Признаки воздушной пробки в системе охлаждения двигателя
Практически всегда воздушные пробки возникают после замены элементов системы охлаждения (печки, крана отопителя, радиатора, шлангов), которая сопровождается частичным или полным сливом и заливом охлаждающей жидкости.
Так же, при проведении плановой работы по замене тосола или антифриза в системе, можно запросто «загнать» туда воздушную пробку если не соблюдать некоторые ее особенности.
В зависимости от того сколько воздуха попало в ОЖ признаки этой неисправности будут либо практически не заметными, либо водитель сразу поймет, что что-то не так. Вот несколько симптомов наличия воздушной пробки в системе охлаждения двигателя. На примере двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Признаки (симптомы) наличия воздушной пробки в системе охлаждения двигателя автомобиля
1. Плохо греет «печка».
Либо не греет вообще. Радиатор отопителя — «печка» входит в состав малого круга системы охлаждения двигателя. Поэтому теплая охлаждающая жидкость (ОЖ) начинает поступать в него, из «рубашки» вокруг цилиндров, сразу после пуска двигателя. В результате «печка» должна начинать греть практически мгновенно. Даже при минусовой температуре на улице прогрев салона обычно занимает минут 7-10, а в летний период в среднем 5 минут.
Радиатор отопителя салона — «печки» автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099В случае, если в системе охлаждения имеется воздух, он загоняется в ее самую верхнюю точку — радиатор отопителя салона, и «печка» не греет, так тосол в нее не поступает (подача заблокирована воздухом). Самостоятельно он оттуда выходит крайне редко. Поэтому, если двигатель уже прогрелся до рабочей температуры, а «печка» гонит чуть теплый воздух имеет смысл попробовать удалить эту воздушную пробку.
2. Постоянно перегревается двигатель автомобиля.
При появлении воздушных пробок в радиаторе, каналах и шлангах системы охлаждения в ней нарушается циркуляция охлаждающей жидкости, она не успевает охлаждаться набегающим потоком воздуха и встроенными штатными средствами охлаждения, как результат, наступает перегрев двигателя. Стрелка на указателе температуры быстрее чем обычно отклоняется к 130º, начинает постоянно работать вентилятор на радиаторе и водитель периодически слышит бурление в расширительном бачке. Это кипит тосол или антифриз, что недопустимо.
Если до ремонта системы охлаждения или замены в ней ОЖ такой картины не наблюдалось, а теперь признаки появления воздушной пробки (симптомы) на лицо, то нужно как можно скорее постараться удалить воздух из системы пока не повело головку блока и не залегли (потеряли упругость) поршневые кольца.
Как удалить воздушную пробку из системы охлаждения?
Подробности этой работы в статье «Как удалить воздушную пробку в системе охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Дать автомобильному двигателю поработать десять минут на уклоне — один из способов удаления воздушной пробки из его системы охлажденияПримечания и дополнения
— Следует учитывать, что «печка» может не греть по целому ряду других причин. Например, засорение системы охлаждения отложениями и остатками герметика. Особенно после ремонта системы охлаждения с применением герметика или устранения течи ОЖ специальным средством.
— Помимо этого причиной перегрева двигателя автомобиля помимо воздушной пробки часто бывает неисправность термостата. Из-за заклинивания его клапана в закрытом положении.
Еще статьи по системе охлаждения двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Признаки (симптомы) неисправности помпы системы охлаждения двигателя автомобиля
— Заклинил термостат признаки и причины неисправности
— Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости, почему?
— Потек радиатор, что делать и почему?
— Проверка системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Признаки неисправности термостата системы охлаждения двигателя
Подписывайтесь на нас!
ᐉ Воздушная пробка в системе охлаждения. Как от нее избавиться?
СОДЕРЖАНИЕ:
- Почему в системе охлаждения образуются воздушные пробки?
- Как устранить воздушную пробку из системы охлаждения?
