду. И это еще не самое страшное. Через несколько месяцев использования такой шаровый кран попросту заклинит и исправлять ситуацию придется в срочном порядке.

Собственно, из этого следует, что кран с перекрывающим элементом из черного металла лучше не покупать. Но как понять, что шар изготовлен именно из такого материала? А сделать это очень просто. Возьмите магнит, поместите его во внутрь крана, когда механизм находится в закрытом положении, и переверните его. Если магнит вывалился, значит у вас в руках шаровый кран высокого качества.

А вы знаете еще способы, которые помогут отличить подделку от качественного шарового крана?

Ответы Mail.ru: Какой шаровый кран выбрать?

И те и те бывают подделки… бери в солидном магазине Valtec

бери вариант номер 2 не ошибёшься

Валтек итальянский Китай, в принципе, сносного качества, что называется цена/качество, но не более. Бугатти Италия, но есть одно но. Хорошие краны, мощные латунные корпуса, надежный сальниковый узел, но со временем, что то происходит с шаром и они туго начинают работать, иногда не закрываясь полностью. Есть такая особенность этих кранов. Поэтому, если и брать Бугатти, то только не с бабочкой, а с длинной ручкой. Бабочку потом сил не хватит открыть/закрыть. Кстати, этой проблемы (тугой ход шара) лишены итальянские краны Итап и Джакомини.

Giacomini, Bugatti, Oventrop, Onnline. <a rel=»nofollow» href=»http://www.mastergrad.com/forums/t153310-kak-vybrat-kachestvennyy-sharovyy-kran/» target=»_blank»>http://www.mastergrad.com/forums/t153310-kak-vybrat-kachestvennyy-sharovyy-kran/</a>

Я бы не советовал ставить шаровые. Они не долговечны и буквально через год начинают пропускать воду в закрытом состоянии. Сколько ни покупал, все со временем начинаю подкапывать

Не соглашусь ни с кем). Валтек это не итальянский китай, а русский. Вот Бугатти да — теперь итальянский китай на 100%. Первые лопаются, вторые — закисают. Если себе ставишь — купи итальянскую италию — Effebi делает лучшие шаровые краны в европе. И бонус — их не подделывают. В Москве Effebi есть у нескольких компаний, я брал у официалов в Рэндстрое, цена на розницу как мелкий опт <a rel=»nofollow» href=»http://www.rendstroy.com/catalog/1118/» target=»_blank»>http://www.rendstroy.com/catalog/1118/</a>. Через сайт не бери, звони сразу.

Значит прокладки придется менять или же вообще убирать проблему эту целиком и поменять смеситель, потому как от времени скорее всего он прогнил. На <a href=»/» rel=»nofollow» title=»50484061:##:»>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a> мы себе новый брали недавно, была такая проблема.

Здравствуйте. На Техмаркет Гиаком имеются любые виды кранов, могут подойти для хозяйства. Цена неплохая, возможно где то есть и дешевле но на Техмаркет Гиакоме по крайней мере безопасно. Попробуйте взять там может понравится 🙂

Да в принципе и те и другие вполне достойный вариант, неплохие они оба. На самом деле не так много на данный момент запорной арматуры производится не на территории КНР, на ум приходят в первую очередь латунные Бологовского Арматурного Завода, он недавно обанкротился, потом снова начал работу, неизвестно, какого качества там сейчас продукция. Если хотите прям надёжные (и не сильно дороже), то берите нержавеющие краны 12х18н10т, вроде таких : <a rel=»nofollow» href=»https://krany-sharovye.ru/catalog/krany-nerzhaveyushchie/krany-12kh28n10t/» target=»_blank»>https://krany-sharovye.ru/catalog/krany-nerzhaveyushchie/krany-12kh28n10t/</a>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*