Казалось бы, что может быть опасного в том, что немного воздуха попало в систему охлаждения? На самом деле, воздушная пробка, образовавшаяся в системе охлаждения, может вызвать сильный перегрев и, как следствие, поломку мотора. Кроме того, образовавшаяся воздушная пробка мешает работе отопителя. Устранение воздушной пробки из системы охлаждения — процедура несложная, сделать это гораздо проще, чем потом устранять последствия перегрева двигателя.
Почему в системе охлаждения образуются воздушные пробки?
Причин попадания воздуха в охлаждающую систему двигателя может быть несколько. Самая распространенная из них — это нарушение герметичности в местах соединения трубок системы с патрубками и штуцерами. Кроме того, очень часто воздух в систему охлаждения попадает из-за несоблюдения правил замены или долива охлаждающей жидкости.
Еще одна возможная причина образования воздушной пробки в системе — это неисправность воздушного клапана расширительного бачка. Когда клапан выходит из строя, он, вместо того чтобы спускать избыточное давление, пропускает воздух внутрь системы. Также воздух может засасываться через помпу, если у нее нарушена герметичность.
Воздух в систему охлаждения двигателя также можно попадать из-за дефекта во внешней оболочке одного из радиаторов или прокладки блока цилиндров.
Причину попадания воздуха в систему охлаждения следует устранить, а саму пробку — выгнать из системы во избежание более серьезных проблем.
Как устранить воздушную пробку из системы охлаждения?
Выгнать воздух из системы охлаждения можно несколькими способами. Самый простой способ — это поднять переднюю часть автомобиля вверх, чтобы воздушная пробка вышла сама через горловину радиатора. Бывают случаи, когда пробка не выходит сама, так как ее удерживает давление жидкости в системе охлаждения. В таком случае чтобы удалить воздушную пробку, необходимо сбросить давление в системе: ослабить соединение на выводящем патрубке радиатора и дождаться, пока не потечет охлаждающая жидкость.
Еще один способ устранения воздушной пробки из системы охлаждения потребует некоторого количества охлаждающей жидкости для долива. Порядок действий таков.
- Как и в первом случае, машину необходимо поставить «мордой» кверху, чтобы горловина радиатора была в верхней точке.
- В расширительный бачок залить охлаждающую жидкость до максимального уровня, а на радиаторе — открыть пробку, через которую стравливается воздух.
- Завести машину и включить печку на максимум.
- Периодически производить перегазовку.
- Поставить помощника, чтобы он наблюдал за пузырьками воздуха, которые выходят из расширительного бачка.
- Если из печки начал дуть горячий воздух, это значит, что термостат открыл задвижку по максимуму.
- Когда из отверстия начала идти жидкость без пузырьков воздуха, отверстие можно закрывать. После этого в расширительный бачок нужно долить необходимое количество охлаждающей жидкости.
Что вызывает пузыри в бачке охлаждающей жидкости?
Для обеспечения эффективной работы двигателя в автомобилях используется жидкостная или воздушная система охлаждения. С другой стороны, жидкостная система охлаждения используется в большинстве автомобилей. Эта система основана на сети труб, по которым охлаждающая жидкость поступает к двигателю.
Эта охлаждающая жидкость хранится в резиновом резервуаре, известном как резервуар для охлаждающей жидкости, и оттуда распределяется по компонентам двигателя.
Однако в какой-то момент бачок охлаждающей жидкости может начать кипеть, и вы можете недоумевать, почему. По разным причинам пузыри в бачке охлаждающей жидкости могут возникать по разным причинам. В то время как некоторые из них могут не требовать срочных действий, для некоторых потребуется найти ближайший автосервис в Интернете и поговорить с квалифицированным автомехаником, чтобы установить проблему.
В бачке охлаждающей жидкости воздух образует пузырьки. Как? Многие системы охлаждения автомобилей находятся под давлением и имеют герметичную систему шлангов, позволяющую охлаждающей жидкости циркулировать вокруг двигателя. Когда воздух попадает в эту закрытую систему, он создает воздушные карманы. Воздушный карман препятствует потоку жидкости, вызывая повышение температуры и закипание охлаждающей жидкости внутри резервуара.
Резервуарные пузыри могут быть опасны, но они не всегда вызывают беспокойство. В результате различных действий в систему охлаждения естественным образом попадет воздух. В других случаях наличие воздуха в системе охлаждения может свидетельствовать о наличии неисправного компонента, который необходимо отремонтировать. Рекомендуется, чтобы при завершении полного обслуживания автомобиля вы также заказывали промывку охлаждающей жидкостью, чтобы избежать перегрева двигателя в будущем. Давайте посмотрим на них один за другим:
1. Воздушные карманы
Воздушные карманы остаются в системе охлаждения при сливе и замене охлаждающей жидкости. По мере прогрева автомобиля воздушные карманы расширяются и вытесняются в бачок охлаждающей жидкости. Поскольку расширяющиеся воздушные карманы схлопываются при остывании двигателя, охлаждающая жидкость вытягивается из резервуара, чтобы заменить воздух. В результате появляются пузырьки. Это обычное явление, но его можно предотвратить.
2. Неисправная крышка радиатора
Крышка радиатора действует как герметичное уплотнение, позволяя охлаждающей жидкости поступать в расширительный бачок, сохраняя при этом высокое давление в системе охлаждения. Когда эта крышка ломается или заменяется несовместимой, воздух попадает в систему охлаждения, вызывая закипание бачка с охлаждающей жидкостью. После продолжительной езды вы увидите пузыри в бачке охлаждающей жидкости, что указывает на то, что пузыри вызваны неисправной крышкой радиатора.
3. Неисправный термостат
Неисправный автомобильный термостат регулирует поток охлаждающей жидкости в радиатор и из него. В этом случае термостат должен открываться и закрываться в определенное время. Он должен открываться, чтобы горячая охлаждающая жидкость из двигателя вытекала и охлаждалась в радиаторе. Затем оставайтесь рядом с автомобилем, пока двигатель нагревает охлаждающую жидкость, чтобы запустить ее. Когда термостат выходит из строя, он не открывается и не закрывается в нужное время. В результате нерегулируемого воздушного потока возникает эффект пузырьков в бачке охлаждающей жидкости или радиаторе.
4. Протекающая или продутая прокладка головки блока цилиндров
Наиболее распространенной причиной образования пузырьков в бачке охлаждающей жидкости является изношенная или продутая прокладка головки блока цилиндров. При выходе из строя прокладки головки газообразные продукты сгорания из любого цилиндра просачиваются в водяную рубашку, нагнетая воздух в систему охлаждения через головку блока цилиндров. Наличие пузырей вскоре после запуска двигателя является простым методом определения того, вызвана ли пузырение неисправной прокладкой.
5. Неисправность клапана управления отопителем или шланга
Блок управления отопителем позволяет горячей охлаждающей жидкости поступать в радиатор отопителя, сохраняя тепло в салоне. При выходе из строя клапана отопителя или ослаблении соединения шланга с отопителем воздух попадает в систему охлаждения, вызывая закипание охлаждающей жидкости в бачке.
6. Утечка шланга бачка охлаждающей жидкости
Соединение, соединяющее радиатор с бачком охлаждающей жидкости, всегда должно быть герметичным и герметичным. Воздух просачивается в патрубок радиатора, если он поврежден или изношен, что приводит к закипанию бачка охлаждающей жидкости.
7. Неисправный водяной насос
Неисправный водяной насос циркулирует антифриз или охлаждающую жидкость через охлаждающие трубки радиатора, где он охлаждается и поступает к компонентам двигателя по каналам и трубам двигателя. При неисправности водяного насоса воздух попадает на вход насоса. Захваченный воздух вызывает появление пузырьков, когда он достигает впускного отверстия радиатора или клапана охлаждающей жидкости.
8. Ржавчина, коррозия и загрязнение
Радиатор, как и другие металлические компоненты, со временем может ржаветь. Кроме того, если радиатор не очищать и не снабжать соответствующей охлаждающей жидкостью на регулярной основе, в нем будут собираться загрязняющие вещества. Ржавчина, грязь и другой мусор могут забить трубки радиатора, что приведет к неисправности термостата и водяного насоса.
Как удалить воздух из системы охлаждения двигателя
Если во время движения температура двигателя без видимой причины повышается, возможно, в системе охлаждения возникла неисправность. Если вы можете исключить утечку, наиболее вероятной причиной является попадание воздуха в контур охлаждения. Решение: прокачать радиатор!
Вентиляция радиатора всегда должна выполняться надлежащим образом. Мы покажем вам, что нужно учитывать, чтобы восстановить бесперебойную циркуляцию охлаждающей воды.
Зачем нужно удалять воздух?
Системы отопления и охлаждения работают по одному принципу: вода предназначена для циркуляции внутри автономной системы. При попадании воздуха эта циркуляция нарушается, что может привести к снижению эффективности, а также к потенциальному ущербу. В системе отопления проблему можно решить путем прокачки радиаторов. То же самое касается и системы охлаждения автомобиля. Здесь также можно удалить попавший воздух путем стравливания. В противном случае крошечные пузырьки воздуха препятствуют правильной циркуляции охлаждающей жидкости. Результатом является снижение охлаждающей способности и последующее повышение температуры, что может привести к перегреву. Вот почему вы должны прокачивать радиатор после каждой заливки охлаждающей жидкости или антифриза.
Как удалить воздух из радиатора
Прежде всего, необходимо слить охлаждающую воду и утилизировать ее в соответствии с требованиями законодательства. Обратите внимание, что его следует утилизировать так же, как и отработанное масло. Далее необходимо смешать охлаждающую жидкость в чистой емкости, соблюдая соотношение, указанное в инструкции. При наличии выпускных клапанов теперь можно приступить к открытию расширительного бачка и заполнению его новой охлаждающей жидкостью до максимальной отметки. Затем снова закройте его, запустите двигатель и дайте ему поработать. Теперь можно немного приоткрыть выпускные клапаны. Проверьте, не выходят ли пузырьки. Если выходит только жидкость без каких-либо пузырьков, вы можете продолжить и снова закрыть выпускные клапаны. Запустите двигатель, дайте ему прогреться и следите за указателем температуры. Установите вентилятор на минимальную скорость и обогрев на максимальную. Теперь можно снова закрыть расширительный бачок и закрыть капот. На этом этапе рекомендуется совершить быстрый тест-драйв и при необходимости долить охлаждающую жидкость.
В принципе, вы можете использовать эту инструкцию для любой модели автомобиля. Некоторые автомобили не имеют выпускных клапанов, другие имеют один или несколько. Расположение выпускных клапанов также различается в зависимости от автомобиля. Если вы не уверены или недостаточно уверены, чтобы сделать это самостоятельно, мы рекомендуем вам доверить вентиляцию системы охлаждения механику, которому вы доверяете.
Прокачка системы охлаждения разрежением
У некоторых производителей автомобилей процесс прокачки немного сложнее. Некоторые модели BMW или Porsche не могут быть правильно прокачаны с помощью предыдущих инструкций. Вот почему мы покажем вам еще один способ прокачки системы охлаждения — с помощью отрицательного давления.
Рекомендация: Для удаления воздуха из системы охлаждения с отрицательным давлением вам потребуется специальный инструмент – так называемое устройство для заполнения и удаления воздуха из системы охлаждения.
Для начала прикрутите бачок охлаждающей жидкости, установите и закрепите универсальный переходник. Подсоедините сжатый воздух с максимальным давлением 8 бар к устройству удаления воздуха. Откройте клапан сжатого воздуха и создайте отрицательное давление. После удаления воздуха из системы и создания вакуума снова закройте вентиль. Держите подходящую охлаждающую жидкость в отдельной емкости. Заполните всасывающий шланг охлаждающей водой, чтобы пузырьки воздуха не засасывались снова. Теперь поместите всасывающий шланг в контейнер, который у вас есть наготове. Откройте вентиль на впускном шланге и залейте охлаждающую жидкость в систему без пузырьков воздуха. Как только контур системы охлаждения заполнится, снова закройте впускной клапан.